Урок по теме "Особенности внешнего строения рыб"
методическая разработка

Реукова Мария Владимировна

Урок разработан в соответствии использования метода наглядности, групповой работы с применением цифровых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дневник исследований

юного ихтиологаhttps://img2.freepng.ru/20180305/qlw/kisspng-microscope-chemistry-microscope-and-books-vector-5a9d8acaade536.2595667715202741227123.jpg

«Наука должна быть увлекательная, веселая и простая! Таковыми же должны быть и ученые»

Петр Леонидович Капица 

Инструктивная карточка для юного ихтиолога.

ФИО _______________________________________________

Лаборатория «Наблюдение». «От головы до хвоста»

Юный ихтиолог! Сегодня вам предстоит совершить научное открытие. Вы готовы? Тогда не будем терять времени и приступим.

Вам необходимо рассмотреть внимательно 2-х представителей рыб разных видов. Для этого по мере исследования, предлагаю заполнять дневник и вносить результаты в таблицу.

Заполните дату, день недели: ____________________________

  1. Рассмотрите рыб в аквариуме и объясните, какая у них форма тела и какое значение она имеет?
  2. Рассмотрите окраску тела рыбы на спинной и брюшной стороне. Различается ли она? Какова причина этих различий? Где проходят границы между отделами тела? (отметь их на рисунке)
  3. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов тела для жизни рыбы в воде?
  4. Чем покрыто тело рыбы? Отличается ли она у данных представителей? Какое значение это имеет для рыбы?
  5. Какие органы расположены у рыбы на голове? (ноздри, глаза). Какое значение этих органов в жизни рыбы?
  6. Что у рыбы называют «шестым чувством»? Как называется этот орган?
  7. Рассмотрите плавники рыбы. Какие из них парные, а какие непарные? Понаблюдайте за работой плавников и подпишите название плавников на рисунке. По дополнительной информации определите особенности строения хвостового плавника.
  8. С помощью чего рыба дышит в воде? (Жабры). Что их защищает?

Образцы

Признак

Рыба №1 __________

Рыба№2

____________

Значение

(приспособление)

1.Форма тела

2. Окраска тела рыбы

3.Отделы тела рыбы.

4. Чем покрыто тело рыбы?

https://uralfish.ru/sites/default/files/fish/osetr/3.jpg

5. Органы на голове рыбы:

Глаза

Ноздри

Усики (имеются/не имеются/их количество)

Рот (верхний/нижний)

6.Орган боковой линии – шестое чувство.

7. Плавники рыбы

Положение брюшных плавников, количество спинных

8. Форма хвостового плавника (см. лист со справочной инф.)

9.Жабры и жаберные крышки

Подпишите название плавников. Сравните свои ответы с эталоном ответа в учебнике на стр.165 рис.112 и проверь сам себя. Если всё правильно, то ты «отлично справился», если есть 1-2 ошибки, то «хорошо», если «3-4» ошибки – «надо постараться и всё получится.»

 Лаборатория «Измерение». «Покажи мне свою чешую, и я скажу кто ты» (Определение чешуи и возраста рыб по чешуе)

Каким методом исследования будем определять чешую и возраст? ______________

Ход работы:

  1.  Для определения возраста, необходимо выбрать участок тела рыбы. Для выяснения темпа роста обычно принято брать чешую с той части тела, где она крупнее, т.е. с середины (рис. 1), над боковой линией или под ней (Правдин, 1966; Дгебуадзе, Чернова, 2009).

Рис. 1. Место взятия чешуи у рыб

  1. Обычно для анализа берут несколько чешуй у одной рыбы.
  2. Чешую надо выбирать без видимых следов повреждений, так как многие зоны и кольца на таких структурах могут быть неразличимы.
  3. Далее чешую раскладывают на предметное стекло в капельку воды (важно, чтобы при накрывании покровным или предметным стеклом не попал воздух!!!), накрывают мелкую – покровным стеклом, крупную – вторым предметным стеклом и определяют возраст под микроскопом, при разном увеличении в зависимости от размера чешуи. Можно сделать фотографию с помощью камеры и вывести изображение на ноутбук.
  4. При просмотре чешуи хорошо видно, что вся ее поверхность производит впечатление, как будто это дуги окружностей, описанных очень большими радиусами. У рыб эти образования носят название склеритов. Кроме того, на чешуе отчетливо видно чередование светлых (широко расположенные) и темных (близко расположенные) колец. Не расстраивайся если у тебя не сразу получилось определить возраст. Необходимо отметить, что определение возраста — это очень сложный процесс! Приходится внимательно и тщательно рассматривать чешую каждого вида, и нельзя делать поспешных заключений о ее возрасте. Время образования годового кольца в течение года для разных структур различается.
  5. По мере исследования не забывай вносить результаты в таблицу.

