Мой педагогический поиск. (Педагогические чтения)
статья

Владимир Ильич Безгубов

Педагогический поиск представляет собой активный творческий процесс, направленный на познание и поиск новых и оптимальных методик и подходов к обучению и воспитанию. Он требует самостоятельности, изобретательности, гибкости мышления и открытости к новым идеям. Наши обучающиеся взрослые люди, имеющие опыт работы и практические навыки, но недостаток в теоретической подготовке порой не дает им возможности  в полном объёме  раскрыть себя в выбранной профессии. Восполнить пробел в  теоретических знаниях обучающихся считаю одной из основных целей моего педагогического поиска.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_chteniya_2023g._g.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мой педагогический поиск.

Уважаемые коллеги в своём выступлении  хочу поделиться с Вами моим педагогическим поиском, которым занимаюсь я на протяжении всей педагогической деятельности.

Педагогический поиск представляет собой активный творческий процесс, направленный на познание и поиск новых и оптимальных методик и подходов к обучению и воспитанию. Он требует самостоятельности, изобретательности, гибкости мышления и открытости к новым идеям. Наши обучающиеся взрослые люди, имеющие опыт работы и практические навыки, но недостаток в теоретической подготовке порой не дает им возможности  в полном объёме  раскрыть себя в выбранной профессии. Восполнить пробел в  теоретических знаниях обучающихся считаю одной из основных целей моего педагогического поиска.

Существует несколько способов применения педагогического поиска в образовательном процессе. Один из них — это проведение экспериментов, в ходе которых педагоги тестируют новые методики и подходы и анализируют их эффективность. Другой способ — это обмен опытом с коллегами и участие в профессиональных сетях и сообществах, где педагоги имеют возможность обсуждать свои идеи, делиться опытом и вдохновлять друг друга на новые идеи. Также важным способом применения педагогического поиска является изучение научной литературы и посещение педагогических мастерских, где педагоги могут узнать о последних исследованиях и тенденциях в области образования.

В настоящее время интерес к обучению у обучающихся снизился. В связи с этим традиционные методы обучения теряют свою эффективность. Перед педагогом помимо качественного изложения материала, встает проблема адекватной подачи учебного материала, которая заинтересует обучающихся. Педагогу необходимо активизировать интерес к познанию, а также пробудить творческий потенциал обучающихся.

Несколько лет я работаю над проблемой повышения мотивации обучающихся к изучению учебных программ. Для реализации данной цели я использую различные средства, методы, современные технологии. Наиболее эффективными технологиями в повышении мотивации обучающихся, я считаю активные методы обучения. Идею по использованию данной методики подсказало участие в работе Региональной педагогической мастерской для начинающих преподавателей, проводившейся в феврале 2014 года в Щёкинском политехническом колледже  по теме: «Современное учебное занятие как средство повышения качества подготовки специалистов в условиях реализации ФГОС СПО.», на которой  с докладом выступила доцент кафедры технологий управления развитием образовательного учреждения и профессионального образования Тульского института повышения квалификации кандидат наук Пустовалова С.В. на тему: «Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС СПО.»

         Акцент доклада:  -        Технология развитий информационно-интеллектуальной компетентности раскрывает обще дидактические принципы и алгоритм организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся, соответствующих требованиям ФГОС к результатам образования.  Структура урока по данной технологии может выглядеть следующим образом:

         Самоопределение к деятельности. На этом этапе организуется стимулирование интереса обучающихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания.

 На этапе учебно-познавательной деятельности организуется освоение содержания учебной темы, которое необходимо для выполнения ситуативного задания.

         На этапе интеллектуально-преобразовательной деятельности обучающиеся выбирают уровень выполнения ситуативного задания и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания.

         На этапе рефлексии деятельности полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка.

Работа в секции на тему: Развитие профессиональных компетенций специалиста на занятиях в процессе освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей технического цикла -  преподаватели  ЩПК представили мастер-класс комбинированного урока общепрофессиональных  предметов - Электротехника и Материаловедение, и профессионального модуля ПМ.01. по теме: Кабели. На занятии широко использовались видеоматериалы, проводились практические занятия в виде расчетов подбора сечения, материалов жил и изоляции, экономических показателей. Присутствовала активность обучающихся, контроль друг друга как в знаниях так и в умениях пользоваться справочниками и компьютерными технологиями, самоконтроль и самоанализ.

