Методическая разработка "Техногенная катастрофа ХХ века"
методическая разработка

Каргинова Инна Александровна

Цель:Познакомить учащихся с аварией на Чернобыльской АЭС и ее последствиями.

Задачи:

1.Показать значимость и масштаб катастрофы.

2. Дать представление о нормах поведения людей в условиях чрезвычайной ситуации. Показать единство народа СССР в условиях трагедии.

3. воспитывать патриотизм, высоконравственные отношения к подвигу защитников Отечества.

4. Повысить экологическую грамотность обучающихся на примере последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnogennaya_katastrofa_20_veka.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Устного журнала

 «Техногенная катастрофа ХХ века»

Москва

2022

Сценарий проведения устного журнала посвящённого Международному дню памяти жертв радиационных аварий и катастроф.

Цели:

  1. Рассказать обучающимся о чернобыльской трагедии; способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.
  2. Развивать позитивную активную жизненную и профессиональную позицию;
  3. Развивать творческую самостоятельность обучающихся и их интерес к экологическим проблемам;
  4. Воспитать уважения к памяти героев-ликвидаторов ЧАЭС и к профессионалам, продолжающим после чернобыльских событий активную деятельность на благо человечества;
  5. Формировать у обучающихся личностное отношение к данным событиям.

Оборудование: техника для мультимедиа презентации.

 Предварительная подготовка: 

  • составление видеопрезентации;
  • подготовка видеофрагментов;
  • поиск музыкальных композиций;
  • подготовка обучающихся для выступлений.

Вводное слово преподавателя:

Дорогие друзья! Сегодня мы хотим рассказать о  тех людях, которые 35 лет назад в апреле 1986 года спасли мир от чудовищной катастрофы. Чёрный юбилей трагедии. Юбилей, который не празднуют, но который нужно помнить. 

1 ведущий.

Испытания 4 блока Чернобыльской АЭС должны были пройти до его эксплуатации в декабре 1983 года. Однако директор Виктор Брюханов распорядился перенести испытания, чтобы уложится в график работ до конца года. И хотя с тех пор проводились проверки, все они окончились неудачно. К началу 1986 года испытания были просрочены на 2 года.

В 14.00 в пятницу после доработки одного из огромных генераторов блока – турбины №8 – испытания можно было наконец начинать.

2 ведущий.

Блочный щит управления 4-го энергоблока был большой коробкой без окон, около 20м в ширину и 10м в глубину, с полом из полированного камня и низким подвесным потолком с утопленными  люминесцентными светильниками и вентиляционными решетками. Обычно здесь находилось четыре работника. Людей в помещении было много, остались работники и инженеры предыдущей смены, которые пришли посмотреть на испытания.

Видео об аварии на ЧАЭС.

1 ведущий.

До утра не дожив,

Тишина раскололась,

На зловещий тот взрыв.

В темноте напоролась.

И, пошла! Все крушить,

Раскаленная каша.

Суд великий вершить.

Над беспечностью нашей.

Полетело все вверх:

Перекрытия, блоки.

И огонь заплясал.

На разрушенном блоке.

По дорогам уже завывают сирены.

Прямо в лоб им летят

Невидимки-рентгены.

Взрывы и возникший пожар сопровождались выбросом огромной радиоактивности. Ежесуточно в окружающую среду попадали миллионы Кюри (один Кюри приблизительно равен радиоактивности одного грамма изотопа радия-226), и этот процесс продолжался до 6 мая 1986 года, после чего выброс резко упал (в тысячи раз) и в дальнейшем продолжал уменьшаться.

2 ведущий.

Земля и воздух зло в себе таят,-

Плоды и злаки, и цветы, и травы –

Всё смерть несёт, всё истощает яд,

Дыхание губительной отравы.

Чернобыля зловещая звезда,

Незримая, как рок, горит над нами.

В тревоге и печали города,

И цепенеет страх над деревнями.

В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 миллионов гектар земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов, а также личный авто- и мототранспорт эвакуированных жителей.

1 ведущий.

Несвоевременность, неполнота и противоречивость официальной информации о катастрофе породили множество независимых интерпретаций. Иногда жертвами трагедии считают не только граждан, умерших сразу после аварии, но и жителей прилегающих областей, которые вышли на первомайскую демонстрацию, не зная об аварии. При таком подсчёте чернобыльская катастрофа значительно превосходит атомную бомбардировку Хиросимы по числу пострадавших.

