Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Экономика"
учебно-методический материал

ВАСИЛЬЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Методические рекомендации по дисциплине "Экономика" для студентов СПО,очное отделение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_ekonomika_168.docx300.92 КБ

Предварительный просмотр:

==САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ «ЗВЁЗДНЫЙ»

СПб ГБ ПОУ «КОЛЛЕДЖ «ЗВЁЗДНЫЙ»

Рассмотрено на заседании

Цикловой методической комиссии

Председатель ЦМК _________/_____________

«___» _____________ 20__ г.

протокол № ______

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБ ПОУ

«Колледж «Звёздный»

__________Р.А. Пантелеенко

«___»  __________  20__ г.

Методические рекомендации

по выполнению практических  занятий

ОУД 11  ЭКОНОМИКА

Разработчик: 

Васильева Н.А.,

Преподаватель высшая категория


        

2021


Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Планирование практических занятий.
  3. Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений.
  4. Практические задания.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий предназначены для реализации учебного плана по подготовке обучающихся по ОУД 11 ЭКОНОМИКА, основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 43.01.02 Парикмахер

Практические занятия предназначены для обобщения, систематизации, углубления,  закрепления полученных теоретических знаний на уроках учебной дисциплины   Экономика, формирования умений применять полученные знания на уроках учебной и производственной практик, выработки самостоятельности, ответственности, творческой инициативы при решении конкретных профессиональных задач в коммерческой организации.

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий составлены в соответствии с рабочей программой, на базе основного общего образования (срок обучения 2,10 месяцев) и могут быть использованы при подготовке обучающихся на базе полного среднего образования (срок обучения 1 года 10 месяцев).

В данном пособии дано описание  практических занятий охватывающих разделы:

Раздел 1. Экономика и экономическая наука.

Раздел 2. Семейный бюджет

Раздел 3. Товар и его стоимость

Раздел 4. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры.

 Раздел 5. Труд и заработная плата.

Раздел 6. Деньги и банки.

Раздел 7. Государство и экономика.

Раздел 8. Международная экономика.

Практические занятия включают в себя: цель работы, задание, прядок выполнения, оформление работы, краткие теоретические сведения, тесты, список литературы, вспомогательные средства для выполнения работы.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Практические занятия выполняются обучающимися в соответствии с учебным расписанием занятий. Пропущенные практические занятия выполняются по согласованию с преподавателем в дни консультаций преподавателя.

К выполнению заданий допускаются обучающиеся:

- подготовленные к практической работе, имеющие тетрадь для практических работ, таблицы, шаблоны, канцелярские принадлежности;

- ознакомившиеся с целью и порядком выполнения задания;

- изучившие теоретические материалы, относящиеся к выполняемой работе по рекомендуемым учебникам, учебным элементам, конспектам.

Подготовленность обучающихся к выполнению заданий проверяется преподавателем индивидуально.

Результатом выполненного задания является отчет согласно инструкции практического занятия. Отчет оформляется аккуратно, в полном соответствии с общепринятыми требованиями. Рисунки, схемы выполняются простым карандашом с применением чертежного инструмента, обозначения и записи выполняются шариковой ручкой. Допускается оформление одного отчета группой из 3 – 4 обучающихся, если это предусмотрено инструкцией. Минимум знаний, необходимых для защиты выполненного задания отражают контрольные вопросы или тесты в конце практического занятия.

Основными этапами практического занятия являются:

  • проверка знаний обучающихся – их теоретической подготовленности к занятию;
  • инструктаж, проводимый преподавателем;
  • выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
  • последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

В соответствием с требованиями ФГОС СПО  выполнение обучающимися   практических занятий должно включать как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров (составление отчета, таблицы, написание рефератов,  эссе, подготовка к семинару и другое, в соответствии с содержанием программы дисциплины.

знать/понимать:

- смысл основных теоретических положений экономической науки;

- основные  экономические  принципы  функционирования  семьи,  фирмы,  рынка  и  государства,  а  также международных экономических отношений;

уметь: 

-   приводить   примеры:   взаимодействия   рынков,    прямых    и    косвенных    налогов,    взаимовыгодной международной торговли;

- описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели  фирмы,  основные  виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

- объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон  спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;

-  сравнивать/различать:  спрос  и  величину  спроса,  предложение  и  величину  предложения,   рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

-   вычислять   на   условных    примерах:    величину    рыночного    спроса    и    предложения,    изменение спроса/предложения в  зависимости  от  изменения  формирующих  его  факторов,  равновесную  цену  и  объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и  расходов,  спрос  фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

- применять для экономического анализа: кривые  спроса  и  предложения,  графики  изменений  рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения типичных экономических ролей;

- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации;

-  приобретения  практического   опыта   деятельности,   предшествующей   профессиональной,   в   основе которой лежит данный учебный предмет.

Методические рекомендации включают:

  1. Планирование практических занятий;
  2. Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;
  3. Набор дополнительных материалов к практическому заданию для студентов, работающих в быстром темпе.
  4. Критерии оценки выполнения работ и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).

