Методическая разработка индивидуального занятия "Что такое критика и как правильно на нее реагировать"
классный час

Зубкова Надежда Витальевна

Методическая разработка занятия по теме: "Что такое критика и как правильно на нее реагировать" предназначена для внеклассной работы с обучающимися. Разработка может быть использована в индивидуальной работе с подростками из группы риска, а также для проведения занятия при возникновении конфликтов среди обучающихся.

Занятие направлено: на выработку навыков поведения при обращенной критике; воспитание умения высказывать критические замечания;  формирование навыков правильного реагирования на критику в свой адрес; приобретение образа критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка индивидуального занятия

Подготовил классный руководитель Зубкова Надежда Витальевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»

(ГБПОУ РО «ТПТ»)

Тема занятия: Что такое критика и как правильно на нее реагировать

Цель:

     - Выработка навыков поведения при обращенной критике;

 - Воспитание умения высказывать критические замечания;

- Формирование навыков правильного реагирования на критику в свой адрес;

- Приобретение образа критического мышления.

Ход занятия 

Человек не может прожить без общения. Общаясь, мы не только передаем и получаем информацию, мы обмениваемся эмоциями. Иногда, чьи-то слова и эмоции нас больно ранят. В результате, мы переживаем обиду. Как построить общение с людьми, чтобы общение не травмировало нас.

 Всю жизнь мы учимся строить отношения с окружающими людьми. Наука эта совсем не простая. Сегодня наш разговор посвящен критике. С точки зрения развития человека, критика — это важный элемент общения, который позволяет нам видеть и исправлять свои ошибки, а значит, становиться лучше. Однако почти никто не любит, когда его критикуют. Само слово «критика» обычно воспринимается как негативное. Причина в том, что грань между хорошей и плохой критикой очень тонка, перейти ее довольно легко. Часто виной тому служат чрезмерные эмоции или личная неприязнь. Но иногда даже оценочные суждения окружающих безо всякого негативного подтекста могут ранить.

Сегодня мы поговорим с тобой, о том, что такое критика и научимся правильно на нее реагировать.

  1. Работа с терминами

Чтобы понять, что критика бывает разной, рассмотрим несколько понятий:

Критикой называется указание на какие-либо недочеты и несоответствия. Это привычная часть нашей жизни, и порой мы даже не замечаем, как используем ее. Ей можно подвергнуть все что угодно: от явлений природы до поведения конкретного человека. Существует множество разных направлений критики.

Профессиональные критики занимаются оценкой картин, литературных произведений, фильмов, событий. Они пишут рецензии и отзывы, выпускают статьи. Психологи и психоаналитики изучают влияние критики на наше состояние и пишут рекомендации, способные сделать ее не такой болезненной, учат воспринимать критику беспристрастно и извлекать из нее пользу. Критикующие всегда преследуют цель добиться результата, который они планируют увидеть. Главная особенность критики в том, что критикующий разбирается в предмете и может привести аргументы в свою пользу, объяснить и указать на слабые места.

Среди полезных функций критики можно перечислить такие как:

  • возможность увидеть свои слабые стороны или ошибки с чьей-то помощью; побуждающий мотив к саморазвитию, даже если это просто стремление показать критикующим, что они не правы;
  • выяснить интересы и потребности критикующего;
  • выяснение негласных правил группы.
  • Критика может принести не только пользу, но и нанести огромный вред человеку.

 Но у критики есть довольно много отрицательных сторон:

  • она может ранить;
  • может понизить уверенность в себе, повлечь отказ от того, что послужило основой для критики;
  • ведет к конфликтам;
  • может быть необъективной;
  • может очернить критикуемого в глазах окружающих [1].

Необоснованная критика. Необоснованная критика — это форма высказывания отрицательного мнения о человеке, деятельности или продукте, которая не подтверждается достаточными аргументами или фактами. В таком случае, критика не имеет обоснования, несет негативный характер и может часто оказывать разрушительное воздействие на психологическое состояние и самооценку атакованного.

Конструктивная (положительная) критика подталкивает к саморазвитию.
Деструктивная (отрицательная) критика. Деструктивная критика построена на оскорблениях, объективации и пренебрежении, она агрессивна и не несет в себе ничего положительного. Она болезненна и убивает самооценку.

 Критика. Критика — это прямое или косвенное указание на недостатки или ошибки другого человека. Критикуя, мы даём субъективную оценку чужой работе, поступкам, личности, жизни. Критика может быть конструктивной или деструктивной. Иначе говоря, полезной и бесполезной. Конструктивная критика не причиняет вреда человеку и не ударяет по его самооценке.

Критиковать. Подвергать критике кого-либо или что-либо.  

