Психологическая игра-аукцион "Ценности жизни: на что мы тратим свою жизнь?"
методическая разработка

Уварова Наталья Николаевна

Данная разработка может быть полезна педагогам при проведении классных или кураторских часов на тему "Жизненные ценности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_zhiznennye_tsennosti.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чукотского автономного округа

«Чукотский полярный техникум поселка Эгвекинот»

СЦЕНАРИЙ

психологической игры

 «Ценности жизни: на что мы тратим жизнь?»

Подготовила:

Н.Н. Уварова,

педагог-психолог

Эгвекинот, 2022

Слайд 1.

Цель: формирование жизненных ценностей для личностной самореализации каждого обучающегося.

Задачи:- расширение познавательной сферы обучающихся через знакомство с термином  «ценность», материалом о роли жизненных ценностей, ориентации и регулировании отношений людей и общества; формирование умений различать истинные и мнимые ценности;

- профилактика рискованного поведения посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров;

- формирование жизнеутверждающих установок, предупреждение появления суицидальных тенденций у студентов;

 - развитие логического мышления, памяти и речи как показателя интеллектуального и общего развития учащегося;

- формирование у учащихся ценностных отношений к жизни; формирование приоритета духовных ценностей над материальными;

- развитие коммуникативных умений; развитие  лидерских качеств: активности, скорости принимаемых решений, деловитости, терпимости и толерантности.

Педагог Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! Говорю я вам и тем самым желаю вам здравия, здоровья. А что Вы хотели бы пожелать себе и своим одногруппникам?

(примерные ответы: успехов, удачи, счастья, благополучия, взаимоподдержки и т.д.)

Надеюсь, что ваши пожелания были искренними и ценными для вас.

Слайд 2.              

Когда-то давно по этому поводу известный персидский поэт Омар Хайям сказал:

Один не разберёт, чем пахнут розы...

Другой из горьких трав добудет мёд.

Дай хлеба одному –навек запомнит...

Другому жизнь пожертвуй –не поймёт.

Педагог Как вы думаете, какая мудрая мысль скрывается в этих словах.

Обучающиеся (примерный ответ) Люди не умеют ценить то, что даёт им жизнь, окружающие люди.

Педагог Ценность - именно это слово и будет главным на нашем мероприятии. Сегодня у нас пойдёт речь о человеческих ценностях.

Слайд 3.              

Педагог Люди—существа удивительные и непредсказуемые. Мы тратим здоровье, чтобы заработать побольше денег, а потом тратим их, чтобы восстановить своё здоровье. В детстве мы мечтаем стать взрослыми, а когда взрослеем, хотим вернуться в детство. Сегодня мы не замечаем и переступаем то, что спустя годы может оказаться самой главной ценностью для нас.

Педагог ребята, подумайте и ответьте, пожалуйста, с чем ассоциируются у вас  слово ЦЕННОСТЬ.

 Слайд 4.

Педагог Действительно, ценность — это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

Откинув время повседневности,

В ночной целительной глуши

Перебираю драгоценности,

Хранимые на дне души.

Их у меня не так уж много,

Но больше и не надо мне.

При подведении итогов

Они не падают в цене!

Слайд 5.

Педагог (ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД) Любой выбор, поступок в жизни человека определяется системой ценностей. Перед вами перечень возможных жизненных ценностей. Подумайте, что в вашей жизни самое важное и ценное, без чего вы могли бы обойтись. То, что вы оставили, и есть основное в вашей жизни.

        Педагог Итак, в результате для вас оказались важными следующие ценности: здоровье, семья, деньги, работа, любовь, жизнь, дружба.

Все ли можно купить за деньги?????        Притча « Не в деньгах счастье».

Ученик спросил мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон. Еду, но не аппетит. Лекарство, но не здоровье. Слуг, но не друзей. Женщин, но не любовь. Жилище, но не домашний очаг, развлечение, но не радость, учителей, но не ум.

                  Слайд 6.

Педагог Все ценности можно разделить на материальные и духовные. Какие ценности представлены перед нами? Распределите ценности по колонкам.

Материальные                                                                          Духовные

золото

знания

одежда

музыка

поэзия

деньги

квартира

милосердие

Педагог Проанализировав все эти ценности, мы пришли к выводу, что материальные ценности -это то, что мы можем потрогать, увидеть, купить, и они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и, значит, такой ценности не было.

Духовные ценности, в отличие от материальных, мы не всегда можем увидеть, и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей.  

Слайд 7 Педагог:  Сегодня мы проведем игру, а о чём мы будем разговаривать, вы расскажете мне сами, прочитав  эпиграф нашего занятия.

