РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля» для профессии СПО технического профиля по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
рабочая программа

Овчаренко Сергей Леонидович

Рабочая учебная программа профессионального модуля  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования  23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_pm_01_master_po_remontu_2021g.docx76.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Октябрьский аграрно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

«ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей

и механизмов автомобиля»

для профессии СПО технического профиля

по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Октябрьский район

2021  год

Рассмотрена                                                                        «Утверждаю»

на заседании  МК                                                       зам. директора по ПО и П

профессий и специальностей                                    Бондаренко Т.В. ___________  

укрупненной группы 23.00.00                                            

Протокол №____                                         «      »                  2021   г                                                                                                                                                                                                            

«____»   августа     2021  г.                                                          

Председатель  методической комиссии

______________ Моцак И.И.

Рабочая учебная программа профессионального модуля  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования  23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Ростовской области «Октябрьский аграрно-технологический техникум»

Разработчики:

Овчаренко Наталья Александровна - преподаватель  ГБПОУ РО «ОАТТ» высшей квалификационной категории.

Овчаренко Сергей Леонидович - преподаватель  ГБПОУ РО «ОАТТ»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

23

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

29

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО - 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей укрупненной группы направлений подготовки, 23.00.00 Транспортные средства.

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей на базе основного общего образования, срок обучения 2 года 10 месяцев (по ОК 016-94: слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля категории «В» и «С».

В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности «Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей

ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей

ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий

ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей

ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

Данная рабочая программа учитывает возможности реализации учебного материала и создания специальных условий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).  

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. В филиале создаются специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (Часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательный процесс для инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в едином потоке со сверстниками, не имеющими таких ограничений.

Рабочая программа может быть реализована с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных законодательством формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

Иметь практический опыт

  1. Разборки и сборки систем, агрегатов и механизмов автомобилей, их регулировки.
  2. Приемки и подготовки автомобиля к диагностике.
  3. Выполнения пробной поездки.
  4. Общей органолептической диагностики систем, агрегатов и механизмов автомобилей по внешним признакам.
  5. Проведения инструментальной диагностики автомобилей.
  6. Оценки результатов диагностики автомобилей.
  7. Оформления диагностической карты автомобиля.

Уметь

  1. Определять порядок разборки и сборки, объяснять работу систем, агрегатов и механизмов автомобилей, разных марок и моделей, выбирать необходимую информацию для их сравнения, соотносить регулировки систем, агрегатов и механизмов автомобилей с параметрами их работы.
  2. Проводить беседу с заказчиком для выявления его претензий к работе автомобиля, проводить внешний осмотр автомобиля, составлять необходимую документацию.
  3. Выявлять по внешним признакам отклонения от нормального технического состояния систем, агрегатов и механизмов автомобилей, делать на их основе прогноз возможных неисправностей.
  4. Выбирать методы диагностики и необходимое диагностическое оборудование, подключать и использовать диагностическое оборудование, выбирать и использовать программы диагностики, проводить диагностику систем, агрегатов и механизмов автомобилей.
  5. Пользоваться технологической документацией на диагностику автомобилей, соблюдать регламенты диагностических работ, рекомендованные автопроизводителями.
  6. Читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики.
  7. Определять по результатам диагностических процедур неисправности систем, агрегатов и механизмов автомобилей, оценивать остаточный ресурс отдельных наиболее изнашиваемых деталей, принимать решения о необходимости ремонта и способах устранения выявленных неисправностей.
  8. Применять информационно-коммуникационные технологии при составлении отчетной документации по диагностике автомобилей. Заполнять форму диагностической карты автомобиля.
  9. Формулировать заключение о техническом состоянии автомобиля.

Знать

  1. Устройство, принцип действия, работу, регулировки, порядок разборки и сборки систем, агрегатов и механизмов автомобилей, разных марок и моделей, их технические характеристики и особенности конструкции.
  2. Технические документы на приёмку автомобиля в технический сервис. Психологические основы общения с заказчиками.
  3. Устройство и принцип действия систем, агрегатов и механизмов автомобилей, регулировки и технические параметры исправного состояния систем, агрегатов и механизмов автомобилей, основные внешние признаки неисправностей систем, агрегатов и механизмов автомобилей.
  4. Диагностируемые параметры работы систем, агрегатов и механизмов автомобилей, методы инструментальной диагностики автомобилей, диагностическое оборудование, возможности и технические характеристики.
  5. Основные неисправности систем, агрегатов и механизмов автомобилей и способы их выявления при инструментальной диагностике.
  6. Коды неисправностей, диаграммы работы электронного контроля работы автомобильных систем, предельные величины износов их деталей и сопряжений.
  7. Содержание диагностической карты автомобиля, технические термины, типовые неисправности.
  8. Информационные программы технической документации по диагностике автомобилей.

3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля: всего – 516 часов,

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 228 часов (МДК 01.01 – 60 часов -  вариативная часть аудиторной учебной нагрузки обучающегося) в том числе

          самостоятельной работы обучающегося – 10 часов.

практической подготовки – _392_ часа, в том числе

учебной и производственной практики – 288 часов

При реализации программы профессионального модуля   ПМ.01 Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля все практические занятия, учебная и производственная практика проводятся в форме практической подготовки.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование общих компетенций

ПК 1.1.

Определять техническое состояние автомобильных двигателей

ПК 1.2

Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей

ПК 1.3

Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий

ПК 1.4

Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей

ПК 1.5

Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11.