  1. Планирование практических занятий

№ п/п

Наименование раздела, темы

Наименование практического занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1

Раздел 1

Экономика и экономическая наука.

Тема 1.4.

Типы экономических систем.

Практические занятия № 1. «Факторы производства. Блага».

2

I семестр

2

Раздел 1

Экономика и экономическая наука.

Тема1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Практические занятия № 2. «Обмен. Виды и формы».

1

I семестр

3

Раздел 2

Семейный бюджет.

Тема 2.2. Сбережения

Практические занятия № 3. «Доходы и расходы  (бюджет) семьи»

4

I семестр

4

Раздел 3

Товар и его стоимость.

Тема 3.2. Полезность товара

Практические занятия №4. «Товар и его стоимость. Цена товара, спрос и предложение»

2

I семестр

5

Раздел  4.

Рыночная экономика.

Тема 4.2. Экономика предприятия: цели, организационные формы

Практические занятия №5

«Организационно-правовые формы предприятий»

2

I семестр

6

Раздел 4.

Рыночная экономика.

Тема 4.3. Организация производства

Практические занятия.№6 «Основной и оборотный капитал предприятия.

2

I семестр

7

Раздел 4.

Рыночная экономика.

Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат

Практические занятия №7 «Себестоимость и калькуляция»

2

I семестр

8

Раздел 5.

Труд и заработная плата.

Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда

Практические занятия №8 «Формы оплаты труда»

2

I семестр

9

Раздел 5.

Труд и заработная плата.

Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда

Практические занятия № 9«Заработная плата»

2

I семестр

10

Раздел 5.

Труд и заработная плата.

Тема 5.3. Наемный труд и профессиональные союзы.

Практические занятия №10 «Основные права профсоюзов»

1

I семестр

11

Раздел 6.

Деньги и банки.

Тема 6.1. Деньги и их роль в экономике

Практические занятия №11 «Сущность и функции денег»

2

I семестр

12

Раздел 6.

Деньги и банки.

Тема 6.2. Банковская система

Практические занятия №12 «Банковская система»

5

I семестр

13

Раздел 6.

Деньги и банки.

Тема 6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок.

Практические занятия №13

«Ценные бумаги. Фондовый рынок»

2

II семестр

14

Раздел 6.

Деньги и банки.

Тема 6.4. Инфляция и ее социальные последствия.

Практические занятия №14 «Инфляция»

1

II семестр

15

Раздел 7. Государство и экономика

Тема 7.2. Налоги и налогообложение.

Практические занятия №15 «Виды региональных налогов, их классификация»

2

II семестр

16

Раздел 7. Государство и экономика

Тема 7.2. Налоги и налогообложение.

Практические занятия №16 «Расчет НДФЛ»

4

II семестр

17

Раздел. Государство и экономика

Тема 7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета

Практические занятия №17 «Государственный бюджет»

2

II семестр

18

Раздел 8. Международная экономика.

Тема 8.2. Валюта. Обменные курсы валют.

Практические занятия №18 «Валютно-обменные операции»

2

II семестр

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ И СТЕПЕНИ ОВЛАДЕНИЯ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ УМЕНИЙ

Вид работ

Критерии оценки

Баллы

Выполнение задания

Задание выполнено полностью с отличным качеством оформления отчета, рациональным использованием времени, самостоятельным планированием и организацией.

5

Задание выполнено с незначительными недочетами, хорошее качество оформления отчета, соблюдение отведенного на выполнение задания времени, самостоятельное планирование и выполнение задания при несущественной помощи преподавателя.

4

Удовлетворительное выполнение задания, помощь преподавателя в планировании и выполнении задания, отдельные ошибки и неточности в формулировках, оформлении отчета,

нарушения в организации и планировании работы. Отсутствие конкретного алгоритма проведения необходимых операций в соответствии с нормативными документами.

3

Неудовлетворительное выполнение задания, с грубыми ошибками в отчете и защите работы, без соблюдения, отведенного на выполнение задания времени, неумение самостоятельно организовывать и планировать работу.

2

Выполнение задания с нарушениями сроков сдачи.

Задание выполнено во время консультаций, позже установленного срока оценивается по аналогичным критериям.

3

 

  1. Практические задания

Практическое занятие №1

 «Факторы производства. Блага»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений по темам: факторы производства и блага, необходимых  в профессиональной деятельности при  организации и проведение экономической  деятельности.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание № 1

Время на выполнение – 45 минут

1. Заполните таблицу. Впишите термины (факторы производства) соответствующие определениям.

Фактор

производства

Определение

Естественные ресурсы, используемые человеком в процессе производства

Умение принимать управленческие решения , умение соединять в единую систему все факторы в процессе производства

Совокупность интеллектуальных и физических способностей человека, используемых при производстве продукта

Все средства производства созданные человеком

2. Приведите примеры из области профессиональной деятельности в отношении факторов производства (3-4 примера по каждому фактору производства).

Задание № 2

Время на выполнение – 45 минут

1. Заполните схему. Впишите виды экономических продуктов.

Экономический продукт

2.

