Теоретико-методологические основы профессиональной педагогики. Организация процесса профессионального обучения
учебно-методический материал

Василий Кузнецов

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

УФСИН РОССИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79

ФИЛИАЛ №5

ДОКЛАД

Тема: «Теоретико-методологические основы профессиональной педагогики.

Организация процесса профессионального обучения»

Выполнил: мастер производственного обучения

Кузнецов Василий Григорьевич

г.Донской 2023г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………………………………стр.2

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..стр.3

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ…………...стр.4

2.  МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ………………………………………………………………………………стр.5

3. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ………………… …………..стр.5

4. МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ……………………………………………………………..стр.6

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ……………………………………………………………………………..стр.8

ВЫВОД……………………………………………………………………………………….стр.10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………стр.11


ВВЕДЕНИЕ

Основы профессиональной педагогики играют важную роль в формировании педагогико-проектировочных умений.

Целью данного направления является формирование у педагогов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые обеспечивают понимание смыслов, ценности профессионально-педагогического знания, позволяющего осуществлять проектировочную и научно-исследовательскую деятельность с целью развития современного образовательного процесса.

Главная идея - раскрыть и обобщить современные подходы к профессиональной педагогике, выявить ее теоретико-методологические основы и проанализировать перспективы развития профессионального образования.


1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Подготовка специалиста, востребованного в изменяющихся российских условиях, немыслима без обновления понятийного аппарата самой педагогической науки. Понятие «профессия» является наукообразующей категорией для профессиональной педагогики (в отличие от категорий педагогики общего образования!) и определяет производные от нее понятия: «профессиональное обучение», «профессиональное воспитание», «профессиональное развитие», «профессиональная деятельность», «профессиональное мышление», «профессиональная компетентность», «профессиональное целеполагание», «специальность», «компетентно развитая личность», «метод компетентностного проектирования» и др.

Труд, деятельность и профессия - понятия, используемые в разных науках, тесно взаимосвязаны, но одновременно имеют свою специфику. Деятельность обычно определяют как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В ходе деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Под трудовой деятельностью, как правило, понимают такую форму деятельности, которая направлена на производство определенных общественно полезных, значимых, важных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности общества и личности.

Понятие «труд» всегда связано с понятием «деятельность» и определяется именно через нее, т. е. всякий труд - это деятельность, но деятельность бывает не только трудовой.

В исследованиях ученых установлены следующие критерии существования профессии:

- общественная необходимость;

- временные границы существования;

- коллективная форма осуществления;

- дискретно-единичная форма представления конкретной профессии в общественном сознании и интегрированная форма связей ее с другими единицами мира профессий;

- профессиональная подготовка как единственный способ овладения профессией (профессия - это занятие, которому надо специально обучать).

По признаку предметной области деятельности с целью профессиональной ориентации выделяется пять областей трудовой профессиональной деятельности человека:

  1. «Человек - природа». Профессии этого типа связаны с изучением живой и неживой природы, уходом за растениями и животными (лесовод, агроном, эколог, овощевод, зоотехник, микробиолог и др.).
  2. «Человек - человек». Профессии данного типа связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием, правовой защитой человека (артист, учитель, врач, экскурсовод, продавец, менеджер и др.).
  3. «Человек - техника». Профессии этого типа связаны с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией и ремонтом технических средств (водитель, каменщик, механик, сварщик, электромонтер и др.).
  4. «Человек - знаковая система». Профессии этого типа связаны с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми, световыми сигналами (программист, экономист, бухгалтер, чертежник, телефонист, топограф, библиограф, наборщик и др.).
  5. «Человек - художественный образ». Профессии этого типа связаны с моделированием, созданием, исполнением художественных произведений, созданием образов (художник, музыкант, актер, писатель, ювелир, скульптор, модельер и др.).

Целью общего образования выступает социализация, целью профессионального образования - профессионализация обучающихся, выработка профессиональных компетенций и подготовка к будущей профессиональной жизни. Поэтому понятие трудового обучения и профессионального образования существенно различаются как по преследуемой ими цели, так и по содержательному наполнению.

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Определенную отрасль знания называют наукой, когда соблюдаются следующие необходимые условия:

  1. четко выделен, обособлен и зафиксирован предмет исследования;
  2. для его изучения применяются объективные методы исследования;
  3. зафиксированы объективные связи (законы и закономерности) между факторами, процессами, составляющими предмет изучения;
  4. установленные законы и закономерности позволяют предвидеть (прогнозировать) будущее.

