Статья в педагогическом колледже №2 II Межрегиональной научно-практической конференции молодых специалистов «Современная система образования в контексте непрерывной подготовки педагога» Челябинск, 2022
статья

Стародубова Марина Николаевна
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО 
ВОЗРАСТА 
 
Е.В. Муратова, М.Н. Стародубова 
воспитатель  
МКДОУ Детский сад № 5 
 
Педагогическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении связана 
с детьми раннего возраста – от 1,5 до 3 лет. Именно в период раннего детства происходит 
подготовка  всех  функций  мозга,  это  отличное  время  для  сенсорного  развития,  которое 
необходимо  для  формирования  умственных  способностей  ребенка.  Это  самое 
благоприятное  время  для  экспериментирования  с  органами  чувств,  для  познания 
окружающего мира и развития своих индивидуальных творческих способностей. 
В  разное  время  в  отечественной  и  зарубежной  науке  проблемами  сенсорного 
воспитания  детей  раннего  возраста  занимались  многие  ученые.  В  работах  С.Л. 
Новоселовой,  Э.Г.  Пилюгиной,  Э.Л.  Фрухт  доказано,  что  именно  в  раннем  возрасте 
происходит  активное  развитие  процессов  ощущения  и  восприятия,  формирование 
познавательной  деятельности  детей.  Исследователи  А.В.  Запорожец,  Л.А.  Венгер,  А.П. 
Усова сформировали положения, которые легли в основу системы сенсорного воспитания: 
ребенок  рождается  с  относительно  развитыми  органами  чувств,  но  не  способен  к 
восприятию окружающих его предметов в их целостности постоянстве.  
Основное  содержание  сенсорного  воспитания  в  дошкольной  образовательной 
организации  заключается  в  знакомстве  с  главными  свойствами  предметов  –  формой, 
величиной и цветом, которые имеют определяющее значение в процессе формирования 
представлений о предметах и явлениях действительности.  
Сенсорное  развитие  ребенка  –  это  развитие  его  восприятия  и  формирование 
представлений  о  свойствах  предметов  и  различных  явлениях  окружающего  мира. 
Сенсорное  воспитание  заключается  в  нескольких  аспектах:  -  является  важной  частью 
интеллектуального  развития;  -  помогает  ребенку  развивать  наблюдательность;  - 
становится главным элементом в развитии психических процессов; - помогает ребенку в 
усвоении сенсорных эталонов; - словарный запас ребенка становится обширнее и богаче;  
- обеспечивает полноценное развитие всех видов памяти. 
В начале каждого учебного года проводится диагностика уровня развития у детей 
сенсорного воспитания в группе раннего возраста (2-3 года). Диагностика показывает, на 
каком уровне сенсорного развития находится каждый отдельный ребенок.  
Очень сложной задачей является различение плоскостных геометрических фигур.  
131 
детей.  Поэтому  для  полноценного  развития  ребенка  в  нашем  детском 
саду учитываются следующие факторы:  
1.  Необходимость сенсорного развития детей раннего возраста в условиях ДОУ; 
2.  Необходимость  повышения  компетентности  родителей  по  проблеме  сенсорного 
развития детей раннего возраста в семье; 
3.  Необходимость  повышения  компетентности  педагогов  по  проблеме  сенсорного 
развития детей раннего возраста. 
Сенсорные  эталоны  –  это  общепринятые  образцы  внешних  свойств  предметов. 
Формирование  у  детей  сенсорных  эталонов  имеет  большое  значение  в  сенсорном 
воспитании.  Усвоение  сенсорных  эталонов  –  длительный  и  сложный  процесс,  который 
может протекать не только в дошкольном возрасте. 
На своих занятиях в детском саду с детьми воспитатели на основе описания и знакомят с 
основными свойствами, например: 
- цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый; 
- форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 
- величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине; 
-  звуки  –  звучание  различных  детских  музыкальных  инструментов,  музыкальных 
произведений, человеческой речи различной громкости; 
- элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т.д. 
Сенсорное  воспитание  детей  осуществляется  в  разных  формах  работы:  в 
образовательной  деятельности,  осуществляемой  в  ходе  режимных  моментов,  в 
самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии  с  семьями  детей  по 
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 
При  развитии  сенсорных  ощущений  в  своей  образовательной  деятельности 
применяются: развивающие  игры,  конструирование,  рисование,  лепка,  различного 
рода  наблюдения  (в  группе,  на  прогулке),  рассматривание  и  обсуждение  предметных 
картинок, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов 
быта  и  пр.),  слушаем  музыку.  Успехом  у  детей  пользуются  самостоятельно  сделанные 
игровые  пособия.  Можно  сделать  интересный  тактильный  коврик  из  лоскутков  ткани 
разной  текстуры:  мешковины,  шерсти,  шелка,  меха,  куда  можно  добавить  лист 
полиэтилена,  оберточную  бумагу  от  цветов,  сетки  от  комаров,  бархатную  и 
гофрированную бумагу, фольгу, фантики, бусины, замочки, пуговицы и многое другое. 
В практике деятельности МКДОУ «Д/с №5», в образовательной деятельности сенсорное 
развитие  обеспечивается  во  время  проведения  режимных  моментов:  -  назначения 
предметов  одежды  при  одевании,  -  закрепление  цвета,  формы,  величины;  -  при  приеме 
132 
пищи развивается тактильные и вкусовые ощущений; - во время умывания ознакомление 
со свойствами воды; - во время прогулок обогащение сенсорного опыта детей. 
В самостоятельная деятельность детей: - применение самостоятельно полученных знаний 
и умений в играх; - при самостоятельной работе с изобразительным материалом развитие 
мелкой  моторики  рук  и  тактильных  ощущений  Во  взаимодействии  с  семьями  детей 
реализация  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного  образования 
обеспечивает:  -  формирование  у  родителей  знаний  о  значении,  целях  и  методах 
сенсорного  развития  детей  данного  возраста;  -  оказание  родителям  консультативной 
помощи  и  профилактике,  и  поддержке  по  различным  вопросам  воспитания  сенсорного 
ребенка;  
-  привлечение  родителей  к  поисковой  и  творческой  деятельности  в  сотрудничестве  с 
педагогом. 
В  детском  саду  в  группах  созданы  сенсорные  уголки  для  развития  детей,  которые 
предназначены:  -  для  развития  сенсорных  функций  (зрение,  осязание,  слух,  обоняние  и 
т.д.);  -  стимуляция  мелкой  моторики,  повышения  двигательной  активности;  -  снятия 
мышечного  и  психоэмоционального  напряжения,  достижения  состояния  релаксации  и 
комфортного самочувствия детей; - создания положительного эмоционального фона; 
- активизации познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); 
Сенсомоторный  уголок  используется  в  педагогическом  процессе,  в  образовательной 
деятельности, в самостоятельной игровой деятельности детей. В сенсомоторном уголке в 
группах  находятся:  бизиборды,  пазлы,  мозаики,  змейки,  кубики,  лабиринты,  блоки 
Дьеныша,  пирамидки,  тактильные  мешочки,  шнуровка,  матрешки,  вкладыши, 
конструктор,  лото,  прищепки,  счеты,  а  также  пособия,  изготовленные  собственными 
руками. В группах используются сделанные своими руками сенсорная ширма, осьминоги, 
Анализ деятельности МКДОУ «Д/с №5» позволяет отметить, что систематическая 
и плановая работа по данной проблеме находит решение в использовании дидактических, 
подвижных,  развивающих  игр,  эффективно  помогает  развивать  познавательную 
деятельность детей. 
На этом основании следует сделать вывод о том, что  у дошкольников на основе 
использования  игр  по  сенсомоторике  и  упражнений  на  развитие  тактильного  и 
зрительного восприятия развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, 
при  взаимодействии  с  внешним  миром  упорядочиваются  впечатления,  расширяется 
словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой 
деятельности. 
 
