Методическая разработка практического занятия «Наружные акушерские исследования (4 приема Леопольда-Левицкого), выслушивание сердцебиения плода»
методическая разработка

Куулар Айлана Анатольевна

Данная методическая разработка, направленная на закрепление и совершенствование знаний, формирование профессиональных, общих и личностных компетенций через фронтальный опрос, решение клинических и ситуационных задач, беседы и групповую командную игру студентов.

Эти методы обучения являются активными, пробуждающими у студентов к активной мыслительной деятельности в процессе освоения учебным материалом, к самостоятельной работе с реальными объектами профессиональной деятельности (беременными).

Развивают умения конструктивного общения, формирует умения работать в коллективе, развивают высокие нравственные качества.

Моделирование профессиональной деятельности медицинского работника ориентировано на развитие творчески и социально развитой личности, обладающей не только профессиональными навыками, но и способным четко и последовательно излагать свои мысли, подкрепленные полученными знаниями.

Указанные умения и навыки имеют не только образовательное, но и воспитательное значение. Они должны помочь студентам формулировать высказывания на общественно значимые темы, отстаивать свою точку зрения, строить рассуждения, составлять тезисы, приводить аргументы и доказательства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuular_a.a._otkr.urok_.docx60.82 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ГБПОУ РТ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрено на заседании ЦМК 4                                                              «Утверждаю»

Протокол №________                                                                           Зам.директора по УР

«____»_________20__ г.                                                                   ________Шалчима Р.С.

_______________Балдар Н.М.                                                          «___»________20___г.

Методическая разработка

практического занятия

 «Наружные акушерские исследования (4 приема Леопольда-Левицкого), выслушивание сердцебиения плода»

Дисциплина: ОПЦ.07  «Здоровый человек и его окружение»

раздел 1 «Зрелый возраст»

Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»

Разработчик: преподаватель ОПЦ.07 «Зрелый возраст» Куулар А.А.

Наставник: С.М.Монгуш, директор РМК

Кызыл-2023

Пояснительная записка

Данная методическая разработка, направленная на закрепление и совершенствование знаний, формирование профессиональных, общих и личностных компетенций через фронтальный опрос, решение клинических и ситуационных задач, беседы и групповую командную игру студентов.

Эти методы обучения являются активными, пробуждающими у студентов к активной мыслительной деятельности в процессе освоения учебным материалом, к самостоятельной работе с реальными объектами профессиональной деятельности (беременными).

Развивают умения конструктивного общения, формирует умения работать в коллективе, развивают высокие нравственные качества.

Моделирование профессиональной деятельности медицинского работника ориентировано на развитие творчески и социально развитой личности, обладающей не только профессиональными навыками, но и способным четко и последовательно излагать свои мысли, подкрепленные полученными знаниями.

Указанные умения и навыки имеют не только образовательное, но и воспитательное значение. Они должны помочь студентам формулировать высказывания на общественно значимые темы, отстаивать свою точку зрения, строить рассуждения, составлять тезисы, приводить аргументы и доказательства.

Тема: «Наружные акушерские исследования (4 приема Леопольда-Левицкого), выслушивание сердцебиения плода»

Вид: практическое занятие

Тип: комбинированный, урок закрепления полученных знаний.

Курс, группа: 1 курс 1 группа по специальности 31.02.01 «Лечебное дело», 3 бригада (10 чел.)

Цели занятия:

Учебные цели:

После изучения данной темы студент должен уметь:

- осуществлять сбор анамнеза у беременной;

- диагностировать беременность и определить ее сроки;

- проводить наружное акушерское исследование с целью определения расположения плода в полости матки (приемы Леопольда – Левицкого);

- выслушивать и подсчитывать сердцебиение плода акушерским стетоскопом;

- заполнить фрагмент Индивидуальной карты беременной.

После изучения данной темы студент должен знать:

- методы диагностики беременности;

- методы обследования беременных: общие и специальные методы;

- дополнительные методы исследования беременных.

