Современное научное представление о дизартрии и способы её коррекции
статья

Ольга Геннадьевна Шалина

Современное научное представление о дизартрии и способы её коррекции

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dizartriya.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел:  Актуальные проблемы образования и социализации личности в исследованиях молодых ученых

 Шалина Ольга Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

Научный руководитель: доцент, канд. пед. наук Брюховских Людмила Александровна

СОВРЕМЕННОЕ НАУЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДИЗАРТРИИ И СПОСОБЫ ЕЁ КОРРЕКЦИИ

THE MODERN SCIENTIFIC UNDERSTANDING OF DYSARTHRIA AND METHODS OF ITS CORRECTION

Аннотация. В статье представлено описание особенностей речевого дефекта при дизартрии, а также рассмотрены этапы и приемы работы по коррекции дизартрии.

Ключевые слова: дизартрия, просодическая сторона речи, нарушения артикуляции, нарушения голоса, нарушения дыхания.

Abstract. The article describes the features of speech defect in dysarthria, as well as the stages and methods of work on the correction of dysarthria.

 Keywords: dysarthria, prosodic side of speech, articulation disorders, voice disorders, respiratory disorders.

Формирование речи является одной из основных задач в  развитии ребенка, поскольку речь является важным средством связи между ребенком и окружающим миром.

Нарушения речевого развития ведут за собой трудности социальной адаптации, отставание в познавательном и личностном развитии  ребенка. Одним из распространенных речевых нарушений является дизартрия. Данная речевая патология представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата вследствие органического поражения центральной нервной системы [3].

Изучению дизартрии посвящены исследования таких выдающихся отечественных ученых как Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, О.Г. Приходько и других исследователей.

В структуре дефекта при дизартрии авторы выделяют, в первую очередь, нарушения фонетической и просодической сторон речи.  Нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы: от  отдельных искажений звуков  до  множественных искажений, замен и пропусков не только согласных, но и гласных звуков [1].

Отечественными исследователями выделяются три синдрома дизартрии: синдром артикуляционных расстройств, синдром нарушения голоса, синдром нарушения речевого дыхания [2, 3,4].

У детей с дизартрией могут наблюдаться следующие патологические особенности артикуляционного аппарата:  нарушения мышечного тонуса (гипо и гипертонус, меняющийся тонус); нарушение объема движений органов артикуляции; синкинезии; гиперкинезы; тремор; девиация языка; нарушение статики и динамики артикуляторных движений [1].

Из-за нарушения иннервации дыхательной мускулатуры при дизартрии нарушается речевое дыхание: страдает сила, длительность, направленность воздушной струи, отмечается неумение распределять воздух в процессе речи.

М.В. Ипполитова, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова указывают на то, что парезы мышц голосового аппарата приводят к нарушению голоса у детей с дизартрией, что проявляется в монотонности, невыразительности речи, затруднении воспроизведения основных типов интонации, недостаточной силе голоса, нарушении тембра. Из-за парезов мягкого неба голос становится назальным. Для дизартрии также характерным является нарушение темпа и ритма речи [4].  

Отечественные исследователи, изучавшие проблему развития речи при дизартрии, отмечают, что клинические особенности нарушений речи и степень их выраженности при данной речевой патологии зависят от локализации и тяжести мозгового поражения [2,4].

Логопедическую работу по коррекции дизартрии необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте, создавая тем самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой системы. Коррекции дизартрии посвящены работы Е.Ф. Архиповой, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, Е.В. Новиковой, О.В. Правдиной, К.А. Семёновой и других ученых и практиков. Авторы сходятся во мнении о том, что большое значение в преодолении дисграфии имеет сочетание логопедических мероприятий с лечебными. В основу логопедического воздействия должен быть положен целостный подход, предполагающий воздействие на всю моторную сферу ребенка, охватывающий все компоненты речевой системы, а также на познавательную и личностную сферу [1, 2, 4].

Авторами выделяются традиционно три этапа логопедического воздействия. На первом этапе осуществляется подготовка артикуляционного аппарата к формированию звукопроизношения, включающая  нормализацию мышечного тонуса, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, коррекция речевого дыхания, голоса и других нарушений просодики. Задачи данного этапа реализуются с помощью активного применения логопедического массажа (Е.Ф. Архипова, Е.А. Дьякова, Е.В. Новикова, К.А. Семёнова, О.Г. Приходько), артикуляционной гимнастики (Т.В. Верясова и другие), пальчиковой гимнастики (М.Н. Аксенова и другие), самомассажа (Н.С. Амосова и другие). Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова рекомендуют формировать речевое дыхание поэтапно:  постановка диафрагмально-реберного типа дыхания;  дифференциация ротового и носового выдохов; формирование длительного ротового выдох. В отечественной науке и практике предложены методики работы по формированию интонационной стороны речи (Л.В. Лопатина, Л.В. Забродина, Е.Е. Шевцова и другие), методики коррекции голоса (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, А.Г. Ипполитова, С.Л. Таптапова и другие), которые можно использовать при коррекции дизартрии на подготовительном этапе работы.

Второй этап предполагает коррекцию фонетических нарушений через формирование артикуляционных укладов, артикуляционного праксиса, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков [1].

На третьем этапе усвоенные речевые навыки вводятся в спонтанную речь (в различных ситуациях и на различном речевом материале). На данном этапе происходит развитие лексики, грамматического строя речи, связной речи, а также подготовка к обучению грамоте [1].

Таким образом, анализ литературных источников по данной проблеме показал, что дизартрия представляет собой комплекс речевых расстройств, проявляющихся в нарушениях голоса, дыхания и артикуляции и требующих поэтапной, комплексной, системной работы логопедического и медицинского характера.

Библиографический список:

1. Брюховских Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии/  Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 180 с.

2. Винарская Е.Н. Дизартрия.  М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006.  141 с.

3. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.  М.: ВЛАДОС, 2008. – 680 с.  

4. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглина М.Я. Дизартрия// Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1998. – Т. 1. –С. 173–182.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА, ПРИЧИНЫ, СПОСОБЫ ИХ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ. Научная работа Чухонцевой А

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА, ПРИЧИНЫ, СПОСОБЫ ИХ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ. Научная работа Чухонцевой А...

Аннотированная подборка современных научно-популярных изданий по математике.

В документе представлена аннотированная подборка из пяти научно-популярных книг (журналов) по математике....

Аннотированная подборка современных научно-популярных изданий по математике.

Аннотированная подборка современных научно-популярных изданий по математике....

"Логопедический массаж-эффективный способ преодоления дизартрии".

В статье раскрывается способ преодоления дизартрии-  логопедический массаж....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекц...

Научная работа на тему: "Эффективные способы изучения английского языка"

В связи с развитием научно-технического прогресса и востребованности специалистов со знанием английского языка, тема его изучения стала актуальна для студентов. Более того, есть ряд других причин, бла...

Итоги межрегионального конкурса проектных и студенческих работ по естественнонаучным дисциплинам «Современные научные тенденции», среди студентов учреждений среднего профессионального образования Саратовской области

Итоги межрегионального конкурса проектных и студенческих работ по естественнонаучным дисциплинам «Современные научные тенденции», среди студентов учреждений среднего профессионального обра...