Организация профессиональных конкурсов, как инструмент стимуляции познавательной активности обучающихся
статья

Гузякова Лариса Юрьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._organizatsiya_professionalnyh_konkursov.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Организация профессиональных конкурсов,

 как инструмент стимуляции

 познавательной активности обучающихся

В настоящее время стремительно проходить модернизация российского профессионального образования. Но не смотря на быстро меняющиеся подходы, мотивация обучающихся к получению знаний и освоению практических навыков, активизация их познавательной активности в системе современного профессионального образования, все еще является наиболее приоритетной задачей педагога СПО. Самореализация активной учебной деятельности обучающихся происходит в ситуациях побуждающих их к принятию самостоятельных решений и действий, к свободному выбору способа выполнения заданий, творческой деятельности.

        Мотивацию к обучению можно разделить на следующие составляющие:

- четкая цель, к которой необходимо стремиться, 

-«правильный» позитивный настрой обучающихся,

- мотивы к достижению цели,

-положительная реакция на неудачу,

-настойчивость в достижении поставленной цели.

        В зависимости от образовательных задач, категорий обучающихся и возможностей самого педагога, он выбирает те или иные мотивационные инструменты. К наиболее интересным способам мотивации обучающихся, на мой взгляд, можно отнести:

- применение рейтинговой системы в оценке знаний и навыков обучающихся;

- внедрение активно-поисковых методов обучения;

-включение обучающихся в коллективные формы деятельности;

-совместная учебная деятельность ученика и учителя (проектная деятельность);

-организация конкуренции в учебных целях (профессиональных конкурсов).

Особо хочется поговорить об участии обучающихся в профессиональных конкурсах.

Информационные источник дают нам такое определение понятия "конкурс" - соревнование на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний». Участие в профессиональных конкурсах играет большую роль в формировании личности обучающегося, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Профессиональные конкурсы не только позволяют обучающимся погрузится на время в будущую профессиональную деятельность и примерить на себя роль специалиста, не только поддерживают и развивают интерес к предмету и будущей профессии, но и стимулируют активность, самостоятельность обучающихся при подготовке ответов на  вопросы по заднным темам, в работе с дополнительной литературой. Они помогают проверить знания, умения, навыки, полученные в процессе обучения, не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими обучающимися.

Тем не менее очевидно, что в основе самой идеи конкурса лежит соперничество, конкуренция, борьба. О том, что соперничество – мощный стимул, позволяющий людям демонстрировать чудеса настойчивости и упорства, известно давно. Если цель конкурса – повышение уровня профессионального мастерства, стимулирование развития обучающихся – в таком случае акцент нужно сделать на конкурсных заданиях, позволяющих не только продемонстрировать свои знания, но и проделать определенную работу по поиску новой информации, систематизации знаний, поиску решений по неоднозначным вопросам. Например, если конкурс организован в формате представления проектов по определенным темам соответствующих дисциплин, то его участники могут раскрыть какую-либо актуальную проблему, исследовать современные подходы к ее решению или коррекции, ну и найти неординарные подходы к изложению результатов исследований и транслированию актуальной информации в массы.

На мой взгляд, профессиональные конкурсы среди обучающихся СПО должны включаться в образовательную деятельность регулярно, наряду со стандартными формами оценки знаний и навыков, такими, как контрольные работы и экзамены.

Профессиональные конкурсы, как часть учебного процесса, могут проводится не только между командами разных образовательных организаций, но и внутри одной организации среди обучающихся параллельных групп одного курса обучения, между командами разных курсов (при условии формулирования конкурсных заданий с использованием материала, изученного всеми участниками конкурса) и даже внутри одной учебной группы.