Развивающие цели:

- развитие интереса к учебному курсу;

- развить навыки самостоятельной работы, способность организовывать собственную деятельность,

- выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Воспитательные цели:

формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью;

- воспитание этико-деонтологических норм в общении друг с другом, с пациентами.

В результате изучения данной темы на практическом занятии у студента должны формироваться следующие общие компетенции

ОК 1        Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 2        Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 4        Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

Изучение данной темы на практическом занятии способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих основному виду профессиональной деятельности:

ПК 4.1 Участвовать в организации и проведении диспансеризации населения фельдшерского участка различных возрастных групп и с различными заболеваниями.

ПК 4.2 Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.3 Осуществлять иммунопрофилактическую деятельность.

ПК 4.4 Организовывать среду, отвечающую действующим санитарным правилам и нормам.

ПК 6.2 Участвовать в обеспечении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

ПК 6.5        Вести учетно-отчетную медицинскую документацию при осуществлении всех видов первичной медико-санитарной помощи и при чрезвычайных ситуациях, в том числе в электронной форме.

ПК 6.6        Использовать медицинский информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в работе.

ПК 6.7        Осуществлять защиту персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну. Личностные компетенции:

ЛР 13. Уважать человеческую жизнь независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов на человека

ЛР 14. Быть готовым оказать необходимую помощь по спасению жизни человека.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Время: 45 мин.

Методы и приемы: метод проблемного изложения в обучении, частично-поисковый, словесный (коммуникативный). 

Ход занятия:

1.  Вводная часть – 5 мин.

2.  Основная часть – 35 мин.

3.  Заключительная часть – 5 мин.

Место проведения занятия: 23 кабинет.

Оснащение занятия: ноутбук, видеопроектор, мультимедийное видео «Приемы Леопольда-Левицкого», рабочая тетрадь, акушерский фантом, акушерский стетоскоп, тонометр, фонендоскоп. Индивидуальная карта беременной, одноразовые перчатки, индивидуальная пеленка, контролирующий материал с модельными ответами, алгоритмы выполнения манипуляций.

План подготовки и оснащение открытого урока:

  1. Разработать план проведения открытого урока
  2. Подготовить теоретический материал по теме
  3. Торс беременной женщины для наружного акушерского осмотра
  4. Кушетка медицинская
  5. Манипуляционный стол
  6. Стетоскоп акушерский
  7. Пеленка одноразовая медицинская стерильная
  8. Салфетки антибактериальные
  9. Ёмкость-контейнер для медицинских отходов класса «А»
  10. Пакет для утилизации медицинских отходов класса «А»
  11. Перчатки медицинские нестерильные
  12. Форма медицинской документации: индивидуальная карта беременной и родильницы, форма 111/у

Перечень обязательных манипуляций

Наименование манипуляции.

Уровень усвоения.

Знания

Умения

1.

Сбор анамнеза у беременной.

+

+

2.

Приемы наружного акушерского исследования

по Леопольду – Левицкому.

+

+

3.

Выслушивание сердцебиения плода акушерским стетоскопом.

+

+

Технологическая карта

Наименование этапов

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1.

Вводная. Организационная.

Постановка проблемы.

Переход к цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

5 мин.

Приветствие.

Вводное слово преподавателя.

Озвучивание целей занятия.

Слово преподавателя. Задает проблемные вопросы студентам.

Приветствуют преподавателя. Проверяют свою готовность к уроку, размышляют над высказыванием и отвечают на проблемные вопросы.

2.

Основной

  1. Актуализация ранее изученного материала

 2. Педагогический показ и углубление знаний по теме

Задания №1 Фронтальный опрос

Задание №2 «Удагай какой Прием», кроссворд

30 мин.

Проверяет и корректирует исходный уровень знаний студентов.

Углубить знания по теме. Задает вопросы по пройденной теме

  1. Внимательно слушают вопросы.

Отвечают на вопросы.

  1. Играют командой в кроссворд.

Делают выводы.

3.

Перерыв

5 мин

Физкультминутка

Здоровье сберегающая технология

4.

Заключительный

Итог

Рефлексия

Домашнее задание.

5 мин.

Подводит итоги.

