Литературная викторина "В гостях у сказки"
план-конспект занятия

Манджиева Надежда Петровна

Литературная викторина « В гостях у сказки».

Возрастная группа: старшая группа

Форма  организации: групповая

Средства: наглядные, музыкальные, литературные, мультимедийные

 

Методы:

игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.

 

Приемы:

просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность.

 

 

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.

 

Практическая значимость:

  1. поможет закрепить знания о русских народных сказках;
  2. повысит у детей старшего дошкольного возраста интерес к устному народному творчеству;
  3. создаст мотивацию для самостоятельности;
  4. доставит радость .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina_v_gostyah_u_skazki.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина

«В гостях у сказки»

Выполнила

Воспитатель Манджиева Н.П.

Литературная викторина « В гостях у сказки».

Возрастная группа: старшая группа

Форма  организации: групповая

Средства: наглядные, музыкальные, литературные, мультимедийные

Методы:

игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.

Приемы:

просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность.

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Практическая значимость:

  1. поможет закрепить знания о русских народных сказках;
  2. повысит у детей старшего дошкольного возраста интерес к устному народному творчеству;
  3. создаст мотивацию для самостоятельности;
  4. доставит радость .

                Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие»-  развитие интересов детей, любознательности и познавательной  мотивации, развитие воображения и творческой активности, формирование познавательных действий.

 «Социально-коммуникативное  развитие»- развитие социального и эмоционального  интеллекта, эмоциональной  отзывчивости, сопереживания, формирование  готовности  к  совместной  деятельности со сверстниками, формирование  позитивных установок к различным  видам  творчества,

«Речевое  развитие»- развитие речевого  творчества, развитие связной, диалогической  и монологической  речи,  развитие  речевого творчества, знакомство с книжной и детской  литературой;

 «Художественно-эстетическое  развитие»-становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Цель:  способствовать созданию единого образовательного пространства по  использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.  

             

Задачи:

развивающие:

 - Развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;

воспитывающие:

продолжать формировать  интерес и любовь к народному устному творчеству,    к художественной  литературе,  формировать умение оценивать поступки героев, характеризовать их нравственные качества, воспитывать желание помочь своим друзьям, не оставлять их в беде;

обучающие:
- Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.

 Материалы и оборудование :  столб с указателями,  следы на бумаге,  «ковёр- самолёт»,   ларец,  избушка  «Бабы Яги»,  лампа  «Алладина», слайды, книжная выставка.

Предварительная работа:  ежедневное  чтение  народных  сказок,

инсценировка сказок,  составление сказок по опорным схемам

 использование ТРИЗ - педагогики.

Планируемый  результат:

-активность, творчество в выполнении различных видов деятельности,

- способность эмоционально сопереживать героям сказок,

-пополнение  литературного багажа детей сказками, загадками,         формирование умение оценивать поступки героев, характеризовать их нравственные качества, воспитывать желание помочь своим друзьям, не оставлять их в беде;

                                Ход занятия.

Воспитатель: Мендвт мана гичнр, мендвт мана бичкдуд, сегодня ребята мы с вами побываем в литературной викторине «В гостях у сказки».

Ребята вы любите сказки?

Дети: да

Воспитатель. Ребята,    я  попросила  Юлию Алексеевну, нашу нянечку принести игрушку – зайчика  из соседней   старшей  группы. Много времени прошло,  а ее всё  ещё нет. Может  она  заблудилась?  Я везде посмотрела, искала,  ее нигде нет. Ребята, давайте мы ее позовём.

Дети. Ау! Ау! Юлия Алексеевна!

(Стук  в   дверь.  Воспитатель   приносит  конверт с письмом).

Воспитатель. ( Вскрывает и читает письмо).

 Ребята , здесь  написано , что  Юлию Алексеевну заколдовала  Баба Яга  и  увела с собой.  Юлия Алексеевна попала в беду! Что же нам делать? Надо помочь нашей нянечке. Сначала мы должны найти  Бабу Ягу. В детском саду  её нет, в городе тоже. Где же её искать?  Ребята, где  живёт Баба  Яга?

