Учебная литература как фактор повышения качества образования
статья

Баскова Людмила Юрьевна

В статье предпринята попытка современного осмысления исторического опыта решения проблемы повышения качества учебной литературы. Рассматриваются основные подходы к  подготовке и формированию содержания учебников в России первой половины  XIX века.

Ключевые слова: учебник, учебная литература, научность, Перечень учебной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_portal.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная литература как фактор повышения качества образования

 В статье предпринята попытка современного осмысления исторического опыта решения проблемы повышения качества учебной литературы. Рассматриваются основные подходы к  подготовке и формированию содержания учебников в России первой половины  XIX века.

Ключевые слова: учебник, учебная литература, научность, Перечень учебной литературы.

В современных условиях  модернизации образования необходимо четко представлять цель, место и значение учебной литературы в процессе обучения. Учебник способен повышать результативность обучения, формировать  мотивацию к познавательной деятельности. Изучение исторического опыта решения проблемы повышения качества учебной литературы позволит рационально  использовать его в современных условиях. Нельзя не согласиться с Н.В.Хариной в том, что результаты международных исследований свидетельствуют о «падении качества образования в России» [1]. В этих условиях учебная литература может рассматриваться как один из факторов его повышения. В первой половине XIX века, когда образование в России развивалось быстрыми темпами,  учебной литературе уделялось пристальное внимание.  В соответствии с «Манифестом об учреждении Министерств»,  8 сентября 1802 года было образовано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. Так «завершился процесс формирования государственной системы образования» [2]. Приоритетом в деятельности вновь созданного Министерства стало создание национальной системы образования, построенной на единообразных началах.  В целях развития единого образовательного пространства и повышения качества обучения  содержание образования было зафиксировано в учебных планах, законодательно закрепленных в «Предварительных правилах народного просвещения» от 24 января 1803 года. 

Для реализации содержания образования, зафиксированного в учебных планах, в 1803 году Министерством народного просвещения был разработан Перечень рекомендуемых учебников для гимназий.   Стоит отметить, что до этого  в России  отсутствовал Перечень учебной литературы,  рекомендованной Министерством народного просвещения для использования в учебном процессе. Значимо то, что решение о включении в Перечень того или иного учебника принималось коллегиально. Например, Ф.И. Янкович де Мириево в 1803 году представил членам Главного правления училищ книги для изучения латинского языка и посоветовал: «препоручить попечителям университетских округов отобрать от подведомственных им университетов мнение их о своем списке и неизвестны ли им другие такого рода лучшие и классические сочинения для гимназий, чтобы по получении от них известия можно было в таком важном предмете тем основательнее и надежнее приступить к переводу и изданию оных» [3]. 

Учебник должен отвечать требованиям современного развития науки, поэтому  Перечень учебной литературы периодически  пересматривался и изменялся. В  1822 году появился новый Перечень рекомендованной учебной литературы, куда вошли вновь изданные учебники. Кроме этого, для соблюдения принципа наглядности в обучении в 1828 году был выпущен «Перечень учебных (наглядных) пособий, признаваемых нужными в гимназиях и училищах». Например, в  уездных училищах рекомендовалось иметь геометрические модели, компас, глобус, таблицы исторические; в гимназиях - различные словари, собрание образцовых российских сочинений в прозе и стихах, собрание отборнейших классиков, физический кабинет главнейших приборов, географические атласы, минералогический кабинет, ботанический словарь.

От качества учебной литературы напрямую зависит уровень подготовки выпускника учебного заведения. Для написания учебников привлекались высококвалифицированные кадры, известные преподаватели и профессора университетов.  Немаловажным является и тот факт, что  преподаватели сами предлагали свою помощь в написании учебников. В 1807 году услуги по подготовке учебно-методического комплекса по философии предложил профессор политэкономии Харьковского университета Людовик Генрих Якоб.  Наряду с учебником, он считал необходимым написать  руководство для учащихся, методическое руководство учителям с наставлением о том «каким образом они должны изъяснять сокращенное начертание и снабдить себя всеми пособиями нужными для полного изучения  преподаваемых наук» [3].  Министерство народного просвещения в 1808 году одобрило этот план и в 1814 году  Министр народного просвещения А.К.Разумовский издал распоряжение о том, чтобы для изучения философии в гимназиях руководствовались сочинениями Л.Г.Якоба.

В современных условиях одним из реальных путей повышения качества учебной литературы может быть создание экспертных комиссий. При вступлении в 1824 году  в должность Министра народного просвещения адмирал А.С. Шишков сказал, что ныне действующие учебники могут «скорее затмить ум и развратить сердце ученика, скорее возбудить в нем огонь страстей и самолюбия, нежели просветить нужными познаниями, украсить благонравием и наставить на истинный путь» [4]. В 1826 году при Министерстве народного просвещения был учрежден особый Комитет  для  рассмотрения учебных пособий, в  состав которого входили академики и профессора   университетов. А.С. Шишков предписал 4 июля 1826 года  университетам присылать в Министерство заключения по учебным пособиям, с замечаниями и предложениями по каждому из них.  Учебные пособия рассматривались с точки зрения их соответствия современному состоянию науки, полноты, логики, доступности изложения материала. Некоторые издания рекомендовались непосредственно к использованию в учебной практике, а некоторые требовали доработки.  

