Сотрудничество в обучении: новые подходы к групповой работе на уроках истории
статья

Сарычев Александр Владимирович

Проблема организации совместной работы учащихся на уроке стала более актуальной в наши дни. Сегодня сотрудничеству учащихся уделяется минимум внимания, так как превалирующими являются индивидуальная и фронтальная формы работы.

Данная тема была выбрана не случайно, так как она является одним из важных направлений в работе учителя для достижения результата в процессе обучения учащихся на уроках истории. Дело в том, что организация сотрудничества учащихся на уроке требует определённых навыков и умений. И только при условии, что всё будет выполнено правильно самим учителем, результаты будут высокими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst_na_shmoavg_2022g_sotrudnichestvo_v_obuchenii.docx91.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов»


Выступление на ШМО учителей  истории  и обществоведческих дисциплин

по теме «Сотрудничество в обучении: новые подходы к групповой работе на уроках истории».

                                                                   

                                                                       

                                                Ульяновск

                                                        2022

                                           

 

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

Глава I.  Сущность метода обучения в сотрудничестве...............................5

1.1 Новые подходы использования метода обучения в сотрудничестве. Различие между ними.............................................................................................6

II.Использование групповой формы работы на уроках истории..............12

2.1. Изложение опыта по использованию групповой формы работы............15

2.2. Фрагменты уроков с использованием метода обучения в сотрудничестве......................................................................................................13

Заключение...........................................................................................................17

Список использованной литературы..............................................................18

Список интернет-ресурсов................................................................................18

Введение

Каждый учитель истории знает, что эффективность урока напрямую зависит от организации учебной деятельности.

 В последние годы изучение истории  стало жизненно необходимым моментом в жизни нашего общества. С этой целью разрабатываются новые методы и технологии обучения истории. Одним из таких методов является метод обучения в сотрудничестве.

Проблема организации совместной работы учащихся на уроке стала более актуальной в наши дни. Сегодня сотрудничеству учащихся уделяется минимум внимания, так как превалирующими являются индивидуальная и фронтальная формы работы.

Данная тема была выбрана не случайно, так как она является одним из важных направлений в работе учителя для достижения результата в процессе обучения учащихся на уроках истории. Дело в том, что организация сотрудничества учащихся на уроке требует определённых навыков и умений. И только при условии, что всё будет выполнено правильно самим учителем, результаты будут высокими.

Объектом исследования является: процесс обучения истории с использованием метода обучения в сотрудничестве.

Предметом исследования является формирование умений и навыков при обучении с использованием метода обучения в сотрудничестве.

Исходя из выделенного объекта и предмета исследования, целями итоговой аттестационной работы являются:

1. на основе анализа научно – педагогической литературы выявить особенности организации сотрудничества учащихся на уроке;

2. изучить методические приёмы, варианты организации обучения в сотрудничестве, используемые на уроках истории.

Следовательно, на основе анализа работы с детьми в связи с проблемой исследования, а также на основе анализа научно – педагогической литературы была сформирована следующая гипотеза: использование метода обучения в сотрудничестве способствует не только лёгкому и интересному, но и значительно эффективному обучению учащихся, что предполагает более высокое качество усвоения материала.

Таким образом, на основе выше сказанного для подтверждения гипотезы были выбраны такие методы исследования, как педагогическое наблюдение, изучение педагогического опыта и метод компетентных оценок, а также были выделены следующие задачи:

1) рассмотреть психологический аспект работы учащихся в группах;

2) обобщить опыт организации работы в группах;

3) выявить приемы и средства включения учащихся в групповую деятельность;

4) дать анализ работы в группах на уроке истории (на примере педагогической практики).

Глава I.  Сущность метода обучения в сотрудничестве.

Целью метода обучения в сотрудничестве являются следующие

· Сделать каждого учащегося индивидуально сильнее в его собственной позиции;

· Развить определённые, коммуникативные качества личности;

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что – то выполнять вместе.

