Разрешение конфликтной ситуации среди подростков с привлечением службы примирения
статья

SvSerMir

Служба примирения (медиации) является социальной службой, действующей на основе добровольческих усилий специалистов, педагогов, обучающихся.

Жизнь внутри техникума – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediatsiya.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешение конфликтной ситуации среди подростков

с привлечением службы примирения

Служба примирения (медиации) является социальной службой, действующей на основе добровольческих усилий специалистов, педагогов, обучающихся.

Жизнь внутри техникума – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, обучающихся.

В ходе этих отношений нередко возникают конфликтные ситуации.

Служба медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.

Задача Службы медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

Целью применения метода медиации и медиативного подхода является формирование безопасной среды.

Безопасность в техникуме – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в коллективе, взаимопонимание между взрослыми и обучающимися.

Безопасность в техникуме – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.

От каждого из нас зависит, будет ли наш техникум безопасным. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать наш техникум таким.

Служба медиации создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.

Служба медиации работает на основании действующего законодательства, Устава Техникума и Положения о службе медиации.

Как и во многих учебных заведениях, в нашем техникуме была создана служба медиации, которая работает на протяжении года. Директор подписал приказ о создании службы медиации, разработали план работы и сформировали команду медиаторов. К счастью для нас, конфликтов и обращений в службу медиации не возникало.

В том же учебном году оформилось волонтерское объединение «Движение вверх» - добровольное объединение студентов, изъявивших желание бескорыстно (без извлечения прибыли) выполнять работу, оказывать помощь и поддержку различным социальным категориям населения, в организации и проведении образовательной и воспитательной деятельности.

В 2020 – 2021 учебном году студенты начали участвовать в акции добровольческих объединений «Волонтер 2.0», результаты деятельности ребят публиковались в социальных сетях. В рамках конкурса команда техникума получила диплом 2 степени, в связи с чем Ресурсный центр добровольчества заключил соглашение о сотрудничестве с

Сергиевским губернским техникумом.

В рамках акции «Волонтер 2.0.» техникум начал сотрудничать с некоммерческой организацией Сергиевского района "Ассоциация школьной службы примирения" по  профилактическому проекту "ОБИДКА".

Проявив активную деятельность, студенты Сергиевского Губернского техникума приняли участие в профильной смене "ОБИДКА - культура примирения", которая прошла в рамках просветительского проекта "ОБИДКА" на базе отдыха круглогодичного типа "Радуга".

За это время они приняли участие в открытом заседании кафедры "Роль кругов в восстановительной работе с конфликтом", "5 вопросов, ведущих к примирению", "Проектирование восстановительной работы", "Границы восстановительного подхода", "Калейдоскоп антибуллинговых игр", играли с руководителями проекта в игру "Силами искусства разрешаем конфликт", принимали участие в творческих вечерах, пели песни дружбы под гитару и многое другое.

Просветительский проект "ОБИДКА" является Победителем II Конкурса Фонда президентских грантов в 2020 г. и реализуется с августа 2020 г. по август 2021 г. Федерацией детских организаций и Ассоциацией детских служб примирения Самарской области.

Я считаю этот аспект особенно важным: ведь мы должны вместе работать на благо будущего.

Проект направлен на профилактику буллинга (травли) в образовательных организациях (школы  и ССУЗы).

Служба медиации обычно работает с несколькими видами конфликтов: она решает споры и конфликты между обучающимися, между обучающимися и педагогами, педагогами и родителями, а также работает с правонарушителем и жертвой по криминальным ситуациям (кражи, драки, порча имущества и т.п., в том числе по делам, передаваемым на рассмотрение в КДНиЗП). Кроме того, она может работать с ситуациями травли, буллинга, групповых конфликтов обучающихся, межэтнических конфликтов и т.д.

Буллинг это тема, о которой до сих пор не принято открыто говорить в нашем обществе. На него часто закрывают глаза родители и учителя, чувствуя собственную неспособность повлиять на ситуацию.

        Эта тенденция постепенно меняется. И в наших силах сделать все возможное, чтобы ликвидировать различные

виды травли в обществе.