 Опишите компанию оказывающую услуги в области отличной от вашей профессиональной деятельности и поясните, что является факторами производства и почему  (письменно). Сделайте вывод.

3. Определите связь между факторами производства и обоснуйте ответ.

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие № 2

«Обмен. Виды и формы»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности  при  организации и проведение экономической  деятельности, по теме – обмен, виды и формы в рамках изучаемых вопросов по экономической теории.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Время на выполнение -45 минут

1. Определить термин.

Процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, связывает членов общества – это  _____________________________

 2. Виды обмена, охарактеризуйте (дайте определение), приведете примеры

 2.1. Бартер –  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2.2. Централизованный – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Перечислите 5 условий обмена.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы (задание выполнить письменно):

  1. Приведите примеры по каждому виду обмена.
  2. Дайте характеристику каждому из 5 условий обмена.
  3. Сравните бартер и обмен

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие № 3.

«Доходы и расходы (бюджет) семьи»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности при  организации и проведение экономической  деятельности, по теме – Бюджет семьи, а так же формирования навыка управления состоянием бюджета.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание № 1

Время на выполнение – 90минут

1.  Рассчитать затраты годовой  потребности на  продукты питания в среднем на душу населения в год.

Наименование продукта

Годовая норма, кг.

(средне статистическая)

Стоимость за 1 кг. (средняя)

Затраты в течении года, руб.

Хлеб

130

Мука

19,5

Крупы

12,2

Макароны

5

Овощи (Картофель 124, Капуста 28,  Морковь 37, Лук 28)

217

Фрукты (Яблоки 19, Цитрусовые 12, прочие 18)

49

Сахар

20

Мясо (Курица 17, Говядина 8, Свинина 9)

34

Колбаса

9,7

Рыба

11

Молоко и молочные продукты

127

Яйцо, шт.

151

Масло растительное

7

Сыр

2,3

Итого

Х

Х

2. Рассчитать годовой бюджет семьи.

Доходы

Средний месяц, тыс. руб.

Расчётное значение  за год, тыс. руб.

Зарплата муж

45

Зарплата жена

40

Дивиденды/%/альтернативный доход

Пенсия

Алименты

Стипендия

Прочее

 

Итог

Расходы

Средний месяц, тыс. руб.

Расчётное значение  за год, тыс. руб.

Кварт. Плата и коммунальные услуги, телефон, и т.д.

Налоги

Кредиты

Продовольственные товары, продукты питания

Непродовольственные товары:

- хозяйственные товары (бытовая химия, косметика, парфюмерия, лекарственные препараты, канцелярия, газеты и т.д.)

-  предметы длительного пользования (одежда, обувь, техника и т.д.)

- содержание автомобиля (тех. осмотр, гсм, и т.д)

- городской транспорт

Обучение детей

Отпуск

Прочее

Итог

Вывод на основании проведенных расчетов: ________________________________________________________________________________

Вывод:  Человеческие потребности и возможности часто  не совпадают. Потребности безграничны, а деньги, к сожалению, всегда ограничены. Поэтому необходимо научиться соразмерять  потребности  и возможности. Необходим о учится  расходовать деньги так, чтобы не попадать в финансовые катастрофы, и вместе с тем не бояться тратить на то, что действительно необходимо. Таким образом, очень важно научиться планировать семейный бюджет,  что поможет в более далёкой перспективе при создании собственной семьи.    Если молодые люди поймут значение планирования семейного бюджета, то смогут самостоятельно осуществлять свою материально-финансовую политику в семье и делать её максимально эффективной.

Задание № 2

Время на выполнение – 90 минут

Используя данные из задания № 1, внесите изменения в семейный бюджет:

  1. Заработная плата увеличилась на 10 %
  2. Семья взяла потребительский кредит в банке на сумму 150 000 рублей.
  3. Выплаты по кредиту составляют 7500 рублей в месяц (не считая месяца выдачи кредита)
  4. Хлеб и макароны подорожали на 15%
  5. Фрукты подешевели на 5 %
  6. Сахар подорожал на 12 рублей за кг.

Контрольные вопросы - задание выполнить письменно:

  • Дайте определение понятию – дефицит бюджета.
  • Дайте определение понятию – профицит бюджета.
  • Расскажите как семья может влиять на состояние своего бюджета.
  • С какой целью составляется бюджет семьи.

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие № 4.

«Товар и его стоимость. Спрос и предложение»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности при  организации и проведение экономической  деятельности, по теме – Товар, его стоимость. Спрос и предложение. А также формирование навыков анализа и влияния на спрос и предложение.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Время выполнения задания – 90 минут

1. Дайте краткую характеристику трех основных подходов к определению стоимости.

Первый подход ________________________________________________________________________________

Второй ________________________________________________________________________________

Третий  подход ________________________________________________________________________________

2.

Цена товара и спрос на него.

По приведенным в таблице данным о зависимости между спросом на  товар и ценой товара постройте кривую спроса.

Цена товара и предложение.

По приведенным в таблице данным о зависимости между предложением товара и ценой товара постройте кривую предложения.