Как выяснилось, обучение в сотрудничестве имеет несколько принципов. Основными принципами обучения в сотрудничестве являются:

1. «Взаимозависимость членов группы». Организуя обучение в сотрудничестве, добиваться этой взаимозависимости.

2. «Личная ответственность каждого». Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и (это важно) успехи товарищей.

3. «Равная доля участия каждого участника». Совместная учебно – познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки. Как правило, это достигается либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего материала на фрагменты.

4. «Рефлексия».Обсуждение группой качества своей работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

С самого начала группы как бы имеют двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение познавательной творческой цели, а с другой, социальную, или скорее, социально – психологическую, - реализация в ходевыполнения задания определённой культуры общения. При этом и то, и другое одинаково значимо.

Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими её членами при работе над темой подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что – то вместе, но и в том, чтобы познать что – то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. То есть вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом.

1.1 Новые подходы использования метода обучения в сотрудничестве. Различие между ними.

Метод обучения в сотрудничестве трактуется основными теориями использования данного метода в процессе обучения. Основу использования метода обучения в сотрудничестве составляют такие теории как теория социальной взаимозависимости, когнитивно – развивающая теория, бихевиористская теория обучения.

Итак, рассмотрим первую теорию, а именно теорию социальной взаимозависимости. Она рассматривает обучение в сотрудничестве как результат положительной взаимозависимости между целями личности. Ещё в начале XIX века один из основателей психологической Гештальт – школы Курт Коффка рассматривал группу как динамическое целое, в котором взаимозависимость между членами может варьировать. Он заявил, что суть группы заключается во взаимозависимости её членов, группы являются динамичными целыми, в которых изменение состояния отдельного члена или подгруппы меняет состояние других членов или подгрупп. Следует отметить, что основной предпосылкой теории социальной взаимозависимости является образ структурирования социального взаимодействия, который определяет, каким образом отдельные личности взаимодействуют, и как это влияет на результаты взаимодействия.

Следующей теорией, предлагаемой для рассмотрения, является когнитивно – развивающая теория. Она предусматривает взаимодействие как необходимый элемент для когнитивного роста. Это происходит в результате координации разных перспектив, когда каждый работает с целью достижения общих целей. Джин Пигет, например, утверждал, что привзаимодействии отдельной личности с окружением происходят полезные социокогнитивные конфликты, создающие дисбаланс, который, в свою очередь, стимулирует перспективное мышление и когнитивное развитие.

Рассматривая когнитивные науки, обучение в сотрудничестве включает моделирование, инструкцию и вспомогательные «строительные леса».

И наконец последней третьей теорией, предлагаемой для рассмотрения является бихевиористская теория обучения. В чём же заключается сущность данной теории? Она предполагает, что учащиеся будут работать упорно над такими заданиями, решения которых, по – видимому, принесёт им какого – то рода награду, и не будут работать над теми заданиями, которые не принесут награды и грозят наказанием.[1]

Между выше рассмотренными теориями существуют коренные различия:

· ТСЗ предполагает, что совместные усилия базируются на внутренней мотивации, порождаемой внутриличностными факторами, и общим стремлением достигнуть определённых целей. Также она фокусирует на концепциях отношений, показывающих, что происходит между отдельными личностями;

· К – Р перспектива сконцентрирована на том, что происходит с отдельной личностью;

· БТО предусматривает, что групповые усилия увеличиваются благодаря внешней мотивации получить вознаграждение.

Таким образом, в ходе исследования выяснилось, что данные теории предполагают следующее: обучение в сотрудничестве даёт лучший результатчем конкурентное (соревнование) или индивидуальное обучение, так как каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих. Все три теории предназначены для работы с учащимися в сотрудничестве, для совместной, коллективной работы на уроке, эффективность которых затрагивает не только превосходного усвоения материала, но и нравственного, интеллектуального, психического и эстетического развития учащихся.

Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».[2]

Группы создаются по-разному, в зависимости от сложившейся в классе культурной, коммуникативной, эмоциональной ситуации. Сначала, пока идет привыкание к новым формам работы, не нужно создавать постоянных групп.[3]

Часто бывает целесообразно, исходя из специфики решаемой задачи или педагогической ситуации, сложившейся в классе, организовать однородную группу (одного уровня обучаемости). В этом случае учителю необходимо поработать со слабыми учениками, которые пока никак не могут вписаться ни в одну гетерогенную группу, уделив ей максимум внимания. В дальнейшем эти ребята все равно должны влиться в разнородные группы, однако бывает, что отдельных учеников необходимо к такой работе подготовить и не только в академическом плане, но порой и в психологическом.

Создание групп по различным признакам:

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

Разделитесь на группы по ... человек.Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.[4]

Групповая работа является наиболее любимой учениками формой урока. Она строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя, создает условия для проявления возможностей каждого ученика. Дети учатся действовать согласованно, испытывают чувство коллективной ответственности.[5]

Групповая форма работы показала свою эффективность на любом уроке: изучение нового материала, повторительно-обобщающий урок, лабораторное занятие, практикум, семинар и другие. Она особенно привлекательна при решении каких – либо прикладных вопросов или при углублении частного вопроса.

Безусловные трудности возникают при разделении класса на группы. Процессы мышления и учения индивидуальны. Но сами условия работы в сочетании с методами обучения могут либо способствовать развитию данного ученика, либо его тормозить. Поэтому необходимо суметь найти оптимальные условия для развития каждого ученика.[6]

II.Использование групповой формы работы на уроках истории

2.1. Изложение опыта по использованию групповой формы работы

Технологию «обучение в сотрудничестве» я начал апробировать 2 года назад. Перед тем как начать в классе применение методики «обучение в сотрудничестве», я провел подготовительную работу с детьми: во-первых, приучал взаимодействовать  в группе с любым партнером или партнерами; работать активно, серьезно относиться к порученному  заданию; вежливо и доброжелательно общаться с партнерами; испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса; полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд.

Исходя из опыта педагогической практики, можно сказать, что внедрение групповых форм работы на уроке должно применяться не от случая к случаю, а периодически, причем именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Учитель при организации групповой работы на уроке истории должен четко продумать, каким будет результат работы каждой группы: отчет, статья, график, таблица, схема, выполненные вместе (они подписываются всеми членами группы, и каждый должен знать и понимать то, что сделано группой). Это может быть и устный ответ, представленный одним из участников группы.

В своей работе я использую следующий вид групповой работы:

Бригадно-групповая форма работы

- Объяснение нового материала на уроке. Класс делится на несколько групп. Каждой группе даётся определённое задание по изучению учебного материала, где необходимо разобраться во всех деталях. - Выполнение задания по частям. Каждый ученик занят выполнением своей части задания, или по вертушке, когда каждое последующее задание выполняется другим учеником. - Завершение задания. Общее обсуждение задания, если задание было одинаковым для всех групп, если задания были разные, рассматриваются задания каждой группы.

- Индивидуальная проверка учителем отдельных учащихся.

В своей работе я применяю следующие приемы формирования групп:

- «Учимся вместе»; - «Обучение в команде»; - «Ажурная пила».

Для работы в группах, я рассаживаю детей так, чтобы они сидели лицом друг к другу и могли свободно общаться в процессе совместной деятельности (по две парты вместе).  Начиная использовать технологию обучение в  сотрудничестве, я приучал детей  сначала к работе в парах, потом в тройках и затем по четыре - пять человек. В каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики. У каждого члена группы своя роль, например, ведущий (отвечает за выполнение задания), оформитель (за чистоту оформления задания),  отслеживающий культуру общения  и взаимопомощи внутри группы и другие.  Выполняя задание, дети договариваются между собой о порядке выполнения работы, но обязательным условием является активное участие каждого ребенка в работе.

В каждой группе есть ответственный за учет достижений учащихся. Заработанные ребятами баллы он заносит в специальный журнал. Таким образом, в этом журнале прослеживается вклад каждого члена группы в общее дело, а так же личностный рост.