Критический взгляд. Критический взгляд — это способность анализировать и оценивать информацию, основываясь на логике и здравом смысле. Это умение рассматривать различные точки зрения, сомневаться в установленных истинах, аргументировать свои мнения и принимать обоснованные решения.

Строгая критика. Критика, сродни обвинению.

Критическое замечание. Критические замечания – указания на ошибки или недоработки чего-либо. Такие замечания направленны, чтобы побудить человека к действию: хорошо выполнить что-либо; исправить ошибки, устранить недостатки [2].

Как реагировать, когда критикуют взрослые

Не стоит принимать критические замечания близко к сердцу. К критике нужно всегда прислушиваться и анализировать.

Необходимо понять, чем субъективное мнение отличается от объективной критики. Например, если ученик при решении задачи допустил много ошибок, замечание учителя вполне уместно. А если он нарисовал траву красной, а не зеленой – то это его творческий взгляд. Творчество – эта та сфера, которую критиковать бессмысленно. Необходимо научиться спокойно воспринимать критику, и уметь отвечать на нее. Уметь признавать ошибки, если он понимает, что не прав, или отстаивать свою точку зрения. Взрослые тоже ошибаются, поэтому нужно учиться отстаивать свою точку зрению, если ты прав. Отвечать на критику взрослых стоит вежливо, но твердо. Взрослые чаще бывают опытнее детей и замечают больше ошибок, поэтому их критика может быть вполне уместна, это тоже стоит учитывать. Но если взрослый явно не прав, нужно не бояться высказываться и приводить аргументы в свою пользу.

Если есть возможность, родители сами могут вступить в диалог с тем, кто критикует их ребенка, чтобы лучше понять ситуацию и разобраться в проблеме самостоятельно.

Как реагировать, когда критикуют сверстники 

Нужно научить не бояться прислушиваться к мнению тех друзей, которые преуспевают в тех областях, где у тебя есть пробелы. Бывает, что дети и подростки часто бывают агрессивны и могут задеть из зависти, лишь для того, чтобы повысить свою самооценку. В случае, если критикуют сверстники, работают все те же советы, что и для взрослых, и самый главный: не принимать критику близко к сердцу. Не отвечать агрессией на критику (за исключением случаев, когда сверстники сами проявляют агрессию). Несмотря на то, какая критика была использована, из этого можно вынести урок. Критика помогает выстроить социальные взаимодействия, наладить контакты, понять чьи-то потребности и интересы, и, конечно же, развивает и делает сильнее. Главное, уметь применять критику и правильно реагировать на нее [1].

3. Упражнение 1. Стена

В качестве первого шага к теме нашего урока мы проведем маленькое упражнение. Как чувствует себя человек, когда его критикуют: или надувается и лопается, или чувствует, как проваливается сквозь землю.  А теперь представь, что критика- это стрела, которая направлена на тебя. Попадает в тебя стрела, или нет, зависит от твоей ответной реакции. Стрела пролетит мимо, если в ответ на критику выставите перед собой стену - задашь простой вопрос: «Что вы имеете в виду?». Это просто вопрос, который ты держишь всегда «на готове», но он даст тебе паузу, в которую ты сможешь взять себя в руки, и оценить ситуацию.

4. Разбор ситуаций

 Давай поговорим о том, что волнует не только тебя, но и тех, кто тебя окружает.

 Ответь мне:

Часто ли ты критикуешь своих однокурсников? – как они на это реагируют.

Как часто ли тебя критикуют однокурсники? – как ты на это реагируешь?

Часто ли ты слышишь критику со стороны своих родителей? – какова твоя реакция?

Часто ли ты слышишь критику со стороны учителей? – как ты реагируешь?

 Преподаватель и обучающийся анализируют полученные результаты.

5. «Мозговой штурм – Почему люди критикуют других людей?» (педагог фиксирует ответы на доске)

  • Варианты: 
     Недоброжелательное отношение к человеку; 
  • Зависть; 
    Неудовлетворенность собой;
  • Желание выслужиться перед начальством;
  • Чтобы отвлечь внимание от собственных слабостей; 
  • Чтобы обратить внимание на себя; 
  • Так как человек уверен, что сам сможешь все сделать лучше; 
  • Из-за общего дурного настроения; 
  • Из-за высокомерия; 
  • Из-за агрессивного поведения; 
  • Чтобы изменить ситуацию к лучшему; 
  • Чтобы помочь исправить недостатки. 

Как видишь, в списке много негативных причин, но и есть причины, позволяющие человеку стать лучше, развиваться. Поэтому, прежде чем высказать кому-либо критику, попробуйте обнаружить в этом человеке три положительные черты [2].

