Классный час музейно-игровой "Русская изба-мини музей"
классный час

Реукова Мария Владимировна

Музейно -игровой классный час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_russkaya_izba.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Русская изба – мини музей»

Цель занятия: способствовать развитию представлений школьников о приоритете духовных ценностей над материальными и приобщению к народному творчеству.

Задачи: привитие любви и уважения к народным традициям, расширение представлений учащихся о культуре русского народа, привитие любви к семье и близким, воспитание отзывчивости, щедрости, желания доставлять радость другим людям, формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, бескорыстие, любовь к ближнему, сострадание, преемственность поколений. Продолжительность занятия: 20 минут.

Рекомендуемая форма занятия: музейно – игровая.

Комплект материалов: сценарий, убранство русской избы.

Содержательные разделы занятия:

Часть 1. Вступительная часть (мотивационная) 

Часть 2. Основная часть. Актуализация знаний.

 Часть 3. Заключительная. Подведение итогов, рефлексия

Часть 1. Вступительная

Учитель: для классного часа приглашаю вас на Крещенские посиделки в библиотеку. (Встреча гостей скоморохами и караваем.)

Скоморох (Варя):

Тень, тень, потетень,

Возле города плетень,

Собирайтесь под плетень

Все, кому играть не лень!

Скоморох (Александра)

Ой, вы гости – господа,

Заходите все сюда! (обращение к жюри)

Ну-ка, детки – ребятня, (обращение к ребятам из 8 в, которые сидят на диванчике в холе)

Здесь у нас пойдет игра.

Скоморох (Варя):

Рады всех вас повстречать

Будем праздник начинать!

Красны девицы (Злата, Катя, Алина):

Катя держит каравай, а Злата говорит:

С Караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

-Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук! (подаете каравай – каждый из жюри отламывает и макает в соль, а в это время Злата говорит слова):

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем, чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Девица (Алина):

Каравай! Ах, красота!

Хлеб такой для торжества.

Не у всякой мастерицы

Может хлеб такой родиться! (угощают гостей, проходят все в избу)

Часть 2. Основная часть. Актуализация знаний

Дорогие ребята, сегодня мы с вами прокатимся на машине времени и отправимся в прошлое на двести лет назад, в девятнадцатый век. Итак, сегодня мы крестьянские дети, живущие 200 лет назад. Как ты думаешь, какое бы у тебя было имя? Скорее всего, Ивашка (Иван) и Маняшка (Мария) – это были самые распространенные имена. А жили бы вы непременно в деревне, так как в то время каждый 10 житель жил в сельской местности. И какой бы у вас был дом? Обычная русская изба!

Учитель: Мало дела, много слов. Загадку вам хочу я загадать, а кто отгадает получит сверток берестяной.

Загадка о печке:

Мать толста

Дочь красна,

Сын – бес,

Долетел до небес. (Если отгадали, то выдаем берестяной сверток из корзинки) Подсказка: Пироги то откуда доставали? (Из печи)

 «Красна изба углами, а печь пирогами». Что это значит? (выслушиваются ответы учащихся – красна значит красива, хороша, а в хорошей печи и пироги должны получаться, что пальчики оближешь.

Учитель: Правильно ребята, у наших предков было такое выражение «плясать от печки». Как вы думаете почему так говорили? (ответы учащихся заслушать: да потому что при постройке избы сразу решали самый важный вопрос – где сложить печь. И все остальное размещали в зависимости от расположения печки). В нашем воображаемом доме печь стоит слева от входа. И там, где стоит печь место называется печной угол. Печь большая и занимает много места, но она и дел много делает: и греет, и кормит, и светит, и моет, и сушит, и даже лечит.» Всякая хвороба отцепится, если прогреть все косточки. Есть у печки и необычное умение. Знает она какая будет погода. Как определить? Если дрова горят с терском –к морозу, если гудит –к бурану. И потому как дым из трубы стелется, и по цвету пламени….

Учитель: Ну что ж, следующая загадка. Я загадываю, а вы слушайте внимательно:

«Его край – и под елью рай, а его ни куска – и в полатях тоска» (хлеб)

Учитель: Правильно ребята, это хлеб. Говорили так: «худ обед, коли хлеба нет», (а еще какие поговорки о важности хлеба знаете «хлеб всему голова»). Пекли хлеб из ржаной муки, иногда добавляли лебеду, иногда сосновую кору, а позже разваренный картофель. Сытно…ммм (показать хлеб)

Учитель: Есть такое слово - утварь, произошло оно от какого слова, как думаете? (правильно – творить). Разные предметы обихода, сделанные человеком. В избе много утвари, она не только нужная, но и красивая.

Отец много работает: пашет, сеет, плотничает, рыбачит, сено косит, дрова заготавливает, а мать занимается домашним хозяйством.

Давайте посмотрим какие вы знаете предметы домашней утвари – (учащиеся называют и показывают: ухват, чугунок, лоскутное одеяло, крынка, кружка…

Загадка про прялку:

Пляшу по горнице с работаю моею,

чем больше верчусь, тем больше толстею.

