Классный час Безопасный интернет
классный час

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_bezopasnyy_internet.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Безопасный интернет или как не узнать фейк»

Люди всегда приукрашали или искажали информацию. Рассказывая какие-либо истории, мы порой склоны добавлять что-то от себя, приукрашивать и даже искажать информацию (случайно или намеренно). И если раньше распространение такой информации ограничивалось кругом общения, то с распространением интернета, телефона, мессенджеров и других технологий выросли и масштабы, и аудитория, которая такую информацию может получить.

Интернет даёт нам моментальный доступ к любой информации. Не только полезной и важной, но и недостоверной и заведомо ложной.

Теперь фейковый контент могут видеть сразу миллионы людей, а границы реальности стали все больше размываться. И речь здесь не только о полностью выдуманных новостях или роликах, в которых нет ни слова правды. Всё чаще мы сталкиваемся с контентом, правдивым лишь отчасти или составленным без должной фактический проверки. Намеренные подделки используются и для пропаганды, то есть манипулирования общественным мнением, часто в политических или популистских целях.

Как распознать фейк: базовые правила

По итогам исследования контент-маркетинговой платформы PRNEWS.IO, новостному контенту из различных источников доверяют 57,1% опрошенных. Проверяют его, ищут дополнительные факты и первоисточники новостей 42,9%.

Всё больше интернет-пользователей задумываются над достоверностью информации, обращая внимание на её составляющие и подачу материала.

Так, к основным признакам фейковых новостей респонденты исследования отнесли:

  • отсутствие официального источника информации;
  • гиперболизированный, абсурдный или слишком эмоциональный заголовок;
  • подозрительный или неизвестный домен сайта — читатели отдают предпочтение новостям из официальных источников информации или центральных СМИ, а не площадкам вроде rsfjord.ru, regiondv.com или gazetenka.com; также они не доверяют сайтам, с редакцией которых невозможно связаться: отсутствуют электронный и почтовый адрес редакции, телефоны, аккаунты в соцсетях;
  • материал без авторства;
  • однобокий стиль подачи, наличие только одной точки зрения, её навязывание читателям;
  • сомнительные факты, передёргивание событий, старые фотографии, которые выдают за актуальные.

Отсутствие первоисточника информации - это основной маркер того, читаем ли мы правдивую информацию или фейк.

Если источник неизвестен или подан в виде безымянного «учёного», «инсайдера» и другого «анонима», то материал с большой вероятностью может оказаться недостоверным.

Если указан спикер, его должность и даже название компании или организации, которую он представляет, не лишним будет поискать информацию из открытых источников, которая подтвердит и её существование, и доброе имя.

Псевдоэкспертность

Если в статье не упоминаются имена, фамилии, должности и организации экспертов и спикеров, а в тексте встречаются только фразы из серии «исследователи сообщают», «эксперты сделали заявление», то информацию стоит проверить.

Если в материале речь идёт о рекомендациях, касающихся здоровья, но автор или спикер не является врачом, стоит проверить информацию с помощью официального источника.

Недостоверный фактаж, липовые фотографии

Даже фотографии, которые должны придать больше ценности контенту и вызывать доверие, сегодня один из самых распространённых видов фейка в сети.

Определить оригинал среди других картинок несложно: как правило, он лучшего качества и большего размера, чем копии. По исходному фото можно понять, когда и где впервые его опубликовали. Это важно, так как часто старые фотографии выдают за актуальные или демонстрируют их в совершенно другом контексте.

Зашкаливающие эмоции

«Шок контент!», «России грозит голод!», «Евро приказал долго жить!» — если в статье слишком громкий заголовок, а её текст не соответствует названию или после прочтения статьи возникает раздражение, злость или страх, скорее всего, читатель попался на крючок манипуляции.

Однобокая подача информации

Кроме заголовков, стоит обращать внимание на автора статьи и на контент медиа, который её опубликовал. Возможно, поданная под определённым углом или с одной точки зрения, без озвучивания позиции другой стороны информация выгодна отдельному кругу лиц. Но она, скорее всего, не имеет никакого отношения к новостным сообщениям.

Подозрительный домен сайта

Самыми надёжными источниками информации были и остаются центральные новостные СМИ, информационные агентства и официальные источники.