6. Правила критики:

Ну, а если все же приходится высказать критические замечания? Например, в группе, на работе? Если критика все же необходима для дела?  Как научиться высказывать критику, никого при этом не обижая? 
Преподаватель предлагает обсудить правила критики, рекомендуемые психологами. 

1. Проследите за самим собой, как часто в течение дня вы критикуете других, пусть даже дело касается вполне «безобидной» критики. 

2. Понаблюдайте, как выражают критику окружающие вас люди, принимаете ли вы ее? 

3. Прежде чем вам захочется кого-либо покритиковать, спросите себя, чего вы этим добьетесь? 

4. Когда вы захотите разразиться критикой, подумайте о трех положительных качествах критикуемого? 

5. Тренируйтесь в искусстве вместо критики положительно мотивировать. Будьте благодарны за то, что произошло, вместо того чтобы быть неблагодарным за то, чего не произошло. 

6. Если критикуют вас самого, учитесь спокойно реагировать на нее. Задумайтесь, почему критика направлена против вас. Поразмыслить в спокойной обстановке, в чем, может быть, критикующий прав? 

7. Упражнение 2. «Я - информация»

Эффективным способом является использование в речи сообщения, когда вместо оценки поступка собеседника высказывается свое эмоциональное состояние, возникшее в результате него. 
Например: вместо слов «Сколько можно! Ты постоянно говоришь так высокомерно!» Лучше сказать, «Когда ты говоришь так, я чувствую себя неуютно». На такую фразу трудно обидеться, ведь человек не выставляет оценок, а говорит о своих ощущениях. Он так чувствует, и он не может быть не прав. Разве можно обижаться? 

8. Упражнение 3.  «Исправь фразы»
Попробуй заменить следующие фразы на более корректные и уважительные. 
1. «Какая у тебя взрывоопасная прическа!»

2. «Ты сегодня не уместно пошутил на уроке!»

3. «Ты плохо выучил стихотворение!»

4. «Как некачественно ты приготовил домашнее задание!»

5. «После твоей уборки, как всегда осталась пыль, мне придется за тобой все исправить!»

6. «Ты сегодня одета как клоун!»

7. «Ты всегда вставляешь свои неуместные реплики!»

8. «Ты не должен так разговаривать со взрослыми!»

Вы убедились в том, что любую фразу можно построить так, чтобы не обижать собеседника, не вызывать раздражения и обиды. 
Теперь понятно, что такое критика, и как следует высказывать критические замечания, чтобы не обидеть человека. Не менее важным психологи считают умение принимать критику. 

9. Как следует принять критику? 

Можно поблагодарить, хотя это не всегда приятно, затем проанализировать, возможно, в этом есть доля правды, и постараться критически отнестись к себе. 

Чаще смотрите на себя со стороны, пытайтесь все же понять, что есть полезного для вас в критических замечаниях окружающих. Очень трудно не раздражаться на критику, даже если она справедливая. Но в общении важно учиться управлять своими эмоциями, с достоинством принимая замечания окружающих, не делая из этого трагедии, и пытаться находить в них для себя «рациональное зерно». 

Прежде чем высказать кому-либо критику, попробуйте обнаружить в этом человеке три положительные черты.

А после этого критика может оказаться такой мелочной, что пропадет желание ее высказать. 

10. Рефлексия

Преподаватель задает вопросы:

Занятие было полезным для тебя?

Критика всегда полезна? Можно ли использовать критику для себя во благо?

Трудно ли справиться с критикой? С критическими замечаниями?

Используемые источники

1.Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/konstruktivnaya-i-destruktivnaya-kritika.html?ysclid=lpuux9r174930023676

2.Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/konstruktivnaya-i-destruktivnaya-kritika.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия с активным участием студентов «Мы такие разные, но все таки мы вместе!»

Большинство обучающихся Технологического колледжа № 28 проживает в Юго-восточном административном округе в котором находятся все подразделения колледжа. Социальный состав населения можно назвать ...

Методическая разработка открытого урока по теме "Правильные многогранники"

Занятие разработано для обучающихся второго курса НПО и СПО и рассчитано на 90 минут. При проведении занятия используются такие активные методы обучения, как мозговой штурм, работа в группах, задачная...

Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".

Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...

Методическая разработка внеурочного занятия по теме: «Что такое деньги?»

Современному человеку уже не достаточно просто владеть набором компетенций. Ему необходимо уметь приобретать их все в большем объеме, а также применять в реальной жизни, реальной ситуации. Образовани...

Методическая разработка «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося по лыжным гонкам"

Данная методическая разработка предназначена для тренеров-преподавателей, реализующих дополнительную образовательную программу, стремящимся находить индивидуальный подход к способностям каждого обучаю...

Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Как правильно дружить».

Методическая разработка классного часа.Форма проведения – беседа.Цели:1.        Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;2....