Учитель: Ай, да молодцы – получайте 3 сверток. НЕ зря говорили: Какова пряха, такова и рубаха! Девочки с 6 лет начинают прясти пряжу. И были у них специальные детские прялки. Для того, чтобы работать было веселее, пели песни (песня под гитару) А из чего пряли? Слушайте следующую загадку:

Били меня, колотили,

 во все чины производили,

 на престол с царем посадили.

Кто угадает, о чем речь?

Дополнительная загадка (если не угадают):

В поле рос, нам скатерть принес.

Учитель: пряли и из шерсти, и из льна, немного грубоватые может, но зато натуральные. В основном ткань из льна была серого цвета. Холсты в обычно белили на солнце. А если цветную, то чем красили? (кора, листья, цветы).

А какую одежду носили тогда (переходим к костюму)

Рубахи были широкие и длинные, почти до колен. Под мышками выкраивали ластовицы, чтобы было удобнее работать. Рубахи подпоясывали тоненьким пояском и носили поверх портов. Зимой надевали овчинные тулупы и валяные шапки. Крестьянки были одеты в рубахи, сарафаны.

На ногах лапти – плели из лыка липы, вяза, вереска. Искусство плетения крестьянин освоил в совершенстве.

А теперь нарядим крестьянскую девочку и мальчика. Ну ка, кто быстрее (музыку веселую народную)

Мы с вами хорошо поработали: печку натопили, хлеб испекли, льна напряли, нарядились и теперь мы готовы праздновать. А какой праздник был вчера? (выслушиваются ответы учащихся) Правильно Крещение. А что это за праздник? (Крещение — один из 12 главных христианских праздников. Согласно Евангелию, в этот день Иисус Христос крестился в реке Иордан. В народных традициях в Крещение завершаются Святки. «Крещение» с греческого — «погружение в воду». В первом столетии в водах реки Иордан совершал это таинство Иоанн Креститель. Проповедник призывал людей к покаянию и смывал грехи, очищая от скверны.) Кто-нибудь окунался, ребята?

Крещенскую воду в Крещенский сочельник и сам праздник Крещения можно пить в течение всего дня. Даже дома из крана вода считается целебной в этот день.

Часть 3. Заключительная. Подведение итогов.

 За время игры у вас появились берестяные свитки. Пришло время узнать, что же у Вас получилось. (Ребята складывают слова).

Мои хорошие, а что это значит? Какими еще синонимичными выражениями можно подобрать к этому высказыванию? (выслушиваются ответы учащихся)

Ребята, наш классный час подошел к концу. А что мы сегодня с вами узнали, какова цель нашего занятия? (выслушиваются ответы)

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, это «мост», связывающий прошлое и будущее. Прошлое – это наши корни. Большое количество традиций связано с семейной жизнью. Вот сегодня мы погрузились с вами в быт крестьянской семьи. Да, он отличается от современности, но это генетический код русского человека, это наша с вами «душа» и «сила»!

Скоморох (Варя)

Мы гордимся стариною

Стала нам она родною.

И за день мы утомились.

Ведь играли, веселились.

Скоморох (Александра)

А сейчас мы отдохнем,

И пойдем чайку попьем.

Дополнительная информация

Ребята, а куда гостей посадим в доме? Правильно в Красный угол – там находится «божница» или шкафчик для икон. Зайдет гость в дом и сразу же поклонится и перекрестится. А перед иконами горит лампадка, как живой светлячок в доме.

Очень важная деревенская мебель –это лавка. В доме их много и все они разные. Все спят в избе на лавках.

Загадки: зашел в дом – всех собрал. (стол)

Черный конь- скачет в огонь.

Воспитывать пока поперек лавки лежит, что это значит? (Пока маленький)

Красный угол – угол с иконой напротив входа. Гостей сажали в Красный угол.

Светец – подставка для лучины.

Одежду хранили в сундуках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "музей мадам тюссо"

презентация для интерактивной доски по английскому языку для учащихся 5-6 классов. тема "музей мадам тюссо"...

10 лет музею истории колледжа

КОНКУРСЫ МУЗЕЯ2014-2015 года Написание эссе«Что я узнал в музее»«Портрет сотрудника музея»«Если бы я был директором музея…»«Поздравляю мой музей» Итоги будут подводиться в марте 2015 года.Ра...

Классный час "Санкт-Петербург - музей под открытым небом"

Классный час "Санкт-Петербург - музей под открытым небом". Цель классного часа - показать учащимся ценность памятников архитектуры и объектов культурного наследия города. Сформировать интере...

Классный час в музее

29 сентября 2020 года на классный час мы с группой 211 посетили музей истории колледжа. Руководитель музея Людмила Васильевна все нам показала и рассказала. Студентам очень понравилось, особенно про М...

Классный час . Виртуальная экскурсия в Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского г. Калуга

Классный час ко дню космонавтики в формате виртуальной экскурсии в  Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского г. Калуга.Цель образовательная: познакомить обучающихс...

Экскурсия в музей А.С.Пушкина Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина

 Экскурсия в музей А.С.ПушкинаМемориальный музей-квартира А. С. ПушкинаВ этом доме, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин с семьей поселился в сентябре 1836 г., и эта квартира стала пос...

Экскурсия в музей А.С.Пушкина Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина

 Экскурсия в музей А.С.ПушкинаМемориальный музей-квартира А. С. ПушкинаВ этом доме, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин с семьей поселился в сентябре 1836 г., и эта квартира стала пос...