Современные формы и методы оценивания на примере рейтинговой накопительной системы
статья

Бредихина Мариана Олеговна

Проблема оценивания образовательных результатов обучающихся – одна из самых важных проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике.

Существующая сегодня система оценивания учебной деятельности обучающихся  отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения. Данная система обладает целым комплексом проблем, нередко вытекающих одна из другой.

Рейтинговая накопительная система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества обучающихся.

РНС – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины. Она позволяет преодолеть многие недостатки традиционной пяти - бальной  системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rns.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт – Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно – технологический колледж имени Н.И. Путилова»

СТАТЬЯ

Современные формы и методы оценивания на примере

рейтинговой накопительной системы

Автор

Бредихина Мариана Олеговна,

старший методист

 

Санкт – Петербург

2022 г.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………….……….3

2. Рейтинговая накопительная система оценивания знаний и

    учебных достижений…………………………………………………..5

3. Заключение………………………………………………………..……8

4. Список литературы…………………………………………………….9

1. Пояснительная записка

Проблема оценивания образовательных результатов обучающихся – одна из самых важных проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике.

Существующая сегодня система оценивания учебной деятельности обучающихся  отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения. Данная система обладает целым комплексом проблем, нередко вытекающих одна из другой.

Отсутствие четких и ярких критериев в оценке.  Грубое ранжирование результатов, как текущего, так и итогового контроля средствами 5-бальной шкалы (по сути 4-х бальной) приводит к затруднению в отслеживании значимых этапов развития обучающегося, субъективизму в оценивании  разными педагогами (тройка у одного учителя означает более высокий уровень подготовки по предмету, чем пятерка у другого учителя).  Субъективизм отметки остается основной проблемой в оценивании.   Отметка – это субъективное  измерение по отношению к эталону. То, что ценно для одного учителя, не обязательно ценно для другого.

Следствием субъективизма оценки является то, что отметка, особенно низкая, часто вызывает недоверие и конфликтные ситуации, что повышает тревожность и невротизацию детей, учителей и родителей, делает  их не партнерами, а оппонентами в образовательном процессе. Существующая система оценивания мотивирует обучающихся на получение отметки, а не знаний, т.е. наблюдается присутствие личностно – потребительского начала в системе оценивания со стороны обучающегося: желание получить хорошую отметку ради отметки.  

Отметка, как известно, является не только формой оценки, но и мощным средством наказаний и поощрений вне учебного процесса. Направленность на оценивание результата деятельности без достаточной рефлексии самого процесса отрицательно влияет на формирование адекватной самооценки обучающихся.  На определенном этапе они могут самоидентифицировать себя с «отличниками», «троечниками» и «двоечниками», что не позволяет им в полной мере реализовать свой потенциал, сковывает их инициативу и творчество.

«Узость» и «жесткость» пятибалльной оценочной шкалы фактически отрицает право обучающегося на ошибку, лишает его возможности усваивать материал в своем темпе.

Современный уровень развития образования требует отказа от привычной ориентации на «среднего ученика» и перехода к индивидуализированным методам, формам и средствам контроля, использованию аутентичной оценки, предполагающей выставление для обучающихся оценок по результатам выполнения ситуационных заданий и широкую проверку комплексных умений, изменение практики разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого обучающегося на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период.

Ориентация современного образовательного процесса на личностное развитие, создание условий для самореализации и самопознания обучающихся выдвигает новые требования к оценке образовательных результатов их достижений:

- отказ от преимущественной ориентации контрольных проверок на оценку результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний и переход  к оценке уровня владения компетентностями, к многомерным оценкам, характеризующих способность обучающихся к творческой деятельности;

- ориентация не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели успешности, на сравнение сегодняшних достижений обучающегося с его собственными вчерашними достижениями;

-  при контроле создать условия для обучающегося, основанных на уважении и ответственности, исключающие страх перед негативной отметкой;

- внесение  изменений в систему оценивания: дифференциация оценивания по видам работы, само- и взаимооценивание, объективность оценивания, открытость и четкость критериев для обучающихся;

- включение методов самоконтроля и самооценивания своих результатов по критериям, выработанным совместно с преподавателем и остальными обучающимися.

Для того чтобы все вышеперечисленные требования «работали», необходимо, чтобы менялась не только система оценивания, но и сама система преподавания, а именно, внедрялись в образовательный процесс новые технологии.