Дети. Баба  Яга  живёт в сказке.

Воспитатель. Правильно, в сказке. Нам  срочно надо  отправиться  в сказку. Дорога будет  трудной . Ребята, вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия?

Дети.  Да.  

Воспитатель. А как же нам попасть в эту страну сказок?

Дети. Нам  помогут  волшебная палочка, огниво, клубок.

  Воспитатель.  У  нас нет ни огнива, ни клубочка, ни волшебной палочки. Но мы с вами знаем волшебные  слова. Давайте все закроем глаза  и произнесём  волшебные слова.

Дети вместе с  воспитателем закрывают  глаза и произносят  волшебные слова :   Крибли,  крабли, Бумс.

Слайд №2. (Музыка.)                  

Воспитатель. Ребята, вот мы с вами попали в страну сказок. Что это за страна?

Может  быть  вы, ребята, знаете?

1ребёнок . У Лукоморья дуб зелёный,

                    Золотая цепь на дубе том.

                    И днём, и ночью кот учёный

                    Всё ходит по цепи кругом.              

2 ребёнок. Идёт направо – песню заводит,

                    Налево – сказку  говорит.

                    Там чудеса, там  леший  бродит,

                    Русалка  на  ветвях  сидит.

3 ребёнок.  Там  на  неведомых  дорожках-

                    Следы  невиданных  зверей.

                    Избушка  там  на  курьих  ножках,

                    Стоит  без  окон, без  дверей.

Воспитатель. Как интересно, хотя и немного страшновато. Мы решили помочь нашей нянечке, нечего раздумывать. В путь друзья!

 Слайд 3.  (Стоит  столб с  3-мя указателями:  «Морозко»,  «Три медведя», «Гуси-лебеди»).

Если пойдём направо, то окажемся в этой сказке.

Слайд 4.  Иллюстрации к сказкам:  «Морозко»

Если пойдём налево, тогда окажемся в этой сказке.

Слайд 5.  «Три медведя»

Если пойдём  прямо, то попадём в эту сказку.

Слайд 6. « Гуси-лебеди».

Воспитатель. Ребята , в какой  из  этих сказок  живёт  Баба- Яга?  В  какую сторону нам надо идти?

Дети. В сторону сказки «Гуси-лебеди».

Слайд  № 7. Изображение  сказочного дуба.

Воспитатель. Посмотрите, перед нами огромное дерево. Как называется это дерево?

Дети. Дуб.

Воспитатель. Это сказочный дуб.  На ветке русалка сидит, листья

волшебные висят. На  листьях – вопросы. Если мы ответим на эти вопросы, то сказочный  дуб   нас пропустит.

(Воспитатель читает вопросы).

  1.    Носик круглый пятачком,

Им в земле удобно рыться.

Трое их и до чего же

Братья дружные, похожи.

Отгадайте  без подсказки

Кто герои этой сказки?

Дети. « Три  поросёнка».

  1. Скажите  волшебные слова, вызывающие  Сивку-бурку.  

 Дети. « Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой.»

  1. Как звали сестёр в сказке «Хаврошечка»? 

Дети. Одноглазка,  Двухглазка,  Трёхглазка.

  1. Жили- были семь ребят ,  серых  маленьких козлят .

Дети. « Волк и семеро козлят».

  1. Летела стрела и попала  в болото,

И в этом болоте  поймал её  кто-то.

Дети « Царевна-лягушка».

  1. Какие слова говорил  Емеля,  чтобы исполнялись его желания?

  Дети. « По щучьему  веленью, по моему хотенью».

Воспитатель. Молодцы, ребята!  Вы на все вопросы дуба ответили

правильно. Пойдём  дальше.

 Слайд № 8. Изображение учёного Кота. Звукозапись.

Кот. (Звук 1) Приветствую вас. Мяу!  Кто  вы такие? Куда путь держите?

Дети. Мы, ребята из детского сада, пришли в сказку выручать нашу няню.Она у Бабы Яги.

 Кот (Звук 2) Вижу, что вы ребята добрые, смелые. Наверное, и умные. А вы знаете сказки?