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Планируемые личностные результаты в ходе реализации программы воспитания   профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Протокол № 1 от 01.09.2021 г.

Наименование учебной  дисциплины, модуля

Код личностных результатов реализации программы воспитания

ПМ.01        Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля

ЛР 21,22,24,25,26,27,28,29

МДК.01.01 Устройство и конструктивные особенности автомобилей

ЛР 21,22,24,25,26,27,28,29

МДК.01.02        Техническая диагностика автомобилей

ЛР 21,22,24,25,26,27,28,29

УП.01. Техническая диагностика автомобилей

ЛР 21,22,23,24,25,26,27,28,30

ПП.01.01 Производственная практика

ЛР 21,22,23,24,25,26,27,28,30

СТРУКТУРА МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

Практичес

кая подготовка

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ПК 1.1.-1.5.

ОК 01.-11.

ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля

228

104

114

104

10

144

ПК 1.1.-1.5.

ОК 01.-11.

МДК 1.1 Устройство автомобилей

126

60

60

60

6

-

-

ПК 1.1.-1.5.

ОК 01.-11.

МДК.01.02 Техническая диагностика автомобилей

102

44

48

50

4

144

УП 01. Техническая диагностика автомобилей

144

144

Производственная практика

144

144

144

Всего:

516

392

114

104

10

144

144

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ. 01.

Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля

228

2

МДК 01.01. Устройство автомобилей

126

Тема 1.1. Общее устройство автомобилей

1

1

Классификация и индексация автомобилей. Краткие технические характеристики изучаемых автомобилей. Общее устройство, назначение и расположение основных агрегатов и узлов автомобилей изучаемых марок

1

2

Тема 1.2. Двигатель. Общее устройство и рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания

1

Классификация двигателей. Общее устройство,. Основные параметры двигателя. Рабочий цикл четырёхтактного карбюраторного двигателя. Понятие о мощности двигателя. Рабочий цикл многоцилиндрового двигателя. Рабочий цикл четырёхтактного дизельного двигателя.

1

2

Тема 1.3. Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы

1

Устройство кривошипно-шатунных механизмов изучаемых двигателей: блок цилиндров, поршневая группа, коленчатый вал, маховик. Работы, выполняемые при техническом обслуживании. Периодичность их проведения. Устройство газораспределительного механизма.

4

2

Практические занятия

6

1

П.з. №1. КШМ и ГРМ двигателя

6

2

Тема 1.4. Система охлаждения ДВС

1

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу. Устройство, назначение и работа системы охлаждения ДВС. Тепловой режим, контроль температуры и способы охлаждения двигателя. Устройство для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя.

2

2

Практические занятия

6

2

П.з. №2. Система охлаждения ДВС

6

2

Тема 1.5. Система смазки ДВС

1

Устройство и работа системы смазывания и системы вентиляции картера

2

2

Практические занятия

6

3

П.з. №3. Система  смазывания двигателей.

6

2

Тема 1.6. Система питания и ее разновидности

1

Схемы систем питания двигателей внутреннего сгорания. Смесеобразование и горение топлива в цилиндрах карбюраторного и дизельного двигателей. Понятие о детонации, признаки и причины детонационного горения. Октановое и цетановое числа. Влияние смесеобразования на мощность двигателя, экономичность его работы и токсичность отработавших газов.

2

2

Тема 1.7. Система питания карбюраторных двигателей

1

Принципиальная схема системы питания карбюраторного двигателя. Приборы системы питания. Простейший карбюратор, его основные недостатки. Система пуска, система холостого хода, главная дозирующая система, ускорительный насос, экономайзер. Двухкамерные карбюраторы. Карбюраторы изучаемых двигателей. Работа систем карбюраторов на различных режимах. Ограничители максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя. Приборы подачи топлива к карбюратору: топливный бак, топливопроводы, топливные фильтры, диафрагменный топливный насос. Устройство систем подачи воздуха, питания и выпуска отработавших газов двигателей. Система выпуска отработавших газов.

Система питания двигателя от газобалонной установки. Преимущества использования газообразного топлива для автомобилей. Общее устройство и работа газобаллонных установок для сжатых и сжиженных газов. Топливо для газобаллонных автомобилей. Устройство узлов и приборов системы питания двигателей от газобаллонных установок. Пуск и работа двигателя на газе. Основные требования техники безопасности и пожарной безопасности.

6

2

Практические занятия

6

4

П.з. №4. Система питания карбюраторных двигателей

6

2

Тема 1.8. Система питания дизельных двигателей

1

Принципиальная схема системы питания дизельного двигателя. Приборы системы питания, подачи топлива в дизеле, приборы очистки воздуха, устройства для подогрева воздуха, приборы для турбонаддува.

4

2

Практические занятия

6

5

П.з. №5. Система питания дизельных двигателей

6

2

Тема 1.9. Электрооборудование

1

Источники и потребители тока.  Режимы зарядки. АКБ. Плотность электролита.  Генератор, стартер их назначение, устройство и работа

4

2

2

Система зажигания. Общая схема батарейного зажигания. Цепи токов низкого и высокого напряжения. Катушка зажигания. Прерыватель-распределитель, виды их устройство, назначение и работа. Опережение момента зажигания и зависимость угла опережения от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки на двигатель. Вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания, октан-корректор. Контактно-транзисторная и бесконтактно-транзисторная системы зажигания, их достоинства и особенности устройства. Приборы, входящие в контактно-транзисторную и бесконтактно-транзисторную системы зажигания.