Среди проблем современного образования остро стоит проблема содержания учебника.  Министерством народного просвещения России первой половины XIX века вопросам содержательной стороны   учебной литературы также уделялось большое значение. Важно и значимо то, что учебник формировал не только знания, но и нравственные качества у учащихся.  Комитет рекомендовал использовать авторам при написании учебной литературы только лучшие литературные источники с отличным слогом. Например, Российскую хрестоматию предлагалось составлять из статей, выбранных из российских сочинений, способствующих формированию лучших нравственных качеств и   любви к родному языку.   Рекомендовано использовать  сочинения Феофана Затворника, Платона, Иоанна Златоуста, М.В.Ломоносова, М.М. Хераскова, В.А.Жуковского, Г.Р.Державина, И.А. Крылова.

В 1828 году был объявлен конкурс на лучшее учебное пособие с выплатой денежного вознаграждения его автору. Новые учебники обязательно проходили процедуру экспертизы. Критериями оценки учебника являлись: учет возрастных особенностей учащихся, систематичность и доступность изложения, формирование интереса к предмету, наличие заданий для самостоятельной работы. Например, были отмечены такие   недостатки учебника «Катехизис», написанного митрополитом Филаретом: трудность и сжатость изложения, недостаток материала для самостоятельной работы учащихся «порождающий скуку и апатию», трудность текстов для понимания,  несоответствие основной мысли сущности вопроса, «неразъясненность многих богословских терминов», «устарелость и несовершенство грамматического построения речи» [3]. И, как следствие, «сколько пропадает непроизводительно времени и энергии учительской и ученической, и как все это понижает интерес к науке» [3]. Содержание обучения должно соответствовать уровню развития научных знаний, поэтому  в этом же году было  вменено в обязанность профессорам ежегодно пересматривать свои конспекты и пополнять их новыми научными открытиями «так, чтобы со временем из кратких конспектов могли составиться по всем частям для напечатания руководительные книги, в коих все учебные заведения в России терпят большой недостаток» [5].

В 20-30-е гг. XIX века активно шел поиск национальных ценностей образования, воспитание было направлено на формирование качеств гражданина-патриота. А.С. Шишков  считал главным недостатком просвещения – отсутствие национального духа, он говорил о том, что воспитание на территории России должно быть русским. В Комитете устройства учебных заведений при Министерстве народного просвещения  10 января 1827 года  рассматривался вопрос «О выводе из употребления иностранных слов». Комитет  запретил употребление в учебниках слов иноязычного происхождения, если имелось  русское слово с  аналогичным значением.

Министерство в России первой половины  XIX  века взяло на себя обязанность  по выпуску книг в достаточном количестве. Причем книги для обучения должны были иметь все учащиеся, а неимущие обеспечивались учебной литературой бесплатно.

Таким образом, в России первой половины XIX века   изменилось отношение государственной власти к образованию.  Подготовка и распространение учебников находилось под контролем Министерства народного просвещения. Учебная литература рассматривалась не только как средство обучения, но и как средство формирования нравственных качеств личности. Осмысление исторического опыта решения проблемы повышения качества учебной литературы в первой половине  XIX века позволяет сделать выводы о том, что многие идеи актуальны и для  современной России.

Список литературы

1.Харина Н.В. Профессиональное образование в России: проблемы, пути решения// Науч.-пед.обозр.2013.Вып.1(1).С.8-15

2.Войтеховская М.П., Куперт Ю.В.  Зарождение государственной системы образования в Российской Империи // Вестн. Томского гос. пед. ун-та.2012. № 2 (117). С. 39-45

3.Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век). СПб.: Издание О.Богдановой, 1912. 350 с.

4.Из журнала заседания «Временного Комитета составления проекта общего устава для учебных заведений» - предложение министра народного просвещения А.С.Шишкова о введении единообразия в методике преподавания и усиления духа православия и народности  // Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX - начало XX века. Сборник документов. Спб.: Лики России, 2000.С.68-71.

5.Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения (1802-1902).СПБ.: Издание Министерства народного просвещения, 1902. 786 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯОдним из ключевых требований, предъявляемых обществом к человеку независимо от сферы профессиональной...

Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования

Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования...

Учебная мотивация как фактор повышения качества образовательного процесса

В статье отражены понятие мотивации, ее типы, приведены результаты двух проведенных исследований в техникуме....

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье анализируются условия, необходи-мые для адресного планирования образовательных результатови перехода от оценки образовательных результатов к оценкедостижения запланированных резуль...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...