Дети. Да!

 Кот. (Звук  3) Если  вы знаете  сказки, то прошу вас помочь мне.

 Недавно я получил письмо  от своего друга – Лешего. Но это письмо я не смог прочитать:  какое-то  странное  письмо он отправил. Может  вы прочитаете?

Слайд №9. ( Мнемотаблица  к сказке «Красная шапочка»).

Воспитатель. Да эта же схема. Мы сейчас  с детьми  расскажем  сказку   по схеме твоего друга.

(Дети  составляют сказку по схеме).

Слайд№ 10 (Звук4). Кот. Спасибо, ребята.  Леший  прислал мне

очень интересную сказку. Сказка мне  понравилась.

Воспитатель. Послушай , Кот! А теперь ты нам помоги. Подскажи,

пожалуйста, как нам  найти  Бабу-Ягу и нашу Юлию Алексеевну

Слайд № 10.(Звук 5.) Кот. Конечно, помогу. Ребята посмотрите на эту картину и скажите чьи это следы, если вы правильно ответите, то зверушки помогут найти вашу няню, а мне пора спать.

Дети. Спасибо.

Воспитатель. Ребята вы правильно ответили на вопросы. А сейчас ребята к нам пришли сказочные зверушки. Расскажите пожалуйста, кто из каких сказок?

Ребёнок в костюме Петуха. Я отважный Петух. У меня есть друг. Мы с  ним жили  в лубяной  избушке и  никого  не боялись.

Воспитатель. Ребята, из какой сказки Петух?

Дети. «Заюшкина  избушка»

Ребёнок в костюме  Волка. Однажды  в лесу я встретил очень добрую девочку. Я её обидел, и бабушку её обидел. Мне очень неловко.

Воспитатель. В какую сказку отправить Волка?

Дети. В сказку «Красная Шапочка».

Ребёнок в костюме Лягушки.  Ква-ква-ква.   Я лягушка-квакушка.  Я жила в красивом  домике. Вместе  со мной жили мои друзья. Но потом наш дом сломал  медведь.

Воспитатель. А  лягушка  из какой сказки?

Дети. Из сказки  « Теремок».

Ребёнок в костюме Лисы. Я  лисичка-сестричка. Всех  милее, всех красивей и хитрее.  Из-за меня  Волк  остался без хвоста. А потом он меня носил на спине.

Воспитатель. Ребята, а это сказка как называется?

Дети. Сказка «Лиса  и волк».

Ребёнок в костюме  Зайца. Я  бесстрашный заяц. Я никого не боюсь. Мне не страшен   не  Мишка, не Лисичка, даже  Волк. Я сам напугаю и съем их.

Воспитатель.     А Зайца  в какую сказку отправим?

Дети. В сказку «Заяц-хвастун».

Воспитатель. Заяц, скажи, как нам найти Бабу Ягу?

Заяц. Я вам подарю ковёр- самолёт. Он  вас довезёт до Бабы-Яги.

 Слайд  №11. Музыка. Изображение  ковра- самолёта.

(Дети с воспитателем садятся на ковёр – самолёт  и «летят» под

аудиозапись сказочной музыки. )

Слайд  №12.  Изображение  избушки  Бабы  Яги.(без звука)

Воспитатель .Это избушка Бабы Яги. Давайте   позовём её.

Дети. Избушка, избушка!

          Повернись к лесу задом,

          А к нам  передом.

Воспитатель. Избушка не поворачивается. Здесь весит замок. Написано, чтобы мы  назвали объект и его  части. Давайте я буду называть  целое, а вы  его части. Объект  избушка.

Дети. Части:   ноги, стена, крыша, труба,  потолок,  пол, окна, дверь и т.д.

Слайд №13.  Изображение  метлы  Бабы Яги.

 Воспитатель. Объект  метла.

Дети. Части: ручка, ветки, дерево и т. д.

( Слайд  №14. Изображение  избушки  со звуком,   появляется Баба Яга.  Взрослый).

4. Сюрпризный  момент.

Баба  Яга. Что за незваные  гости ко  мне явились?  Ещё здесь

распоряжаются. Да это же детки! Такие красивые, хорошие.