2

2

3

Система пуска. Приборы контрольно-измерительные, освещения и сигнализации. Электрический пуск двигателя. Контрольно-измерительные приборы .

Контрольные датчики и лампы. Электродвигатели отопления кабины (салона), вентиляции, стеклоочистителей, стеклоомывателей и др. Электронные устройства, устанавливаемые на автомобиле. Системы освещения и сигнализации. Фары, подфарники, задние фонари, опознавательные и габаритные фонари, противотуманные фары и другие системы оповещения. Центральный, ножной и другие переключатели света. Приборы сигнализации (торможения, заднего хода и поворота, системы аварийной сигнализации). Звуковой сигнал, реле сигналов.

2

2

Практические занятия

6

6

П.з. №6. Устройство, работа и обслуживание электрооборудования автомобиля

6

2

Тема 1.10. Трансмиссия.

1

Сцепление. Схемы трансмиссии с одним и несколькими ведущими мостами. Составные части трансмиссии. Однодисковое сцепление. Двухдисковое сцепление. Механический и гидравлический приводы выключения сцепления. Усилитель выключения сцепления.

2

2

2

Коробка передач. Раздаточная коробка. Принципиальная схема устройства коробки передач. Типы коробок передач. Понятие о передаточном числе зубчатой передачи. Ступенчатая коробка передач. Коробки передач изучаемых автомобилей. Механизмы переключения передач. Особенности механизмов переключения передач с дистанционным приводом. Делитель передач, управление коробкой передач с делителем. Раздаточная коробка. Коробка отбора мощности. Механизм включения раздаточной коробки и коробки отбора мощности.

6

2

3

Карданная передача. Ведущие мосты. Принцип работы карданной передачи. Карданный шарнир, промежуточная опора, шлицевые соединения. Карданные шарниры равных угловых скоростей, их преимущества. Главная передача. Дифференциал. Одинарная и двойная главная передача. Полуоси, их соединение с дифференциалом и ступицами колёс. Средний мост. Межосевой дифференциал. Механизм блокировки дифференциала. Передний ведущий мост.

4

2

Практические занятия

6

7

П.з. №7. Устройство сцеплений и кпп автомобилей

6

2

Самостоятельная работа

2

2

1

Трансмиссия автомобилей (составление блок-схемы).

2

2

Тема 1.11. Ходовая часть автомобиля

1

Ходовая часть автомобилей. Рама. Тягово-сцепное устройство. Несущий кузов легкового автомобиля. Передний, средний и задний мосты, их соединение с рамой. Передняя, задняя и балансирная подвески грузового автомобиля. Независимая подвеска передних колёс и подвеска задних колёс легкового автомобиля. Амортизаторы. Стабилизация управляемых колёс. Поперечный и продольный наклоны шкворня, развал и схождение передних колёс. Ступицы передних колёс и задних. Типы колёс. Колёса с глубоким и плоским ободом. Пневматическая шина. Элементы шины, их материал. Вентиль камеры. Крепление шины на ободе колеса. Балансировка колеса. Бескамерные шины. Шипованные шины. Размеры и обозначение шин.

4

2

Практические занятия

6

8

П.з. №8. Устройство ходовой части, передней и задней подвесок, ступиц и колес легковых автомобилей.

6

2

Самостоятельная работа

2

2

2

Маркировка шин, камер и ободных лент. Влияние развала и схождения на безопасность движения.

2

2

Тема 1.12. Рулевое управление

1

Схема поворота автомобиля. Привод рулевого управления изучаемых автомобилей. Рулевой привод при независимой подвеске передних колёс. Типы рулевых механизмов. Значение передаточного числа рулевого механизма для повышения маневренности автомобиля. Травмобезопасное рулевое управление. Карданный вал рулевого управления. Угловой редуктор. Усилитель рулевого управления. Насос усилителя, привод насоса, масляный радиатор. Применяемые масла.

4

2

Практические занятия

6

9

П.з. №9. Устройство рулевого управления. Карданная передача. Ведущие мосты.

6

2

Самостоятельная работа

2

2

3

Влияние технического состояния рулевого управления на безопасность дорожного движения. (составление опорного конспекта)

2

2

Тема 1.13. Тормозные системы.

1

Тормозные механизмы. Тормозная система с гидравлическим приводом. Гидровакуумный усилитель тормозов. Разобщитель привода тормозов, регулятор давления тормозной жидкости. Тормозная система с пневматическим приводом. Приборы рабочей, стояночной, вспомогательной, запасной (аварийной) тормозных систем. Устройство для аварийного растормаживания стояночного тормоза. Выводы для питания сжатым воздухом других потребителей. Тормозные камеры, пружинные энергоаккумуляторы, воздушные баллоны, предохранители от замерзания конденсата, защитные клапаны и другие устройства пневматической системы изучаемых автомобилей. Контроль давления воздуха в пневматическом приводе тормозов. Стояночный тормоз с ручным приводом.

