Статья на тему «Специфика обучения студентов среднего профессионального образования сольному пению»
статья

Кулик Анна Владимировна

В статье рассматривается специфика проведения занятия по сольному пению, для студентов среднего профессионального образования. Приводится краткий план построения урока и пример упражнения на дыхание. Анализируются различные способы изложения материала. Рассматривается метод составления вокальной программы.Раскрывается ценность индивидуального подхода к студенту в ходе учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПБ ГБПОУ «Академия «Локон»

Отделение «Актёрское искусство»

Статья на тему «Специфика обучения студентов среднего профессионального образования сольному пению»

Подготовила преподаватель по сольному пению

Отделения «Актёрское искусство»

Кулик Анна Владимировна

2023г.

Занятие вокалом или сольным пением наиболее доступны студенту среднего профессионального учреждения, но требуют координированной и слаженной работы нервной системы и всего организма в целом. Учебный процесс должен быть последовательным, с соблюдением равномерного уровня нагрузки.

Как правило, студенты, проходят в стенах колледжа пубертатный период, следует быть внимательнее в заключениях и замечаниях, а так же остановках в процессе исполнения произведения. Прислушаться к реакции ученика на тот, или иной темпоритм занятия. Кому-то следует дотошно и с исполнительностью объяснять исполнение каждой ноты и фразы, а кому-то данная подача покажется сложной на психоэмоциональном уровне и вызовет отторжение к предмету. На основе этих особенностей необходимо выстраивать деловые отношения с учащимся и подбирать форму проведения занятия.

На начальном этапе занятий студенту необходимо объяснить основу правильного звукоизвлечения-процесс вокального дыхания, ведь именно на правильном функционировании дыхательной системы во время пения и основывается вокальная школа, которая защищает голосовой аппарат от болезней, связанных с неверным, форсированным звукоизвлечением.

Далее у нас идёт работа с «ментальными» и телесными зажимами. Ученику необходимо объяснить, что голос поддаётся тренировкам и развиваясь становится более ярким и тембрально окрашенным. Необходимо помнить, что у каждого учащегося разные возможности и исходя из этого выстраивать план индивидуальных занятий, которые приведут студента к достижению результата, но в рамках его особенностей и возможностей. От объяснений следует переходить к упражнениям на снятие зажимов в теле, т. к состоянию нашего тела напрямую влияет на процесс звукообразования.

На первых этапах занятий по сольному пению важно грамотно подобрать вокальные упражнения, которые помогут студенту скоординировать процесс дыхания и звукоизвлечения. Это могут быть различные вокальные этюды как в игровой форме, так и с использованием музыкальных инструментов (напр., kazu)которые помогают автоматизировать процесс становления вокальной опоры, заключающей в себе понятия "умеренного выдоха" и удержания "установки вдоха". Всё это закрепляется с помощью вокальных упражнений, подобранных с учётом подготовки студента и их постепенного усложнения.

Далее следует уделить внимание интонационной устойчивости, объяснив ученику важность и ценность точного интонирования. Определить источник интонационной фальши, как правило, это бывает от неразвитости музыкального слуха, или же от неточной вокальной позиции (из-за недостаточной работы мышц внутренней артикуляции, или отсутствия вокальной опоры).

Подбор репертуара вопрос очень сложный и индивидуальный. Выстраивать программу, которая будет заключать в себе принцип от «простого к сложному». На менее сложном примере (напр. песня и м/ф.) можно объяснить и внедрить верный алгоритм работы над вокальным произведением, включая сольфеджирование нотного материала, работу над ритмом,словом,музыкальной фразой и художественным образом. Если учащийся справляется с простым материалом, то программу постепенно следует усложнять.

В процессе работы ученику следует объяснять важность взаимодействия и выполнения надлежащих требований, таких как: эмоциональная вовлечённость в творческий процесс, соблюдение режима сна,питания,гигены голоса и выполнение домашнего задания. Только в результате взаимного обмена энергии и сплочённой работы можно достичь результата.

Я считаю, главный принцип в работе преподавателя по сольному пению заключается в индивидуальном подходе к каждому студенту, внимательности, способности чутко и верно действовать в зависимости от предлагаемых обстоятельств. Умеренность и принцип от «простого к сложному» помогут следовать главной заповеди педагога-не навреди!



Занятие вокалом или сольным пением наиболее доступны студенту среднего профессионального учреждения, но требуют координированной и слаженной работы нервной системы и всего организма в целом. Учебный процесс должен быть последовательным, с соблюдением равномерного уровня нагрузки.