Проблема  оценивания знаний обучающихся встает перед каждым учителем. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации образовательного процесса в образовательном учреждении, которая должна способствовать осознанию обучающимися своих способностей к какой – либо деятельности.

Проблема оценки результативности учебной деятельности обучающихся обозначена в Программе модернизации системы российского образования и основных направлениях развития образования Санкт – Петербурга как одна из ключевых.[2] Обновление и совершенствование качества образования является одним из приоритетных направлений инновационной деятельности, определенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».[1] Современным подходом к оцениванию образовательных результатов является использование рейтинговой накопительной системы (далее - РНС).

2.  Рейтинговая накопительная система оценивания знаний и учебных достижений

Рейтинговая накопительная система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества обучающихся.

РНС – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины. Она позволяет преодолеть многие недостатки традиционной пяти - бальной  системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого обучающегося.

Рейтинг (от английского «rating») - это оценка, некоторая численная характеристика какого – либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается накопленная оценка или оценка, учитывающая предисторию. Процесс внедрения рейтинговой накопительной системы связан с изменением образования в соответствие с современными запросами общества, которое должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и  способов оценки достижений обучающихся.

РНС эффективна благодаря тому, что она:

- учитывает текущую успеваемость обучающегося и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение определенного времени;

- более объективно и точно оценивает знания обучающегося за счет использования дробной 100 – бальной шкалы оценок;

- позволяет получить подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым обучающимся.

Данная система дает возможность:

- определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе процесса;

- отслеживать объективную динамику усвоения знаний;

- дифференцировать значимость оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и другие работы);

-отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного обучающимся труда;

- повысить объективность оценки знаний, а также учебную мотивацию.

Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы оценивания знаний как средства успешного усвоения различных дисциплин, очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность деятельности как педагога, так и самих обучающихся. Оценка знаний в баллах не вызывает стресса.

Главное назначение рейтинговой накопительной системы оценки знаний – это развитие познавательной сферы обучающегося, выявление творческих способностей детей, сохранение их психического и физического здоровья.

Рейтинговая система оценки способствует:

- активизации учебно – познавательной деятельности обучающихся;

- повышению мотивации к учебе и самостоятельной работе;

- осуществлению текущего контроля успеваемости;

- формированию заинтересованного отношения к учению.

Рейтинговая накопительная система оценивания учебных достижений имеет большие педагогические возможности, чем традиционная пятибалльная система, что дает основание для ее использования при возможности оценивания учебных достижений обучающихся. [4].

        На уроках любой дисциплины при прохождении определенной темы  подбираются, например, задания базового уровня, предусмотренного стандартами образования и учебными программами. Задания выдаются каждому обучающемуся. Сумма баллов за все задания дает возможность выставить итоговую оценку на основе подсчитанных баллов за урок, цикл уроков по теме и определить рейтинг каждого обучающегося. Для каждого урока цикла для каждого обучающегося готовятся технологические карты (ТК), в которых каждый  должен выставлять свои баллы за задания по всем видам коммуникативной деятельности, таким образом,  при заполнении ТК обучающийся оценивает свою деятельность.

        ТК состоит из обязательной, накопительной части, также учителем может быть предусмотрен призовой фонд учителя.

        В обязательную часть может входить:

        -  выполнение итогового теста на определенном уровне;

        -  выполнение определенного количества заданий, задач, определенных учителем и т.д.

В накопительную часть могут входить:

        -  задания повышенного уровня сложности;

        -  дополнительные задания для самостоятельного обучения;

        -  участие в олимпиадах, конкурсах;

        -  ассистирование учителю;

        -  выступление перед классом по тематике урока и многое другое.

        Ассистирование        предполагает совместную деятельность преподавателя и обучающегося по разработке элементов урока или всего урока – речь идет о совместном планировании, организации, контроле и оценивании.

        Виды ассистирования:

         -  проведение занятия в группе обучающихся (с предварительной подготовкой);

         -  осуществление контроля (совместно с учителем);

         -  поиск новой информации по теме урока.

        Метод РНС дает возможность поддерживать интерес обучающегося в течение всего урока, а учителю объективно оценивать его работу на уроке. При этой системе оценивается ответ каждого обучающегося, даже самый незначительный.

        Обучающиеся наглядно видят результат своей работы, что стимулирует их на дальнейшую деятельность.

