Использование средств альтернативной коммуникации в работе с воспитанниками с ТМНР
статья

Петрунина Екатерина Владимировна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование средств альтернативной коммуникации в работе с воспитанниками с ТМНР

Как общаться с внешним миром детям, которые по разным причинам не имеют возможности говорить? Это дети с разными формами церебрального паралича, с расстройствами аутистического спектра, с двигательными нарушениями и нарушениями слуха или зрения, а также дети с множественными нарушениями развития. Большинству детей речь и общение дается без каких-либо сложностей. Но есть дети, которым необходимо использовать другие средства коммуникации, формы, которые могут поддержать их связь с внешним миром. Они нуждаются в альтернативной или дополнительной коммуникации. Именно этой проблеме и посвящен наш проект.

Цель проекта: развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до воспитанника новую для него информацию, создание предпосылок для понимания другой системы коммуникации и обучение её использованию без опоры на устную речь.

  • Задачи проекта: Стимулирование появлению речи и её развитию у воспитанников с ТМНР;
  • Формирование и развитие   умения  выражать свои мысли с помощью средств невербальной   коммуникации и речи:   используются   предметы,   картинки,   жесты, символы;
  • развитие способности воспитанника выражать свои мысли с помощью символов.

Альтернативная коммуникация - это общение с помощью жестов, символов, знаков, это помощь воспитаннику с нарушениями развития научиться выражать себя, а это значительно повысит уровень социализации. .    В процессе обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями на занятиях применяем различные графические изображения: фотографии, рисунки, пиктограммы. Пиктограммы используются наиболее часто.

В ходе проекта нами были выделены основные цели использования альтернативной коммуникации:

- адаптация ребенка, его социализация;

- поддержка вербальных средств общения (при помощи пиктограмм).

Следует отметить, что обучение детей с ТМНР средствам альтернативной коммуникации велось поэтапно

На первом этапе воспитанник учился понимать простые инструкции. На данном этапе проводились различные упражнения: реакция ребенка на собственное имя или фотографию, выполнение упражнения «Посмотри на меня», «Стоп» (ребенку нужно немедленно прекратить какое-либо действие), «Садись». На данном этапе успех обучения во многом зависит от того, хорошо ли понимает ребенок педагога. Необходимо научить ребенка концентрировать внимание в процессе занятий, ребенок должен видеть лицо и губы педагога. Можно дать инструкцию: «Посмотри на мои губы». Нужно использовать простые вопросы, на которые будет ответ «да» или «нет».

На втором этапе обучения происходит перенос навыка в другую среду. Во время обучения действие повторялось многократно, педагог выполнял руками ребенка действие 6-8 раз. Главная задача на данном этапе- перенести навык в естественную среду, в которой живёт ребенок (дом, комната, на прогулке). Постепенно вводились указательные жесты и жесты приветствия и прощания, при этом мы использовали карточки.

Главным залогом успеха на данном этапе является поощрение. Поощрять речевую активность нужно в любом случае. Первые ответы были непонятными, но они давали воспитаннику с ТМНР почувствовать себя единым целым с внешним миром.

С пиктограммами знакомятся все воспитанники, независимо от того, владеют ли они вербальной речью или нет, т.к. очень важно, чтобы не только педагог  мог общаться с «неговорящим» ребёнком, но и его сверстники.  Ими  мы выстраиваем этапы своего занятия, тем самым они помогают воспитаннику соблюдать последовательность своих действий. На  занятиях пиктограммы являются незаменимыми помощниками для «неговорящих» детей.  С их помощью ребята могут сообщить о своих потребностях («Хочу пить», «Мне нужно помочь», «Могу сделать сам», «Хочу отдохнуть», «Хочу выйти»). Для создания коммуникативной таблицы на  планшет приклеиваются необходимые для общения с воспитанником  заранее выбранные цветные или чёрно-белые пиктограммы.

Исходя из этого, можно выделить основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации:

от реального объекта к пространственному;

выбор символов – жесты, пикторгаммы,картинки, письменное и устное слово;

мотивация;

поощрение.

В нашем центре  широко используются пиктограммы как средство альтернативной коммуникации.

Необходимо учитывать, что в обучении воспитанников с ТМНР нет методов, которые могли бы гарантировать быстрый успех, но мы пытались найти тот способ альтернативной коммуникации, который подойдет конкретному воспитаннику.

 Итоги проекта: обеспечение воспитанника с ТМНР средствами и навыками альтернативной коммуникации повышает уровень его социализации и улучшает качество жизни.

1 слайд

Использование средств альтернативной коммуникации воспитанниками с ТМНР на коррекционно – развивающих занятиях с учителем - дефектологом

Фрагмент окончания индивидуального занятия «Выбор игры»

Учитель – дефектолог демонстрирует воспитаннику с ТМНР пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом. Воспитанник должен последовательно воспроизвести цепочку запланированных заданий, самостоятельно выбирая необходимые пиктограммы. В конце занятия  воспитанник самостоятельно выбирает на планшете пиктограмму, обозначающую игру, в которую он хочет поиграть.

2-3 слайд

Фрагмент занятия «Круг»

Каждое занятие строиться с применением средств альтернативной коммуникации: пиктограммы, символы, жесты, мимика. Сначала происходит повторение правил поведения. Важным условием является визуализация с помощью пиктограмм. Далее повторяются календарные представления. Воспитанники обозначают с помощью карточек, подкрепляемых названиями, текущие время года, месяц и день недели. Далее происходит приветствие друг друга. Воспитанники здороваются друг с другом (с использованием жестов и речевых средств для говорящих детей и с использованием жестов и пиктограмм для неговорящих детей). Затем воспитанники выбирают и вывешивают фотографии присутствующих детей. Главным структурным компонентом занятия является построение последовательности занятия, которую выстраивают сами воспитанники. Они самостоятельно делают выбор игровых упражнений, обозначенных пиктограммами.

Таким образом, применение средств альтернативной коммуникации на коррекционно- развивающих занятиях способствует развитию познавательной деятельности и речевой активности, а также расширяет возможности воспитанника устанавливать контакты, выражать свои чувства и желания.

C:\Users\Детский дом 39\Desktop\профлаб\IMG-20200905-WA0009.jpgC:\Users\Детский дом 39\Desktop\профлаб\IMG-20200905-WA0016.jpgC:\Users\Детский дом 39\Desktop\профлаб\IMG-20200908-WA0057.jpgC:\Users\Детский дом 39\Desktop\ФОТО творческая мастерская\5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интернет-ресурсов в коррекционной работе с воспитанниками детского дома

В настоящее время в образовании произошли кардинальные изменения. Одним из важных компонентов профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать средства изучения и обучен...

Ктп по предмету альтернативная коммуникация

Для детей со множественными и тяжелыми нарушениями речи характерны: медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха, замедленный темп артикулирования.Словарный запас оче...

Конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация 1 доп класс

Тема урока "Наш класс, узнавание сверстников по действиям на фотографиях"...

Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР

Здравствуйте. По ходу своей деятельности (я работаю воспитателем в детском доме- интернате для умственно- отсталых дететей) приходится сталкиваться с такими детьми, у которых есть нарушения речевого д...

Средства альтернативной коммуникации как способы общения у ребенка с ОВЗ

Информация для педагогов и не только. Способ общения с детьми ОВЗ....

Статья «Альтернативные коммуникации с детьми с интеллектуальной недостаточностью».

Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не м...