Профессиональная ориентация рассматривается ею в единстве с профессиональным самоопределением. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение на уровне общеобразовательной школы являются важными элементами дополнительного профессионального образования. В то же время между ними есть существенное различие, и они не исчерпывают содержания дополнительного профессионального образования.

Профессиональная педагогика имеет специфический предмет исследования - процесс подготовки человека в системе профессионально-образовательных общественных отношений (от пропедевтического «нулевого» уровня через все уровни общего образования, уровни профессионального образования) и формирования профессиональной компетентности посредством освоения профессиональных компетенций, предъявляемых к профессиональной деятельности.

Развитие направленности личности происходит в процессе воспитания, развитие опыта - в ходе обучения, а развитие психических процессов - это и есть собственно развитие личности, третий компонент целенаправленного образовательного процесса.

Основная задача профессиональной педагогики как науки - сформировать вектор направленности профессионального становления личности в современную постиндустриальную эпоху, пронизывающий всю жизнь индивида, получающего образование.

3. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Целью общего образования является освоение жизненного опыта человечества (в большей степени на теоретическом уровне). В учебных заведениях осуществляется ориентация на становление личностных характеристик выпускника (подготовка к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества). Овладение способами мыслительной деятельности направлено на интеллектуальное развитие обучающегося. Тем самым осуществляется социализация личности. Это предмет и задача общего образования, а следовательно, и цель общей педагогики как методологии общего образования. Школа не должна подменять профессиональную образовательную организацию, что имело место в недавней истории отечественного образования. Ее задача - создать базу для дальнейшего освоения профессии, научить учиться, воспитать законопослушного гражданина, личность с прочной нравственной основой.

Освоение же способов предметной деятельности непосредственно связано с овладением практическими умениями, компетенциями, в том числе трудовыми и профессиональными. Эта сторона образовательного процесса раньше практически не учитывалась. Развитие компетентностного подхода связано с осознанием в обществе необходимости придания образованию деятельностной направленности. А это уже прерогатива профессиональной педагогики, что обусловливает необходимость определения специфичности ее предмета и задач перед личностью и обществом. Таким образом, обосновывая статус профессиональной педагогики как науки, можно говорить о ее особой роли в современном образовательном процессе, поскольку освоение жизненного опыта возможно только в процессе деятельности.

Задача профессионального образования сегодня - осуществлять подготовку к трудовой, профессиональной деятельности. В связи с этим во ФГОСах профессионального образования представлен комплекс общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, в формулировке которых определяющими являются глаголы (уметь, владеть, быть готовым, быть способным к совершению конкретных действий).

Таким образом, образовательные стандарты убедительно свидетельствуют о формировании в школе системы профессиональной ориентации как элемента профессионального образования. Цель общего образования - формирование личности, умеющей учиться и выстраивать дальнейшую, уже профессиональную, траекторию развития.

Предлагаемый метод профессиональной педагогики позволяет рассматривать в качестве предмета данной науки саморазвивающуюся личность в системе образовательных отношений, цель которых - формирование готовности личности к профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному развитию.

4. МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Внутридисциплинарное знание представляет собой сложноразветвленную и функционально взаимосвязанную систему. Ее элементами выступают не отдельные науки, а отрасли знания внутри одной науки. В научной и педагогической литературе неоднократно предпринимались попытки классификации педагогических наук.

Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания и обучения на протяжении всего периода получения общего образования; возрастная педагогика направлена на изучение возрастных особенностей обучающихся и построение системы воспитания с учетом этих особенностей; предметом специальной педагогики являются люди с отклонениями в физическом и психическом развитии; воспитание граждан, находящихся в местах лишения свободы, выступает предметом исследования пенитенциарной педагогики и т.д. Учитывая тот факт, что предметом профессиональной педагогики является педагогический процесс формирования личности в системе профессиональных образовательных отношений, профессиональную педагогику ставили иногда в один ряд с перечисленными отраслями педагогической науки. Но и это основание представляется необходимым, но недостаточным для научной классификации педагогических наук.