Гринпис и Международная организация «Врачи против ядерной войны»  утверждают, что в результате аварии только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек.

2 ведущий.

Для ликвидации последствий аварии была создана правительственная комиссия, председатель — заместитель председателя Совета министров СССР Б. Е. Щербина. 

От института, разработавшего реактор, в комиссию вошёл химик-неорганик академик В. А. Легасов. В итоге он проработал на месте аварии 4 месяца вместо положенных двух недель. Именно он рассчитал возможность применения и разработал состав смеси, которой с самого первого дня забрасывали с вертолётов зону реактора для предотвращения дальнейшего разогрева остатков реактора и уменьшения выбросов радиоактивных аэрозолей в атмосферу.

Первые десять суток генерал-майор авиации Н. Т. Антошкин непосредственно руководил действиями личного состава по сбросу смеси с вертолётов..

1 ведущий.

Для координации работ были также созданы республиканские комиссии в Белорусской ССР, Украинской ССР и в РСФСР, различные ведомственные комиссии и штабы. В 30-километровую зону вокруг ЧАЭС стали прибывать специалисты, командированные для проведения работ на аварийном блоке и вокруг него, а также воинские части — как регулярные, так и составленные из срочно призванных резервистов. Всех этих людей позднее стали называть «ликвидаторами».

Они работали в опасной зоне посменно: те, кто набрал максимально допустимую дозу радиации, уезжали, а на их место приезжали другие. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 тысяч человек. Общее количество ликвидаторов составило, включая последующие годы, около 600 тысяч.

2 ведущий.

Не нужны после марта апрели…
Этот месяц — особый палач.
Память скорби — в солдатской шинели,
Вдовий всхлип и особенный плач.
В тёмной шали, слеза с чёрной тушью,
Валерьянкой пропахший платок.
И слова с утешительной чушью.
И впитавший дожди бугорок.

1 ведущий.

Не нужны после марта апрели...
В них сто тысяч бесстрашных сердец.
Вкус от жизни понять не успели,
А уже замаячил конец.
Всё руками: графит и бетоны.
Монолит до небес — саркофаг.
Каждый день шли на бой батальоны,
Водрузив в завершении флаг.
2 ведущий.

Не нужны после марта апрели…
Память сердца —нам всем ты нужна!
На могилах от вишен метели,
В день беды по стране — тишина…

Заключительное слово преподавателя.

26 апреля отмечается Международный день памяти о чернобыльской катастрофе.

Он был провозглашен резолюцией Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций от 8 декабря 2016 года. В ней Генеральная Ассамблея предложила "всем государствам-членам, соответствующим учреждениям системы Организации Объединенных Наций и другим международным организациям, а также гражданскому обществу отмечать этот день" - день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия в XVIII веке (методическое пособие)

Учебно -методическое пособие представляет собой краткий опорный конспект по истории России XVIII века. Cостоит из пяти тем, в конце каждой темы сформулированы контрольные вопросы.Опорный конспект позв...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОПОДГОТОВКЕ к практическим и семинарским занятиям ( для студентов IV курса) по медицине катастроф

Усвоение  теоретического  материала по дисциплине позволит  приобрести знания, которые успешно  претворяются в умения и навыки на практических  занятиях.Среднее звено  ме...

Методическая разработка соревнований ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

Соревнование проводится как внеаудиторное занятие для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», углубленной подготовки среднего профессионального образования в группах 141-142 в виде интелле...

Методическая разработка к практическому занятию «Оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе с поражениями аварийно-химически опасными веществами» ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф

В сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов в настоящее время функционируют химически опасные объекты, перерабатывающие, получающие, использующие или хранящие в...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ.03.  «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.02  Медицина катастроф Спец...

Мастер - класс «Петербург серебряного века» (Образ Петербурга в творчестве поэтов серебряного века, 11 класс).

Урок-мастерская—это не только технология, не толькометодология, но и новая философия, с мастерской связанаиная система отношений учителя и ученикаВ работе мастерской важен не только результат тв...

Презентация к классному часу "СПИД катастрофа 21 века"

дополнительный материал к классному часу. Профилактика заболевания СПИД....