 Игра называется «Мои жизненные ценности». Она поможет каждому ответить на вопросы: Что для вас представляет ценность? Как дорого вы за это можете заплатить,  чтобы сбылась ваша мечта?

Слайд 8  Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов.  Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей,  которые для вас важны. Не потеряйте их! За время игры вы должны постараться достойно прожить свою жизнь.

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая пара окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить. Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор.  Слайды 9 - 19

Перед началом каждому игроку выдаётся 10 жетонов. В процессе игры помощники обменивают жетоны  тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.  

1

Хорошая просторная квартира либо дом.

( 1 жетон)

Новый спортивный автомобиль

( 1 жетон)

2

Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга

( 2 жетона)

Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем)

 ( 2 жетона)

3

Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет

( 1 жетон)

Один настоящий друг

( 2 жетона)

4

Хорошее образование

( 2 жетона)

Предприятие, приносящее большую прибыль

( 2 жетона)

5

Здоровая семья

( 2 жетона)

Всемирная слава

( 3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона, которые вручаются после окончания этого этапа игры.

6

Изменить свою внешность или любую черту своего характера

( 1 жетон)

Быть всю жизнь довольным собой

( 2 жетона)

7

Пять лет ничем не заниматься,

жить в достатке, имея доступ

ко всем видам развлечений

 ( 2 жетона)

Постоянное уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените

( 2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон дополнительно, если у вас они еще остались.

Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

8

Чистая совесть

( 2 жетона)

Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали

( 2 жетона)

9

Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите

( 2 жетона)

Возможность заново пережить (повторить) любое событие вашей жизни только одно!

( 2 жетона)

10

Семь дополнительных лет жизни

( 3 жетона)

Безболезненная смерть, когда придет время

( 2 жетона)

На этом торги заканчиваются

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

.

Обучающимся предлагается обсудить свои покупки и постараться  ответить  на вопросы:

  1. Какой покупкой вы более всего довольны?
  2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
  3. Каких покупок больше в вашей группе?
  4. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

       Преобладают общечеловеческие ценности здоровье близких, дружба, любовь. Можно обсудить с учащимися, случаен ли такой выбор?

     По поводу изменений в правилах, возникает  желание заранее знать список продаваемых ценностей, но учащиеся сами приходят к выводу, что это было бы не интересно.

Педагог Желание знать заранее список продаваемых ценностей  действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Вся проблема заключается в том, что в жизни нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Наглядный показ «Ассоциации наполненности жизни» (10 минут)

материалы: (Можно заменить видеоролиеом)

  • стеклянная банка емкостью 1 литр
  • камни
  • горох
  • песок (манка)
  • вода

Педагог берет банку и наполняет ее камнями до краев. Затем спрашивает  обучающихся: «Полная ли она?»

Затем досыпает горох и опять задает этот же вопрос.

Затем досыпает песок и вновь вопрос: «Полная ли банка»

После этого наливает воды. Теперь банка действительно полная.

А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.

А давайте представим, если бы я сначала наполнила банку песком? Тогда бы  не осталось места, где могли бы разместиться горошек и камни. Также и в жизни, если тратить всё время на мелочи, не останется места для важнейших вещей.

Подвести учащихся к вопросу: «Какое значение имеет вода?»

Я рада, что вы спросили меня об этом. Нужно всегда помнить, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Сегодня это была всего лишь игра. Но я думаю, вам стало понятно, как мы иногда неразумно расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни. И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево и вовремя воспользуйтесь всеми возможностями, которые она вам дает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь родителей своим детям при подготовке к переводным и выпускным экзаменам

В подготовке к экзаменам огромную роль играют родители. Именно родители во многом внушают уверенность детям в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недост...

Психологическая мастерская «Хочу по жизни идти уверенно!»

Цель: 1. Раскрытие личностных качеств, помогающих потенциальному росту  личности;          2.  Формирование внутренней позиции уверенного человек...

Методическая разработка классного часа по теме: "Цените свою жизнь"

Классный час по теме "Цените свою жизнь" проводится с целью создания условий для профилактики суицидального поведения среди обучающихся и формирования ценностного отношения к жизни....

1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганды культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия психологической разгрузке)

Справка о деятельности педагога-психолога в области здоровьесбережения. Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних с 2014-2015 по 2018-2019 учебные годы...

Проект по финансовой грамотности по теме: “На что тратятся деньги” (внеурочное занятие)

Разработка внеурочного занятияБывает, семья сталкивается с проблемой нехватки денег. И тогда взрослые члены семьи задаются вопросом: «Почему неразумно тратятся деньги?». Решение проблемы л...