Возвращается к эпиграфу урока.

Задает вопросы.

Обсуждает результаты занятия.

Дает задание на дом.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Делают выводы.

Выступают, высказывают свое мнение о проведенном занятии.

Записывают задание. Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

Ход урока:

«В руках медицинского работника - будущее»

I. Вводная. Организационная.

Постановка проблемы.

Переход к цели и задачам урока. Мотивация учебной деятельности.

Вопросы аудитории:

 вам нравится выступать перед аудиторией?

 тема сегодняшнего занятия актуальна для вас?

 будет ли она для вас полезной и интересной?

Слово преподавателя: 

- Здравствуйте, дорогие студенты кто бригадир группы, пожалуйста, скажите, кто отсутствует, по какой причине отсутствуют? Спасибо садитесь.

 - Вашему вниманию будет представлено видео. Вы должны внимательно посмотреть, оценить, узнать и вспомнить знания которые проходили в прошлом практическом занятии. Видео покажет суть сегодняшнего занятия, вы должны определить тему и название занятия (Пожалуйста, внимание на экран).

- Дорогие студенты вы посмотрели видео, как вы думаете, как называется наше занятие??? Пожалуйста, кто ответит…….. Молодцы, абсолютно верно.

Тема сегодняшнего занятия: «Наружные акушерские исследования (4 приема Леопольда-Левицкого), выслушивание сердцебиения плода».

Приемы Леопольда-Левицкого – это пальпационный акушерский метод, применяемый к пациенткам в предродовые периоды беременности.

 Цель метода заключается в определении положения плода на дне матки и его предлежания на входе в малый таз. Этот вид ручной диагностики беременных, относится к одному из самых распространенных методов в акушерстве. Определение позиции плода позволяет распознать его положение и позицию в полости матки.

        Следующим этапом нашего занятия будет опрос, вы должны были подготовиться к наводящим вопросам по данной теме. Ответ должен быть ясный, четкий, оценивать буду по бальной системе, 1 балл за 1 правильный ответ.

 Итак, внимание, слушаем внимательно вопрос:

1. Отношение крупной части плода к плоскости входа в малый таз – это…

2. Виды положений плода в полости матки?

3. Сколько приемов наружного акушерского исследования по Леопольду?

4. Что определяем I-м приемом Леопольда?

5. Что определяем II приемом Леопольда?

6. Что определяем III приемом Леопольда?

7. С какого срока беременности можно выслушивать сердцебиение плода акушерским стетоскопом?

Модельные ответы к фронтальному опросу

  1. Предлежание плода.
  2. Продольное, поперечное и косое.
  3. Четыре.
  4. Высоту стояния дна матки и часть плода, располагающуюся в дне матки.
  5. II приемом Леопольда определяется положение, позиция и вид плода.
  6. III приемом Леопольда определяется предлежащая часть плода, ее подвижность.
  7. После 20-21 недели беременности.

Молодцы, вы прекрасно справились с индивидуальным заданием, активно отвечающих  я отметила, в конце занятия всем будут выставлены оценки.

- Мы знаем что, решение кроссвордов - это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит, воспитания ребёнка-интеллектуала, умственное развитие ребёнка - необходимая часть воспитания разносторонней личности. 

Перед вами 2 кроссворда. Вы должны разделиться на 2 команды и активно поучаствовать в разгадывании кроссворда на тему сегодняшнего занятия.

Всего вопросов 5 по горизонтали и по вертикали. Каждый студент подходит, читает вопрос, пишет свой ответ, передает свой фломастер следующему участнику своей команды. Время ограниченное, на отгадывание кроссворда вам дается 5 минут. Начинаем……Вам понравилось? Вам интересно?

- Дорогие студенты вы наверно переутомились, давайте сделаем небольшую физминутку (музыка). Спасибо, садитесь.

- Для закрепления  знания вашему вниманию будет представлен «Наружное акушерское исследование (4 приема Леопольда-Левицкого), выслушивание сердцебиения плода». Каждый прием имеет последовательность и определенные правила.