Цена, 1 шт., тыс. руб.

Спрос на товар, шт.

7,0

1500

5,0

2500

4,0

5000

3,0

8000

2,0

10000

Цена, 1 шт., тыс. руб.

Предложение

товара, шт.

6,0

8100

5,0

7000

4,0

6500

3,0

4800

2,0

3500

P(цена)

Q(кол-во)

P(цена)

Q(кол-во)

Вывод:

Вывод:

3. Определите отклонения предложения и спроса (+/-) и тип рыночной ситуации:

Цена,

ден. ед.

Величина спроса, шт.

Величина предложения, шт.

Превышение предложения  над спросом, шт.

Тип рыночной ситуации

1300

76

80

1150

77

77

1000

99

36

Контрольные вопросы - задание выполнить письменно:

  • Закон спроса –
  • Закон предложения –

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие № 5.

«Организационно правовые формы»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности при  организации и проведение экономической  деятельности, определять и различать коммерческие и некоммерческие организации, их различия, харрактеристики.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Время выполнения задания -90 минут

1. Нарисовать схему, структуру организационно правовых форм.

…………..

2. Используя ГК РФ глава 4, статья 48-123, необходимо дать основные характеристики   ОПФ собственности  

(Коммерческие организации – Публичное Акционерное общество, Общество с ограниченной ответственностью, муниципальное предприятие;

Некоммерческие организации – Ассоциации и союзы, общественные организации, Потребительский кооператив).

Результаты оформить в таблицу:

Виды

ОПФ

Виды членства, ограничения

Документы регистрации

Управление

Ответственность

Прибыль

Выход

Плюсы и минусы

ОПФ собственности

Коммерческие организации:

  • Коммерческие корпоративные организации:
  1. Полное товарищество
  2. Товарищество на вере
  3. Крестьянское (фермерское) хозяйство
  4. Хозяйственное партнерство (в ГК почти не упоминается)
  5. Общество с ограниченной ответственностью
  6. Акционерное общество
  7. Производственные кооперативы
  • Коммерческие унитарные организации:
  1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Некоммерческие организации:

  • Некоммерческие корпоративные организации:
  1. Потребительский кооператив
  2. Общественные организации
  3. Ассоциации и союзы
  4. Товарищества собственников недвижимости
  5. Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации
  6. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации
  1. Фонды
  2. Учреждения
  3. Автономные некоммерческие организации
  4. Религиозные организации

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие № 6.

«Основной и оборотный капитал предприятия»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности при  организации и проведение экономической  деятельности, по теме – основные и оборотные средства, формирования навыков определения и отношения основных и основных средств, решение задач.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Время выполнения задания – 90 минут

  1. Решить задачу:

На строительство производственного цеха фирма затратила  - 120 млн. руб., на приобретение оборудования – 80 млн. руб., на закупку сырья и материалов – 30 млн. руб., на топливо - 7  млн. руб., наем рабочей силы – 45 млн. руб.

Определите стоимость основного и оборотного капитала:

Основной капитал:

Оборотный капитал:

Итого основной капитал:

Итого оборотный капитал:

  1. Ответить письменно на контрольные вопросы:

Контрольные вопросы :

  • Основной капитал (дать определение и привести примеры) –
  • Оборотный капитал - (дать определение и привести примеры) –
  • Охарактеризуйте как переносят  свою стоимость основные и оборотные средства на себестоимость продукции.
  1. Составить аналогичную задачу .
  2. Поменяться с обучающимся составленными задачами и решить их (условие переписать).
  3. Передать решенную задачу на проверку составителю.
  4. В соответствии с критериями оценивания практических работ, выставить оценку и предоставить в письменном виде комментарии.

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие № 7.

«Себестоимость и калькуляция»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности при  организации и проведение экономической  деятельности, по теме – себестоимость и калькуляция, формирования навыков расчета и анализа показателей.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание

Время на выполнение задания – 90 минут

Дайте определение – Себестоимость - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Распишите классификацию статей затрат, дайте краткую характеристику:

1. ____________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________

4. _____________________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________________

Дайте определение – Калькуляция затрат - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача:

По данным приведённым ниже в таблице,  рассчитайте  ежеквартальную смету и итоги по каждой статьи затрат за год, при условии, что прогнозные данные 3-го и 4-го квартала равны.

Статьи затрат

Поквартальная разбивка

Всего за год

I

II

III

IV

Материальные затраты

6280

6349

6418

Затраты на оплату труда

1255

1269

1283

Отчисления на социальные нужды

449

454

458

Амортизация

1152

1164

1177

Прочие расходы

1330

1346

1362

Всего по смете

Контрольные вопросы - задание выполнить письменно:

  • Перечислите виды себестоимости.
  • Перечислите возможные способы снижения себестоимости.

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №8.

«Формы оплаты труда»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности при  организации и проведение экономической  деятельности, формирования навыков расчета и анализа при различных формах  оплаты труда.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Время на выполнение задания – 90 минут

1. Укажите формы оплаты труда, данные внесите в таблицу.

