Методическая разработка классного часа "Поклонимся великим тем годам!"
классный час

Классный час "Поклонимся великим тем годам!" посвящен подвигу медиков в годы войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mediki_buryatii_v_gody_vov.doc528.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ  «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ»

Кяхтинский филиал

Методическая разработка

                                         Классного часа

«Поклонимся великим тем годам…»

Выполнила:

преподаватель Шалашникова Т.А.

2020

Содержание

  1. Мотивация.
  2. Цели.
  3. План проведения классного часа.
  4. Оснащение классного часа.
  5. Оформление кабинета.
  6. Вступительное слово преподавателя.
  7. Сценарий литературно- музыкальной  композиции.
  8. Заключительное слово преподавателя.
  9. Слайдовая презентация.
  10. Литература.

Мотивация

Проблема патриотического воспитания молодого поколения в современных условиях приобретает особую актуальность,  т.к. в последние годы падает уровень духовной культуры общества, молодежи.

Проявляется непонимание значимости исторических событий, снижается интерес к истории страны, преобладают абстрактные представления о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Сегодня важно возродить чувство истинного патриотизма, как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он может проявить  в свой профессиональной  и в других видах деятельности.

События Великой Отечественной войны, массовый героизм нашего народа – вот проявление истинного патриотизма, любви и бесконечной преданности своей Отчизне. Большой вклад в Победу внесли медицинские работники. Подвигу медиков Бурятии в годы войны посвящен классный час.

       

        Цели:

      Воспитательная:

  • Воспитание патриотических чувств у молодого поколения.

      Развивающая: 

  • Развитие интереса  к истории нашего государства, к  воинским традициям.
  • Развитие потребности в самообразовании, в саморазвитии.
  • Развитие творческой активности студентов.

      Задачи: 

  • Формирование представлений о воинском долге, любви и верности к Отчизне.
  • Формирование гражданственности, чувства гордости за свою страну, стремления внести свой вклад в ее возрождение.
  • Формирование осознанного отношения к прошлому, настоящему и будущему Отчизны.  
  • Расширение общекультурного кругозора  студентов, углубление представлений об исторических событиях.
  • Побуждение студентов  к самостоятельной  деятельности  по развитию общей культуры и исторических знаний.

                

       

План  

   проведения классного часа

1.     Подготовительный период.

  1. Подбор материала.
  2. Составление сценария литературно - музыкальной  композиции.
  3. Распределение обязанностей, ролей.
  4. Приглашение гостей.
  5. Подборка книг о войне и фотографий  для оформления  выставки «Медики в годы войны».
  6. Подборка музыкального сопровождения.
  7. Подготовка слайдовой презентации.
  8. Оформление кабинета.
  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово преподавателя.
  3. Литературно – музыкальная композиция.
  4. Заключительное слово преподавателя.

     

«Поклонимся великим тем годам…»

                                                                     «И смотрит на сынов своих Россия,

                                                                      Как будто лишь вчера закончен бой

                                                                     Проходят победители седые,

                                                                     Победа остается молодой».

Звучит фонограмма негромкой плавной мелодии.

На сцену выходят двое ведущих.

Чтец: Победа!

           Победа!

           Победа!

           Проносится весть по стране.

           Конец испытаньям и бедам,

           Конец долголетней войне.

           Разрушено логово зверя,

           Войны очаги сметены.

           И с вестью в открытые двери

           Врывается солнце весны

И . Василевский «Победа»

Ведущий: День Победы! В Москве необычайно празднично, солнечно. Даже кондуктор в трамвае не берёт денег с военных: «Я сама плачу за вас». На улицах много офицеров, солдат – уцелели, дожили! Прохожие останавливают их, обнимают, целуют… А как ликует нынче вся страна!

   10 часов вечера. Салют Победы! На Красной площади гул праздничной толпы… Музыка, танцы… Вспыхивают песни. Тридцать залпов из тысячи орудий! Дождь ракет! Вот она наша Победа!