2.2. Фрагменты уроков с использованием метода обучения в сотрудничестве

При использовании групповых технологий особенно важен вопрос оценивания. При групповой работе мне было важно правильно поставить оценку группе и каждому ее члену. На мой взгляд, оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности в целом группы. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от из личного участия в работе. Работу каждой группы оценивал я, но могут это сделать и сами ученики. Иногда я делала отступление от принятой нормы оценивания групповой работы и давала общую оценку всей группе.

В ходе уроков я использовал следующие критерии оценивания и группы и конкретного ученика:

№ группы

Правильность изложения материала – 5 б

Логика изложения материала,

-3 б.

Схема

5 б.

Дополнения других групп (вопросы другим группам) – 3 б.

Поведение в группе, умение сотрудничать

- 3 б.

Время выступления (регламент – не более 3х минут) – 1 б.

I

II

III

IV

V

В ходе ответа каждой группы подсчитываются баллы и в соответствии с ними выставляются оценки каждому ее участнику. Но дополнительную оценку могут заработать наиболее активные учащиеся, посредством дополнительных вопросов другим группам.

Для себя я установил правила: никогда не порицать за неверный ход мыслей, только непринужденная обстановка, только откровенный разговор, только доверие друг к другу дают возможность благоприятно воздействовать на ученика.

Таким образом, применяя технологию обучение в сотрудничестве в своей педагогической деятельности, я вижу положительный результат взаимодействия с учащимися, т.к. представляю каждому школьнику оптимальные возможности в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации.

Работа в группах  не только развивает познавательный интерес учащихся, но и способствует отдельным психическим функциям  и активной деятельности. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что безделье на уроке больше утомляет учащихся, чем активная деятельность.

Элемент урока истории по теме «Предпосылки объединения русских земель» 6 класс  с использованием групповой формы работы.

Организационный момент – приветствие учащихся.

Проверка домашнего задания – пересказ параграфа по алгоритму.

Коррекция знаний – историческая разминка

)

Исходя из темы определите цель урока.

цель урока - раскрыть предпосылки и причины объединения русских земель.

Сегодняшнее занятие мы построим на работу в группах.( Деление ребят по группам, объяснение правил работы, времени работы в группе, составление схемы на доске для выступления, регламент выступления.).

Распределение заданий:

1 группа. Составить схему предпосылки объединения русских земель.

Задание:1.  распределить предпосылки на социально-экономические, духовные и политические.

2  группа.  Политическая система Руси.

Задание: 1. Составить схему Политическая система Руси 13-14 век.

3  группа. Борьба Москвы и Твери за великокняжеский ярлык.  

Задание:1. Выписать схему: сравнение Тверского и Московского княжеств.

4 группа: Правление Ивана Калиты.

Задание:1. Составить схему - основные направления деятельности И.Калиты.         

5 группа: Причины возвышения Москвы.

Задание: 1. Распределить причины на политические, экономические и географические и записать их в виде схемы.

.

Учитель: время работы окончено, каждая из групп по очереди выходит к доске и представляет результат своей работы. Регламент выступления не более 3х минут. В ходе выступления, учителем заполняется табличка (см. страницу 17)

Давайте подведем итоги.

Выставление оценок. Домашнее задание: параграф,  проведите исследование на тему «Какие монеты могли быть в кошельке Ивана Калиты»

Заключение:

Подводя итог работы, мы видим, что сегодня все чаще учителя сталкиваются с проблемами повышения эффективности обучения. Групповая работа позволяет решать многие воспитательные и дидактические задачи, которые необходимы для дальнейшего развития нашего общества. Групповая работа создает оптимальные условия для научения и воспитания личности.

Исследования педагогического опыта показало, что учитель в своей практике должен использовать те формы и методы работы, которые он хорошо изучил. В школе должна быть создана специальная материальная база, чтобы педагог работал продуктивно по новым формам работы.

Таким образом, были изучены особенности новых подходов сотрудничества в обучении.