Часто авторы учебных пособий просто перечисляют структурные образования внутри педагогики, даже не пытаясь установить между ними какие- либо связи, в ряде учебников раздел о структуре педагогики и вовсе отсутствует, либо авторы учебников, понимая значимость данной информации, включают ее в текст, однако не дают названий выделенных внутри педагогики феноменов, обходя тем самым вопрос об их статусе.

На фоне обозначенных подходов представляет особый интерес нелинейная классификация В. М. Полонского, который, отмечая наличие на современном этапе большого разнообразия педагогик, предлагает построить их классификацию по разным основаниям, в качестве которых называет ряд принципов:

- возрастной принцип позволяет выделить педагогику раннего детства, дошкольную педагогику, педагогику школы, андрагогику, геронтологику;

- принцип нормы психического, физического, эмоционального развития человека или различных отклонений от нее дает возможность выделить коррекционную педагогику и ее разделы (тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия и т. д.), а также междисциплинарные области (лечебная педагогика, оздоровительная педагогика, школьная гигиена и т. д.);

 - принцип профессиональной ориентации позволяет выделить области педагогики в зависимости от целей подготовки людей к различным видам деятельности: военной, спортивной, социальной работе;

 - принцип преемственности обучения вне образовательной организации является основанием для выделения семейной педагогики, внешкольной педагогики, послевузовской педагогики;

 - принцип деления по уровням образования дает возможность выде лить педагогику начального образования, педагогику средней школы, педагогики высшей школы. Доминирующим основанием выступают образовательные стандарты;

- принцип деления по совокупности персонализированных учений о воспитании и образовании позволяет выделить педагогику Монтессори, педагогику Френе, вальдорфскую педагогику и др.;

 - принцип деления по направлениям (целям) дает возможность выделить гуманистическую педагогику, педагогику сотрудничества, прагматическую, рационалистическую, социалреконструктивистскую, христианскую педагогику, педагогическую антропологию;

 - принцип деления областей педагогики по методам исследования является основанием для выделения экспериментальной педагогики, сравнительной педагогики, рефлексологической педагогики, педологии;

 - географический, страноведческий принцип позволяет выделить области педагогики по историческим периодам и странам - педагогику античного общества, педагогику Ближнего Востока, воспитание и обучение в Средние века и др.

При этом он не отрицает традиционного деления педагогики на составляющие - дидактику, теорию воспитания, методику.

Целеполагание выступает в качестве реального интегратора различных действий в конкретную систему, включающую в себя цели, средства и результат. При определении специфики профессиональной педагогики, ее места в структуре педагогики следует руководствоваться идеей целеполагания, состоящей в формировании компетентно развитой личности в процессе профессионального образования и профессионального саморазвития человека в течение всей его жизни.

Как методология профессионального образования профессиональная педагогика имеет сферы проникновения на уровень общего образования в виде уроков технологии, изобразительного искусства, внеурочных мероприятий и т. д., что является уже профессиональной подготовкой учащихся, а это входит в сферу профессиональной педагогики. При этом в сферу действия общей педагогики входит ряд общеобразовательных дисциплин, которые аналогично проникают и имеют продолжение на уровне профессионального образования (иностранный язык, русский язык, история, математика и др.). Но различие целеполагания общей и профессиональной педагогики все ставит на свои места. Общая педагогика (педагогика общего образования) является методологией общего образования как на уровне общего, так и профессионального образования, соответственно профессиональная педагогика (педагогика профессионального образования) - методологией профессионального образования на всех уровнях образования.

Таким образом, цели общей и профессиональной педагогики разные и средства достижения этих целей имеют свою специфику. В приведенной таблице сделана попытка выявить различия общей и профессиональной педагогики по ряду основных критериев.

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профессиональный уровень значительной части работников российских организаций не соответствует требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, в течение последних десятилетий система образования страны развивалась неадекватно потребностям экономики по структуре и качеству подготавливаемых специалистов. Примерно 60-70 % выпускников государственных вузов не идут работать по специальности. В результате реорганизации количество вузов и филиалов в России сокращается.

Одна из основных целей современных международных исследований - разработка подходов к подготовке нового типа специалиста, конкурентоспособного на рынке труда с момента окончания им образовательного учреждения. Достижение этой цели требует серьезной перестройки деятельности профессиональной школы по следующим направлениям:

- учет потребностей индивида в получении образования и рынка труда в соответствующих специалистах;

- взаимодействие учреждений профессионального образования с объединениями работодателей, профсоюзами, органами по труду и занятости;

- включение профессионального образования в систему мониторинга рынка труда;

- участие образовательных учреждений в формировании новых и корректировке действующих образовательных стандартов.