Ведущий: Победа придёт, она ждёт нас ещё впереди. А пока…

Ведущий: Четыре года шла война. Миллионы человеческих жизней унесла она. Около 120 тысяч сыновей и дочерей многонациональной Бурятии ушли защищать Отчизну от немецко-фашистских захватчиков, вероломно напавших на нашу страну. Воины из Бурятии отважно сражались на всех фронтах, огненной дугой протянувшихся от Баренцева моря до Черноморья. Они участвовали в в жестоких сражениях под Сталинградом, на Орловско-Курской Дуге, предгорьях Северного Кавказа, они обороняли Москву и Ленинград, освобождали города и сёла страны и Европы, громили Квантунскую армию японцев.

Ведущий: Победа ковалась и в далёком тылу, в Забайкалье. Труженики тыла – женщины, пожилые люди и дети, заменяя мужчин, ушедших на фронт, самоотверженно трудились в цехах заводов и фабрик, на колхозных полях и фермах.

Ведущий: Сегодня мы вспоминаем не только воинов, защитивших нашу Родину, но и медицинских работников: врачей, медицинских сестёр и санитарок, которые самоотверженно боролись за жизнь и здоровье бойцов.

Чтец:  Тревога военного лета.

            Опять подступает к глазам

            Шинельная серость рассвета.

            В осколочной оспе вокзал.

            Спешат санитары с разгрузкой,

            По белому красным – кресты.

            Носилки пугающе узки,

            А простыни смертно чисты.

            Кладут и кладут их рядами,

            Сквозных от бескровья людей.

            Прими этот облик страданья

            Мальчишеской жизнью твоей…          

                                                     Прасолов А.

Ведущий: ВОВ не застала врасплох медиков Бурятии. Уже к октябрю 1941 г. в республике было развёрнуто 14 эвакуационных госпиталей общей мощностью 3700 коек, из них 10 – за счёт Наркомздрава республики, 4 –Наркомата обороны СССР. Один госпиталь разместиле в Бабушкине и 9 в Улан-Удэ. 52 лучших здания – школы, техникумы, студенческие общежития, гостиницы были отданы под эвакогоспитали.

Ведущий: для лечения раненых были привлечены высококвалифицированные специалисты, такие как кандидат медицинских наук Э.Р.Раднаев назначенный главным врачом-хирургом эвакогоспиталей; В.А.Ильков, главврач областной больницы, ставший начальником госпиталя 1486; В.К.Белоусов, хирург Кяхтинского района; врачи: Б.Б.Батуев, М.И.Звонарёв, Л.В.Казаринов, З.Л.Баханова, М.М.Черных, М.Н.Наумов, А.А.Астахов, Т.В.Мостовая, военный врач подполковник И.А.Раков, кандидат медицинских наук Н.О.Фетисов, офтальмолог Е.М.Никифорова и др.

Ведущий: Заявления об отправке на фронт подавали сотни патриоток Бурятии. Большинство девушек не имели военных специальностей, и на предприятиях, в колхозах и совхозах, в учреждениях республики создавались кружки военно-санитарного дела. Так, в июле 1941 г. в Улан-Удэ было организовано 12 курсов медсестёр, на которых обучались 420 человек.

Ведущий: Медики Бурятии прославились не только своим самоотверженным трудом в госпиталях, тыловых медицинских учреждениях, но и на поле битвы с врагами. Они были представителями самого многочисленного отряда женщин-фронтовичек. Это военврачи, военфельдшеры, медсёстры и сандружинницы, санитарки и няни прифронтовых госпиталей, мужеству, великому терпению и умению которых обязаны жизнью тысячи воинов.

Ведущий: Сквозь огонь сражений на Курской дуге, бои за освобождение Украины, Румынии, Польши пролегла фронтовая дорога полкового врача майора Раисы Константиновны Софиулиной. Награждена орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2-й степени. Много лет, вернувшись в Бурятию, Р.К.Софиулина работала врачом в поликлинике МВД.

