Применение инновационных педагогических технологий в процессе преподавания педагогики
учебно-методический материал

Качановская Наталия Николаевна

Одной из главных задач обучения на занятиях педагогики ставится развитие педагогического мышления и речи учащихся. Решению этой задачи способствуют инновационные технологии обучения такие как технология экспериментально-аналитического, проблемного, интерактивного обучения, сотрудничества, развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Качановская Наталия Николаевна

Пинский колледж УО «БрГУ имени А.С. Пушкина»

Применение инновационных педагогических технологий

в процессе преподавания педагогики

Педагогическую профессию из ряда других выделяют «по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности». Эту точку зрения разделяют многие педагоги (С.И.Архангельский, Н.И.Болдырев, П.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, Г.С.Сухобская и др.), считая развитое мышление одним из важнейших профессиональных качеств учителя, поскольку только педагог, обладающий высоким уровнем развития мышления, способен на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, умений и навыков находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы. Мышление по определению А.В.Брушлинского, – это непрерывно связанный с речью социально-обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия нового, т. е опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности. [3]

Не случайно одной из главных задач обучения на занятиях педагогики ставится развитие педагогического мышления и речи учащихся. Решению этой задачи способствуют инновационные технологии обучения такие как технология экспериментально-аналитического, проблемного, интерактивного обучения, сотрудничества, развития критического мышления.

Для активизации и совершенствования мыслительной деятельности учащихся колледжа в процессе изучения педагогики применяется экспериментально – аналитическая технология. Сущность технологии в системе взаимообусловленных переходов от проблем в практике к поиску теории и от идеи к практическому воплощению. Как отмечает Л.А.Косолопова, концепция экспериментального аналитического подхода «…ориентирована на многократное вариативное повторение, отработку перехода «педагогическая мысль – действие – мысль». Мысль в данном контексте предполагает анализ образовательной ситуации, рефлексию, прогнозирование и проектирование (с опорой на имеющие знания)». [3]  

Для развития педагогического творческого мышления учащихся колледжа целесообразно использовать проблемное обучение. Эта технология обеспечивает творческое усвоение содержания образования, формирует навык находить нестандартные оригинальные решения педагогических ситуаций, отбирать эффективные новаторские методы и формы учебно-воспитательного процесса. Создание системы проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся на занятиях составляет сущность проблемного обучения. Технология предполагает использование на занятиях педагогики таких методов как проблемного изложения, эвристическая беседа, творческая самостоятельная работа.

В проблемном изложении информация подаётся в необычной форме, акценты расставлены так, чтобы создать основу для самостоятельных рассуждений учащихся. По ходу изложения материала учащиеся могут предвосхищать очередной шаг в рассуждении преподавателя, что развивает творческое мышление и речь будущих педагогов.

В ходе эвристической беседы учащиеся участвуют в диалоге, направленном на самостоятельное решение новой для них проблемы. Таким образом выявляются и аргументируются причинно-следственные связи в педагогическом процессе. [4, с. 86]

Применение технологии интерактивного обучения позволяет осуществить конструктивное и продуктивное педагогическое взаимодействие учащихся и педагога. Использование интерактивных методов на занятиях педагогики побуждает учащихся к творчеству, профессиональному и личностному росту. Технология характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, сменой и разнообразием видов, форм, и приёмов деятельности, целенаправленной рефлексией участниками состоявшегося взаимодействия. Каждый интерактивный метод предполагает сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы учащихся. Преподаватель применяет различные инструменты интерактивного обучения - полилогизацию, смыслотворчество, мыследеятельность, ситуацию успеха, рафлексивность. [2, с. 7]

Полилог-это многоголосие, которое позволяет каждому учащемуся высказать индивидуальное мнение и быть услышанным, быть субъектом образовательного процесса.

Смыслотворчество -процесс моделирования учащимися смысла педагогической деятельности через анализ ситуации и призму своего индивидуального отношения к окружающей действительности.

Мыследеятельность стимулирует самостоятельность и творческий подход в решении педагогических задач, проблемных ситуаций.

Важно на занятиях создавать ситуацию успеха. Успех - это мотив к самосовершенствованию и саморазвитию. Для его создания используют различные средства – признание значимости и неповторимости мнения каждого учащегося, позитивное отношение к обучающимся и учебному материалу, оптимистичность при оценивании достижений будущих педагогов.

Использование интерактивной технологии активизирует мыслительные процессы, способствует формированию профессиональных качеств учащихся (внимательности, тактичности, доброжелательности, креативности).