            Мои выводы по участию в педагогической мастерской: уровень знаний студентов очень высокий и обширный. Познавательно для начинающих педагогов в качестве наглядного примера общение педагогов с учениками, методы подхода к преподаванию дающие возможность учащимся самостоятельного поиска необходимых знаний. Участие в таких мероприятиях располагает к применению увиденного в собственной практике, дальнейшему развитию собственного потенциала.

В рамках самообразования я приступил к изучению  активных методов обучения, посчитав их наиболее перспективными в обучении профессии.

Изучение и применение на учебных занятиях активных методов обучения я продолжил, на методической комиссии в апреле 2014 года выступил с докладом на тему «Активные методы обучения». Дальнейшим развитием в изучении послужило участие в методических объединениях и педагогических чтениях образовательного учреждения: в октябре 2014 года выступление с докладом  «Повышение качества образования через совершенствование педагогического мастерства, профессиональной компетентности педагога и освоение инновационных технологий, в июне 2015 года на педагогических чтениях на тему: «Современные педагогические идеи в практической работе педагогов ФКП ОУ №79»,  - с темой  «Модульное обучение в практической работе педагога в системе СПО», которое было отмечено конкурсной комиссией.

Большой опыт работы на предприятии ФКУ ИК – 5 подсказал мне мысль, что нашим обучающимся теоретические знания необходимы когда есть интерес к ним и возможность их применения на практике или в качестве средства решения проблемных ситуаций. Результат использования инновационных технологий в том периоде обучения не заставил долго ждать, качество образования подросло, интерес к профессии «Электромонтер» вырос, диалог с обучающимися стал продуктивным. Что же такое активные методы обучения.

Активные методы обучения  – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.  

Активные методы обучения применимы ко всем этапам занятия. Для иллюстрации данного тезиса рассмотрим, как посредством активных методов обучения можно активизировать учебную деятельность обучающихся на всех этапах проведения урока практическая работа, характеризующегося сочетанием различных целей и видов учебной работы: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала, самостоятельная работа.

Как показали исследования ученых, обучающийся запоминает только около 10 % того, что он читает, 20 % того, что слышит, 30 % того, что видит, 50 -70 % при участии в групповых дискуссиях. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90 %, эффективность данного исследования я реализую на своих уроках.

  Сейчас у меня накоплен некоторый опыт, которым я хочу поделиться с вами в формате проведенного открытого занятия.

          Открытый урок – это особая форма обобщения и распространения педагогического опыта, эффективная форма передачи знаний и умений, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия. С этой точки зрения открытый урок отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны педагога так и обучающихся.

В рамках данного открытого урока рассмотрим возможности использования активных методов обучения, способствующих созданию дидактических и психологических условий осмысленности обучения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

 Цель моего открытого урока: поделиться своим опытом мотивирования обучающихся к познавательной потребности через активные методы обучения.

Задача: Передача своего опыта путем показа последовательности действий в изучении МДК Техническое обслуживание электрооборудования промышленных предприятий по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Пример использования активных методов обучения на уроке практическая работа на тему: Подключение трехфазного асинхронного электродвигателя в однофазную сеть.  Тема именно этого урока выбрана не случайно так, как её подсказали обучающиеся проявившие интерес к схеме именно такого подключения.