Воспитатель. Мы, ребята из детского сада, пришли  за Юлией Алексеевной.

Баба  Яга.  Но сначала я хочу , чтобы  вы  ответили на мои вопросы.

(Показывает  ларец. )  Вот волшебный ларец.  Вы должны узнать, что  там  внутри  находится.

Баба Яга.    Слушайте мое задание, оно называется:  «Исправь

ошибку». Царевна- индюшка.

Дети. Царевна- лягушка.

Баба Яга. По собачьему  веленью.

Дети. По щучьему  веленью.

Баба Яга. Сестрица  Алёнушка  и  братец Никитушка.

Дети. Сестрица  Алёнушка и братец  Иванушка.

Баба Яга. Мальчик с кулачок.

Дети. Мальчик с пальчик.

Баба Яга.   Свечка  Алладина.

Дети.  Лампа  Алладина.

Баба Яга. Отгадали.  ( Достаёт из ларца  лампу)  Вашу нянечку я  

превратила в лампу  Алладина, а  вас  превращу в  лисичек. Ну ка станцуйте мне калмыцкий танец

Дети. Баба Яга мы тебя тоже приглашаем на наш танец

Баба Яга. Ой, ой умаялась

Баба Яга. Пусть ваши дети скажут.   Я хорошая  или  плохая?

 Дети.   Плохая.  Потому  что ты  вредная, людей  пугаешь, колдуешь, помогаешь Кощею.

Воспитатель.  Ребята, вы только  «плохо»  рассказали  о Бабе  Яге. Она сейчас  рассердится и никогда вас не расколдует. Давайте , о ней  расскажем

«хорошо»:  ведь  в  некоторых сказках она  хорошая.

 Дети. Ты Баба  Яга  умная, кормишь, греешь в своей  избушке,  

показываешь  дорогу, добрая,  красивая.

Баба Яга. Обрадовали  вы меня ребята. Спасибо, оказывается я очень хорошая.  Фу, фу, превращу лампу  в  Юлию Алексеевну. Ребята мне понравилось как вы сказали обо мне хорошие слова. Спасибо вам, вот ваша Юлия Алексеевна.

Дети. Ура, ура, ура вот наша Юлия Алексеевна, спасибо Баба-Яга

Баба Яга. До свидания ребята, до новых встреч.

5. Подведение  итогов.

Воспитатель. Молодцы, ребята.  Дети ,  а  в  каких сказках мы сегодня с вами побывали?  С какими сказочными  героями  нам пришлось  встретиться?  Преодолеть  все  трудности  нам   помогла  дружба. А теперь нам пора возвращаться  с песней  в детский сад.                                                                           (Дети под музыку уходят  из зала.)

 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по сказкам Пушкина 3 класс

Дети в игровой форме повторяют сказки Пушкина. Викторина проходит в виде соревнования между командами....

Викторина "В гостях у сказки"

Литературно-театрализованное представление.Викторина "В гостях у сказки"Цель: расширять кругозор детей средствами ознакомления со сказками; совершенствовать связную (диалогическую) речь, интонационную...

Викторина " В гостях у сказки".

Обощить знания детей  о сказках. Развивать умение узнавать сказки и их героев. Воспитывать потребность  в чтение книг....

Викторина "В гостях у сказки"

Викторина «В гостях у сказки»1 класс Подготовила: Учитель начальных классов: Жиганшина Г.И  Цели:- обобщить знания детей по русским народным сказкам;Задачи:- приобщить детей...

Литературная викторина - "Знаешь ли ты сказку"?

Литературная викторина«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ  СКАЗКУ?» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.ЦЕЛИ:ЗАКРЕПИТЬ И РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О СКАЗКАХ, ПОЗНАКОМИТЬ С НОВЫМИ ПОНЯТИЯМИ «НАРОДНЫЕ» И « ЛИТЕР...

Викторина для дошкольников "В гостях у сказки"

Цель обобщить знания воспитанников по теме «Сказки» с использованием произведений русских, советских и зарубежных писателей, а также русского народного фольклора....