Как правило студенты, проходят в стенах колледжа пубертатный период, следует быть внимательнее в высказываниях и замечаниях, а так же остановках в процессе исполнения произведения. Прислушаться к реакции ученика на тот, или иной темпоритм занятия. Кому-то следует дотошно и с исполнительностью объяснять исполнение каждой ноты и фразы, а кому-то данная подача покажется сложной на психоэмоциональном уровне и вызовет отторжение к предмету. На основе этих особенностей необходимо выстраивать деловые отношения с учащимся и подбирать форму проведения занятия.

На начальном этапе занятий студенту необходимо объяснить основу правильного звукоизвлечения-процесс вокального дыхания, ведь именно на правильном функционировании дыхательной системы во время пения и основывается вокальная школа, которая защищает голосовой аппарат от болезней, связанных с неправильным, форсированным звукоизвлечением.

Далее у нас идёт работа с "ментальными"и телесными зажимами. Ученику необходимо объяснить, что голос поддаётся тренировкам и развиваясь становится более ярким и тембрально окрашенным. Необходимо помнить, что у каждого учащегося разные возможности и исходя из этого выстраивать план индивидуальных занятий, которые приведут студента к достижению результата, но в рамках его особенностей и возможностей. От объяснений следует переходить к упражнениям на снятие зажимов в теле, т.к состоянию нашего тела напрямую влияет на процесс звукообразования.

На первых этапах занятий по сольному пению важно грамотно подобрать вокальные упражнения, которые помогут студенту скоординировать процесс дыхания и звукоизвлечения. Это могут быть различные вокальные этюды как в игровой форме, так и с использованием музыкальных инструментов(напр., kazu)которые помогают автоматизировать процесс становления вокальной опоры, заключающей в себе понятия "умеренного выдоха" и удержания "установки вдоха". Всё это закрепляется с помощью вокальных упражнений, подобранных с учётом подготовки студента и их постепенного усложнения.

Далее следует уделить внимание интонационной устойчивости, объяснив ученику важность и ценность точного интонирования. Определить источник музыкальной, как правило, это бывает от неразвитости музыкального слуха, или же от неточной вокальной позиции(из-за недостаточной работы мышц внутренней артикуляции, или отсутствие вокальной опоры).

Подбор репертуара вопрос очень сложный и индивидуальный. Стоит двигаться от простого к сложному. На простом примере(напр. Песня и м/ф)можно объяснить и внедрить верный алгоритм работы над вокальным произведением, включая в работу сольфеджирование нотного материала, работу над ритмом,словом,музыкальной фразой и художественным образом. Если учащийся справляется с простым материалом,то программу постепенно следует усложнять.

В процессе работы ученику следует объяснять важность взаимодействия и выполнения надлежащих требований, таких, таких как: эмоциональная включённость на уроке, соблюдение режима сна,питания,гигены голоса и выполнение домашнего задания. Только в результате взаимного обмена энергии и сплочённой,совместой работы можно достичь результата.

Я считаю,что самое главное в работе преподавателя по сольному пению-это индивидуальный подход, внимательность и способность чутко и верно действовать в зависимости от предложенных обстоятельств. Умеренность и принцип от "простого к сложному"помогут следовать главной заповеди педагога-не навреди!


Кулик Анна Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Основы экономики» для студентов очной формы обучения специальности среднего профессионального образования 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по учебной дисциплине "Основы экономики" для специальности  СПО 13.02.02 "Теплоснабжение и тепло...

Методические указания для выполнения самостоятельной работы ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА для студентов очной формы обучения специальности среднего профессионального образования 270101 Архитектура

Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по учебной дисциплине "Основы экономики архитектурного проектирования  и строительства" по специ...

Экономика организации. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям("

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине "Экономика организации" для студентов заочной формы обучения специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" дают возм...

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работыдля студентов среднего профессионального образования заочной формы обученияспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерски...

Статья на тему "Особенности обучаемости в среднем профессиональном образовании"

Деятельность педагога в системе среднего профессионального образования в сфере развития обучаемости должна быть построена с учетом сложного взаимоотношения внутренних и внешних источников, а также усл...

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена развитию профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплин профессионального цикла в освоении профессионального модуля ПМ.03 «Транспортировка грузов», професси...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

В статье представлены направления практико-ориентированного подхода в обучении. Дано определение технологического проектирования в строительстве и методы обучения студентов среднего профессионального ...