6

2

Практические занятия

6

10

П.з. №10. Устройство тормозных систем  автомобилей

6

2

Тема 1.14. Кузов и дополнительное оборудование автомобиля  

Кузова грузовых автомобилей. Кабина и платформа грузового автомобиля. Вентиляционное устройство кабины. Регулировочные устройства положения сиденья водителя в грузовых автомобилях. Замки дверей, стеклоподъёмники, стеклоочистители, омыватели ветрового стекла и стёкол фар, противосолнечные козырьки, зеркала заднего вида. Устройство для опрокидывания и запирания кабины, ограничитель подъёма кабины. Отопитель. Ремни безопасности. Сигнальные световозвращатели. Подъёмный механизм самосвала, привод подъёмного механизма. Управление подъёмным механизмом, меры предосторожности. Автомобильная лебёдка, её привод и правила использования. Грузоподъёмный задний борт автомобиля, его привод. Управление грузоподъёмным бортом.

4

2

МДК.01.02 Техническая диагностика автомобилей 

102

Тема 1.1. Виды и методы диагностирования

Содержание

2

2

1

Общие сведения о диагностировании автомобиля. Классификация средств диагностирования.

Тема 1.2. Диагностирование автомобильных двигателей

Содержание

12

2

1

Средства диагностирования механизмов и систем двигателя.

Классификация средств диагностирования двигателей,  Оборудование для диагностики двигателя: сканеры, тестеры, газоанализаторы, Дополнительное оборудование.

2

Диагностирование газораспределительного механизма двигателя.

Неисправности газораспределительного механизма. Диагностирование газораспределительного механизма. Метод измерения фаз газораспределения. Измерение теплового зазора между клапаном и коромыслом. Измерение зазора между клапаном и седлом. Признаки, по которым можно определить необходимость замены ремня ГРМ.

3

Диагностирование кривошипно-шатунного  механизма двигателя.

4

Параметры, определяемые при диагностировании двигателя.

Давление в цилиндре в конце такта сжатия - компрессия. Эффективная мощность. Давление масла в системе смазки. Давление картерных газов или количество газов, прорывающихся в картер. Разрежение во впускном коллекторе. Анализ вибраций, стуков и шумов двигателя.

5

Диагностирование системы охлаждения  и смазки двигателя.

Система охлаждения - контролируют герметичность, натяжение ремня привода вентилятора, уровень жидкости в бачке радиатора, действие термостата, а также парового и воздушного клапанов радиатора.

Смазочная система - герметичность в соединениях поддона картера, фильтров, трубопроводов и сальников коленчатого вала; уровень масла в картере; давление масла в магистрали; качество масла, его температуру и вязкость; правильность показаний щиткового прибора; работоспособность центрифуги.

Практические занятия

12

11

Выполнение заданий по изучению средств диагностирования механизмов и агрегатов двигателя автомобиля.

2

2

12

Выполнение заданий по изучению диагностирования газораспределительного механизма  двигателя.

2

2

13

Выполнение заданий по изучению диагностирования кривошипно-шатунного  механизма  двигателя.

2

2

14

Выполнение заданий по диагностике технического состояния механизмов двигателя.

2

2

15

Выполнение заданий по диагностике технического состояния системы охлаждении двигателя.

2

2

16

Выполнение заданий по диагностике технического состояния системы смазки двигателя.

2

2

Самостоятельная работа

2

2

4

Техническая диагностика (составить конспект)

2

2

Тема 1.3. Диагностирование электрических и электронных систем автомобилей

Содержание

8

2

Средства диагностирования электрических и электронных систем.

Параметры технического состояния электрооборудования, приборы для диагностирования электрических и электронных систем. Сканеры, мотортесты, газоанализаторы

Диагностирование приборов электрооборудования автомобиля.

Проверка уровня и плотности электролита, степени разряженности АКБ, проверка состояния электропроводки, освещения и сигнализации, натяжения ремня генератора, проверка реле-регуляторов.

Диагностирование приборов электронных систем автомобиля.

Диагностирование генератора.

Проверка генераторов и выносного выпрямителя, приборы, используемые для диагностики, исходные данные для диагностирования генератора.

Практические занятия

10

17

Применение средств диагностирования электрических и электронных систем автомобиля.

2

2

18

Выполнение заданий по диагностике технического состояния АКБ.

2

2

19

Выполнение заданий по диагностике технического состояния генератора.

2

2

20

Выполнение заданий по диагностике технического состояния стартера.

2

2

21

Выполнение заданий по диагностике технического состояния систем зажигания, пуска автомобиля.

2

2

Самостоятельная работа.

2

2

5

Назначение ОТК. (составить конспект)

2

2

Тема 1.4. Диагностирование автомобильных трансмиссий

Содержание

12

2

Средства диагностирования механизмов и агрегатов трансмиссии автомобиля.

Средства диагностирования узлов, механизмов и агрегатов трансмиссии. Приборы и оборудование для диагностирования узлов, механизмов и агрегатов трансмиссии

Параметры, определяемые при диагностировании.

Износ фрикционных накладок, зазор между отжимными рычагами и упором отводки, полный ход отводки

Диагностирование сцепления.

Проверка свободного хода муфты подшипника выключения сцепления, свободного хода толкателя поршня главного цилиндра и полного хода педали сцепления

Диагностирование коробки передач.

Проверка герметичности мест соединения КП и главной передачи, проверка уровня масла в картере, проверка состояния клапанов-сапунов КП

Диагностирование карданной передачи.

Проверка люфтов в карданной передаче, состояние крепления опорных пластин игольчатых подшипников карданных шарниров, крепление фланцевых соединений карданной передачи и полуосей, проверка прогиба и балансировки карданного вала

Диагностирование механизма ведущего моста.

Проверка герметичности мест соединения. Проверка уровня масла и его примесей

Практические занятия

10

22

Выполнение заданий по изучению средств диагностирования механизмов и агрегатов трансмиссии автомобиля.

