Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Экономика"
учебно-методический материал

ВАСИЛЬЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Методические рекомндации по дициплине "Экономика" для очно-заочной формы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_ekonomika.docx294.55 КБ

Предварительный просмотр:

           САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ «ЗВЁЗДНЫЙ»

СПб ГБ ПОУ «КОЛЛЕДЖ «ЗВЁЗДНЫЙ»

Рассмотрено на заседании

Цикловой методической комиссии

Председатель ЦМК _________/_____________

«___» _____________ 20__ г.

протокол № ______

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБ ПОУ

«Колледж «Звёздный»

__________Р.А. Пантелеенко

«___»  __________  20__ г.

Методические рекомендации

по выполнению практических  работ

ОУД.11 ЭКОНОМИКА

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности   38.02.04 Коммерция (по отраслям)

очно-заочная форма обучения

Разработчик: 

Васильева Н.А.

Преподаватель высшая категория


        

2021


Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Планирование практических занятий.
  3. Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений.
  4. Практические задания.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по организации и проведению практических работ предназначены для реализации учебного плана по подготовке обучающихся по специальности  38.02.04 Коммерция (по отраслям) очно-заочной формы обучения.

Практические работы предназначены для обобщения, систематизации, углубления,  закрепления полученных теоретических знаний на уроках учебной дисциплины ОУД.11 Экономика, формирования умений применять полученные знания на уроках учебной и производственной практик, выработки самостоятельности, ответственности, творческой инициативы при решении конкретных профессиональных задач в коммерческой организации.

Методические рекомендации по организации и проведению практических работ составлены в соответствии с рабочей программой очно-заочной формы обучения, на базе основного общего образования (срок обучения 3,10 месяцев) и могут быть использованы при подготовке обучающихся на базе полного среднего образования (срок обучения 2 года 10 месяцев).

В данном пособии дано описание 19 практических работ охватывающих темы:

Тема 1. Экономика и экономическая наука.

Тема 2. Cемейный бюджет

Тема 3. Товар и его стоимость. Спрос и предложение.

Тема 4. Рыночный механизм

Тема 5. Труд и заработная плата.

Тема 6. Деньги и банки.

Тема 7. Государство и экономика.

Тема 8. Международная экономика.

Практические работы включают в себя: цель работы, задание, прядок выполнения, оформление работы, краткие теоретические сведения, тесты, список литературы, вспомогательные средства для выполнения работы.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Практические занятия выполняются обучающимися в соответствии с учебным расписанием занятий. Пропущенные практические занятия выполняются по согласованию с преподавателем в дни консультаций преподавателя.

К выполнению заданий допускаются обучающиеся:

- подготовленные к практической работе, имеющие тетрадь для практических работ, таблицы, шаблоны, канцелярские принадлежности;

- ознакомившиеся с целью и порядком выполнения задания;

- изучившие теоретические материалы, относящиеся к выполняемой работе по рекомендуемым учебникам, учебным элементам, конспектам.

Подготовленность обучающихся к выполнению заданий проверяется преподавателем индивидуально.

Результатом выполненного задания является отчет согласно инструкции практического занятия. Отчет оформляется аккуратно, в полном соответствии с общепринятыми требованиями. Рисунки, схемы выполняются простым карандашом с применением чертежного инструмента, обозначения и записи выполняются шариковой ручкой. Допускается оформление одного отчета группой из 3 – 4 обучающихся, если это предусмотрено инструкцией. Минимум знаний, необходимых для защиты выполненного задания отражают контрольные вопросы или тесты в конце практического занятия.

Основными этапами практического занятия являются:

  • проверка знаний студентов – их теоретической подготовленности к занятию;
  • инструктаж, проводимый преподавателем;
  • выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
  • последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

В соответствием с требованиями ФГОС СПО  выполнение обучающимися   практических занятий должно включать как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров (составление отчета, таблицы, написание рефератов,  эссе, подготовка к семинару и другое, в соответствии с содержанием программы дисциплины .

знать/понимать:

- смысл основных теоретических положений экономической науки;

- основные  экономические  принципы  функционирования  семьи,  фирмы,  рынка  и  государства,  а  также международных экономических отношений;

уметь: 

-   приводить   примеры:   взаимодействия   рынков,    прямых    и    косвенных    налогов,    взаимовыгодной международной торговли;

- описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели  фирмы,  основные  виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

- объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон  спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;

-  сравнивать/различать:  спрос  и  величину  спроса,  предложение  и  величину  предложения,   рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

-   вычислять   на   условных    примерах:    величину    рыночного    спроса    и    предложения,    изменение спроса/предложения в  зависимости  от  изменения  формирующих  его  факторов,  равновесную  цену  и  объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и  расходов,  спрос  фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

- применять для экономического анализа: кривые  спроса  и  предложения,  графики  изменений  рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения типичных экономических ролей;

- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации;

-  приобретения  практического   опыта   деятельности,   предшествующей   профессиональной,   в   основе которой лежит данный учебный предмет.

Методические рекомендации включают:

  1. Планирование практических занятий;
  2. Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;
  3. Набор дополнительных материалов к практическому заданию для студентов, работающих в быстром темпе.
  4. Критерии оценки выполнения работ и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).

