"Развитие творческого потенциала обучающихся, их нравственных качеств средствами театрализованной деятельности".
консультация

Сорокина Светлана Борисовна

Театр - игра, чувства, ответственность, сплоченность, нравственность, воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие творческого потенциала обучающихся, их нравственных качеств средствами театрализованной деятельности". 

Ребенок с низкими интеллектуальными способностями должен вовлекаться в социум — это один из важных общественных и демографических вопросов современного общества. 

В век цифровых технологий дети не заинтересованы в межличностной коммуникации, не умеют строить диалог и поддержать беседу. Их разговор строится в вопросно-ответной форме, а самостоятельно построить высказывание им очень сложно. Мы работаем с детьми с нарушением интеллекта. У детей данной категории системное недоразвитие речи, познавательных процессов, наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально не устойчивы, не владеют умением общаться и договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга.

Театрализованная деятельность — это один из эффективных методов для социальной адаптации детей с интеллектуальным уровнем ниже нормы, а также формирования у них коммуникативных способностей. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Применяю следующие формы работы на занятиях кружка : театрализованные игры, этюды с куклами, изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям, чтение литературы, организация спектаклей, показ представлений, а на внеклассных занятиях использую ситуативные игры и упражнения("Культура поведения в общественных местах"), сценки-импровизации("Мое хобби"), сюжетные картинки("Трудно ли быть вежливым человеком?) и т.д.

Общим делом является участие в школьных праздниках и тематических неделях( неделя русского языка: театрализация басни И.А.Крылова "Ворона и лисица"; театрализация по творчеству С.Я.Маршака "Чем болен мальчик" и "Багаж"; сценка ко Дню матери"Подарок для мамы"). Подготовили театрализацию сказок "Репка" и "Теремок" для дошкольных групп нашей школы.

Необучаемых детей нет- необходимо найти приемлемое для понимания ребенком задание и запастись терпением. Для детей с особенными потребностями незначительные успехи уже результат. Так при распределении ролей учитываю  индивидуальные особенности детей(ввела роль лисички-невелички, которой не было в первоначальном сценарии, чтобы разрешить конфликтную ситуацию. Лиса и её дочка-невеличка дружно и с удовольствием сыграли свои роли) , а также речевые возможности каждого ребенка(Вадим В.участвовал в театрализации, просто держа ширму- теремок. Но он участвовал наравне со всеми, давал советы и получил удовольствие от общего дела). Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность перевоплотиться. Если у ребенка проблемы с речью или движением, то можно найти или придумать роль , где не требуется применение таких способностей. Показать образ можно с помощью мимики или пантомимы(роль Репки, например).Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью. Ребенок сам учится оценивать свои возможности и имеет возможность заменить слово или предложение, которое ему трудно произнести( пример: Илья Ф. в роли медведя в сказке"Теремок"). В работе над образом воспитанник учится понимать внутреннюю составляющую человека, мотивы его действий, учиться «слышать и слушать», понимать другого человека, помогает увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать. Ребенок, благодаря театрализованной деятельности, учится решать многие проблемные ситуации и преодолевать застенчивость(Маргарита Ш., Настя П.), воспринимать нормы и правила поведения(импровизация по творчеству С.Я.Маршака"Чем болен мальчик"), искать решения, выходы из сложных жизненных ситуаций.

Участие детей в праздниках - это не только воспитание ребенка через искусство, но и прежде всего лечение его души: укрепление духовных сил, гармонизация психоэмоционального состояния(сценка "Подарок для мамы" ко Дню матери). Ведь не секрет, что большинство детей, обучающихся в школе, далеки от мира искусства, живущие зачастую в проблемных и асоциальных семьях, ограничены домом, двором или улицей.

Театральное искусство (как и любое другое искусство) обладает важной особенностью: оно не совместимо с насилием, нажимом, запретом.  Ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость, почувствовать, что взрослый здесь не для того, чтобы контролировать его, а для того, чтобы быть с ним, жить совместной жизнью(участвую вместе с детьми в театрализации , исполняю и роль и слова от автора). Дети чувствуют мою поддержку, моё эмоциональное состояние, моё одобрение и получают удовольствие от процесса. Радость, заинтересованность в результате совместной деятельности, переживание успеха удерживают ребят от анти социальных поступков и ухода в себя.

Но надо быть готовым к тому, что полученные таким образом представления могут оказаться формальными и не реализоваться в конкретной ситуации. Например, ребенок с нарушением  интеллекта может знать, что нужно помочь товарищу, если тот упал и нуждается в помощи. Когда такая ситуация изображена на картинке или в рассказе, он говорит, что мальчик упал, ему нужно помочь подняться. Но на прогулке спокойно проходит мимо упавшего и плачущего сверстника. Такой пример говорит о формальном усвоении нравственных представлений. Чтобы нравственные представления детей с нарушениями интеллекта стали подлинными, действенными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее. Кроме того, необходимо специально создавать ситуации, в которых практически реализуются нравственные представления. Над этим и буду работать в течение года в театральном кружке и на внеклассных занятиях.

Материал. Театрализованная деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. П. Кофанова. Молодой ученый. — 2021.
Инновационная театральная деятельность как фактор успешного развития социально-коммуникативных навыков у детей-воспитанников детских домов и коррекционных учреждений / Н. Н. Иваненко, Н. В. Гордиенко. Образование и воспитание. — 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках технологии.

Развитие творческих способностей учащихсяна уроках технологии посредством смены объектов труда....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ГАРМОНИИ

В организации учебно-воспитательного процесса особое внимание обращается на профессиональное самоутверждение студента. Этому способствуют многие факторы, в том числе, различные виды самостоятельной ра...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"

Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...

Развитие творческого потенциала детей через вокальную, хоровую и театральную деятельность

Статья на тему "Развитие творческого потенциала детей через вокальную, хоровую и театральную деятельность"...