2

2

23

Выполнение заданий по диагностике технического состояния сцепления.

2

2

24

Выполнение заданий по диагностике технического состояния коробки передач.

2

2

25

Выполнение заданий по диагностике технического состояния карданной передачи, ведущего моста.

2

2

26

Выполнение заданий по диагностике технического состояния карданной передачи, промежуточного  моста.

2

2

Тема 1.5. Диагностирование ходовой части и механизмов управления автомобилей

Содержание

10

2

Средства диагностирования ходовой части автомобиля.

Средства диагностирования механизмов управления автомобиля.

Диагностирование подвески, колес и шин.

Проверка крепления, герметичности подвески, состояния и крепления пружин и рычагов подвески, шлангов и стоек стабилизатора, подшипников передних колес и сальников ступиц, крепление клиньев и зазора шкворней, схождение передних колес, величину развала, продольного и поперечного наклонов шкворней и углов поворота передних колес, балансировку колес и т.д.

Диагностирование рулевого управления

Проверка уровня смазочного материала в бачке гидронасоса, суммарного зазора в рулевом управлении, давления в гидросистеме и т.д.

Диагностирование тормозной системы

Проверка эффективности работы тормозной системы, оценка эффективности вспомогательной тормозной системы, стояночного тормоза и т.д.

Практические занятия

12

27

Выполнение заданий по изучению диагностирования ходовой части автомобиля

2

2

28

Выполнение заданий по изучению диагностирования механизмов управления автомобиля.

2

2

29

Выполнение заданий по проверке углов установки колес.

2

2

30

Выполнение заданий по диагностике шин

2

2

31

Выполнение заданий по диагностике технического состояния гидравлической тормозной системы.

2

2

32

Выполнение заданий по диагностике технического состояния пневматической тормозной системы.

2

2

Тема 1.6. Диагностирование кузовов, кабин и платформ

Содержание

4

2

1.Средства диагностирования состояния кузова, кабины, платформы.

2.Диагностика геометрии кузова.

Проверка геометрии кузова, положения дверей, дверных замков и дверных механизмов кузова, механизма опрокидывания кабины и т.д.

3.Диагностика лакокрасочного покрытия кузова

Проверка состояния лакокрасочного покрытия, его целостность, толщина, наличие царапин, сколов и проявления коррозии.

Практические занятия

6

33

Выполнение заданий по проверке технического состояния кузова и его элементов.

2

2

34

Выполнение заданий по поверке геометрии кузова.

2

2

35

Выполнение заданий по определению состояния лакокрасочного покрытия.

2

2

Учебная практика раздела 1.

Виды работ:

144

2

Определение технического состояния автомобильных двигателей.

Определение технического состояния электрических и электронных систем автомобилей.

Определение технического состояния автомобильных трансмиссий.

Определение технического состояния ходовой части.

Определение технического состояния механизмов управления автомобилей.

Выявление дефектов кузовов, кабин и платформ.

12

2

12

2

12

2

12

2

12

2

12

2

Производственная практика.

Виды работ:

144

2

Диагностирование механизмов и систем двигателя.

Диагностирование электрических и электронных систем.

Диагностирование состояния механизмов и агрегатов трансмиссии.

Диагностирование состояния подвески, колес и шин автомобиля.

Диагностирование состояния рулевого управления и тормозной системы.

Диагностирование основных параметров кузова.

24

2

24

2

24

2

24

2

24

2

24

2

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов: 

«Устройства автомобилей»,  

Лаборатории:

Диагностики электрических и электронных систем автомобиля

Ремонта двигателей

Ремонта трансмиссий, ходовой части и механизмов управления

Мастерские:

Слесарная

Сварочная

Мастерская по ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами):

- мойки и приемки автомобилей

- слесарно-механическим

- диагностическим

- кузовным

- окрасочным

- агрегатным

Тренажеры, тренажерные комплексы по вождению автомобиля

Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:

     1.        «Устройство автомобилей»:

        - комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов;

        - комплект учебно-методической документации;

        - наглядные пособия;

 - ПК в сборе

 - Документ-камера

 - Проектор

        - стенды;

        - комплект плакатов;

        - комплект учебно-методической документации.

Оснащение лабораторий

Лаборатория диагностики электрических и электронных систем автомобиля

•        рабочее место преподавателя,

•        рабочие места обучающихся,

•        комплект деталей электрооборудования автомобилей и световой сигнализации,

•        приборы, инструменты и приспособления,

•        демонстрационные комплексы «Электрооборудование автомобилей»,

•        плакаты по темам лабораторно-практических занятий,

•        стенд «Диагностика электрических систем автомобиля»,

•        стенд «Диагностика электронных систем автомобиля»,

•        осциллограф,

•        мультиметр,

•        комплект расходных материалов.

Лаборатория ремонта двигателей

•        рабочее место преподавателя,

•        рабочие места обучающихся,

•        мультимедийная система (экспозиционный экран, мультимедийный проектор, акустическая система, принтер, сканер, компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения),

•        двигатели внутреннего сгорания,

•        стенд для позиционной работы с двигателем,

•        наборы слесарных инструментов,

•        набор контрольно-измерительного инструмента.

Лаборатория ремонта трансмиссий, ходовой части и механизмов управления

•верстаки с тисками (по количеству рабочих мест),

•стеллажи,

•стенды для позиционной работы с агрегатами,

•агрегаты и механизмы шасси автомобиля,

•наборы слесарных и измерительных инструментов,

•макеты агрегатов автомобиля в разрезе.