           Данную цель мы достигли путем решения данных задач: рассмотрели психологический аспект работы учащихся в группах; обобщили опыт организации работы в группах; выявили приемы и средства включения учащихся в групповую деятельность; дали анализ работы в группах на уроке истории (на примере педагогической практики).

Основные результаты итоговой аттестационной работы следующие:

1.процесс обучения истории с использованием метода обучения в сотрудничестве дает очень хорошие результаты работы по освоению материала;

2.групповая работа позволяет решать многие воспитательные и дидактические задачи, которые необходимы для дальнейшего развития нашего общества;

3. в результате использования групповых форм работы нам удалось усилить вовлеченность учащихся в учебный процесс, создать условия для интеллектуального роста учащихся, активизировать социально-значимую деятельность.

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982. — Т. 1.

2. Бартель В.В. Современные технологии обучения: сборник научных статей.- Вып 3. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ,2012-С. 84

3. Кулюткин Ю.Н.  Психология обучения взрослых. - М.,1985, с.119.

4. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. 5-е изд. — СПб., 2007.

5. Селевко Г.К. «Групповые формы учебной деятельности» -- «Школьные технологии», 2005 г., №1

6. Цветкова Т. К. Исследования учебного сотрудничества в педагогической психологии США // Вопросы психологии. 1989. — № 2.

7. И.Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. — М., 1992.

Список интернет-ресурсов

1. Инфоурок. Новые подходы к групповой работе. https://infourok.ru/obobschenie-opita-po-teme-gruppovaya-rabota-2814619.html

2. Инфоурок.Организация групповой работы на уроках истрии и обществознания https://infourok.ru/organizaciya-gruppovoy-raboti-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-3245537.html

3. МЕЛ. Ученики превращаются в учителей. Как устроена Белл-Ланкастерская система https://mel.fm/blog/george-vedernikov/62593-ucheniki-prevrashchayutsya-v-uchiteley-kak-ustroyena-bell-lankasterskaya-sistema

4. METOD-KOPILKA. Библиотека методических материалов для учителя.Групповая работа на уроках истории. https://www.metod-kopilka.ru/gruppovaya-rabota-na-urokah-istorii-66880.html

5. Педразвитие. Теоретические предпосылки решения проблемы использования групповых методов работы. http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=3947


[1]Бартель В.В. Современные технологии обучения: сборник научных статей.- Вып 3.-Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ,2012-С. 84

[2]Кулюткин Ю.Н.  Психология обучения взрослых. - М.,1985, с.119.

[3]Селевко Г.К. «Групповые формы учебной деятельности» -- «Школьные технологии», 2005 г., №1

[4]Инфоурок. Новые подходы к групповой работе. https://infourok.ru/obobschenie-opita-po-teme-gruppovaya-rabota-2814619.html

[5]METOD-KOPILKA. Библиотека методических материалов для учителя.Групповая работа на уроках истории. https://www.metod-kopilka.ru/gruppovaya-rabota-na-urokah-istorii-66880.html

[6]Инфоурок.Организация групповой работы на уроках истрии и обществознания https://infourok.ru/organizaciya-gruppovoy-raboti-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-3245537.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

групповая работа на уроке

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Автор: преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС Панкратова Г.В. Сегодня конкуренция выпускников на рынке труда требует...

Мотивация обучения. Проблемная лекция. Организация групповой работы и самостоятельной работы студентов во время учебных занятий.

Одной из проблем современного образовательного процесса является недостаточная мотивация обучения учащихся. Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологическо...

"ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА".ДОКЛАД НА МО ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА.

Обучение иностранному языку преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения.Одним из сп...

Подборка карточек для групповой работы на уроках

Данные карточки  можно применять для развития коммуникативных УУД на уроках в начальной школе...

Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья».

Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья»....

Организация групповой работы на уроке физической культуры

Шауб Антон Александрович - учитель физической культурыГБОУ СОШ № 187 Красногвардейского районаСанкт-Петербурга Организация групповой работы на уроке физической культуры На современном этапе ...