Название

Вопрос

Команда «Хочу узнать»

Команда «Хочу услышать»

Команда «Хочу увидеть»

1. Какая чешуя на ощупь, какой цвет?

2. Рассмотреть в микроскоп и подписать тип чешуи. Определите примерный возраст рыбы.(если получится)

3.Как вы думаете что это за рыба?

3. Подведение итогов «Зал конференции»

Ребята, после приготовления препарата вам необходимо представить свои результаты на конференции и записать в таблицу результаты ваших коллег.

4. Сегодня на уроке вы чувствовали себя (подчеркните):

«Как рыба в воде»

«Как рыба на крючке»

«Как камбала в песке»

Ребята, наша научная лаборатория

заканчивает свою работу, но мы не прощаемся,

а говорим до новых встреч!



Предварительный просмотр:

План-конспект урока

«Внешнее строение рыбы» в соответствии с требованиями ФГОС.

Предмет: БИОЛОГИЯ. УМК под ред. Пономаревой И.Н.

Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.- 5-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2022 г.

Тема урока «Внешнее строение рыбы»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: изучить особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни.

Задачи: образовательная: формирование знания о взаимосвязи строения организма рыб и среды обитания.

Развивающая: развитие умения выделять существенные признаки изучаемого объекта; установление причинно-следственных связей, умение анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы; аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная: создание комфортного климата на уроке, воспитание позитивного отношения к совместному труду, развитие положительных эмоций при наблюдении за рыбами.

Планируемые результаты обучения.

Личностные: развитие интереса и познавательных способностей учащихся в процессе выполнения лабораторной работы и приобретения опыта познавательной деятельности через решение биологических задач; формирование экологического сознания: осознание ценности представителей класса рыб, как важного компонента биосферы.

Метапредметные: формирование информационных, коммуникативных и предметных компетенций учащихся; планирование своей познавательной деятельности; систематизация, обобщение, анализ добытой информации; организация совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Предметные: «открытие» знаний, закрепление изученного материала, определение уровня усвоения знаний и формирования предметных компетенций учащихся по теме «Внешнее строение рыб».

Познавательные УУД:

  • Строить логическое рассуждение.
  • Самостоятельно проводить наблюдение.
  • Анализировать, сравнивать, обобщать добытую информацию; выявлять причины и следствия наблюдаемых явлений.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать учебную задачу, выдвигать свои версии для её решения.
  • Выполнять учебные действия в соответствии с поставленной целью, самостоятельно исправлять допущенные ошибки.
  • Осознавать степень усвоения учебного материала путем самооценки своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать работу в малых группах.
  • Планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Методы обучения: исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: живые рыбы (стерлядь и карп) в аквариуме, влажные препараты чешуи рыб, микроскопы.

Средства обучения: учебник, ноутбуки, видеоокуляры, «дневник наблюдений», интерактивный комплекс.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Цель: организация работы учащихся, настрой на учебную деятельность.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Приветствуют учителя

Приветствует учащихся

Занимают рабочие места по парам в амфитеатре

Учитель предлагает занять рабочие места (по парам)

  1. Актуализация знаний обучающихся.

Цель: обеспечить актуализацию знаний обучающихся.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отгадывают загадки про рыб


 Загадывает учащимся, какие рыбы спрятаны под тканью

Загадка основана на основных интересных фактах, что вовлекает учащихся в процесс познания.

Определяют систематическое положение Надкласса Рыбы.

 О ком идет речь? Правильно, о рыбах. Какое место в системе живой природы занимает Надкласс Рыбы? Царство Животные Тип Хордовые П/тип Черепные, или Позвоночные Класс Хрящевые рыбы Класс Костные рыбы

Беседа.


Заканчивают выражение

Раскрывают смысл данного фразеологизма.

Существует выражение: «Чувствует себя как рыба…..?». В воде! Что это означает, как по-вашему? Как рыба в воде, значит, чувствовать хорошо, комфортно.

Беседа


Формулируют тему и цель урока


Формируют мотивацию изучения темы урока

Какие приспособления помогают рыбам хорошо чувствовать себя в их среде обитания? Сформулируйте тему и цель нашего урока. Обеспечивает мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Беседа

Записывают дату в дневник наблюдений

Вместе с учащимися заполняют дневник

Дневник исследований

III. Организационно - деятельностный этап. Изучение нового учебного материала.

Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях внешнего строения рыб, связанных с водной средой обитания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отвечают на вопрос по методу.

Для достижения поставленных целей урока нам необходимо выполнить исследовательскую работу. Каким методом исследований мы можем это сделать?