Последовательность действий: Беременная укладывается на кушетку, на чистую и стерильную пелёнку. Просим женщину освободить от одежды живот, согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах.

Первый приёмОпределение высоты стояния дна матки и крупной части плода, расположенной в дне.

Ладонные поверхности обеих рук располагаются на дне матки, плотно обхватываем его, пальцы должны быть обращены друг к другу. Определяем высоту стояния дна матки и крупную часть плода, находящуюся в дне. Если определяется крупная мягкая часть - ягодички; если крупная плотная баллотирующая часть - головка.

Второй приёмОпределение положения плода, позиции и вида позиции.

Ладони спускаются со дна матки на правую и левую ее стороны на уровне пупка и чуть ниже. Одна рука остаётся неподвижной, вторая бережно пальпирует боковую поверхность матки, затем движения рук меняются. Если под рукой пальпируется широкая, гладкая, изогнутая поверхность – это спинка, если мелкие подвижные бугры – это мелкие части.

Третий приёмОпределение предлежащей части плода.

Предлежащей частью называется та часть плода, которая расположена над входом в малый таз и первой проходит по родовым путям.

Правая рука располагается над лоном. Пальцами охватываем предлежащую часть плода, так, чтобы большой палец находился на одной стороне, а четыре остальных на другой стороне нижнего сегмента матки, бережно погружаем пальцы вглубь. Левая рука располагается на дне матки для сравнения. Определяем: предлежащую часть плода и её подвижность. Если над лобком пальпируется округлая баллотирующая плотная часть - предлежание головное, если крупная мягкая - предлежание тазовое. Подвижность предлежащей части определяется с разумным усилием.

Четвёртый приёмОпределение высоты стояния предлежащей части плода.

Проводится в родах. Акушерка встаёт лицом к ногам женщины. Ладони обеих рук расположены справа и слева на нижнем сегменте матки, кончики пальцев касаются верхнего края симфиза.

Определяем: насколько предлежащая часть плода прижата ко входу в малый таз или опустилась в полость малого таза.

Если над верхним краем симфиза пальпируется вся головка плода и она неподвижна - головка прижата ко входу в малый таз (пальцы рук сходятся или почти сходятся).

Если пальпируется большая часть головки - головка опустилась в полость малого таза малым сегментом (пальцы рук немного расходятся).

Если пальпируется меньшая часть головки - головка опустилась в полость малого таза большим сегментом (пальцы рук расположены параллельно).

Если пальпируется шейка и крупная мягкая часть плода над симфизом - головка опустилась в полость малого таза (пальцы рук расходятся).

Выслушивание и подсчёт сердцебиения плода

Цель: Выслушивание сердцебиения плода и его оценка.

Показания: Наблюдение за состоянием плода во время беременности и родов.

Подготовить: кушетку, пеленку, акушерский стетоскоп.

Последовательность действий:

- Постелить пелёнку, вымыть руки.

- Беременную укладывают на кушетку на спину.

- Приемами Леопольда-Левицкого определяют положение плода, предлежание, позицию и вид позиции.

Сердцебиение плода выслушивается со стороны спинки плода, ближе к головке.

Поэтому стетоскоп устанавливается

в зависимости от позиции плода:

слева - при 1 позиции,

справа - при 2 позиции,

в зависимости от предлежания плода:

при головном предлежании - чуть ниже пупка,

при тазовом - чуть выше пупка,

при поперечном положении плода - на уровне пупка.

Стетоскоп плотно прижимается между животом беременной и ухом акушерки (стетоскоп рукой не придерживать).

- Во время подсчёта сердцебиения плода необходимо обязательно сравнивать его с пульсом матери. Затем по секундомеру подсчитать количество ударов сердцебиений плода за 15 секунд и умножить на 4.

- Оценивают: частоту, звучность, ритмичность тонов.

        Последнее задание нашего занятия это решение клинических задач. Проводится с целью проверки готовности осуществлять диагностический поиск, анализировать информацию, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. В обсуждении задач участвуют 2 команды бригады.

Тем студентам, которые были активны, дополняли и исправляли ответы, общий балл повышается.

