Выступление учителя начальных классов на тему: "решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления"
методическая разработка

Полянская Ирина Евгеньевна

Выступление учителя начальных классов на тему: "решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления

Полянская И.Е., учитель начальных классов МБОУ гимназии имени академика Н.Г. Басова

В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Именно поэтому развитие мышления является основной задачей школьного курса обучения. Перед учителем стоит задача – не просто давать знания, предусмотренные программой, а способствовать формированию высокого уровня логической культуры учащихся. При этом математика имеет огромные возможности для реализации этой цели. Но сейчас математика необходима не только как вспомогательное орудие. Ломоносов говорил: «Математику уже, зачем учить следует, что она ум в порядок приводит, она – школа мышления».

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в жизни, дает возможность применять изучаемые положения. В тоже время решение задач способствует развитию логического мышления.

Только решение трудной, нестандартной задачи приносит радость победы. При решении логических задач ученикам предоставляется возможность подумать над необычным условием, рассуждать. Обдумывание задачи и попытка рассуждать, конструировать логически обоснованное решение – лучший способ раскрытия творческих способностей учеников.

Исследованиями советских психологов установлено, что восприятие

задачи различается у учащихся одно и того же класса. Способный к

математике ученик воспринимает и элементы задачи, и

ее элементы, и роль каждого элемента в комплексе. Средний ученик воспринимает лишь отдельные элементы задачи.

Поэтому при обучении решению задач необходимо специально

анализировать с учащимися связь и отношения элементов задачи.

При решении задач часто приходится обращаться к памяти. Индивидуальная память способного к математике ученика сохраняет не всю информацию, а преимущественно "обобщенные и свернутые структуры". Сохранение такой информации не загружает мозг избыточной информацией, а запоминаемую позволяет дольше хранить и легче использовать. Обучение обобщениям при решении задач развивает не только мышление, но и память.

Правильно организованное обучение решению задач приучает к

полноценной аргументации. С целью приучения к достаточно полной аргументации полезно время от времени предлагать учащимся

записывать решение задач в два столбца: слева – утверждения, выкладки,

вычисления, справа – аргументы, т. е. предложения, подтверждающие

правильность высказанных утверждений, выполняемых выкладок и

вычислений.
Выделяют следующие виды задач: задачи, рассчитанные на воспроизведение; задачи, решение которых приводит к новой, неизвестной до этого мысли, идее; творческие задачи. Активизирует и развивает логическое мышление учащихся решение задач двух последних видов.

Следует предостеречь учителя от чрезмерного увлечения конструированием

задач. Нет необходимости доводить конструирование задач до навыка,

поэтому не нужно предлагать ученикам трафареты для составления

математических объектов и задач. Всякий трафарет, шаблон в

конструировании губит главное, ради чего эти упражнения вводятся:

творческую мысль ученика. Для развития мышления школьников придумано огромное количество игр, заданий и упражнений. Умелое использование их в школьной и родительской практике принесет наилучшие результаты. Главное здесь – желание и инициатива.

Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка младшего школьного возраста самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной.

Список литературы

  1. Гончарова М. А. «Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления.» Антал 1995.
  2. Понятие о мышлении. Логические формы мышления и мыслительные операции. Условия развития мышления в учебном процессе [Электронный ресурс]URL: .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на развитие логического мышления в контрольно оценочных средствах

В современном мире с его большим поступлением информации и быстротечностью человеку приходиться правильно ориентироваться и разбираться в той или иной жизненной ситуации, принимать решение, анализиров...

Учебно-методическое пособие по развитию логического мышления через решение логических задач на уроках математики, физики и электротехники

В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования по специальностям  СПО очной формы обучения 49.02.01 Физическая культура, 44.02.0...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

         На современном этапе развития образования проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальн...

Выступление на МО учителей начальных классов.Тема: "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения. Рекомендации учителям"

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

СТАТЬЯ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...

Статья "Особенности развития логического мышления школьников среднего звена на уроках математики"

Особенности развития логического мышления школьниковсреднего звена на уроках математики на примере учащихся 5-го класса школы №143Автор: учитель математики Анна Борисовна АбрамчукСанкт-Петербург ...

Статья "Особенности развития логического мышления школьников среднего звена на уроках математики"

Особенности развития логического мышления школьников среднего звена на уроках математики на примере учеников 5-6 класса школы №143...