  1. Планирование практических занятий

№ п/п

Наименование раздела, темы

Наименование практического занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1

Тема 1.

Экономика и экономическая наука.

Практическая работа № 1. «Факторы производства. Блага».

2

I семестр

2

Тема 1.

Экономика и экономическая наука.

Практическая работа № 2. «Модели рынка».

2

I семестр

3

Тема 1.

Экономика и экономическая наука.

Практическая работа № 3. «Обмен. Виды и формы».

1

I семестр

4

Тема 2.

Семейный бюджет.

Практическая работа № 4. «Доходы и расходы  (бюджет) семьи»

3

I семестр

5

Тема 3.

Товар и его стоимость.

Практическая работа №5. «Товар и его стоимость. Цена товара, спрос и предложение»

1

I семестр

6

Тема 4.

Рыночная экономика.

Практическая работа №6

«Организационно-правовые формы предприятий»

2

I семестр

7

Тема 4.

Рыночная экономика.

Практическая работа.№7 «Основной и оборотный капитал предприятия.

1

I семестр

8

Тема 4.

Рыночная экономика.

Практическая работа №8 «Себестоимость и калькуляция»

2

I семестр

9

Тема 5.

Труд и заработная плата.

Практическая работа №9 «Формы оплаты труда»

1

I семестр

10

Тема 5.

Труд и заработная плата.

Практическая работа № 10 «Заработная плата»

1

I семестр

11

Тема 5.

Труд и заработная плата.

Практическая работа №11 «Основные права профсоюзов»

1

I семестр

12

Тема 6.

Деньги и банки.

Практическая работа №12 «Сущность и функции денег»

2

II семестр

13

Тема 6.

Деньги и банки.

Практическая работа №13 «Банковская система»

4

II семестр

14

Тема 6.

Деньги и банки.

Практическая работа №14

«Ценные бумаги. Фондовый рынок»

1

II семестр

15

Тема 6.

Деньги и банки.

Практическая работа №15 «Инфляция»

1

II семестр

16

Тема 7. Государство и экономика

Практическая работа №16 «Государственный бюджет»

1

II семестр

17

Тема 7. Государство и экономика

Практическая работа №17 «Расчет НДФЛ»

3

II семестр

18

Тема 7. Государство и экономика

Практическая работа №18 «Виды региональных налогов, их классификация»

1

II семестр

19

Тема 8. Международная экономика.

Практическая работа №19 «Валютно-обменные операции»

2

II семестр

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ И СТЕПЕНИ ОВЛАДЕНИЯ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ УМЕНИЙ

Вид работ

Критерии оценки

Баллы

Выполнение задания

Задание выполнено полностью с отличным качеством оформления отчета, рациональным использованием времени, самостоятельным планированием и организацией.

5

Задание выполнено с незначительными недочетами, хорошее качество оформления отчета, соблюдение отведенного на выполнение задания времени, самостоятельное планирование и выполнение задания при несущественной помощи преподавателя.

4

Удовлетворительное выполнение задания, помощь преподавателя в планировании и выполнении задания, отдельные ошибки и неточности в формулировках, оформлении отчета,

нарушения в организации и планировании работы. Отсутствие конкретного алгоритма проведения необходимых операций в соответствии с нормативными документами.

3

Неудовлетворительное выполнение задания, с грубыми ошибками в отчете и защите работы, без соблюдения, отведенного на выполнение задания времени, неумение самостоятельно организовывать и планировать работу.

2

Выполнение задания с нарушениями сроков сдачи.

Задание выполнено во время консультаций, позже установленного срока оценивается по аналогичным критериям.

3

 

  1. Практические задания

Практическое занятие №1

«Факторы производства. Виды Экономических продуктов».

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений по темам: факторы производства и блага, необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведение экономической  деятельности.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 90 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

1. Заполните таблицу. Впишите термины (факторы производства) соответствующие определениям.

Фактор

производства

Определение

Естественные ресурсы, используемые человеком в процессе производства

Умение принимать управленческие решения , умение соединять в единую систему все факторы в процессе производства

Совокупность интеллектуальных и физических способностей человека, используемых при производстве продукта

Все средства производства созданные человеком

2. Заполните схему. Впишите виды экономических продуктов.

Экономический продукт

3. Коротко опишите компанию оказывающую услуги и поясните, что является факторами производства (письменно). Сделайте вывод

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие № 2

«Модели рынка»

Инструкция к выполнению:

  1. Цель работы:

Систематизация знаний и умений по теме модели рынка, определять модели и соответствие характеристик свойственных для каждой модели рынка, необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведение экономической  деятельности.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 90 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

  1. Внимательно прочитайте текст

Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой модели рынков:

1. Чистая конкуренция.

2. Монополистическая конкуренция.

3. Олигополия.

4. Чистая монополия.

Чистая (совершенная) конкуренция — это рыночная ситуация, которая характеризуется большим количеством рыночных агентов (как продавцов, так и покупателей), выпуском однородного продукта, полным знанием рыночных цен и объемов выпуска продукции, высокой мобильностью ресурсов. Проанализируем данные и другие признаки.

Большое количество рыночных агентов. При совершенной конкуренции рынок состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене.