Клиническая ситуация № 1

Первобеременная А, 25 лет обратилась к акушерке ФАП 10 декабря.

Анамнез: последняя менструация 3 апреля, первое шевеление плода ощутила 21 августа.

Объективно: живот овоидной формы, дно матки на уровне мечевидного отростка. Окружность живота 100 см. высота стояния дна матки 35 см.

При пальпации живота в области дна матки пальпируется крупная, мягкая, малоподвижная часть плода. В левой боковой стороне матки прощупываются мелкие подвижные части плода, меняющие свое положение, в правой - широкая овальная поверхность плода. Над входом в малый таз пальпируется предлежащая часть плода в виде крупной, плотной, баллотирующей части. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 138 уд./ мин., справа ниже пупка.

3адание

1. Оцените ситуацию и обоснуйте.

Определите положение, позицию и предлежащую часть плода.

2. Определите предполагаемую массу плода. Определите срок родов по последней менструации и 1-му шевелению плода.

Клиническая ситуация № 2

На очередной прием 8 декабря в женскую консультацию обратилась первобеременная с жалобами на изжогу и запоры.

Даты последней менструации пациентка не помнит, первое шевеление плода 21 августа.

Объективно: живот овоидной формы. Высота стояния дна матки 35 см, окружность живота – 96 см, пупок сглажен. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 136 уд./мин., слева ниже пупка. В дне матки пальпируется мягковатая, с нечеткими контурами часть плода, над входом в малый таз пальпируется плотная, баллотирующая часть плода. Справа пальпируется широкая часть плода, слева – мелкие части.

Задание.

1.Оцените ситуацию и обоснуйте.

Перечислите признаки, подтверждающие срок беременности.

2.С чем могут быть связаны вышеперечисленные жалобы?

Дайте рекомендации пациентке.

Модельные ответы к клиническим ситуациям

Клиническая ситуация № 1

1. Диагноз: Беременность 36 недель, положение плода продольное, вторая позиция, головное предлежание.

2. Срок родов по последней менструации 10.01.

Срок родов по 1-му шевелению – 09.01.

ПМП – 3500г.

Клиническая ситуация № 2

1. Диагноз: Беременность 36 недель, положение плода продольное, вторая позиция, головное предлежание.

Диагноз установлен наружным акушерским исследованием.

2. Запоры связаны с атонией кишечника. Пациентке необходимо включить в рацион продукты, стимулирующие функцию кишечника: молочнокислые продукты, овощи. Для предупреждения изжоги можно рекомендовать минеральную воду без газов, семечки в небольшом количестве, не ложиться сразу после приема пищи.

Рефлексия.

Наводящие вопросы преподавателя:

1. Насколько важно знать и уметь делать акушерские методы исследования?

2. Какие из практических приемов вы хотели бы взять на вооружение? Почему?

3. Какую роль играют средства общения? Почему общение в медицине важно общение?

4. Понравилось ли занятие, полученные навыки?

5. Какие знания вы получили после занятия?

Задание на дом:

Тема. «Измерение окружности живота и высоты стояния дна матки»

  1. Организация работы при измерении окружности живота и высоты стояния дна матки
  2. Организация диспансерного наблюдения беременных в женской консультации.
  3. Объем обследования беременной в женской консультации.

Формы УИРС: подготовка рефератов с мультимедийной презентацией:

- Гигиена беременной.

- Питание беременной в первой и второй половине беременности.

- Физиопсихопрофилактическая подготовка беременной к родам.

- Роль ЛФК во время беременности.

- Подготовка к семейным родам.

Литература для студентов

Основные источники:

1. Гуськова, Н.А., Солодейникова, М.В. Акушерство Сивочалова О.В. СПб.: СпецЛит, 2015.

2. Дзигуа М.В. Физиологическое акушерство. Учебник для медицинских училищ и колледжей. Москва. Издательская группа «ГЭОТАР - МЕдиа», 2015.

3. Дуда, В. И. Акушерство: учебник / В. И. Дуда, Вл. И. Дуда, И. В. Дуда. – Минск : высш. шк., 2014.

4. Материалы лекции.