Следует обратить внимание на то, что ряд понятий, используемых на всех уровнях образования, отражает в основном специфику общего образования. И если в первом пункте данной статьи дается определение понятия «образование», приемлемое для всех уровней образования, и для профессионального образования в частности: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта Деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Одной из причин этого терминологического, а порой и дефиниционного беспорядка является то, что на уровне высшего образования отсутствует слово «профессиональное», а в понятийном аппарате - дефиниция профессии. А поскольку их нет, то и профессиональные компетенции, которые необходимо сформировать в процессе обучения, тоже оказались не очевидными. Хотя во ФГОСах (федеральные государственные образовательные стандарты.) нового поколения есть понятия и общепрофессиональных и профессиональных компетенций

Нормативно-правовым обоснованием актуальности и насущной потребности в развитии системы профессионально-педагогического образования является появление профессиональных стандартов - разных для системы общего и профессионального образования. Их принятие подтверждает актуальность и практическую значимость нашего подхода, акцентируя внимание на существенных отличиях подготовки преподавателей для системы общего и профессионального образования, специфике профессионально-педагогического образования в отличие от педагогического образования, подразумевающего подготовку педагога для системы общего образования, и необходимость дальнейшего изучения и развития проблем профессиональной педагогики. Эта необходимость, на наш взгляд, вызвана тем, что подготовку всех преподавателей: и школьных учителей, и педагогов специальных, коррекционных организаций, и преподавателей всех профессиональных образовательных организаций - включили в один реестр «Педагогическое образование». На мой взгляд, четкое понимание и деление педагогического образования на общепедагогическое и профессионально-педагогическое многие явления и понятия поставило бы на свои места, так как стандарты подготовки педагогов для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций разные.

Таким образом, примеры доминирования общего образования над профессиональным просматриваются на протяжении всего анализа нормативно-правовой базы в сфере образования Российской Федерации и системы образования в целом. Для построения рационально функционирующей системы профессионального образования необходимо сбалансировать систему общего и профессионального образования, привести в соответствие нормативную базу и на ее основе осуществлять практику образовательного процесса общей и профессиональной школы будущего.


ВЫВОД

В наш быстроменяющийся век профессиональное развитие персонала приобретает особое значение и становится неотъемлемым условием успешного функционирования любой организации. Учитывая специфику российского рынка, особенностью которого являются быстрые и частые изменения, как внешних условий предприятия, так и внутренних, можно констатировать, что развитие системы профессионального обучения в организации определяет не только успешность ее развития, но и выживаемость.

Всякому специалисту для преподавания в системе профессионального образования необходима специальная, методическая, педагогическая, психологическая подготовка. Поэтому роль и значение системы профессионально-педагогического образования еще предстоит осмыслить и отвести ему соответствующее место. А это, в свою очередь, меняет подход к определению роли и места профессиональной педагогики в системе подготовки преподавателей профессионального образования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуальные проблемы педагогической науки (науковедческий аспект) / под общ. ред. А. П. Тряпицыной. Санкт-Петербург: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2001.
  2. Доценко Е. Л. Педагогика и психология: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения / Е. Л. Доценко, И. Г. Фомичева. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2001.
  3. Леднев В. С. Содержание образования: учебное пособие / В. С. Леднев. Москва: Высшая школа, 1989.
  4. Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. 3-е изд., перераб. Москва: Эгвес, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий для специальности 260807 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделиРабочая программа профессионального модуля "Организация процесса приготовления и приготовление...

Выбор теоретико-методологической стратегии для построения модели формирования информационно-профессиональной культуры студентов колледжа

Для решения любой исследовательской задачи определяющим является выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве которой выступают подходы. Эти подходы будут использоваться нами для построения ...

ТЕСТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий для специальности 260807 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Тест состоит из тестовых (контрольных) заданий и правильных (обр...

Рабочая программа профессионального модуля «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий».

Рабочая программа профессионального модуля «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий» является частью основной профессиональной образовател...

Реферат "Организация процесса профессионального обучения"

Реферат "Организация процесса профессионального обучения"...