Форма оплаты труда

Основные характеристики

Преимущества

Недостатки

Повременная

1.

2.

Сдельная

1.

2.

3.

4.

5.

Комиссионная

1.

2.

Задание 2. Данные по видам, объёмам работ и расценкам указаны в таблице:

Определить:

1. Общее время работы ремонтной мастерской; 2. Сумму заработной платы за отработанный период времени по каждому виду работ; 3. Сумму премии за работу без замечаний; 4. Общую сумму заработной платы по каждому виду работ и по мастерской в целом. Выполнить проверку.

№ п/п

Виды работ

Отработано часов

Расценка за один час работы (руб. коп.)

Всего з/платы за отработанное время (руб. коп.)

Замечания по работе ремонтной мастерской

Сумма премии 20% к основ-ной з/плате, выплачивается при отсутствии замечаний (руб. коп.)

Общая сумма з/платы с учётом премии (руб. коп.)

1.

Сварочные работы

182

42.40

нет

2.

Токарные работы

167

35.70

нет

3.

Мастер – наладчик

96

32.20

2 прогула

4.

Инструмен-тальщик

84

34.50

нет

5.

Слесарные работы

320

24.80

опоздания

6.

Охрана объекта

300

21.00

нет

Итого

*

*

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №9.

«Заработная плата»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности  при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков расчета дохода при различных формах оплаты труда.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Время на выполнение задания -90минут

Рассчитайте заработную плату до налогооблажения:

Название

Условие

Расчет

Простая повременная

Оклад сотрудника 45000 руб., он отработал 20 дней из 25 положенных.

Повременно премиальная

Оклад сотрудника 45000 руб., он отработал 25 дней из 25 положенных, + премия положенная в размере 100 % от оклада

Прямая сдельная

Сотрудник изготовил 100 изделий по цене 500 рублей за каждое.

Сдельно премиальная

Сотрудник изготовил 120 изделий по цене 500 рублей за каждое, таким образом перевыполнив норматив на 20% (ЗП прямая сдельная + 20% премия)

Сдельно прогрессивная

Норма 100 изделий, сотрудник изготовил 120 изделий, стоимость изделия 500 руб., за изделия сверх нормы 600 руб.

Косвенно - сдельная

Бригада основных рабочих заработала 120 000 руб.

Вспомогательным рабочим полагается выплата в размере 20% от фонда.

Аккордная

Бригаде строителей за выполненные работы полагается выплата в сумме 250 тысяч рублей.

При этом коэффициент трудового участия:

Первого рабочего 0,2

Второго рабочего 0,4

Бригадира 0,4

Первый рабочий =

 

Второй рабочий =

Бригадир =

Комиссионная система с применением минимального оклада

Оклад сотрудника 8000 рублей, выручка за отчетный период составила 15 000 000 руб., сотруднику выплачивается 1% от выручки.

Комиссионная система  без применения  минимального оклада

Выручка за отчетный период составила 15 000 000 руб., сотруднику выплачивается 1,1% от выручки.

 Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №10.

«Основные права профсоюзов»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков анализа и самостоятельной работы с информацией, с преследующим применением.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание № 1

Время на выполнение – 45 минут

Опишите основные права профсоюзов. Сделайте выводы.

Основные права профсоюзов:

1

2

3

4

5

6

7

8

Сформулируйте вывод ответив на вопросы (письменно):

  • В чем заключается деятельность профсоюзов?
  • Для чего нужны профсоюзы?
  • Существуют ли в России профсоюзы, приведите примеры?

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №11.

«Сущность и функции денег»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности  при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков анализа и самостоятельной работы с информацией, с преследующим применением. Определение видов и функций денег.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание 1:

Время на выполнение задания -45 минут

Перечислить и расписать функции денег:

п/п

Функция

Сущность и описание функции

1

2

3

4

5

Задание 2

Время на выполнение 45 минут

Распишите классификатор видов денег, дайте краткую характеристику:

Контрольные вопросы (письменно):

  • Объясните взаимосвязь экономики и денег
  • Расскажите историю возникновения денег.
  • Перечислите 3 основных вида денег.

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №12.

 «Банковская система»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков отношения операций к активным и пассивным; решение задач на расчет процентов по активным и пассивным операциям (депозиты и кредиты).

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание № 1:

Время на выполнение – 90 минут

Решить ситуационные задачи:

I. Клиент оформил депозитный вклад в коммерческом банке сроком на полгода (180 календарных дней) под  12% годовых. Сумма вклада составляет 150 000 рублей. Требуется определить, какую сумму он получит при закрытии счета.

1) Рассчитать сумму процентов причитающихся вкладчику за 180 дней:

2) Определить сумму, которую должен получить клиент по истечении срока депозита:

____________________________________________________________________________

II. Клиент оформил кредит в банке на неотложные нужды в сумме 240 000 руб. под 18% годовых сроком на 6 месяцев. Требуется рассчитать платежи и составить график погашения кредита и процентов; рассчитать общую сумму процентов которые клиент выплатить за 6 месяцев. Кредит оформлен 24 марта 2017г.