Заполняют исследовательский дневник

Выполняют исследовательскую работу методом наблюдения (лабораторная работа)

Контролирует и координирует деятельность учащихся по выполнению лабораторной работы

Лабораторная работа исследовательского характера выполняется учащимися в парах.

Контроль выполнения заданий лабораторной работы

Объясняют значение обтекаемой формы тела рыб

Объясните, какую форму тела имеет рыба и каково её значение?

Заполняют исследовательский дневник и делают выводы.

Называют и показывают отделы тела рыбы.

Назовите и покажите отделы тела рыбы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы тела для жизни в воде?

Заполняют исследовательский дневник и делают выводы.

Объясняют значение чешуи для жизни рыб в воде. Объясняют особенности кожных покровов рыб (слизистые железы)

Чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя и какое это имеет значение? Почему тело рыб скользкое?

Заполняют исследовательский дневник и делают выводы.

Называют причину различий окраски на спинной и брюшной сторонах тела рыбы. Называют тип окраски: покровительственная.

В чем заключается причина различий окраски на спинной и брюшной сторонах тела рыбы?

Заполняют исследовательский дневник и делают выводы.

Называют и фиксируют в дневниках наблюдения органы чувств рыбы.

Перечислите и покажите органы чувств рыбы (глаза, ноздри, ведущие в обонятельный орган). Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? У рыб есть особый орган чувств: боковая линия. Найдите её и каково её значение?

Заполняют исследовательский дневник и делают выводы.

Называют плавники рыбы: парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой и анальный), их функции

Назовите плавники рыбы. Какие из них парные, какие непарные? Какие функции они выполняют?

Заполняют исследовательский дневник и делают выводы.

Самостоятельно формулируют вывод о приспособленности рыб к жизни в воде. Проверяют правильность формулировки сделанного вывода. Самостоятельно проверяют себя с эталоном ответа из учебника.

Сформулируйте вывод о приспособленности жизни рыб в воде

Формулируют вывод.


IV. Динамическая пауза. Физкультминутка. Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд. (под песню «А я рыба, я рыба. Ай ай»)

Лаборатория измерения

Обучающиеся пересаживаются за столы с микроскопами и готовят микропрепараты.

Подводят итоги, заполняя таблицу и заслушивая ответы своих одноклассников по командам.

Организует деятельность учащихся, инструктирует и помогает.

Заполняют дневник исследования.

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Цель: посредством ответа на вопросы: что узнали, что увидели, что услышали, определить качество усвоения учебного материала.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дают ответы.

Комментирует ответы учащихся, демонстрирует соответствующие задачам слайды

Заполнение дневника наблюдений учащимися.

Организация работы по анализу деятельности учащихся на уроке

Оценочный лист

VI. Заключительный этап (домашнее задание)

Цель: реализовать необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Направляет деятельность учащихся на понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Получают домашнее задание в соответствии с их интересами

Информирует о домашнем задании. Дает домашнее задание: изучить стр.164-167, вопрос № 4 стр.167 учебника (письменно). Творческое задание по выбору: занимательные факты о жизни рыб.

Рекомендации по использованию научно-популярной литературы, ресурсов сети Интернет

Приложение.

Задача № 1. Верна ли пословица: на то и щука в море, чтобы карась не дремал?

(Ответ: нет, щука и карась - речные рыбы).

Задача № 2. Кто лишний: рыба-игла, скат-хвостокол, морская планария, морская лисица. (Ответ: морская планария - тип Плоские черви).

Задача № 3. Тело рыб разнообразно по форме: у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении, у акул – торпедообразное. В связи с чем могли развиться такие особенности строения? (Ответ: в связи с образом жизни: акулы обитают в толще воды и быстро плавают, скаты – на дне).

Задача № 4. У большинства рыб тело покрыто костной чешуёй. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?

(Ответ: чешуя препятствует образованию складок кожи при движении, хорошая обтекаемость и защита органов от давления).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии на тему "Строение и работа сердца"

Цель урока: формирование ценностного отношения к своему здоровью через осмысление строения и работы сердца...

Презентация к уроку биологии на тему: «Строение и функции клетки на основе межпредметных связей»

Презентация к уроку биологии  на тему:«Строение и функции клетки на основе межпредметных связей»...

Урок культуры"Твой внешний вид"

23 .02.2021г.Урок культуры"Твой внешний вид".Больше всего я люблю простую аккуратную внешность. Если бы мне не хотелось выглядеть плохо, я хотел бы выглядеть «...

Урок по теме "Электронное строение атома"

Электронное строение атома....

Практическая работа: Внешнее строение речного рака

Практическая работа: Внешнее строение речного рака...

Внешнее строение кроликов

Тестовая работа по сельскохозяйственному труду для обучабщихся с ОВЗ...