Дополнительные источники:

1.Андросова, Е Н. Овруцкая, З. Л. Акушерство и гинекология / методические рекомендации по выполнению манипуляций / - М.: АНМИ, 2014.

Электронные источники:

1.Электронное приложение к учебнику «Акушерство. Учебник для акушерских отделений средних специальных медицинских заведений». под ред. В.Е. Радзинского - М.: ГЭОТАР- Медиа. - 2008.

Интернет-источники:

http://www.mednet.ru, www.mgkb2.ru, www.izbrannoe.ru

Приложение 1

Вопросы к фронтальному опросу

Каждому студенту по цепочке задается вопрос.

Время на обдумывание минимальное.

Правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл.

При затруднении с ответом отвечать будет студент, первый поднявший руку (за дополнительный ответ – поощрительный балл).

Время фронтального опроса – 5 минут.

1. Отношение крупной части плода к плоскости входа в малый таз – это…

2. Виды положений плода в полости матки?

3. Сколько приемов наружного акушерского исследования по Леопольду?

4. Что определяем I-м приемом Леопольда?

5. Что определяем II приемом Леопольда?

6. Что определяем III приемом Леопольда?

7. С какого срока беременности можно выслушивать сердцебиение плода акушерским стетоскопом?

Модельные ответы к фронтальному опросу

  1. Предлежание плода.
  2. Продольное, поперечное и косое.
  3. Четыре.
  4. Высоту стояния дна матки и часть плода, располагающуюся в дне матки.
  5. II приемом Леопольда определяется положение, позиция и вид плода.
  6. III приемом Леопольда определяется предлежащая часть плода, ее подвижность.
  7. После 20-21 недели беременности.

Приложение 2

Разбор проблемных клинических ситуаций.

Проводится с целью проверки готовности студентов осуществлять диагностический поиск, анализировать информацию, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач.

В обсуждении задач участвуют все студенты группы.

Тем студентам, которые были активны, дополняли и исправляли ответы, общий балл повышается.

Клиническая ситуация № 1

Первобеременная А, 25 лет обратилась к акушерке ФАП 10 декабря.

Анамнез: последняя менструация 3 апреля, первое шевеление плода ощутила 21 августа.

Объективно: живот овоидной формы, дно матки на уровне мечевидного отростка. Окружность живота 100 см. высота стояния дна матки 35 см.

При пальпации живота в области дна матки пальпируется крупная, мягкая, малоподвижная часть плода. В левой боковой стороне матки прощупываются мелкие подвижные части плода, меняющие свое положение, в правой - широкая овальная поверхность плода. Над входом в малый таз пальпируется предлежащая часть плода в виде крупной, плотной, баллотирующей части. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 138 уд./ мин., справа ниже пупка.

3адание

1. Оцените ситуацию и обоснуйте.

Определите положение, позицию и предлежащую часть плода.

2. Определите предполагаемую массу плода. Определите срок родов по последней менструации и 1-му шевелению плода.

Клиническая ситуация № 2

На очередной прием 8 декабря в женскую консультацию обратилась первобеременная с жалобами на изжогу и запоры.

Даты последней менструации пациентка не помнит, первое шевеление плода 21 августа.

Объективно: живот овоидной формы. Высота стояния дна матки 35 см, окружность живота – 96 см, пупок сглажен. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 136 уд./мин., слева ниже пупка. В дне матки пальпируется мягковатая, с нечеткими контурами часть плода, над входом в малый таз пальпируется плотная, баллотирующая часть плода. Справа пальпируется широкая часть плода, слева – мелкие части.

Задание.

1.Оцените ситуацию и обоснуйте.

Перечислите признаки, подтверждающие срок беременности.

2.С чем могут быть связаны вышеперечисленные жалобы?

Дайте рекомендации пациентке.

Модельные ответы к клиническим ситуациям

Клиническая ситуация № 1

1. Диагноз: Беременность 36 недель, положение плода продольное, вторая позиция, головное предлежание.

2. Срок родов по последней менструации 10.01.

Срок родов по 1-му шевелению – 09.01.

