Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.
презентация к уроку

Волкова Мария Сергеевна

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.

В отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют обучение и формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Основной задачей педагогического коллектива в учреждениях такого типа является поиск форм и методов коррекционно – развивающего процесса, способного вовлечь ребенка с нарушениями развития в учебную деятельность, облегчить ему моменты усвоения и освоения умений и навыков.

 

Сухомлинский В.А. отмечал, что живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое осознание и переживание той мысли, что он сделал шаг вперед.

 Ушинский К. Д. отмечал, что первой заповедью воспитания является необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в них чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Методы, используемые педагогом в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а школа стать школой радости: радости познания, радости творчества, радости общения.

 

Одна из базовых задач в профессии учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что мы способны организовать, это результат продуманной стратегии и тактики.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

 

Помощь в достижении успеха обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами.

Алгоритм создания ситуации успеха

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольные испытания довольно легкие, мы хорошо потренировались".

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

"У вас обязательно получится". "Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

"Возможно, лучше всего начать С разминки". "Выполняя упражнения, не забудьте О правильном дыхании".

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."

5. Персональная исключительность

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

"Только ты и мог бы...". "Только тебе я и могу доверить...". "Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...".

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение

Побуждает к выполнению конкретных действий.

"Нам уже не терпится начать работу... ". "Так хочется поскорее увидеть...".

7. Высокая оценка детали

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

"Тебе особенно удалось то упражнение". "Больше всего мне в твоей работе понравилось...". "Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

 

Создавая ситуацию успеха на уроках физической культуры, я активизирую сознательную деятельность самих учащихся, направленную на личное совершенствование.

Организация деятельности с обучающимися для достижения  успеха на занятиях физической культуры

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕБНОГО УСПЕХА УЧЕНИКА

 

Предполагаемые достигнутые результаты ученика, основанные на деятельности  обучающихся

 

Учитель назначает новых командиров (направляющих) на каждый урок

Каждый ученик имеет возможность получить опыт лидера, проявить инициативу

 

Учитель поручает обучающимся (начиная со 2 класса) проводить разминку, ОРУ, а в среднем и старшем звене-упражнения для развития основных и специальных физических качеств

 

Ученик получает  практический опыт физкультурно-оздоровительной деятельности, заинтересован проявить инициативу, творчество, организаторские способности

 

Учитель стимулирует на поиск новых упражнений для развития физических качеств

 

Ученик может предложить и продемонстрировать новое упражнение. Повышается интерес, пополняются практические знания

 

Учитель использует индивидуальный подход в подборе упражнений и дозировки. Дает группам установку на выполнение заданий различной сложности (в зависимости от освоения изучаемых двигательных действий)

 

Ученик может  не выполнять упражнение, которое ему недоступно (например, подтягивание), но он должен выполнить упражнения, направленные на развитие силы.

Данный прием позволяет поддерживать интерес к занятиям у всех, нацеливает на совершенствование

 

 

 

Учитель привлекает обучающихся для организации урока, судейства

Освобожденный от занятий по физической культуре учитель  участвует в учебном процессе, он помогает инструктору : назначается  судьей, контролером и т. п.  Ученик получает опыт судейства, начинает лучше разбираться в правилах игры

Учитель использует для освоения двигательными действиями выполнение упражнений в упрощенных и усложненных условиях

Ученик может выполнить  упражнение с помощью наиболее подготовленного воспитанника. Усложненные же условия всегда притягательны для  «сильных».

 

Учитель организует индивидуальную опеку(сильный работает в паре со слабым

 

Быстрее происходит обучение  слабого, зато сильный   и в теории и на практике  вникает в процесс обучения более углубленно.

 

Учитель использует соревновательные моменты и проводит уроки-соревнования

 

Достигается ощущение успеха, появляется желание улучшать достигнутые результаты

 

 

 

Учитель предлагает выбор, при котором качество можно заменить количеством

 

Ученик имеет возможность выбора в зависимости от своей физической подготовки, бег  можно чередовать с ходьбой.