        Перед изучением нового материала обучающимся была выдана схема прямого пуска трехфазного асинхронного электродвигателя,  которая ранее изучалась и в основном всем была понятна. Возник вопрос, а что дальше, как можно трехфазный двигатель подключить в однофазную сеть. Предложил подумать и высказать свои версии, получилась шумная дискуссия. Версии выдвигались различные, но далекие от истины и пришлось мне напомнить теорию из электротехники о смещении фаз с помощью конденсатора. Как включить конденсатор в трехфазную схему затруднений не вызвало, но как из трехфазной сети получить однофазную додумали вместе. Нарисовав на доске истинную схему подключения электродвигателя с применением конденсаторов обучающиеся увидели на ней не один, а два конденсатора в разных местах фазы и возник опять вопрос. Более подготовленный обучающийся раскрыл секрет и объяснил назначение второго конденсатора для пуска электродвигателя, так в схеме были обозначены рабочий и пусковой конденсатор. Затем я провел инструктаж по выполнению практической работы, суть которой подобрать рабочий и пусковой конденсатор для электродвигателей разной мощности, выдал задание по вариантам и методику расчета и подбора конденсаторов. Формула расчета емкости конденсаторов показалось обучающимся довольно сложной и время уже поджимало и опять вопрос как я проверю правильность расчетов, неужели проще нельзя.  Интуиция их не подвела, пришлось мне раскрыть свой секрет, что на 100 Вт мощности электродвигателя необходимо 6 Мкф емкости рабочего конденсатора, емкость пускового конденсатора в 2 – 3 раза больше емкости рабочего, в зависимости от мощности двигателя. Второй не мало важный момент в подборе конденсатора это его номинальное напряжение должно превышать рабочее в1,5 раза, т.е. если в сети 220 В, то номинальное напряжение конденсатора 450 В. И в третьих при переключении электродвигателя с рабочего напряжения 380 В на 220 В, он теряет в мощности порядка 30%, что так же необходимо учитывать при расчете.   Обучающиеся с большим энтузиазмом включились в работу со справочной литературой, математическими расчетами, решением электронных тестовых заданий, подбором имеющихся конденсаторов. После расчетов и подбора инициативные обучающиеся предложили на учебной практике реализовать данное подключение.  В учебной мастерской совместно с мастерами производственного обучения схема была собрана обучающимися и запущена, результат превзошел  их ожидания, электродвигатель запустился. Однако после небольшого промежутка времени работы корпус электродвигателя сильно нагрелся и пришлось эксперимент остановить. На помощь так же пришла инновационная технология диагностических упражнений. Основная дидактическая сущность этих упражнений — развитие «диагностических компонентов» технического мышления обучающихся. Они проводятся в несколько этапов. На первом этапе обучающиеся определяют виды дефектов, неполадок, неисправностей с применением таблиц типичных неисправностей, карточек-заданий и т.п. Второй этап – решение прогностических задач с целью формирования у обучающихся умений ориентироваться в нестандартных ситуациях. Последний этап обучения – решение собственно диагностических задач. Пришлось прибегнуть к справочной литературе и огромному опыту мастеров производственного обучения, которые подсказали что такое возможно при большой емкости рабочего конденсатора. Вскоре подобрали другой конденсатор и электродвигатель заработал. Обучающиеся  позже признались, что сомневались в возможностях такого запуска, и только после увиденного сомнения пропали.

Диагностические упражнения применялись при изучении темы: «Техническое обслуживание и ремонт коммутационных аппаратов» по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» обучающиеся  заинтересовались коммутационными аппаратами автоматического действия, совместно с мастерами  производственного обучения  обучающиеся изготовили действующий тренажер «Электропривод конвейера». В схему были включены  магнитный пускатель, реле, концевой выключатель, электропривод. При работе тележка конвейера передвигалась и при касании концевого выключателя останавливалась, но однажды произошел сбой, встал вопрос с поиском причин отказа. Обучающиеся активно включались в поиск, порой самые нелепые на их взгляд причины давали подсказку для дальнейших действий и приносили положительный результат.  Аналогичные упражнения эффективно  использовались на уроке практической работы на тему; «Определении начала и конца обмоток электродвигателя после ремонта», а в дальнейшем обучающиеся совместно с мастерами производственного обучения изготовили небольшой  прибор с помощью которого задача решалась быстрее и проще.

        В своем докладе я рассмотрел несколько  методик инновационного образования. При использовании любой инновационной технологии в образовательном процессе приоритетная  роль  отводится педагогическому мастерству преподавателя, которое состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами. Внедрение инновационных образовательных технологий приносит свои изменения в потенциальное развитие личности преподавателя и обучающегося, способствует высокому развитию уровня образовательной деятельности. По воли случая иногда приходиться встречаться со своими учениками и слышать от них только слова благодарности за полученные знания и приобретенный практический опыт, это очень приятно и радостно за них, но к  сожалению их мало.