ПМП – 3500г.

Клиническая ситуация № 2

1. Диагноз: Беременность 36 недель, положение плода продольное, вторая позиция, головное предлежание.

Диагноз установлен наружным акушерским исследованием.

2. Запоры связаны с атонией кишечника. Пациентке необходимо включить в рацион продукты, стимулирующие функцию кишечника: молочнокислые продукты, овощи. Для предупреждения изжоги можно рекомендовать минеральную воду без газов, семечки в небольшом количестве, не ложиться сразу после приема пищи.

Приложение 3

АЛГОРИТМ №1

выполнения практического навыка

«Определение членорасположения плода ( Приемы Леопольда)»

Беременная лежит на твердой кушетке на спине, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, пятки вместе, колени разведены.

- Исследующий стоит справа от беременной, лицом к лицу с ней

- Ладони обеих рук исследующий располагает на дне матки, пальцы рук сближает, осторожным надавливанием вниз определяет уровень стояния дна матки и части плода, находящуюся у дна-I прием Леопольда.

- Обе руки со дна матки перемещают вниз до уровня пупка и располагают на боковых поверхностях матки. Пальпацию частей плода производят поочередно правой и левой руками, прижимая противоположную боковую стенку матки. Определяем позицию плода-II прием Леопольда.

- Левая рука исследующего кладется на дно матки, а правая немного выше лонного сочленения, чтобы I палец находился на одной стороне, а 4 на другой стороне нижнего сегмента матки. Медленными и осторожными движениями пальцы погружают внутрь и обхватывают предлежащую часть. Определяют ее форму, консистенцию. Затем короткими легкими толчками стараются сдвинуть предлежащую часть справа налево для определения баллотирования.

- Исследующий становится справа от беременной лицом к ее ногам. Вытянутыми пальцами осторожно проникают вглубь по направлению к полости таза и кончиками пальцев определяют предлежащую часть и степень вхождения в полость малого таза.

Приложение 4

АЛГОРИТМ №2

выполнения практического навыка «Выслушивание сердцебиения плода»

После опорожнения мочевого пузыря беременная ложиться на кушетку с вытянутыми ногами и оголенным животом, подстелив стерильную клеенку.

  • После определения позиции, вида и положения плода акушерский стетоскоп ставится перпендикулярно передней брюшной стенке со стороны спинки (позиции) ближе к головному концу. Воронка стетоскопа плотно прилегает к брюшной стенке и в момент выслушивания сердцебиений плода руками не удерживается.
  • При затылочном предлежании сердцебиение выслушивается ниже пупка; при тазовом предлежании сердцебиение выслушивается выше пупка; при поперечных положениях - на уровне пупка.
  • Сердечные тоны выслушиваются в виде ясных ритмичных двойных ударов с частотой 120-160 ударов в минуту.

Приложение 8

Лист оценивания студентов

1 команда

Туры

Фронтальный опрос

Кроссворд «Угадай какой прием»

Клинические задачи

ИТОГО

2 команда

Туры

Фронтальный опрос

Кроссворд «Угадай какой прием»

Клинические задачи

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка практического занятия "Бронхиты. Пневмонии. ХОБЛ" для отделения "Акушерское дело"

материал для спецдисциплин ПМ 02 Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах. МДК 0201 Соматические заболевания, отравления и беременность...

Методическая разработка практического занятия по теме " Инструментальные методы исследования"

В данном материале представлена мультимедийная презентация для проведения практического занятия с использованием методов интерактивного обучения....

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка практического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика

Методическая разработка практического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...

Методическая разработка практического занятия по ПМ 06.01. по теме Санитарно-гигиеническое исследование молока и молочных продуктов

Данная методическая разработка поможет сформировать у студентов медицинского колледжа умений и профессиональных компетенций по санитарно-гигиеническому исследованию молока и молочных продуктов питания...

Методическая разработка практического занятия Слуховая сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система. ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело

Орган слуха - у человека он парный – позволяет воспринимать и анализировать все многообразие звуков внешнего мира. Благодаря слуху  человек не только различает звуки, распознает их характер...