Срок платежа

Справочно укажите сумму с которой идет расчет процентов

Справочно укажите количество дней в расчете

Плановые платежи ежемесячно, руб.

Сумма кредита

Сумма начисленных процентов

Общая сумма к уплате (ежемесячно)

24 апреля 2017

24 мая 2017

24 июня 2017

24 июля 2017

24 августа 2017

24 сентября 2017

Итого:

ХХХ

ХХХ

ХХХ

Решение:

1. Рассчитаем сумму ежемесячного основного долга  кредита и занесем данные в таблицу (столбец «Сумма кредита»): ______________________

2. Рассчитаем сумму процентов за март (31 день):______________________________

3. Определим сумму первого платежа: ________________________________________

4. Рассчитаем сумму процентов за апрель (30 дней):_______________________________

5. Определим сумму второго платежа: ______________________________________________

Сделать дальнейшие расчеты. Полученные результаты необходимо внести в таблицу.

Задание 2

Время на выполнение – 90 минут

Решить ситуационные задачи:

I. Клиент оформил депозитный вклад в коммерческом банке сроком на 3 месяца (91 день) под  8% годовых. Сумма вклада составляет 470 000 рублей. Требуется определить, какую сумму он получит при закрытии счета.

1) Рассчитать сумму процентов причитающихся вкладчику за 91 дн.:

2) Определить сумму, которую должен получить клиент по истечении срока депозита:

 3)В чем отличие кредита от депозита?

  1. Используя сайт банка, составьте сравнительную характеристику депозитов.

Задание № 3

Время на выполнение – 45 минут

  1.  Клиент оформил кредит в банке на неотложные нужды в сумме 210 000 руб. под 19% годовых сроком на 7 месяцев. Требуется рассчитать платежи и составить график погашения кредита и процентов; рассчитать общую сумму процентов которые клиент выплатить за 7 месяцев. Кредит оформлен 2 марта 2017г.

Срок платежа

Справочно укажите сумму с которой идет расчет процентов

Справочно укажите количество дней в расчете

Плановые платежи ежемесячно, руб.

Сумма кредита

Сумма начисленных процентов

Общая сумма к уплате (ежемесячно)

02 апреля 2017

02 мая 2017

02 июня 2017

02 июля 2017

02 августа 2017

02 сентября 2017

02 октября 2017

Итого:

ХХХ

ХХХ

ХХХ

Решение:

1. Рассчитаем сумму ежемесячного основного долга  кредита: _______________________

2. Рассчитаем сумму процентов за март (31 день):__________________________________

3. Определим сумму первого платежа: ___________________________________________

4. Рассчитаем сумму процентов за апрель (30 дней):_________________________________

5. Определим сумму второго платежа: ___________________________________________

Сделать дальнейшие расчеты. Полученные результаты необходимо внести в таблицу.

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №13.

«Ценные бумаги. Фондовый Рынок»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности  при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков определения ценных бумаг и их характеристик.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание 1 :

Время на выполнение 45 минут

Ответить на вопросы, внести ответы в кроссворд.

По горизонтали

  1. Разновидность ценных бумаг в зависимости от формы доходов
  1. Доход на акцию, который формируется за счет прибыли акционерного общества (или другого эмитента), выпустившего акции
  1. Разновидность ценных бумаг в зависимости от формы доходов
  1. Долевая ценная бумага
  1. … ценная бумага - ценная бумага, выпускаемая поштучно или небольшими сериями
  1. Участник рынка ценных бумаг, который самостоятельно торгует на свой страх и риск, используя собственные деньги

  1. Участник рынка ценных бумаг, который торгует по поручению клиентов за комиссионное вознаграждение
  1. Ценные бумаги - это … рынка ценных бумаг
  1. Выпуск акций, облигаций, депозитных сертификатов и др. долгосрочных и краткосрочных долговых обязательств
  1. Разновидность ценных бумаг в зависимости от формы доходов
  1. … ценные бумаги - это ценные бумаги, имеющие установленный срок существования
  1. Разновидность ценных бумаг в зависимости от возможности досрочного погашения
  1. Одна из общерыночных функций рынка ценных бумаг

По вертикали

  1. … ценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги (акции, облигации, векселя, закладные и др.)
  1. Свойство ценной бумаги
  1. Передаточная надпись
  1. … ценные бумаги - это ценные бумаги, которые обслуживают процесс товарооборота и определенные имущественные сделки
  1. … ценные бумаги - это ценные бумаги, которые являются инструментами образования денежных фондов
  1. Коммерческая ценная бумага
  1. Свойство ценной бумаги
  1. Одна из общерыночных функций рынка ценных бумаг
  1. Долговая ценная бумага
  1. Разновидность ценных бумаг в зависимости от характера обращаемости
  1. … ценная бумага - это ценная бумага, которая содержит информацию о своем владельце; имя владельца зафиксировано на ее бланке и (или) в реестре собственников, который может вестись в обычной документарной и (или) электронной формах

Задание№2

Время на выполнение – 45 минут

Используя сайт банка, составьте презентацию или доклад с представлением банковских операций с ценными бумагами.

