Доклад на тему "Использование игровых технологий на уроках учебной практики"
методическая разработка

Использование игровых технологий на уроках учебной практики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «ТУЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Доклад

на тему:

«Использование игровых технологий на уроках учебной практики»

Малышкина Вера Ивановна

мастер производственного обучения

Тула, 2020


Основная задача моей педагогической деятельности - подготовка конкурентоспособных, всесторонне развитых, квалифицированных рабочих в системе профессионального обучения. Большое внимание я уделяю формированию умений в решении профессиональных задач, организации индивидуального и коллективного труда.

Основное требование, предъявляемое к современному уроку - перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной учебной работы. Именно с применением активных форм обучения развиваются способности обучающихся, инициатива, самостоятельность. При обучении, на уроках учебной практики применяю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, частично поисковый и проблемный методы обучения. На каждом уроке стремлюсь к созданию устойчивой мотивации будущих специалистов.

Достаточно эффективным методом здесь являются деловые игры, а именно такие их виды как игровой момент, деловая ситуация и проблемная задача. Они способствуют созданию положительного эмоционального отношения обучающихся к занятиям, позволяют более длительно сохранить их работоспособность.

Этот метод дает возможность обучающимся  правильно использовать свои знания и умения, представляя себя в роли квалифицированного специалиста различного профиля, сверяя свою точку зрения с мнениями других обучающихся и преподавателя. 

Применение игровых технологий создают неформальную обстановку на уроке и способствуют самореализации обучающихся. Игровой замысел заключается в названии игры.

Применение игровых технологий на уроках учебной практики дает возможность максимально активизировать познавательную деятельность и творческую активность обучающихся, что способствует формированию и развитию профессиональных компетенций. Обучающиеся, являясь участниками дидактических игр, усваивают большее количество информации, основанной на примерах конкретной профессиональной деятельности, моделируемой в игре, приобретают практические навыки принимать ответственные управленческие решения в сложных производственных ситуациях.

Использование на уроках игровых форм дает возможность:

- использовать коллективные формы взаимодействия обучающихся;

- развить и закрепить умения и навыки самостоятельной работы;

- повысить интерес обучающихся к профессии. 

Игровая технология направлена на развитие поведенческих умений, как профессионального, так и социального характера, обучающиеся учатся слушать, анализировать, высказывать свое мнение.

Игровая деятельность состоит из трех компонентов:

  • Игровое состояние, которое характеризует эмоциональное отношение участников к реальным фактам происходящего в определенный промежуток времени.
  • Игровое общение. В игре существует определенная игровая мобилизация личности на решение конкретно поставленных задач и взаимодействие со всеми участниками игры в соответствии с правилами, при этом происходит ориентация деятельности участников игры на выполнение игровой цели, самореализация, получение удовольствия от общения.
  • Собственно игровая деятельность строиться на анализе трех важных элементов деятельности: субъект - индивид, группа, коллектив; объект - характеризуется в зависимости от игры, цели участников взаимодействия; активность, которую направляет субъект на объект.

Как побудить учащихся активно участвовать при закреплении или изучении нового материала? Легко! Играючи!

В условиях игры обучающийся оказывается в ситуации, которая характерна для реальной профессиональной деятельности и ставит его перед необходимостью изменять свои установки, вырабатывать навыки аналитической деятельности,  умения работать в коллективе, брать на себя ответственность за последствия принятых решений. Так же игровая деятельность способствует формированию и развитию новых, более эффективных коммуникативных навыков обучающихся.

Цель использования игровых технологий: раскрытие личностных способностей обучающихся через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности, а так же формирование определенных навыков, развитие определенных речевых умений, обучение умению общаться, в развитии необходимых способностей и психических функций, запоминании речевого материала.

Сценарии деловых ситуаций ориентируются либо на определенную тему, а уже в процессе занятия «роли» адаптируются к конкретной личности; либо на конкретную группу обучающихся. Ориентация на конкретную группу позволяет заранее распределить «роли» с учетом уровня развития и способностей каждого и дать предварительные задания.

Игра может преследовать разные цели и занимать различное место в структуре урока, ее можно проводить в процессе всего занятия или в течение непродолжительного времени. Игра может проявляться как метод конкретных ситуаций, которые развивают способности анализировать и самостоятельно формулировать познавательные задачи. Это может быть и метод поисковых ситуаций. В форме деловой игры могут проводиться итоговые зачеты или фронтальные проверки знаний, используя метод педагогического моделирования.

Главная функция игрового занятия – это обучение в действии, и чем ближе игровая деятельность обучаемых к реальной, тем выше познавательный эффект.

Чаще на уроках не все время отводится игре, а в структуру урока вводятся отдельные игровые элементы.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Приобретение в процессе игры практических навыков позволяют будущему специалист избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Я считаю, что при использовании на уроках игровых элементов формируются общие профессиональные компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 2. Организовать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижений, определенных руководителем, ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, ОК 4. Осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Анализ применения игровых технологий показал, что это способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Нетрадиционная форма обучения это ключ к решению учебно-комплексных задач в изучении материала с различных позиций, повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков, познавательной и практической активности, путь в профессионализм через профессионально – важные качества. Наши обучающиеся должны быть способны развивать производство, стремиться к профессионализму, для того, чтобы чувствовать себя полноправными членами общества.

Игра, не может заменить ни лекций, ни других форм занятий и, следовательно, не является универсальным методом обучения, однако и изменять ее значение в  учебном процессе не стоит. Применение игры на уроках делает их более интересными и более эффективными.

Такой подход способствует развитию самостоятельности и активности учащихся, повышает качество знаний. Учащимся нравится игровая технология, которая дает не только качественную подготовку к экзамену, но и укрепляет память.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Игровая технология как средство формирования общих коммуникативных компетенций".

Цель и задачи игровой технологии. Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций. Этапы реализации игровой технологии на уроках по "Технологии отделочных строительных работ"....

Презентация "Использование инновационных технологий на уроках учебной практики"

Виды инновационных технологий используемых на уроках учебной практики...

Презентация к докладу "Применение бригадной формы обучения на уроке учебной практике"

quot;Применение бригадной формы обучения на уроке учебной практике"...

Статья на тему: "Применение групповой технологии на уроках учебной практики (из опыта работы мастера производственного обучения)"

Данная статья будет полезна при организации работы студентов во время учебной практики при создании коллекций или подготовке для участия в различных конкурсах....

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Данная  статья предназначена для преподавателей  СПО с целью представления и популяризации педагогического опыта в области преподавания учебных дисциплин общепрофессионального и профессионал...

Доклад "Использование современных образовательных технологий на занятиях учебной практики"

На современном этапе развития образования повышаются требования к профессиональному образованию. Главной целью практического обучения при реализации ФГОС СПО является комплексное освоение студентами в...

Доклад На тему: «Инструкционно - технологические карты, как средство организации самостоятельной работы обучающихся на уроках учебной практики»

Инструкционно- технологическая карта– это документ, содержащий в сжатой форме сведения о характере выполняемого  задания, требованиях к нему, материалах, инструментах, оборудовании и приспо...