133 
Список литературы 
1.  От  рождения  до  школы.  Основная  образовательная  программа  дошкольного 
образования.  /  Под  ред.  Н.  Е.  Вераксы,  М.  А.  Васильевой,  Т.  С.  Комаровой.  –  Текст: 
непосредственный. – Москва: Мозайка – Синтез, 2016. – 368 с. 
2.  Выготский,  Л.С.  Психология.  –  Текст:  непосредственный.  –  Москва:  ЭКС- 
МОПресс, 2012. – 445с. 
3.  Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: 2 том /  А.В. Запорожец.  – 
Текст: непосредственный. – Москва: Просвещение, 2006. – 458 с. 
4.  Кобель,  Г.  Н.  Диагностика  актуального  уровня  сенсорного  развития  детей 
младшего дошкольного возраста. / Г. Н. Кобель. – Текст: непосредственный. // Молодой 
ученый. – 2016. – № 6. – С. 779-783. 
5.  Литвинова, О.Э. Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста. 
Планирование  образовательной  деятельности.  –  Текст:  непосредственный.  –  СПб.  ООО 
«Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 256 с. 
6.  Монтессори,  М.  Дом  ребенка.  Метод  научной  педагогики.  –  Текст: 
непосредственный. – Москва: АСТ, 2009. 
7.  Новоселова,  С.Л.  Развивающая  предметная  среда.  –  Текст:  непосредственный. 
Москва: Центр инноваций в педагогике, 2001. 
8.  Островский, Э. В. Психология и педагогика: учебное пособие / Э. В. Островский, 
Л.  И.  Чернышова.  –  Текст:  непосредственный.  -  Москва:  Вузовский  учебник,  НИЦ 
ИНФРА-М, 2013. – 381 с. 
9.  Сенсорное  развитие  детей  раннего  и  дошкольного  возраста:  Методическое 
пособие / Под ред. И.В. Петровой. – Текст: непосредственный. – Москва: ТЦ Сфера, 2012. 
– 64 с. 
10.  Тихеева,  Е.И.  Воспитатель  должен  не  только  любить  детей,  но  и  знать  их 
возрастные особенности. – Текст: непосредственный. // Дошкольное воспитание. 2002. № 
10. С.90-93. 
11.  Урунтаева,  Г.  А.  Специфика  дидактической  игры  дошкольника.  /  Г.  А. 
Урунтаева – Текст: непосредственный. // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 8-15. 
12.  Усова,  А.П.  Роль  игры  в  воспитании  детей.  –  Текст:  непосредственный.  – 
Москва: Просвещение, 1976 
13.  Усова, А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития 
и воспитания дошкольника. Теория и практика  
Приложение. Диагностика уровня развития у детей сенсорного воспитания 
134 
в группе раннего возраста (2-3 года)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8-Межрегиональная научно-практическая конференция студентов среднего профессионального образования (с международным участием) «Шаг в будущее» - ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России медико-фармацевтический колледж

2 апреля 2015 года в ГБОУ ВПО"Курский государственный медицинский университет" Минздрава России медико-фармацевтическом колледже состоялась 8-Международная научно-практическая конференция студент...

Статья "Межрегиональный научно-практический семинар «Тренды в образовании: современность и будущее»"

Семинар был организован Тверским областным институтом усовершенствования учителей, МБОУ Гимназией № 44 (Тверь) и ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга. Цель поездки — обмен опытом по р...

Материалы IV(X) межрегиональной научно-практической конференции «Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации». «Сохранение и возрождение семейных традиций в современной России».

В деле возрождения семейных и национальных традиций необходимо гармоничное взаимодействие родителей, учителей и детей. Образовательное учреждение при этом координирует и оказывает профессиональную пед...

Статья - "Социализация личности студентов медицинского колледжа через формирование у них культуры психической саморегуляции", г. Иркутск,межрегиональная научно-практическая конференция

Система среднего профессионального образования в России переживает преобразования и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специал...

 2021 г Статья в сборнике IX межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Современные образовательные стандарты: преемственность и перспектива»

2021 г Статья в сборнике IX межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Современные образовательные стандарты: преемственность и перспектива»...