Ответственность за распространение ложной информации.

Президент России Владимир Путин в пятницу, 4 марта 2022 года, подписал закон об уголовной ответственности за фейки о действиях российских военных в рамках спецопераций и призывы к антироссийским санкциям. Председатель Госдумы Вячеслав Володин объяснил эти нормы необходимостью защитить «солдат, офицеров и «правду».

За публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил Российской Федерации» предусмотрен штраф до 1,5 млн руб., принудительные работы или лишение свободы до трех лет.

Отягчающими факторами может стать служебное положение, фальсификация доказательств, корыстные побуждения или мотивы политической, расовой и другой вражды. В этом случае штраф увеличивается до 5 млн руб., принудительные работы — до пяти лет, лишение свободы — до десяти лет.

Если распространение дезинформации повлекло тяжкие последствия, тюремный срок составит от десяти до 15 лет.
За публичную дискредитацию вооруженных сил грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., принудительные работы либо лишение свободы до трех лет.
Если такие действия повлекли смерть по неосторожности, причинили вред здоровью или имуществу граждан, спровоцировали массовые нарушения общественного порядка, штраф возрастает до 1 млн руб., срок лишения свободы — до пяти лет.

Под запрет попадают призывы к введению санкций в отношении России. Наказание — штраф до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до трех лет (со штрафом до 200 тыс. руб.).

  1. Работа с текстом.

Давайте разделимся на 4 группы.

Первая группа объяснит, что такое «фейки» и чем они опасны.

Вторая группа расскажет, как появляются и распространяются «фейки».  

Третья группа подскажет как распознать фейк: базовые правила.

 Четвертая группа расскажет, как борются с ложными слухами и какова   ответственность за распространение ложной информации.

Группам предлагается материал по данной теме (приложение1). Возможно использование интернета для иллюстрации своего выступления.

Время подготовки 15-20 минут

  1. Выступления студентов.  Группы представляют свои доклады по заданным темам. Выступления иллюстрируются презентацией (приложение2) или примерами, найденными студентами в интернете. Каждое выступление обсуждается группой.   Время выступлений 15 минут
  2. Интерактивная беседа.

Представители групп предлагают новости, которые они нашли и изучили заранее в различных информационных источниках. Группам необходимо подтвердить или опровергнуть эти новости.  Особое внимание уделяем вопросу: Почему вы считаете, что этой новости нельзя доверять. Повторяем признаки фейковых новостей. Обращаем внимание, что каждый из нас может вольно или невольно распространить ложную информацию. Время выступлений 10-15 минут

Заключительное слово преподавателя.

Выявлять фейки поможет развитие навыка критического мышления. Умение мыслить, анализировать, стремление решить проблему и не потерять голову — это те черты, которые помогут людям не захлебнуться в ежедневном потоке разной информации, а также правильно её генерировать.

Подведение итогов.

Не стоит торопиться распространять новости в соцсетях и мессенджерах. Лучше тщательно проанализировать информацию — особенно, если она вызвала негативные эмоции, прочитать об одном и том же событии в разных источниках и только после этого сделать выводы.

Надеюсь, что каждого из вас можно назвать мыслящим, беспристрастным и информированным человеком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Безопасный Интернет»

Методические рекомендации «Безопасный Интернет»...

Методическая разработка классного часа «Безопасный Интернет»

Методическая разработка классного часа «Безопасный Интернет»...

Классный час "Безопасность в среде Интернет"

Классный час по теме «Безопасность в среде Интернет" направлен на повышение уровня осведомленности обучающихся о проблемах безопасности «групп смерти», путях защиты от угроз и формирование культуры от...

Классный час «Безопасный интернет».

Классный час посвящен проблеме безопасности в сети Интернет, проблеме этикета в социальных сетях....

Классный час «Безопасность в сети Интернет»

Данная статья посвящена обучению детей правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, в том числе способам защиты от противоправных и иных общес...

Классный час "Безопасность в сети интернет" Презентация

Классный час "Безопастность в сети интернет"...

Классный час. "Безопасный интернет"

Данный классный час поможет классным руководителям доступно донести до студентов важность кибербезопасности. Рассмотреть понятие "Безопасный интрнет!По итогу занятия дети получат памятки и контак...