Выпуск однородного продукта. При совершенной конкуренции продукция одной фирмы не отличается от продукции, произведённой другими фирмами на рынке. Полное знание рыночных цен и объемов продукции.

Высокая мобильность ресурсов. Совершенная конкуренция требует того, чтобы все ресурсы были полностью мобильными. Другими словами, каждая ресурсная единица должна иметь возможность свободно входить на рынок или выходить из него, быстро переключаясь с одного способа использования на другого. Это означает, что:

— трудовые ресурсы могут свободно и легко перемещаться из региона в регион, из одного вида деятельности в другой;— сырьевые источники не могут быть замонополизированы;— новая фирма может легко войти и выйти из области, так как нет экономических, правовых, технологических, патентовых, финансовых барьеров для входа фирмы на рынок и выхода из рынка.Неценовая конкуренция и контроль над ценой отсутствуют.

Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают подобную, но не идентичную продукцию.

Для рынка с монополистической конкуренцией справедливо следующее:

1. Товар каждой фирмы, которая торгует на рынке, является несовершенным заменителем товаров, которые реализуют другие фирмы.

Продукт каждого продавца имеет исключительные качества или характеристики, которые объясняют тот факт, что некоторые покупатели предоставляют преимущества товара определенного продавца. Например, покупатели будут готовы заплатить высокую цену за туфли, выработанные конкретным продавцом, если они считают, что эти туфли более удобные. Дифференциация товара означает, что предмет, который продается на рынке, не является стандартизированным. Дифференциация может осуществляться через настоящие качественные отличия между продуктами или через отличия, которые происходят из-за отличий в рекламе, престиже торговой марки и т.п.

2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую частицу рыночного спроса на товар, которые реализуют фирма и ее соперники.

3. Продавцы на рынке не обращают внимания на реакцию своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары, или когда выбирают ориентир относительно объема продажи.

Эта особенность -- следствие все-таки относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией. Например, если отдельный производитель туфель, чтобы продать больше товара, снижает свою цену на 20% с пары обуви, то, вероятно, что прирост объема его продажи произойдёт за счет многих, а не нескольких продавцов. Как следствие, маловероятно, что доля на рынке какого-либо отдельного конкурента не снизится через уменьшение продажной цены любой другой фирмой.

4. На рынке есть условия для свободного входа и выхода. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок. Выгодная конъюнктура на рынке с монополистической конкуренцией притягивает новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легкий, как при совершенной конкуренции, так как новые продавцы часто ощущают трудность со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Уже функционирующие фирмы со стойкой репутацией могут сохранить свое преимущество над новыми производителями.

5. Контроль над ценой незначительный.

Олигополия — это рыночная структура, которая характеризуется очень небольшим количеством продавцов, взаимозависимых между собой, а появление новых продавцов затрудненная или невозможная.

Олигополистические характеризуются:

1. Всего несколько фирм поставляют весь рынок. Продукт, который они поставляют, может быть как однородным или стандартизированной (алюминий, цинк, медь, сталь, цемент, технический спирт и т.п.), так и дифференцированным (автомобиле, сигареты, бытовые электроприборы, пиво, стиральные средства, ковры и т.п.).

2. Некоторые фирмы при олигополии владеют большими рыночными долями. А, следовательно, некоторые фирмы на рынке владеют способностью влиять на цену товара.

3. Фирмы при олигополии отдают себе отчет о своей взаимозависимости. Продавцы всегда учитывают реакцию своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры для объемов продажи, величину рекламных затрат и т.п.

4. Наличие определённых барьеров для входа на рынок (владение патентами, контроль над стратегическим сырьем, расходы на рекламу).

Олигополистические рынки можно классифицировать по разным критериями. Если фирмы вырабатывают однородный продукт (цемент, медь и т.п.), то отраслевой рынок называют чистоолигополистическим; если же они изготовляют дифференцированный продукт (автомобили, сигареты и т.п.), то отраслевой рынок называют дифференцированно олигополистическим.

5. Для олигополии характерна неценовая конкуренция, особенно при дифференциации продукта.

Чистая монополия — это рыночная ситуация, при которой на рынке существует только один продавец и нет близкого заменителя продукта, который он производит.

Характерные черты:

1. Уникальность продукта.

2. Владение основными видами сырья. Одна фирма может полностью контролировать снабжение основного вида сырья, которое необходимо для производства продукта.

3. Низкие средние затраты. Фирма может стать монополистом потому, что средние затраты производства продукта достигают минимума при довольно большом уровне выпуска продукции. Другими словами, массовое производство сопровождается низкими средними затратами, которых тяжело достичь при незначительном уровне производства. Это служит барьером для входа других фирм на данный рынок.

4. Патентные права. Фирма может иметь монополию на товар, владея патентом на определенный продукт или технологический процесс, который используется во время производства продукта. Но патенты обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. В Украине срок действия патента на изобретение — 20, на полезную модель — 5, на промышленный образец — 10 лет.