Оснащение мастерских

Мастерские:

Слесарная

•        верстаки с тисками (по количеству рабочих мест),

•        наборы слесарного инструмента,

•        наборы измерительных инструментов,

•        расходные материалы,

•        отрезной инструмент,

•        станки: сверлильный, заточной

Сварочная

•        верстак металлический,

•        экраны защитные,

•        щетка металлическая,

•        набор напильников,

•        станок заточной,

•        шлифовальный инструмент,

•        отрезной инструмент,

•        тумба инструментальная,

•        сварочное оборудование (сварочные аппараты),

•        расходные материалы,

•        вытяжка местная,

•        комплекты средств индивидуальной защиты,

•        огнетушители

По ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами):

- мойка

•        расходные материалы для мойки автомобилей (шампунь для бесконтактной мойки автомобилей, средство для удаления жировых и битумных пятен, средство для мытья стекол, полироль для интерьера автомобиля),

  • микрофибра,
  • пылесос,
  • водосгон,
  • моечный аппарат высокого давления с пеногенератором

- слесарно-механический

  • подъемник,
  • оборудование для замены эксплуатационных жидкостей (бочка для слива и откачки масла, аппарат для замены тормозной жидкости, масляный нагнетатель),
  • трансмиссионная стойка,
  • инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки),
  • переносная лампа,
  • приточно-вытяжная вентиляция,
  • вытяжка для отработавших газов,
  • комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (набор приспособлений для вдавливания тормозных суппортов, съемник универсальный, съемник масляных фильтров, струбцина для стяжки пружин),
  • набор контрольно-измерительного инструмента; (прибор для регулировки света фар, компрессометр, прибор для измерения давления масла, прибор для измерения давления в топливной системе, штангенциркуль, микрометр, нутромер, набор щупов),
  • верстаки с тисками,
  • стенд для регулировки углов установки колес,
  • пневмолиния (шланги с быстросъемным соединением),
  • компрессор,
  • подкатной домкрат

- диагностический

  • подъемник,
  • диагностическое оборудование (система компьютерной диагностики с необходимым программным обеспечением; сканер, диагностическая стойка, мультиметр, осциллограф, компрессометр, люфтомер, эндоскоп, стетоскоп, газоанализатор, пуско-зарядное устройство, вилка нагрузочная, лампа ультрафиолетовая, аппарат для заправки и проверки давления системы кондиционера, термометр),
  • инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки),

- кузовной

  • стапель,
  • тумба инструментальная (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки),
  • набор инструмента для разборки деталей интерьера,
  • набор инструмента для демонтажа и вклейки вклеиваемых стекол,
  • сварочное оборудование (сварочный полуавтомат, сварочный инвертор, экраны защитные, расходные материалы: сварочная проволока, электроды, баллон со сварочной смесью),
  • отрезной инструмент (пневматическая болгарка, ножовка по металлу, пневмоотбойник),
  • гидравлические растяжки,
  • измерительная система геометрии кузова (линейка шаблонная, толщиномер),
  • споттер,
  • набор инструмента для рихтовки (молотки, поддержки, набор монтажных лопаток, рихтовочные пилы),
  • набор струбцин,
  • набор инструментов для нанесения шпатлевки (шпатели, расходные материалы: шпатлёвка, отвердитель),
  • шлифовальный инструмент (пневматическая угло-шлифовальная машинка, эксцентриковая шлифовальная машинка, кузовной рубанок)

- окрасочный

  • пост подбора краски (микс-машина, рабочий стол, колор-боксы, весы электронные),
  • пост подготовки автомобиля к окраске,
  • шлифовальный инструмент ручной и электрический (эксцентриковые шлифовальные машины, рубанки шлифовальные),
  • краскопульты (краскопульты для нанесения грунтовок, базы и лака),
  • расходные материалы для подготовки и окраски автомобилей (скотч малярный и контурный, пленка маскировочная, грунтовка, краска, лак, растворитель, салфетки безворсовые, материал шлифовальный),
  • окрасочная камера

- агрегатный

  • мойка агрегатов,
  • комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (съемник универсальный 2/3 лапы, съемник масляных фильтров, приспособление для снятия клапанов),
  • верстаки с тисками,
  • пресс гидравлический,
  • набор контрольно-измерительного инструмента (штангенциркуль, микрометр, нутромер, набор щупов),
  • инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки),
  • пневмолиния,
  • пистолет продувочный,
  • стенд для позиционной работы с агрегатами,
  • плита для притирки ГБЦ,
  • масленка,
  • оправки для поршневых колец,
  • переносная лампа,
  • вытяжка местная,
  • приточно-вытяжная вентиляция,
  • поддон для технических жидкостей,
  • стеллажи.

Тренажеры, тренажерные комплексы по вождению автомобиля

Для обучения вождению транспортных средств образовательная организация (возможно с использованием сетевой формы) должна иметь автодром или закрытую площадку обучения вождению, соответствующую требованиям примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, а также парк учебных автомобилей.

        Реализация программы модуля включает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно, после освоения МДК и учебной практики.

Учебная практика реализуется в мастерских техникума, при этом используется оборудование, инструменты, расходные материалы, обеспечивающие выполнение всех видов работ, определенных содержанием ФГОС СПО, в том числе оборудования и инструментов (или их аналогов), используемых при проведении чемпионатов WorldSkills и указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации WorldSkills по компетенциям: «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Кузовной ремонт», «Автопокраска», «Обслуживание грузовой техники» конкурсного движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills) (или их аналогов).

Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Места производственной практики обеспечивают выполнение видов профессиональной деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования под руководством высококвалифицированных специалистов-наставников. Оборудование и техническое оснащение рабочих мест производственной практики на предприятиях соответствует содержанию деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Для демонстрационных экзаменов по модулям оснащаются рабочие места, исходя из выбранной образовательной организацией технологии их проведения и содержания заданий.

ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля

Общее оснащение рабочих мест обучающихся для демонстрации компетенций в рамках модуля:

•        диагностическое оборудование (система компьютерной диагностики с необходимым программным обеспечением; сканер, диагностическая стойка, мультиметр, осциллограф, компрессометр, люфтомер, эндоскоп, стетоскоп, газоанализатор, пуско-зарядное устройство, вилка нагрузочная и т.п.);

•        подъемник;

•        подкатной домкрат;

•        переносная лампа;

•        инструментальная тележка с набором инструмента;

•        приточно-вытяжная вентиляция;

•        вытяжка для отработавших газов;

•        комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений;

•        набор контрольно-измерительного инструмента;

•        стенд для регулировки углов установки колес.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники по МДК 01 01:

1. Пузанков А.Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание: учебник/ А. Г. Пузанков. - М: Издательский центр «Академия», 2019. – 640с.

2. Пехальский А.П. Устройство автомобилей: учебник/ А.П. Пехальский. – М - Издательский центр «Академия», 2019. – 528 с.

4. Власов В.М. Технологическое обслуживание и ремонт автомобилей/ В.М. Власов. - М: Издательский центр «Академия», 2018. – 480с.

5.  Гаврилов К.Л.  Диагностика автомобилей при эксплуатации  и  техническом осмотре/ К.Л. Гаврилов. -  Издательство ФГУГ ЦСК, 2018, -580 с.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

http://www.ru.wikipedia.org

http://www.autoezda.com/diagnostika-avto

http://autoustroistvo.ru

http://tezcar.ru

http://ustroistvo-avtomobilya.ru

3.2.3. Дополнительные источники

1.Селифонов В.В.  Устройство, техническое обслуживание грузовых автомобилей/ В.В. Селифонов, М.К. Бирюков. - М: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.

2. Доронкин В.Г. Ремонт автомобильных кузовов: окраска: учеб пос./ В.Г. Доронкин - М: Издательский центр «Академия», 2012. – 64 с.;

3. Яковлев В.Ф. Диагностика электронных систем автомобиля/ В.Ф. Яковлев. - Издательство: Солон-Пресс, 2015 - 273.

4. Шишлов А.Н., Лебедев С.В. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей/ А.Н. Шишлов, С.В. Лебедев. — М.: КАТ № 9, 2011.


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.

        Освоение обучающимися профессионального модуля проходит в условиях созданной образовательной среды как в учебном заведении, так и в организациях соответствующих профилю профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

        Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как:  «Охрана труда», «Электротехника», «Материаловедение», предшествует освоению данного модуля или изучается параллельно.

        Программа модуля включает в себя 228 часов обязательной аудиторной нагрузки, в том числе 60 часов вариативной части и 10 часов отведены на выполнение самостоятельной работы студентами.      

        Часы, выделенные из вариативной части  отводятся на углубленное изучение устройства автомобилей в форме практических 6-тичасовых занятий, предполагающих выполнение разборочно-сборочных работ для получения практических навыков в разборке-сборке механизмов и систем автомобиля.

        При реализации программы модуля предусматриваются практики: учебная (производственное обучение) и производственная.

Учебная практика (производственное обучение) проводится образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых, соответствует профилю подготовки обучающихся  при освоении ими профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля и реализовывается концентрированно.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Аттестация по итогам производственной практики проводится в форме дифференцированного зачета с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

4.3.1. Условия реализации рабочей программы для инвалидов и лиц с ОВЗ

 

                При реализации рабочей программы профессионального модуля ПМ.01        Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля для инвалидов и лиц с ОВЗ в едином потоке со сверстниками, не имеющими таких ограничений, нормативный срок освоения программы не увеличивается. Для инвалидов и лиц с ОВЗ обучение проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья. При изучении профессионального модуля ПМ.01        Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля для инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивается соблюдение следующих общих требований: осуществление процесса обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья;

  • индивидуальное консультирование инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • пользование необходимыми техническими средствами обучения;
  • организации рабочего места для инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • обеспечение печатными и электронными образовательными ресурсами (учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

В зависимости от конкретного вида ограничения здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и др.) обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

  • обеспечение индивидуального равномерного освещения не менее 300 люкс;
  • по желанию обучающихся текущий и итоговый контроль знаний по учебной дисциплине проводится в письменной, устной и иной удобной форме.

Реализация рабочей программы профессионального модуля ПМ.01        Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю данной программы и прошедших обучение на соответствующих курсах повышения квалификации.

        4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы

Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности: 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.

Квалификация педагогических работников образовательной организации  отвечает квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38993).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности:40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, составляет не менее 25 процентов.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля

Критерии оценки

Методы оценки

ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей

Демонстрация знания диагностируемых параметров работы двигателей, методов инструментальной диагностики двигателей, номенклатуры и технических характеристик диагностического оборудование для автомобильных двигателей.