Ведущий: В первые дни войны окончил Иркутский мединститут и сразу же был призван на военную службу Александр Иннокентьевич Хулукшанов. В должности старшего врача 378-го истребительного противотанкового полка 70-й армии он прошёл трудными фронтовыми дорогами. Был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалям.в послевоенные годы ему было присвоено звание заслуженного врача РСФСР. Продолжительное время он плодотворно трудился на врачебном «фронте» в Бурятии, занимая ответственные должности.

Ведущий: начальником медснабженя 82-й гвардейской дивизии, которая прошла от стен Сталинграда до Берлина, была Лия Григорьевна Панкова, бывший работник улан-удэнской аптеки №2.

Ведущий: В качестве командира сортировочного взвода служила молодой врач Евгения Константиновна Вампилова. Она сделала свыше тысячи операций в тяжёлых условиях Западного и Сталинградского фронтов, невзирая на частые артобстрелы и бомбёжки. В боях под Сталинградом она получила пять тяжёлых ранений, и ей пришлось покинуть фронт. Но свою миссию врача-хирурга она продолжила в одной из воинских частей Забайкальского фронта. И в мирные дни она была всегда на врачебном посту, о чём свидетельствует почётное звание заслуженного врача республики.

Ведущий: Такими же были фронтовые будни выпускницы Военно-медицинской академии, майора медицинской службы Елены Васильевны Молдовановой. Передвижной госпиталь 1-й танковой армии. Операции. Операции…безостановочная, напряжённая титаническая борьба со смертью, за жизнь людей. Приходилось стоять у операционного стола днями и ночами. Завершила она свою военную службу в берлине кавалером многих фронтовых наград, в частности ордена Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени.

Ведущий: Когорта первых хирургов республики насчитывает немного имён, но каждое из этих имён – настоящая легенда для последующих поколений хирургов. Среди них имя Виктора Константиновича Белоусова. С 1933 по 1934 год он работал заведующим хирургическим отделением Кяхтинской районной больницы.

Ведущий: Родился Виктор Константинович в 1905 году в с.Залари Нукутского района Иркутской области. Его отец, Константин Васильевич был священником, по тем временам образованным человеком. Всем своим детям он дал хорошее образование, в том числе и Виктору , выбравшему профессию врача. В 19 лет началась его учёба на медицинском факультете иркутского государственного университета. Вместе с ним учились К.П.Дудкин, Н.И.Барбаков, Р.Х.Вольф – в будущем заслуженные и всеми уважаемые врачи.

   Закончив учёбу в 1928 году, он прибыл на военную службу в Забайкалье в качестве военного врача второго ранга. По роду службы Виктору Константиновичу приходилось встречаться с маститыми хирургами Бубновым, Крейзером, И.И.Федюниным ( о последнем много раз в своих мемуарах упоминал маршал Г.К.Жуков).

 Ведущий: Встречи с мэтрами медицины помогли в дальнейшем работе молодого хирурга. Первым местом работы как штатного врача, в 1930 году стала Баргузинская районная больница. Затем была работа в Тарбагатайской больнице, Кяхтинской районной больнице заведующим отделением. Война застала Виктора Константиновича в Улан-Удэ, куда он приехал работать по приглашению наркома здравоохранения Н.А.Абыкова. Война поставила новые ответственные задачи по оказанию помощи раненым и восстановлению их работоспособности. Поэтому в кратчайшие сроки нужно было развернуть в республике эвакогоспитали. Организационной работой в них руководил Э.Р.Раднаев, Виктор Константинович же был назначен ведущим хирургом. Не стоит говорить какая это была ответственность. Он и его товарищи спали жизни и здоровье бойцов, забывая о сне и отдыхе. Героизм и самоотдачу людей в белых халатах не измерить никакими мерками…

Ведущий: В послевоенные годы Виктор Константинович Белоусов был на переднем крае здравоохранения: возглавлял травматологическую службу республики, работая заведующим  II –го хирургического отделения. С выходом на пенсию, с 1966 по 1976 г. он работал врачом-консультантом в поликлинике №1. профессиональная эрудиция, личное обаяние, скромность и отзывчивость к нуждам больных и коллег определяли большой авторитет высококвалифицированного хирурга. О нем ходили легенды. Он был отличный диагност. Человек-рентген. Как будто чувствовал, где гнездится болезнь, каково его обличье, когда и какой контрудар нужно готовить. Не имея на руках ещё и анализов больного, в ситуации, когда решение принимать необходимо немедленно, В.К.Белоусов смело брал на себя последствия вынесенного им  «приговора». Как правило, его вердикт точно совпадал с поставленным уже постфактум диагнозом.