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №14.

«Инфляция»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков определения видов инфляции.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Время на выполнение задания -45 минут.

1. Обесценивание денежной единицы,  уменьшение ее покупательной способности означает ________________________________________________________________________________

2. Перечислите основные причины инфляции

________________________________________________________________________________

3. Опишите  последствия инфляции

4. Заполните таблицу. Укажите виды инфляции в зависимости от ее темпов.

Название

Темп

Ползучая

До 100% в год

Гиперинфляция

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №15.

«Виды региональных налогов, их классификация»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности  при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков определения видов налогов уровням бюджета, характеристики функций налогов.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание  1:

Время на выполнение задания – 45минут

В таблице отражены налоги Российской Федерации. Требуется обозначить, какие налоги являются федеральными, территориальными и местными.  

Наименование налога


Налог

Федеральный

Региональный

(Территориальный)

Местный

Таможенная пошлина

Х

Местные лицензионные сборы

Х

Налог на добавленную стоимость

Х

Налог на рекламу

Х

Акцизы

Х

Налог на имущество физических лиц

Х

Налог на доходы физ. лиц

Х

Земельный налог

Х

Страховые взносы

Х

Региональное лицензионные сборы

Х

Налог на прибыль организаций

Х

Дорожный и транспортный налог

Х

Налог на пользование недрами

Х

Налог на игорный бизнес

Х

Лесной налог

Х

Налог на недвижимость

Х

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

Х

Налог  на имущество организаций

Х

Государственная пошлина

Х

Перечислите и охарактеризуйте четыре основные функции налогов:

1. _____________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

3. _____________________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________________

Задание  2:

Время на выполнение задания – 45минут

Используя доступ в интернет, перечислите виды налогов, взимаемых при осуществлении вашей профессиональной деятельности с :

Физических лиц

Юридических лиц

ИП

Самозанятых

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №16.

«Расчет НДФЛ»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков расчета НДФЛ.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание 1 :

Время на выполнение задания 90, минут

Задача №1. Рассчитать сумму НДФЛ за март месяц (21 рабочий день) при условии: Суворов А.В.  работает в ЗАО «Пончик» водителем с должностным окладом 25000 руб., отработал 21 день. Полагается премия 20% от оклада.  Налоговых льгот и вычетов нет.

  1. Рассчитываем совокупный доход за март:

- должностной оклад за март _______________________________________ руб.

- премия _________________________________________________________ руб.

Сумма совокупного дохода за март = _________________________________________ руб.

2. Налоговых льгот и вычетов нет.

3. Рассчитываем налоговую базу НДФЛ за март

НБ = _______________________________________________________ руб.

4. Рассчитываем сумму НДФЛ за март

НДФЛ = _____________________________________________________________руб.

Задача №2. Рассчитать сумму НДФЛ за март месяц (21 рабочий день) при условии: Уткина В.В. работает в ЗАО «Пончик» бухгалтером с должностным окладом 15000 руб., отработала 15 дней, за 6 (шесть) дней начислено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 2570,50 руб. Премия к празднику 35% . Оплачены талоны на питание 70 руб. в день. Воспитывает дочь 12 лет (школьница).  Сумма заработной платы до налогообложения за февраль 34540, 30 руб.

РЕШЕНИЕ:

1. Рассчитываем совокупный доход за март:

- должностной оклад (за 15 отработанных дней) = _____________________= ________ руб.

- пособие по временной нетрудоспособности ____________ руб.

- премия к празднику (база для начисления премии – оклад за фактически отработанное время) __________________________________________________________ = _______ руб.

- талоны на питание ________________ = _____________ руб.

Сумма совокупного дохода за март = _________________________________________ руб.

2. Рассчитываем сумму стандартных налоговых вычетов:

а) на иждивенца (ребенка) – 1400 руб.,  Сумма стандартного налогового вычета = 1400 руб.

3. Рассчитываем налоговую базу НДФЛ за март

НБ = _____________________________________________________________ руб.

4. Рассчитываем сумму НДФЛ за март.  НДФЛ = _________________________руб.

Контрольные вопросы (письменно):

  • Перечислите основные налогов уплачиваемых физическими лицами?
  • Приведите примеры льгот оформляемых по подоходному налогу?
  • Какие выплаты входят в совокупный доход на отчетный период?
  • Что такое налоговая база?
  • Задание 2
  • Время на выполнения задания – 90 минут
  • Используя сайт ИФНС, скачайте налоговую декларацию
  • Заполните 3 НДФЛ по уплате налога ИП произвольным реквизитам, отразив их в конспекте.

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №17.

«Государственный бюджет»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков расчета и отличия состояний бюджета.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Время выполнения – 90 минут

1. Государственный бюджет - ________________________________________________________________________________

2. Сформулируйте состояние государственного бюджета:

Доходы > расходов - __________________________________________________________

Доходы  = расходам - __________________________________________________________

Доходы < расходов - __________________________________________________________

3. Перечислите основные источники дохода гос. Бюджета

Налоговые:  

Не налоговые:  

4. Перечислите основные направления расходов гос. Бюджета

__________________________________________________________________________

Задача.