Один из эффективных способов противодействия буллингу – активная просветительская деятельность в техникуме. Мы предлагаем форму урока-обсуждения на основе книжного и художественного материала, призванный не только познакомить детей с темой травли, но и помочь им осознать механизм и результаты подобного поведения.

Работа медиаторов в службе примирения основана на восстановительной практике, по технологии «равный-равному» в теме буллинга (травли) и в организации имеется отработанная технология, доступная для передачи добровольцам начиная со средней школы, состоящая из вводной интерактивной лекции, обсуждений книг, фильмов по возрасту, игр, проведения диагностики до и после окончания работы с обучающимися.

Опираясь на опыт работы коллег и методический сборник проекта «Обидка», мы выявили успешные методики профилактики травли в техникуме. Один из них является просмотр художественных фильмов и чтение книг.

        

Представляем список книг и художественных фильмов, который носит рекомендательный характер. Он может изменяться специалистом, в зависимости от предпочтений аудитории, в том числе для более продуктивной работы с ней.

Художественные фильмы

  • «Чучело» Ролан Быков и Аркадий Хайт
  • «Куколка»  Исаак Фридберг
  • «Жестокий ручей» Джейкоб Аарон Эстес

Литература

  • Владимир Железников «Чучело»
  • Джоди Пиколт «Девятнадцать минут»
  • Анника Тор «Правда или последствия»
  • Рэй Брэдбери «Все лето в один день»
  • Лоис Лоури «В поисках синего»

Какие вопросы можно задать в ходе обсуждения?

  • Как Вы думаете, о чем эта история?
  • Увидели ли Вы в этой истории травлю?
  • Какие стороны травли Вы увидели в этой истории?
  • Какие последствия для каждой стороны травли последовали?
  • Что помогло/могло бы помочь найти выход из такой ситуации?
  • Какие выходы в этой ситуации еще возможны?

Одним из самых выгодных способов проживания иногородних студентов является место в общежитии.

Начиная с первого курса, нужно научиться налаживать контакты с соседями по комнате. Ребятам предстоит жить вместе, вести совместное хозяйство. Однако, достаточно часто трудно привыкнуть к присутствию постороннего человека в своей комнате.

Каждый человек стремится к гармонии, личностному росту и равновесию. Чтобы достичь внутреннего комфорта, ладить с собой и окружающими, мы выбрали определенный метод разрешения конфликтов.

Техника «5 вопросов ведущих к примирению»,


Для того, чтобы диалог привел к восстановлению отношений рекомендуется ответить на 5 вопросов. Сядьте напротив друг друга и задайте первый вопрос, по очереди отвечайте и выслушивайте друг друга. Затем так же сделайте с последующими вопросами.

  1. Что произошло? Что случилось?
  2. Что ты подумал, когда это случилось?
  3. Что ты почувствовал тогда и сейчас?
  4. Кому от этого стало плохо?
  5. Что можно сделать, чтобы всё восстановить и больше такого не происходило никогда?

Эта техника позволяет наладить диалог без участия медиатора.

Таким образом, если такие службы будут развернуты в учебных заведениях, где будут работать профессионалы, это поможет избежать зачастую страшных финалов. Если студенты, родители, педагоги, директора наших образовательных организаций будут знать, что такая служба есть, как она работает, как она может реально помочь исключительно всем сторонам конфликта, то конфликтных ситуаций будет намного меньше, ведь ребята сами научатся их разрешать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Конфликтология: проблемы, источники их возникновения и методика разрешения конфликтных ситуаций (на примере студентов 1 курса ГБПОУ СО «УрГЗК» в адаптационный период)

В  настоящее  время  каждый  человек  сталкивается   с  разными  взглядами,  убеждениями  и  интересами  людей,  которые  его...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МЕДИАТОРОВ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ («ГРУПП РАВНЫХ»)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯПОЧИНКОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ШКОЛА...

Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде

Методы разрешения кофликтных ситуаций в образовательной среде...

Доклад «Разрешение конфликтных ситуаций»

В докладе описаны межгрупповые и межличностные конфликты, которые происходят в организациях....

Методическая разработка открытого занятия "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций." МДК 01.02 Тема 2.4 Организация сервиса в пассажирских поездах

В методической разработке представлен план проведения открытого занятия и презентация по теме: "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций" по МДК 01.02 Эксплуатация...