Тестирование

Оценка результатов выполнения тестовых заданий

Оценка результатов выполнения практических занятий № 1,2, 3,4, 5, 11

Проведение инструментальной диагностики автомобильных двигателей включающий выбор методов диагностики, необходимого диагностического оборудования и инструмента, подключение и использование диагностического оборудования, выбор и использование программы диагностики

Практические занятия №  12, 13, 14, 15, 16  

Оценка результатов практических работ

ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей

Демонстрация знания номенклатуры и порядка использования диагностического оборудования, технологии проведения диагностики технического состояния электрических и электронных систем автомобилей, основных неисправностей электрооборудования, их причин и признаков.

Тестирование

Оценка результатов выполнения тестовых заданий

Оценка результатов выполнения практических занятий № 6

Соблюдение мер безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами 

Проведение инструментальной и компьютерной диагностики технического состояния электрических и электронных систем автомобилей включающей: выбор методов диагностики, необходимого диагностического оборудования и инструмента, подключение диагностического оборудования для определения технического состояния электрических и электронных систем автомобилей с применением измерительных приборов.

Практические занятия №  17, 18, 19, 20, 21  

Оценка результатов практических работ

ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий

Демонстрация знаний методов инструментальной диагностики трансмиссий, диагностического оборудования, их назначение, технические характеристики, устройства оборудования коммутации; порядка проведения и технологических требований к диагностике технического состояния автомобильных трансмиссий, допустимых величинах проверяемых параметров.

Тестирование

Оценка результатов выполнения тестовых заданий

Оценка результатов выполнения практических занятий № 7

Проведение инструментальной диагностики технического состояния автомобильных трансмиссий включающее: выбор методов диагностики, необходимого диагностического оборудования и инструмента, подключение и использование диагностического оборудования, выбор и использование программ диагностики, проведение диагностики агрегатов трансмиссии.

Соблюдение безопасных условий труда в профессиональной деятельности

Практические занятия №  22, 23, 24, 25, 26  

Оценка результатов практических работ

ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей

Демонстрация знаний диагностируемых параметров, методов инструментальной диагностики ходовой части и механизмов управления, номенклатуры и технических характеристики диагностического оборудование, оборудования коммутации; способы выявления неисправностей при инструментальной диагностике.

Тестирование

Оценка результатов выполнения тестовых заданий

Оценка результатов выполнения практических занятий № 8,9,10

Проведение инструментальной диагностики технического состояния ходовой части и механизмов управления автомобилей включающей: выбор методов диагностики, необходимого диагностического оборудования и инструмента, подключение и использование диагностического оборудования, выбор и использование программ диагностики, соблюдение безопасных условий труда в профессиональной деятельности

Практические занятия №  27, 28, 29, 30, 31, 32  

Оценка результатов практических работ

ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ

Демонстрация знаний геометрических параметров автомобильных кузовов; устройства и работы средств диагностирования кузовов, кабин и платформ автомобилей; технологий и порядка проведения диагностики технического состояния кузовов, кабин и платформ автомобилей, правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности

Тестирование

Оценка результатов выполнения тестовых заданий

Умения: Проведение инструментальной диагностики технического состояния кузовов, кабин и платформ автомобилей включающей: диагностирование технического состояния кузовов, кабин и платформ автомобилей, проведение измерения геометрии кузовов,

соблюдение безопасных условий труда в профессиональной деятельности.

Практические занятия №  33, 34, 35  

Оценка результатов практических работ Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

  • обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;

- адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач

Наблюдение и оценка на практических и лабораторно-практических занятиях

Наблюдение и оценка при выполнении практических заданий во время учебной  практики.

Оценка при выполнении квалификационных работ, при выполнении практических заданий во время  производственной практики.

ОК 02.Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

  • - использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиа ресурсы, Интернет-ресурсы, периодические издания по специальности для решения профессиональных задач

Выполнение и защита реферативных, курсовых работ

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

- демонстрация ответственности за принятые решения

  • - обоснованность самоанализа и коррекция результатов собственной работы;

соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ

оценка выполнения лабораторно-практической работы

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик;

- обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных)

Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы.  

Экспертное наблюдение и оценка на лабораторно - практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практикам.

Экзамен квалификационный

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

грамотность устной и письменной речи,

- ясность формулирования и изложения мыслей

ОК 06.  Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей

- соблюдение норм поведения во время учебных занятий и прохождения учебной и производственной практик

Тестирование

Проверка практических навыков

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

- эффективность выполнения правил ТБ во время учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик;

- знание и использование ресурсосберегающих технологий

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности

- эффективность использования средств физической культуры   для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности согласно формируемым умениям и получаемому практическому опыту

наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ,

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на английском языке

Тестирование

Проверка практических навыков

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

демонстрация готовности к ведению предпринимательской деятельности в сфере получаемой специальности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонд оценочных средств по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, технического профиля на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине  (ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеят...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля» МДК 01.01. «Устройство автомобилей» Профессия 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Рабочая программа  МДК. 01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» ПМ 01.«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»  для профессии 2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 «ХИМИЯ » по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования...

Урок производственного обучения по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Урок производственного обучения по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Тема: «Техническое обслуживание и ремонт ходовой части автомобиля »...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 ТЕХНИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК общепрофессиональный цикл программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 05 «Технический английский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащи...

Программа профессионального модуля ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля. 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Программа профессионального модуля ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля.  23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...