5. Особые привилегии (лицензии). Фирма может стать монополистом вследствие государственного разрешения (лицензии), которое выдается специальным правительственным органом. Фирме предоставляется право выпускать какой-то продукт либо предоставлять услуги в определенном районе. В обмен на это право фирма соглашается с тем, что правительство установит контроль над ней и будет регулировать определенные аспекты ее деятельности. Например, правительство может установить ценовые ограничения.

6. Естественная и билатеральная монополия. Естественная монополия возникает в той области, где любое количество продукции вырабатывается с меньшими затратами именно одной фирмой, а не двумя или больше фирмами. Этого преимущественно предприятия общественного пользования — электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи.

 

2. Заполнить таблицу. Определить модель рынка по приведенным параметрам.

Характерные черты

Модели рынка

Число фирм

Очень большое число

Много

Несколько

Одна

Тип продукта

Стандартизированный

(однородный)

Дифференцированный

(Разнородный)

Стандартизированный

Или

Дифференцированный

( однор. или разнород.)

Уникальный

Нет близких знаменателей

Контроль за ценой

Отсутствует

Некоторый, но в довольно узких рамках

Ограниченный

Взаимной

Зависимостью

Значительностью

при тайном сговоре

Значительный

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, препятствия отсутствуют

Сравнительно легкие

Наличие существенных препятствий

Блокировано

Неценовая конкуренция

Отсутствуют

Значительный упор сделан на рекламу, торговые связи, марки и т.д.

Очень типично

Значительный упор сделан на рекламу, связи фирмы с объединенными организациями

Пример сферы или отрасли

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды, обуви

Производство стали, автомобилей, сельхозинвентаря, бытовых приборов.

Местные предприятия общественного пользования

Примеры

(иностранных и Российских компаний)

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Практическое занятие № 3

«Обмен. Виды и формы»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведение экономической  деятельности, по теме – обмен, виды и формы в рамках изучаемых вопросов по экономической теории.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 45 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

1. Определить термин.

Процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, связывает членов общества – это  _____________________________

 2. Виды обмена, охарактеризуйте (дайте определение), приведете примеры

 2.1. Бартер –  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2.2. Централизованный – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Перечислите 5 условий обмена.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы (задание выполнить устно):

Приведите примеры по каждому виду обмена.

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие № 4.

«Доходы и расходы (бюджет) семьи»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведение экономической  деятельности, по теме – Бюджет семьи, а так же формирования навыка управления состоянием бюджета.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 135 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

1.  Рассчитать затраты годовой  потребности на  продукты питания в среднем на душу населения в год.

Наименование продукта

Годовая норма, кг.

(средне статистическая)

Стоимость за 1 кг. (средняя)

Затраты в течении года, руб.

Хлеб

130

Мука

19,5

Крупы

12,2

Макароны

5

Овощи (Картофель 124, Капуста 28,  Морковь 37, Лук 28)

217

Фрукты (Яблоки 19, Цитрусовые 12, прочие 18)

49

Сахар

20

Мясо (Курица 17, Говядина 8, Свинина 9)

34

Колбаса

9,7

Рыба

11

Молоко и молочные продукты

127

Яйцо, шт.

151

Масло растительное

7

Сыр

2,3

Итого

Х

Х

2. Рассчитать годовой бюджет семьи.

Доходы

Средний месяц, тыс. руб.

Расчётное значение  за год, тыс. руб.

Зарплата муж

45

Зарплата жена

40

Дивиденды/%/альтернативный доход

Пенсия

Алименты

Стипендия

Прочее

 

Итог

Расходы

Средний месяц, тыс. руб.

Расчётное значение  за год, тыс. руб.

Кварт. Плата и коммунальные услуги, телефон, и т.д.

Налоги

Кредиты

Продовольственные товары, продукты питания

Непродовольственные товары:

- хозяйственные товары (бытовая химия, косметика, парфюмерия, лекарственные препараты, канцелярия, газеты и т.д.)

-  предметы длительного пользования (одежда, обувь, техника и т.д.)

- содержание автомобиля (тех. осмотр, гсм, и т.д)

- городской транспорт

Обучение детей

Отпуск

Прочее

Итог

Вывод на основании проведенных расчетов: ________________________________________________________________________________

Вывод:  Человеческие потребности и возможности часто  не совпадают. Потребности безграничны, а деньги, к сожалению, всегда ограничены. Поэтому необходимо научиться соразмерять  потребности  и возможности. Необходим о учится  расходовать деньги так, чтобы не попадать в финансовые катастрофы, и вместе с тем не бояться тратить на то, что действительно необходимо. Таким образом, очень важно научиться планировать семейный бюджет,  что поможет в более далёкой перспективе при создании собственной семьи.    Если молодые люди поймут значение планирования семейного бюджета, то смогут самостоятельно осуществлять свою материально-финансовую политику в семье и делать её максимально эффективной.

Контрольные вопросы - задание выполнить устно:

  • Дайте определение понятию – дефицит бюджета.
  • Дайте определение понятию – профицит бюджета.
  • Опишите ,  как семья может влиять на состояние своего бюджета.
  • С какой целью составляется бюджет семьи.

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие № 5.

«Товар и его стоимость. Спрос и предложение»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведение экономической  деятельности, по теме – Товар, его стоимость. Спрос и предложение. А также формирование навыков анализа и влияния на спрос и предложение.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 45 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

1. Дайте краткую характеристику трех основных подходов к определению стоимости.

