План по самообразованию: «Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции студентов»
материал

Петрова Татьяна Емельяновна

Цель работы: совершенствование качества и эффективности обучения на учебных занятиях за счет повышения квалификации педагога и студентов.

Задачи:

  1. Организовать работу по повышению качества самообразования
  2. Изучить нормативно-правовую и тематическую литературу
  3. Повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
  4. Совершенствовать виды и формы диагностики контроля.
  5. Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию: «Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции студентов»

С 2020-2021 учебного года я начала работу над темой самообразования «Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенции студентов».

Срок реализации программы: 2020 – 2023 год.

В соответствии с этим мною были определены цель и задачи моей работы.

Цель работы: совершенствование качества и эффективности обучения на учебных занятиях за счет повышения квалификации педагога и студентов.

Задачи:

  1. Организовать работу по повышению качества самообразования
  2. Изучить нормативно-правовую и тематическую литературу
  3. Повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
  4. Совершенствовать виды и формы диагностики контроля.
  5. Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей студентов.

2. Актуальность выбранной темы.

Русский язык имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения и выбору конкретных технологий и методик. В качестве специальных целей преподавания русского языка в Федеральном компоненте государственного стандарта выделяются языковая, коммуникативная, лингвистическая и культуроведческая компетенции.

Прежде чем подробно говорить о компетенции, необходимо дать определение данному понятию.

 Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности.

В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: лингвистическая, языковая, коммуникативная, культурологическая.

Лингвистическая компетенция— это владение знаниями о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи, а также способность с помощью этих знаний понимать и правильно интерпретировать мысли другого человека и выражать собственные мысли в устной и письменной форме.

Языковая компетенция — способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете — владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.    

Коммуникативная компетенция – это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий: стили и типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста.

Культуроведческая компетенция -  формирование русской языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом, постижение национальной культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из важнейшей ценностной ориентации — осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно-нравственного мира студента, его национального самосознания.

Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции студентов – важнейший аспект обучения родному языку, залог успешного формирования социально активной личности.

Педагог должен обучать родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей стране, к своим близким через языковую среду, учить грамотно выстраивать свою речь, с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка выражать мысли и чувства.

«Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания»

Этапы работы:

Элементы работы

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Время работы

Подготовительный этап

Изучение методической литературы, выбор темы

Сентябрь – октябрь 2020г.

Теоретический этап

Изучение теоретической литературы по данной теме, разработка плана работы.

Разработка методической копилки с материалами по теме

Октябрь 2020

- май 2021 г.

2020 – 2021, 2021-2022 учебные годы

Практический этап

Использование разработанных упражнений на уроках русского языка и литературы

Сентябрь 2022 – май 2023 г.

План самообразования на 2020-2023 учебные годы

Содержание

Мероприятия

Срок выполнения

Изучение психолого-педагогической литературы

Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. Изучение нормативно - правовых документов ФГОС ООО, ФГОС СПО

Изучение статей «Содержание предмета «Русский язык» в современной школе»

Использование педагогических технологий:

Изучение новинок: «Русский язык и литература»

Обзор в интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии.

В течение всего времени

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Разработка рабочих программ русского языка и литературы; плана работы

Сентябрь-октябрь 2020г

Овладение новыми методиками, УМК

ИКТ, тесты, разноуровневое обучение, личностно - ориентированное обучение, учебный проект, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

В течение всего времени

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Открытые уроки, посещение открытых уроков

В течение всего времени

Подготовка материалов для публикации (дополнительные занятия)

Написание статей в газету

В течение всего времени

Участие в системе методической работы

Участие в проведении заседаний ПЦК, педсоветов, семинаров.

Работа с одарёнными детьми, участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

Участие в работе районных семинаров учителей русского языка и литературы, конкурсов.

Проведение Недели русского языка и литературы.

В течение всего времени

Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы: 

- повышение качества преподавания русского языка;

-  разработка дидактических материалов, тестов, создание собственной медиатеки;

- формирование учебно-языковых умений и навыков (опознавать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т.д., отличать одно явление от другого; делить языковые явления на группы; производить всевозможные разборы и т.д.);

- умение выбирать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, — т.е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации;

- формирование русской языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.

В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...

Возрождение традиций народа как основа формирования культуроведческой компетенции студентов.

Активизация интереса молодёжи к культуре, истории, традициям Пермского края....

Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)

Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО.

 Статья посвящена проблеме развития коммуникативных компетенций на занятиях по родному языку в строительном колледже. В связи с тем, что эффективная деятельность  строителей  во ...

Доклад "Формирование информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка"

Доклад на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин о формировании информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка...

Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка

Статья «Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка»...