Ведущий:  Раньше хирургам приходилось выполнять операции по всем разделам, требовались специальные знания по нейрохирургии, травматологии, урологии и даже детской хирургии. Виктор Константинович был универсальным хирургом, владел всеми операциями. Он первым провёл восстановительную операцию при ожогах по Филатову. Виктор Константинович постоянно выписывал журналы, живо интересовался достижениями науки. Выйдя на пенсию, в преклонном возрасте, он часто просил супругу знакомить его с интересными статьями.

 Ведущий: Основным законом для старых хирургов было : «Относись к больному как к своему родственнику, тогда всё получится». Многие его ученики придерживались этого правила.

Ведущий: Труд В.К.Белоусова был высоко оценён. Отличник здравоохранения, заслуженный врач БурАССР и РСФСР, он награждён орденом «Знак Почёта», медалями, имеет много благодарностей.

Ведущий: Конечно же, недостаточно полон наш список представителей «армии милосердия», для всех тех, кто спасал раненых бойцов и офицеров. Их было гораздо больше. И не случайно за самоотверженную работу на полях сражений, в госпиталях, в тылу сотни медсестёр, сандружинниц, военфельдшеров, санинструкторов, военврачей по заслугам были удостоены высоких правительственных наград.

Ведущий: Миновало 65 лет с того времени, когда наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне, самой жестокой из всех битв, пережитых нашей Родиной. Чем дальше отдаляет нас время от грозных лет войны, тем величественнее проявляется бессмертный подвиг нашего народа.

Чтец: Чем дальше мы уходим от войны

            И нас с тобою тишина объемлет,

            Тем всё сильней и явственней слышны

            Её раскаты, вздыбившие землю.

            Чем дальше мы уходим от войны,

            Сполна всю горечь этих лет познавши

            Не понаслышке, не со стороны,

            Тем ближе нам воспоминанья наши.

            Чем дальше мы уходим от войны

            И чётче обнажаются вершины,

            Чем полнозвучней голос тишины,

            Тем всё понятней, что мы совершили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Устный журнал» «Великий шотландский поэт Роберт Бёрнс»

Методическая разработка «Устный журнал» «Великий шотландский поэт Роберт Бёрнс» ...

Методическая разработка классного часа, посвященного Великим Победам и Великим Героям Великой России Тема: «Г.К. Жуков и его битва за Москву...»

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов и внеклассных мероприятий....

Методическая разработка классного часа «Великая Отечественная война в истории Благовещенского педагогического училища»

Мы считаем, что у нас, нынешней молодежи, есть возможность сохранить нематериальные ценности – это воспоминания участников тех событий и передать новому поколению правду жестоких времен.  Каждый ...

Разработка классного часа "Великая победа"

На территории нашей страны были разрушены полностью:1710 городов и 70 тысяч сёл и деревень.7 миллионов 700 тысяч – больных.13 миллионов 300 тысяч - умерших от голода и болезней, погибших от бомб...

Методическая разработка классного часа "Смоленщина в годы ВОВ"

Методическая разработка классного часа "Смоленщина в годы ВОВ"...

Методическая разработка классного часа "Афганистан к нам тянется сквозь годы"

Классный час на тему: Афганистан к нам тянется сквозь годы......

Методическая разработка классного часа " ненормативная лексика в молодёжной среде" МАЙ 2022 года

Цель данной  методической разработки классного часа для обучающихся техникума по профессии Машинист локомотива познакомить студентов с понятием " ненормативная лексика" и основным...