Первый подход ________________________________________________________________________________

Второй ________________________________________________________________________________

Третий  подход ________________________________________________________________________________

2.

Цена товара и спрос на него.

По приведенным в таблице данным о зависимости между спросом на  товар и ценой товара постройте кривую спроса.

Цена товара и предложение.

По приведенным в таблице данным о зависимости между предложением товара и ценой товара постройте кривую предложения.

Цена, 1 шт., тыс. руб.

Спрос на товар, шт.

7,0

1500

5,0

2500

4,0

5000

3,0

8000

2,0

10000

Цена, 1 шт., тыс. руб.

Предложение

товара, шт.

6,0

8100

5,0

7000

4,0

6500

3,0

4800

2,0

3500

P(цена)

Q(кол-во)

P(цена)

Q(кол-во)

Вывод:

Вывод:

3. Определите отклонения предложения и спроса (+/-) и тип рыночной ситуации:

Цена,

ден. ед.

Величина спроса, шт.

Величина предложения, шт.

Превышение предложения  над спросом, шт.

Тип рыночной ситуации

1300

76

80

1150

77

77

1000

99

36

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие № 6.

«Организационно правовые формы»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведение экономической  деятельности, определять и различать коммерческие и некоммерческие организации, их различия, характеристики.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 90 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Используя ГК РФ глава 4, статья 48-123, необходимо дать основные характеристики   ОПФ собственности  

(Коммерческие организации – Публичное Акционерное общество, Общество с ограниченной ответственностью, муниципальное предприятие;

Некоммерческие организации – Ассоциации и союзы, общественные организации, Потребительский кооператив).

Результаты оформить в таблицу:

Виды

ОПФ

Виды членства, ограничения

Документы регистрации

Управление

Ответственность

Прибыль

Выход

Плюсы и минусы

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

  • Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2019.

Практическое занятие № 7.

«Основной и оборотный капитал предприятия»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведение экономической  деятельности, по теме – основные и оборотные средства, формирования навыков определения и отношения основных и основных средств, решение задач.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 45минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Основной капитал (дать определение и привести примеры) –

Оборотный капитал - (дать определение и привести примеры) –

Решить задачу:

На строительство производственного цеха фирма затратила  - 120 млн. руб., на приобретение оборудования – 80 млн. руб., на закупку сырья и материалов – 30 млн. руб., на топливо - 7  млн. руб., наем рабочей силы – 45 млн. руб.

Определите стоимость основного и оборотного капитала:

Основной капитал:

Оборотный капитал:

Итого основной капитал:

Итого оборотный капитал:

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие № 8.

«Себестоимость и калькуляция»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведение экономической  деятельности, по теме – себестоимость и калькуляция, формирования навыков расчета и анализа показателей.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 90 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Дайте определение – Себестоимость - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Распишите классификацию статей затрат, дайте краткую характеристику:

1. ____________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________

4. _____________________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________________

Дайте определение – Калькуляция затрат - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы - задание выполнить устно:

  • Перечислите статьи затрат.
  • Дайте определения основным понятиям: Себестоимость и Калькуляция.

Задача:

По данным приведённым ниже в таблице,  рассчитайте  ежеквартальную смету и итоги по каждой статьи затрат за год, при условии, что прогнозные данные 3-го и 4-го квартала равны.

Статьи затрат

Поквартальная разбивка

Всего за год

I

II

III

IV

Материальные затраты

6280

6349

6418

Затраты на оплату труда

1255

1269

1283

Отчисления на социальные нужды

449

454

458

Амортизация

1152

1164

1177

Прочие расходы

1330

1346

1362

Всего по смете

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №9.

«Формы оплаты труда»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведение экономической  деятельности, формирования навыков расчета и анализа при различных формах  оплаты труда.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 45 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

1. Укажите формы оплаты труда, данные внесите в таблицу.

Форма оплаты труда

Основные характеристики

Преимущества

Недостатки

Повременная

1.

2.

Сдельная

1.

2.

3.

4.

5.

Комиссионная

1.

2.

Задание 2. Данные по видам, объёмам работ и расценкам указаны в таблице:

Определить:

1. Общее время работы ремонтной мастерской; 2. Сумму заработной платы за отработанный период времени по каждому виду работ; 3. Сумму премии за работу без замечаний; 4. Общую сумму заработной платы по каждому виду работ и по мастерской в целом. Выполнить проверку.

№ п/п

Виды работ

Отработано часов

Расценка за один час работы (руб. коп.)

Всего з/платы за отработанное время (руб. коп.)

Замечания по работе ремонтной мастерской

Сумма премии 20% к основ-ной з/плате, выплачивается при отсутствии замечаний (руб. коп.)

Общая сумма з/платы с учётом премии (руб. коп.)

1.

Сварочные работы

182

42.40

нет

2.

Токарные работы

167

35.70

нет

3.

Мастер – наладчик

96

32.20

2 прогула

4.

Инструмен-тальщик

84

34.50

нет

5.

Слесарные работы

320

24.80

опоздания

6.

Охрана объекта

300

21.00

нет

Итого

*

*

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Практическое занятие №10.