 

Учитель использует оценку в качестве формирующего инструмента, применяет в работе для каждого ребенка свои эталоны: результат полученный школьником, сравнивает с его же прошлым результатом

 

Ученик выполняет посильные для него требования, заинтересован в улучшении своих результатов Результаты ученика сравниваются с его же прежними. Каждый может подвести итоги   прироста  в физическом развитии  за  год

 

 

Учитель не оставляет без внимания как положительные, так и отрицательные поступки, которые происходят в процессе взаимодействия, особенно в процессе игр

 

Ученик получает опыт общения, учится достойно выигрывать и проигрывать, не высмеивать чужие ошибки, чувствует себя защищенным. Формируются такие качества, как целеустремленность, уверенность в себе, доброжелательность

 

Учитель ведет учет достижений обучающихся, доводит до сведения школьного коллектива, классных руководителей, родителей обучающихся

Ученик испытывает удовлетворение от достигнутого результата.

Появляется желание  добиться еще более высокого результата

 

 

 

Создавая ситуацию успеха на уроке учитель дает каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.

Помните! У каждого ребенка есть задатки, которые можно развить в способности. Увидеть их, развивать – это главное дело педагога!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_24.11.22.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью. Волкова Мария Сергеевна, учитель физической культуры высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»

Слайд 2

Сухомлинский В.А. отмечал, что живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое осознание и переживание той мысли, что он сделал шаг вперед. Ушинский К. Д. отмечал, что первой заповедью воспитания является необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в них чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения .

Слайд 3

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что мы способны организовать, это результат продуманной стратегии и тактики.

Слайд 4

Алгоритм создания ситуации успеха 7. Высокая оценка детали

Слайд 5

Организация деятельности Учитель назначает новых командиров (направляющих) на каждый урок Каждый ученик имеет возможность получить опыт лидера, проявить инициативу Учитель поручает обучающимся проводить разминку, ОРУ Ученик получает практический опыт Учитель стимулирует на поиск новых упражнений Ученик может предложить и продемонстрировать новое упражнение. Учитель использует индивидуальный подход Ученик может не выполнять упражнение, которое ему недоступно

Слайд 6

Организация деятельности Учитель привлекает обучающихся для организации урока, судейства Ученик получает опыт судейства, начинает лучше разбираться в правилах игры Учитель использует упражнения в упрощенных и усложненных условиях Ученик может выполнить упражнение с помощью наиболее подготовленного воспитанника. Учитель организует индивидуальную опеку Быстрее происходит обучение слабого, Учитель использует соревновательные моменты Достигается ощущение успеха

Слайд 7

Организация деятельности Учитель предлагает выбор Ученик имеет возможность выбора в зависимости от своей физической подготовки Учитель использует оценку в качестве формирующего инструмента Результаты ученика сравниваются с его же прежними Учитель не оставляет без внимания как положительные, так и отрицательные поступки Ученик получает опыт общения Учитель ведет учет достижений обучающихся Ученик испытывает удовлетворение от достигнутого результата

Слайд 8

Помните ! У каждого ребенка есть задатки, которые можно развить в способности. Увидеть их, развивать – это главное дело педагога !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА ПРОФОРЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ«Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»...

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполнен...

Методический доклад на тему"Создание ситуации успеха на уроке-инновационный подход в обучении учащихся в ДШИ". 2016г.

Выдающиеся педагоги  считали, что музыка-это могучий стимулятор мысли,без него не возможно полноценное развитие ребенка. Как развивать творческие способности детей, прививать культурные ценности,...

Особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушением интеллекта на уроках физической культуры

В статье освещены особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушениями интеллекта на уроках физической культуры, основывающиеся на многолетнем опыте работы....

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТеЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

B статье рассматривается вопрос восприятия информации у детей с умственной отсталостью, благодаря которому создает определенный базис для знакомства с окружающим миром, формируется мышление и создаютс...

Реферат на тему: «Особенности воспитания, обучения и развития умственно отсталых детей»

Курс повышения квалификации « Основы дефектологии, методы и приемы работы с обучающимися с ОВЗ»...