Немалое значение в становлении учителя-профессионала имеет использование на занятиях педагогики технологии развития критического мышления обучающихся. Критическое мышление будущего педагога рассматривается как вид профессионально-ориентированного мышления, определяющий рефлексивно-аналитическую позицию специалиста и проявляющийся в видении, анализе и преобразовании проблемных аспектов. Включение обучаемых в образовательный процесс осуществляется через специфическую организацию учебного процесса, опирающуюся на три основные стадии («Вызов», «Осмысление», «Рефлексия»). [4, с.84]

На стадии «Вызов» обучаемые самостоятельно актуализируют имеющиеся знания в рамках учебной темы и определяют направления её изучения. Педагог организует процесс воссоздания имеющихся знаний в связи с изучаемым материалом и стимулирование познавательной активности. Этого достигается путем вовлечения учащихся в действия по созданию образов и ассоциаций, формулировке гипотез и предложений, систематизации имеющихся представлений, формулировки вопросов разных уровней. Обсуждение результатов выполненных действий в парах, группах приводит к созданию ситуации неопределенности, связанной с необходимостью поиска компромисса между разными представлениями или поиска нового знания.

На второй стадии «Осмысление» происходит самостоятельное сопоставление изучаемого материала с уже известными представлениями. При этом от педагога требуется организация активной работы обучаемого с новой информацией, помогающих отслеживать свое собственное понимание.

Третья стадия, «Рефлексия», направлена на «встраивание» нового материала в систему прежних представлений. Педагог создаёт условия для того, чтобы учащийся смог самостоятельно систематизировать новый материал и определить направления для дальнейшего изучения предлагаемой темы. Для этого используются графические приёмы (кластер, концептуальная таблица, кольца Венна и др.). На этой стадии обязательным условием является чередование индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

В результате применения технологии у учащихся колледжа формируются умения рационального планирования и организации учебно-профессиональной деятельности, способности к самоанализу и саморазвитию, умения и навыки работы с информацией и ее источниками, способность к решению нестандартных педагогических ситуаций, способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей.

Использование современных технологий на занятиях педагогики способствует реализации компетентностного подхода в подготовке будущих педагогов, так как предполагает не передачу готовых знаний, а стремление научить находить и применять их в ситуациях, имитирующих реальные профессиональные.

Список литературы:

  1. Вергелес, Г.И., Денисова, А.А. Технологии обучения младших школьников./Г.И. Вергелес, А.А. Денисова, - СПБ.: Питер, 2017. -256 с.
  2. Кашлев, С.С., Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие/С.С. Кашлев.-2-е изд.-Минск: ТетраСистемс,2013.- 224с.
  3. Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: материалы международной НПК. Часть II/ под ред. Л.А.Косолаповой, Н.Г. Липкиной,- Пермь: ПГПУ, 2009 - 324с.
  4. Современные образовательные технологии: доводы в пользу активных форм обучения: сб. ст. / под ред. С. В. Кущенко и Г. М. Мандриковой. Новосибирск : НГТУ, 2010. – 204 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в процессе преподавания ИТ-дисциплин

Проектная деятельность студентов - это совместная учебно-познавательная. творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение...

Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

              Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знани...

Применение инновационных методов обучения при преподавании Истории Дагестана

В данной статье автор рассматривает проблемы преподавания предмета История Дагестана, анализирует имеющуюся методическую базу, предлагает современные методы обучения на уроках. Статья может быть интер...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разработка и применение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплины: «Основы горного дела»

Актуальность методической разработки обусловлена глубокими преобразованиями, происходящими в настоящее время во всех сферах общества. Это в полной мере относится и к средней профессиональной школе: по...

Применение инновационных педагогических технологий на примере практико-ориентированного обучения при изучении электротехнических дисциплин.

Для студентов специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» знакомство с практическим обучением начинается со  II  курса с «Учебной практики по рабочей профессии». Эта п...

Статья на тему «Применение качественных задач в процессе преподавания физики и электротехники в профессиональных образовательных учреждениях»

Одним из основных условий успешной подготовки квалифицированных работников в колледжах является органическое единство общеобразовательной и профессиональной подготовки. В данной работе рассматривается...

Статья "Повышение познавательной активности студентов через применение инновационных педагогических технологий"

В статье рассматриваются вопросы повышения познавательной активности студентов дизайнеров Яковлевского педагогического колледжа в процессе проектной деятельности по разработке дидактических материалов...