«Заработная плата»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков расчета дохода при различных формах оплаты труда.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 45минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Рассчитайте заработную плату до налогооблажения:

Название

Условие

Расчет

Простая повременная

Оклад сотрудника 45000 руб., он отработал 20 дней из 25 положенных.

Повременно премиальная

Оклад сотрудника 45000 руб., он отработал 25 дней из 25 положенных, + премия положенная в размере 100 % от оклада

Прямая сдельная

Сотрудник изготовил 100 изделий по цене 500 рублей за каждое.

Сдельно премиальная

Сотрудник изготовил 120 изделий по цене 500 рублей за каждое, таким образом перевыполнив норматив на 20% (ЗП прямая сдельная + 20% премия)

Сдельно прогрессивная

Норма 100 изделий, сотрудник изготовил 120 изделий, стоимость изделия 500 руб., за изделия сверх нормы 600 руб.

Косвенно - сдельная

Бригада основных рабочих заработала 120 000 руб.

Вспомогательным рабочим полагается выплата в размере 20% от фонда.

Аккордная

Бригаде строителей за выполненные работы полагается выплата в сумме 250 тысяч рублей.

При этом коэффициент трудового участия:

Первого рабочего 0,2

Второго рабочего 0,4

Бригадира 0,4

Первый рабочий =

 

Второй рабочий =

Бригадир =

Комиссионная система с применением минимального оклада

Оклад сотрудника 8000 рублей, выручка за отчетный период составила 15 000 000 руб., сотруднику выплачивается 1% от выручки.

Комиссионная система  без применения  минимального оклада

Выручка за отчетный период составила 15 000 000 руб., сотруднику выплачивается 1,1% от выручки.

 Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №11.

«Основные права профсоюзов»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков анализа и самостоятельной работы с информацией, с преследующим применением.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 45 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Опишите основные права профсоюзов. Сделайте выводы.

Основные права профсоюзов:

1

2

3

4

5

6

7

8

Сформулируйте вывод ответив на вопросы (письменно):

  • В чем заключается деятельность профсоюзов?
  • Для чего нужны профсоюзы?
  • Существуют ли в России профсоюзы, приведите примеры?

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №12.

«Сущность и функции денег»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков анализа и самостоятельной работы с информацией, с преследующим применением. Определение видов и функций денег.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 90 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Перечислить и расписать функции денег:

п/п

Функция

Сущность и описание функции

1

2

3

4

5

Распишите классификатор видов денег, дайте краткую характеристику:

Контрольные вопросы :

  • Перечислите функции денег.
  • Расскажите историю возникновения денег.
  • Перечислите основные виды денег.

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №13.

 «Банковская система»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков отношения операций к активным и пассивным; решение задач на расчет процентов по активным и пассивным операциям (депозиты и кредиты).

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 135 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Решить ситуационные задачи:

I. Клиент оформил депозитный вклад в коммерческом банке сроком на полгода (180 календарных дней) под  12% годовых. Сумма вклада составляет 150 000 рублей. Требуется определить, какую сумму он получит при закрытии счета.

1) Рассчитать сумму процентов причитающихся вкладчику за 180 дней:

2) Определить сумму, которую должен получить клиент по истечении срока депозита:

____________________________________________________________________________

Решить ситуационные задачи:

2. Клиент оформил депозитный вклад в коммерческом банке сроком на 3 месяца (91 день) под  8% годовых. Сумма вклада составляет 470 000 рублей. Требуется определить, какую сумму он получит при закрытии счета.

1) Рассчитать сумму процентов причитающихся вкладчику за 91 дн.:

2) Определить сумму, которую должен получить клиент по истечении срока депозита:

 3. Самостоятельно составить задачу по размещению денежных средств во вклад любого банка и решить задачу.

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №14.

«Ценные бумаги. Фондовый Рынок»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков определения ценных бумаг и их характеристик.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 45 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Ответить на вопросы, внести ответы в кроссворд.

По горизонтали

  1. Разновидность ценных бумаг в зависимости от формы доходов
  1. Доход на акцию, который формируется за счет прибыли акционерного общества (или другого эмитента), выпустившего акции
  1. Разновидность ценных бумаг в зависимости от формы доходов
  1. Долевая ценная бумага
  1. … ценная бумага - ценная бумага, выпускаемая поштучно или небольшими сериями
  1. Участник рынка ценных бумаг, который самостоятельно торгует на свой страх и риск, используя собственные деньги

  1. Участник рынка ценных бумаг, который торгует по поручению клиентов за комиссионное вознаграждение
  1. Ценные бумаги - это … рынка ценных бумаг
  1. Выпуск акций, облигаций, депозитных сертификатов и др. долгосрочных и краткосрочных долговых обязательств
  1. Разновидность ценных бумаг в зависимости от формы доходов
  1. … ценные бумаги - это ценные бумаги, имеющие установленный срок существования
  1. Разновидность ценных бумаг в зависимости от возможности досрочного погашения
  1. Одна из общерыночных функций рынка ценных бумаг

По вертикали

  1. … ценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги (акции, облигации, векселя, закладные и др.)
  1. Свойство ценной бумаги
  1. Передаточная надпись
  1. … ценные бумаги - это ценные бумаги, которые обслуживают процесс товарооборота и определенные имущественные сделки
  1. … ценные бумаги - это ценные бумаги, которые являются инструментами образования денежных фондов
  1. Коммерческая ценная бумага
  1. Свойство ценной бумаги
  1. Одна из общерыночных функций рынка ценных бумаг
  1. Долговая ценная бумага
  1. Разновидность ценных бумаг в зависимости от характера обращаемости
  1. … ценная бумага - это ценная бумага, которая содержит информацию о своем владельце; имя владельца зафиксировано на ее бланке и (или) в реестре собственников, который может вестись в обычной документарной и (или) электронной формах

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №15.