3. Заключение

        В заключении  хочу поделиться выводами, которые были получены при анализе своей работы по внедрению рейтинговой накопительной системы в образовательном учреждении.

        Внедряя рейтинговую систему, предполагается достичь следующих результатов:

        - усиление мотивации обучающихся к освоению образовательных программ;

        -  активизация самостоятельной работы обучающихся и повышение доли их самостоятельной работы;

        -  повышение объективности оценивания знаний;

        -  уменьшение стрессовых ситуаций;

        -  уменьшение количества неуспевающих обучающихся;

        -  развитие творческих способностей обучающихся.

        

Введение РНС в школе оказывает положительное влияние, как на обучающихся, так  и на учителя.  

Для обучающегося:

         -  меняется психологическое состояние обучающегося;

        - РНС стимулирует самостоятельную учебно-познавательную деятельность и более полное освоение учебной программы;

        -  возможность  распоряжаться своим временем самому;

        -  возможность выбора порядка выполнения учебных заданий;

        -  проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля;

        -  умение правильно оценить свои знания;

        - развитие личностных качеств, таких как честность, организованность, самостоятельность, стремление к улучшению своих достижений, уверенность в себе;

        -   развитие навыков работы с источниками по поиску, исследованию информации;

        -  РНС является хорошим стимулом, за счет дополнительных заданий есть возможность повысить результат.

Для учителя:

        -  многостороннее влияние на профессиональную деятельность учителя;

        -     удобство оценивания и анализа учебных достижений обучающихся;

        -  рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы обучающихся;

        -  возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса;

        -  объективная оценка выполнения каждым обучающимся каждого учебного задания;

        -  исключение конфликтных ситуаций при оценивании работы обучающегося;

        

        Определены также недостатки РНС:

Для обучающихся:

        -  боязнь не набрать нужное количество баллов;

        -  погоня за баллами;

        -  боязнь не успеть все сделать.

Для учителя:

        -  РНС требует дополнительных усилий;

        -  большие временные затраты при проверке;

        - необходимость перерасчета баллов и сведение их к пятибалльной системе.

        Но, не смотря на имеющиеся недостатки, применение   рейтинговой накопительной  системы оценивания образовательных результатов обучающихся способствуют развитию самооценки, повышает интерес к обучению, стимулирует  развитие обучающегося с учетом его индивидуальных возможностей.

4. Список литературы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://www.kremlin.ru/news/6683/ 

2. Стратегия развития системы образования Санкт - Петербурга 2011 – 2020г.г. «Петербургская школа 2020» http://www.k-obr.spb.ru/page/345/

3. Науменко, Ю.В. Школьный стресс и рейтинговая оценка знаний и умений подростков // Школьные технологии. 2006. №2. С.173-180.

4. Рейтинговая накопительная система оценки. Коллективная монография. / Под ред. Загашева И.О., Лабинской Т.А. СПб.: ГОУСПО педагогический колледж №1 им. Н.А. Некрасова. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Контроль знаний по теме "Альдегиды" с использованием рейтинговой накопительной системы.

Контроль знаний и умений по теме «Альдегиды» с использованием рейтинговой накопительной системы. Урок построен по модульной технологии. Разработка включает в себя: модуль, технологическую карту и конт...

Урок педагогики по рейтингово - накопительной системе по теме "Методы контроля в процессе обучения" Образовательное учреждение: колледж Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» г. Пикалево Л

Урок  педагогики по рейтингово - накопительной системе разработан для студентов СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Урок, разработанный по рейтингово - накопительной сис...

Урок педагогики по рейтингово - накопительной системе по теме "Методы контроля в процессе обучения" Образовательное учреждение: колледж Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» г. Пикалево Л

Урок  педагогики по рейтингово - накопительной системе разработан для студентов СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Урок, разработанный по рейтингово - накопительной сис...

Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...

Рейтинговая накопительная система оценки знаний обучающихся СПО

Статья: "Рейтинговая  накопительная система оценки  знаний обучающихся СПО"...

Технологическая карта рейтинговой накопительной системы оценки образовательных результатов

Технологическая карта рейтинговой накопительной системы оценки образовательныхрезультатов...

Использование рейтинговой накопительной системы в педагогическом процессе (из опыта работы преподавателя материаловедения)

Публикация содержит материал по обмену опытом использования рейтинговой накопительной системы при обучении студентов по дисциплине ОП.04 "Основы материаловедения"...