В проведении студенческих профессиональных конкурсов, кроме актуализации, систематизации и закрепления полученных знаний и навыков, есть еще много других полезных результатов. Сплоченная совместная работа членов команды, сформированной из одной учебной группы, способствует:

- улучшению внутренних коммуникаций;

- формированию и выявлению позитивных лидеров, помогающих педагогам направить интерес обучающихся всей группы на необходимые и приоритетные учебные цели;

- повышение вовлеченности обучающихся в проекты образовательной организации;

- стимулирование развития профессиональных компетенций;

- трансляция коллективных ценностей;

- формирование коммуникационных площадок для обмена интересными идеями и сплочение коллектива на основе обсуждение волнующих всех тем;

- поиск рационального или креативного решения проблемы (с помощью конкурсного задания).

При формировании команд из обучающихся разных курсов, так же можно отследить «выживаемость» знаний по определенным тема и разделам, в зависимости от года обучения, что может быть использовано для коррекции рабочих программ и КОС по определенным дисциплинам и профессиональным модулям.

Одно из немаловажных условий успешного проведения конкурса- основательная разработка его процедуры, формулирование критериев и квалиметрии. Кроме того, участие в профессиональном конкурсе должно быть доступно всем обучающимся. Для отбора наиболее достойных и оптимизации количества участников конкурса, рекомендуется введение предварительных (отборочных) этапов. Каждый из возможных конкурсантов должен понимать, каковы цели и задачи конкурса, кто может принять в нем участие, каковы критерии оценки и результат. При этом очень важна прозрачность и доступность информации.

Для проведения профессиональных конкурсов в образовательных организациях, как правило, создается ряд документов и положений, которые регулируют основные процедуры. В них очень подробно и доступно описывают цели проведения конкурса, порядок формирования команд или выбор участников конкурса, критерии оценки, сроки проведения, способ поощрения победителей.

        Немаловажное значение для качества организации и проведения профессиональных конкурсов играет активное вовлечение в них представителей будущих работодателей. Именно благодаря им подобные конкурсы приобретают яркую и достоверную профессиональную ориентацию, максимально приближаются к будущей трудовой деятельности и не только подстегивают профессиональный интерес у обучающихся, но и создают дополнительный стимул остаться до конца верным в выборе будущей профессии.

Таким образом, через участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства более полно происходит освоение профессиональных компетенций ФГОС СПО и трудовых функций профессиональных стандартов, повышается качество профессионального обучения и среднего профессионального образования, увеличивается доля выпускников, трудоустроенных по полученной специальности. Совершенствуются и расширяются связи с социальными партнерами, повышается престиж рабочих профессий через участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства различных уровней, чемпионатах профессионального мастерства, всероссийских олимпиадах и конкурсах по перспективным и востребованным профессиям и специальностям [4]

      Актуальность данного вопроса обусловлена существующими требованиями, предъявленными современным обществом к уровню сформированности профессиональных компетенций; навыков при выполнении профессиональных задач, направленных на развитие и формирование конкурентоспособного обучающегося для участия в конкурсах профессионального мастерства. Активное внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, создание условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляют основу подготовки обучающегося к участию в конкурсах профессионального мастерства.

Литература:

1.        Аккредитация в образовании. Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва [Электронный ресурс]. –2014. – Режим доступа: http://akvobr.ru.

2.         Словарь терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psihotesti.ru/gloss/tag/adaptatsiya/

3.         Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013–2020[Электронный ресурс]

4.        Слизкова, Е. В. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО / Е. В. Слизкова, С. С. Астаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 101-105. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27152/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. Участие в работе МК педагогических работников профессиональной организации, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Методическая работаУчастие в профессиональных конкурсахРезультаты участия в профессиональных конкурсахУчастие в деятельности профессиональных ассоциаций, союзов и сообществ, творческих коллективов, эк...

Путь к здоровью (двигательная активность обучающихся, как фактор сохранения здоровья для дальнейшей профессиональной деятельности)».

Данное направление проекта базируется на понимании образования и здоровья обучающихся как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития в соответствии с их физическими возможностями.Многи...

Аттестация: 4. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах, чемпионатах

1. Копии приказов об участии педагогического работника в составе организационного комитета, жюри профессиональных конкурсов, чемпионатов (справка о методической работе)2. Копии грамот, дипло...