«Инфляция»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков определения видов инфляции.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 45 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

1. Обесценивание денежной единицы,  уменьшение ее покупательной способности означает ________________________________________________________________________________

2. Перечислите основные причины инфляции

________________________________________________________________________________

3. Опишите  последствия инфляции

4. Заполните таблицу. Укажите виды инфляции в зависимости от ее темпов.

Название

Темп

Ползучая

До 100% в год

Гиперинфляция

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Практическое занятие №16.

«Государственный бюджет»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков расчета и отличия состояний бюджета.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 45 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

1. Государственный бюджет - ________________________________________________________________________________

2. Сформулируйте состояние государственного бюджета:

Доходы > расходов - __________________________________________________________

Доходы  = расходам - __________________________________________________________

Доходы < расходов - __________________________________________________________

3. Перечислите основные источники дохода гос. Бюджета

Налоговые:  

Не налоговые:  

4. Перечислите основные направления расходов гос. Бюджета

__________________________________________________________________________

Задача.

Определение состояния государственного бюджета: Определите состояние государственного бюджета страны, если известно, что в стране расходы: на оборону составили 280 млн. дол., на здравоохранение – 40 млн. дол., на содержание государственного аппарата – 75 млн. дол., на образование – 35 млн. дол., на науку – 20 млн. дол., на выплату социальных пособий – 400 млн. дол., на выплату процентов по государственным облигациям – 140 млн. дол., на охрану окружающей среды – 45 млн. дол., прибыль государственных предприятий составила 22 млн. дол., налоги с продаж – 170 млн. дол., личный подоходный налог – 390 млн. дол., налог на прибыль фирм – 85 млн. дол., акцизы – 32 млн. дол., таможенные пошлины – 15 млн. дол., взносы на социальное обеспечение – 305 млн. дол.,.

Сальдо бюджета = доходы – расходы =

= (прибыль государственных предприятий + налоги с продаж + личный подоходный налог + налог на прибыль фирм + акцизы + таможенные пошлины и взносы на социальное обеспечение) –

– (расходы на оборону + расходы на здравоохранение + расходы на содержание государственного аппарата + расходы на образование + расходы на науку + расходы на выплату социальных пособий + проценты по государственным облигациям + расходы на охрану окружающей среды) =

РЕШЕНИЕ:

ВЫВОД:

Задача №1. Определите состояние государственного бюджета страны.

  • Расходы: на оборону составили 270 млн. дол., на здравоохранение – 50 млн. дол., на содержание государственного аппарата – 73 млн. дол., на образование – 35 млн. дол., на науку – 20 млн. дол., на выплату социальных пособий – 400 млн. дол., на выплату процентов по государственным облигациям – 120 млн. дол., на охрану окружающей среды – 55 млн. дол.
  • прибыль государственных предприятий составила 21 млн. дол., налоги с продаж – 170 млн. дол., личный подоходный налог – 290 млн. дол., налог на прибыль фирм – 85 млн. дол., акцизы – 32 млн. дол., таможенные пошлины – 15 млн. дол., взносы на социальное обеспечение – 305 млн. дол.

РЕШЕНИЕ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сальдо бюджета = доходы – расходы =

ВЫВОД:

_____________________________________________________________________________

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №17.

«Виды налогов, их классификация»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков определения видов налогов уровням бюджета, характеристики функций налогов.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 135 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

В таблице отражены налоги Российской Федерации. Требуется обозначить, какие налоги являются федеральными, территориальными и местными.  

Наименование налога


Налог

Федеральный

Региональный

(Территориальный)

Местный

Таможенная пошлина

Х

Местные лицензионные сборы

Х

Налог на добавленную стоимость

Х

Налог на рекламу

Х

Акцизы

Х

Налог на имущество физических лиц

Х

Налог на доходы физ. лиц

Х

Земельный налог

Х

Страховые взносы

Х

Региональное лицензионные сборы

Х

Налог на прибыль организаций

Х

Дорожный и транспортный налог

Х

Налог на пользование недрами

Х

Налог на игорный бизнес

Х

Лесной налог

Х

Налог на недвижимость

Х

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

Х

Налог  на имущество организаций

Х

Государственная пошлина

Х

Перечислите и охарактеризуйте четыре основные функции налогов:

1. _____________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

3. _____________________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________________

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №18.

«Расчет НДФЛ»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков расчета НДФЛ.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 45 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Задача №1. Рассчитать сумму НДФЛ за март месяц (21 рабочий день) при условии: Суворов А.В.  работает в ЗАО «Пончик» водителем с должностным окладом 25000 руб., отработал 21 день. Полагается премия 20% от оклада.  Налоговых льгот и вычетов нет.