Основное назначение уголовно-исполнительной системы состоит в перевоспитании осуждённых в соответствии с социальными нормами и ценностями общества, в исключении из их сознания необходимости преступления как средства достижения цели, в возвращении осуждённых к нормальной жизни. Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что в соответствии со ст. 9 УИК оно является одним из основных средств исправления осужденных. В соответствии со ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Это слова выдающегося педагога всех времен - Антона Семеновича Макаренко. Прочитав в журнале статью,  выдержка - Однако, как показывает практика, места лишения свободы часто превращаются в так называемую «академию преступности» ввиду постоянного обмена криминальным опытом в среде осуждённых. В результате осуждённые лица, отбывшие наказание, нередко выходят на свободу еще более криминализованными, познавшими более изощренные способы совершения преступлений. Еще больше затянутые в криминальную жизнь, они не прекращают нарушать закон и вскоре снова попадают за решётку. Причину данной проблемы мы видим в малоэффективных, устаревших методах воспитательной работы, а также в недостаточном внимании к подготовке кадров для работы с осуждёнными. Пенитенциарные учреждения не имеют достаточного количества квалифицированных педагогов, способных эффективно решать стоящие перед ними задачи. Хочется добавить к этому выступлению очевидное, осужденные иногда не могут назвать фамилию своего начальника отряда так, как большой не комплект сотрудников воспитательного отдела и коллективу филиала приходится заполнять эти пробелы в воспитательной работе, порой общение с педагогами для осужденных единственная отдушина, которой они пользуются.  Второе основное направление моего педагогического поиска воспитательная работа. Работа с вновь прибывшими осужденными начинается с карантина, до того, как они не окунулись в «криминальную среду» и готовы к позитивному диалогу. В течении всего периода адаптации карантин посещает наш филиал, знакомиться с учебными мастерскими, педагогическим коллективом, материальной базой, кто - то пытается вспомнить ранее приобретенные навыки в швейном производстве, определяются в выборе профессии, по которой хотят получить образование. После распределения по отрядам совместно с воспитательным отделом доводим нашу работу до логического завершения, зачислением кандидата на обучение в образовательное учреждение.  Многие осужденные обучались в других филиалах, наш филиал с их слов оказался более привлекательным и достойным. С момента зачисления моя образовательная и воспитательная работа объединяются до самого выпуска. В рамках воспитательной работы я систематически  провожу уроки гражданско – патриотического воспитания, здоровье сберегающие лекции, уроки доброты, спортивные соревнования, помогаю выпускникам в трудоустройстве на инфраструктурные объекты учреждения и просто беседы на интересующие и волнующие  их темы. В беседах стараюсь быть правдивым и искренним, обучающиеся это видят и ценят. Мероприятия стараюсь сделать познавательными и запоминающимися, используя свой творческий потенциал и накопленный опыт. В апреле 2023 года проводя урок посвященный Дню воинской славы России — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере, представил исторические документы, связанные с этим событием, затем показал фильм С.М. Эйзенштейна Александр Невский, снятый в 1938 году,  рок – балладу группы Ария О древнерусском воине и в конце мероприятия решил показать обучающимся 1 рубль 1992 года, выпущенный к 750 – летию (Ледового побоища), эффект превзошел мои ожидания. В подготовке сценария к 80 –  летию полного освобождения Ленинграда кроме исторических фактов включил воспоминания блокадников, так же представлю три юбилейные монеты, выпущенные в разные годы, посвященные знаменательному событию.  

        Мой педагогический поиск направлен на решения проблем формирования знаний по обучаемой профессии и совершенствование системы воспитательной работы с обучающимися - осужденными, направленной на формирование ценностного отношения к общечеловеческим нормам жизни.

Преподаватель филиала №5                                         В.И. Безгубов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи в журнале "Педагогический поиск", КИРО 2019

Публикация статьи "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья" в журнале "Педагогический...

Моё педагогическое послание педагогическому сообществу

Главная задача педагога дополнительного образования - формирование мыслящей самостоятельной, творческой, духовно богатой личности. Это сложный, многоступенчатый процесс. Для решения этой задачи ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК И ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Проводимая западными странами политика жестких экономических санкций в отношении России привела к необходимости развития собственных технологий, собственного производства, созданию всех элементов цепо...

«Мой педагогический поиск»

В моей работе педагогический поиск направлен на исследование различных аспектов педагогической деятельности, включая проблемы образования, формирование личности обучаемого, методы обучения и воспитани...

«Мой педагогический поиск»

Главной своей задачей в работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации , которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого обучающегося ....

Мой педагогический поиск

Мой педагогический поиск...

Мой педагогический поиск

Презентация "Мой педагогический поиск"...