Определение состояния государственного бюджета: Определите состояние государственного бюджета страны, если известно, что в стране расходы: на оборону составили 280 млн. дол., на здравоохранение – 40 млн. дол., на содержание государственного аппарата – 75 млн. дол., на образование – 35 млн. дол., на науку – 20 млн. дол., на выплату социальных пособий – 400 млн. дол., на выплату процентов по государственным облигациям – 140 млн. дол., на охрану окружающей среды – 45 млн. дол., прибыль государственных предприятий составила 22 млн. дол., налоги с продаж – 170 млн. дол., личный подоходный налог – 390 млн. дол., налог на прибыль фирм – 85 млн. дол., акцизы – 32 млн. дол., таможенные пошлины – 15 млн. дол., взносы на социальное обеспечение – 305 млн. дол.,.

Сальдо бюджета = доходы – расходы =

= (прибыль государственных предприятий + налоги с продаж + личный подоходный налог + налог на прибыль фирм + акцизы + таможенные пошлины и взносы на социальное обеспечение) –

– (расходы на оборону + расходы на здравоохранение + расходы на содержание государственного аппарата + расходы на образование + расходы на науку + расходы на выплату социальных пособий + проценты по государственным облигациям + расходы на охрану окружающей среды) =

РЕШЕНИЕ:

ВЫВОД:

Задача №1. Определите состояние государственного бюджета страны.

  • Расходы: на оборону составили 270 млн. дол., на здравоохранение – 50 млн. дол., на содержание государственного аппарата – 73 млн. дол., на образование – 35 млн. дол., на науку – 20 млн. дол., на выплату социальных пособий – 400 млн. дол., на выплату процентов по государственным облигациям – 120 млн. дол., на охрану окружающей среды – 55 млн. дол.
  • прибыль государственных предприятий составила 21 млн. дол., налоги с продаж – 170 млн. дол., личный подоходный налог – 290 млн. дол., налог на прибыль фирм – 85 млн. дол., акцизы – 32 млн. дол., таможенные пошлины – 15 млн. дол., взносы на социальное обеспечение – 305 млн. дол.

РЕШЕНИЕ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сальдо бюджета = доходы – расходы =

ВЫВОД:

_____________________________________________________________________________

Задача №2. Определите состояние государственного бюджета страны.

  • Расходы: на оборону составили 280 млн. дол., на здравоохранение – 49 млн. дол., на содержание государственного аппарата – 69 млн. дол., на образование –40 млн. дол., на науку – 10 млн. дол., на выплату социальных пособий – 200 млн. дол., на выплату процентов по государственным облигациям – 130 млн. дол., на охрану окружающей среды – 77 млн. дол.
  • прибыль государственных предприятий составила 28 млн. дол., налоги с продаж – 180 млн. дол., личный подоходный налог – 390 млн. дол., налог на прибыль фирм – 88 млн. дол., акцизы – 32 млн. дол., таможенные пошлины – 15 млн. дол., взносы на социальное обеспечение – 315 млн. дол.

РЕШЕНИЕ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сальдо бюджета = доходы – расходы =

ВЫВОД:

_____________________________________________________________________________

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №18.

«Валютно-обменные операции»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков и умений в области порядка начисления и уплаты налога на прибыль в Российской Федерации.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Время выполнения 90 минут

Ниже приведены Условные курсы на дату Х в Банках Санкт-Петербурга:

Решить задачи:

  1. Перед поездкой в Испанию, клиенту необходимо купить 2000 EUR. Необходимо рассчитать: сумму рублей которая необходима клиенту для покупки указанной суммы; и определить банк в котором эта операция наиболее выгодна на текущий день.
  2. Клиенту необходимо поменять на рубли 800 USD. Необходимо рассчитать: сумму руб. которую получит клиент при совершении валютно обменной операции в банке; и опред. банк в котором эта операция наиболее выгодна на текущий день.
  3.  Сотруднику выплатили заработную плату в сумме 1200 USD. Необходимо рассчитать: сумму евро которую он получит при операции - конвертация; и определить банк в котором эта операция наиболее выгодна на текущий день.
  4. За продажу недвижимости клиент получил  57 000 EUR. Необходимо рассчитать: сумму долларов, которую он получит при операции - конвертация; и определить банк в котором эта операция наиболее выгодна на текущий день.

Контрольные вопросы (письменно):

  • Что означает кросс-курс, и для чего применяется?

 Информационное обеспечение: Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем    алгебры и математического анализа , помогут студ...

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.02 «Анимационные услуги»

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11 Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организация обслужив...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.03 ЭКСКУРСИОННО-ТРАНСПОРТНО

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11   Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организа...

Методические рекомендации для практических работ по программе Photoshop

Данные  методические  рекомендации предназначаются для  студентов первых  1 курсов  в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, изучающих дисциплину ...

Методические рекомендации к практической работе

   Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ КК КГТК  по специальности  СПО 101101 «Г...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...