  1. Рассчитываем совокупный доход за март:

- должностной оклад за март _______________________________________ руб.

- премия _________________________________________________________ руб.

Сумма совокупного дохода за март = _________________________________________ руб.

2. Налоговых льгот и вычетов нет.

3. Рассчитываем налоговую базу НДФЛ за март

НБ = _______________________________________________________ руб.

4. Рассчитываем сумму НДФЛ за март

НДФЛ = _____________________________________________________________руб.

Задача №2. Рассчитать сумму НДФЛ за март месяц (21 рабочий день) при условии: Уткина В.В. работает в ЗАО «Пончик» бухгалтером с должностным окладом 15000 руб., отработала 15 дней, за 6 (шесть) дней начислено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 2570,50 руб. Премия к празднику 35% . Оплачены талоны на питание 70 руб. в день. Воспитывает дочь 12 лет (школьница).  Сумма заработной платы до налогообложения за февраль 34540, 30 руб.

РЕШЕНИЕ:

1. Рассчитываем совокупный доход за март:

- должностной оклад (за 15 отработанных дней) = _____________________= ________ руб.

- пособие по временной нетрудоспособности ____________ руб.

- премия к празднику (база для начисления премии – оклад за фактически отработанное время) __________________________________________________________ = _______ руб.

- талоны на питание ________________ = _____________ руб.

Сумма совокупного дохода за март = _________________________________________ руб.

2. Рассчитываем сумму стандартных налоговых вычетов:

а) на иждивенца (ребенка) – 1400 руб.,  Сумма стандартного налогового вычета = 1400 руб.

3. Рассчитываем налоговую базу НДФЛ за март

НБ = _____________________________________________________________ руб.

4. Рассчитываем сумму НДФЛ за март.  НДФЛ = _________________________руб.

Контрольные вопросы (устно):

  • Перечислите основные налогов уплачиваемых физическими лицами?
  • Приведите примеры льгот оформляемых по подоходному налогу?
  • Какие выплаты входят в совокупный доход на отчетный период?
  • Что такое налоговая база?

Информационное обеспечение:

Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.

Практическое занятие №19.

«Валютно-обменные операции»

Инструкция к выполнению:

Цель работы:

Систематизация знаний и умений необходимых  в профессиональной деятельности менеджера при  организации и проведении экономической  деятельности, формирования навыков и умений в области порядка начисления и уплаты налога на прибыль в Российской Федерации.

Оборудование:  Столы и стулья для обучающихся, ПК

Время на выполнение – 90 минут

Алгоритм действий:

  • Прочитать инструкцию к практической работе
  • Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
  • Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.

Задание:

Ниже приведены Условные курсы на дату Х в Банках Санкт-Петербурга:

Решить задачи:

  1. Перед поездкой в Испанию, клиенту необходимо купить 2000 EUR. Необходимо рассчитать: сумму рублей которая необходима клиенту для покупки указанной суммы; и определить банк в котором эта операция наиболее выгодна на текущий день.
  2. Клиенту необходимо поменять на рубли 800 USD. Необходимо рассчитать: сумму рублей которую получит клиент при совершении валютно обменной операции в банке; и определить банк в котором эта операция наиболее выгодна на текущий день.
  3.  Сотруднику выплатили заработную плату в сумме 1200 USD. Необходимо рассчитать: сумму евро которую он получит при операции - конвертация; и определить банк в котором эта операция наиболее выгодна на текущий день.
  4. За продажу недвижимости клиент получил  57 000 EUR. Необходимо рассчитать: сумму долларов, которую он получит при операции - конвертация; и определить банк в котором эта операция наиболее выгодна на текущий день.

Контрольные вопросы (письменно):

  • Что означает кросс-курс, и для чего применяется?

 Информационное обеспечение: Учебная и нормативная литература:

Дополнительные источники:

  • Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с.
  • Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  • Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru
  • Величайшие бизнесмены https://www.forbes.ru/biznes/100-let-forbes350395-velichayshie-biznes-umy-sovremennosti-spisok-forbes
  • Самые известные экономисты https://www.molomo.ru/inquiry/famous_economists.html
  • https://www.forbes.ru/forbes/issue/2015-10/300529-200-krupneishikh-kompanii-rossii

Электронные ресурсы:

www.rbk.ru , www.conultant.ru, www.finmarket.ru, www. bankir.ru       подборка материалов по банковским ИС, www.cbr.ru  сайт Центробанка России ,    www.sbrf.ru-сайт Сбербанка,   www.e-commerce.ru-инф.-консалтинговый центр по электронному бизнесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем    алгебры и математического анализа , помогут студ...

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.02 «Анимационные услуги»

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11 Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организация обслужив...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.03 ЭКСКУРСИОННО-ТРАНСПОРТНО

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11   Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организа...

Методические рекомендации для практических работ по программе Photoshop

Данные  методические  рекомендации предназначаются для  студентов первых  1 курсов  в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, изучающих дисциплину ...

Методические рекомендации к практической работе

   Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ КК КГТК  по специальности  СПО 101101 «Г...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...