Организация развивающей предметно-пространственной среды для обучения в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности в учреждениях дополнительного образования
презентация к уроку

Захаров Олег Владимирович

Выпускная квалификационная работа по этой теме была оценена на "отлично", ее презентация соотетстует всем требованиям социально-педагогического колледжа по содержанию и времени освещения темы во время защиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_vkr_zaharov1.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выпускная квалификационная работа Организация развивающей предметно-пространственной среды для обучения в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности в учреждениях дополнительного образования Выполнил: Захаров Олег Владимирович, Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства ) Руководитель ВКР: Борисенко И.М., преподаватель АНПОО «НСПК»

Слайд 2

Введение Актуальность темы правильно организованная обучающая среда способствует развитию ребенка, представляет для него интерес, побуждает его к действиям, исследованию, напрямую влияет на его воспитание. возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности ребенка в учреждении дополнительного образования. Объект исследования - предметно-пространственная среда для обучения детей в учреждениях дополнительного образования. Предмет исследования - процесс проектирования развивающей предметно-пространственной среды для обучения в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности в учреждениях дополнительного образования. База исследования: О тделение дополнительного образования ГБОУ СОШ №438 Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Слайд 3

Цель исследования - выявление педагогических условий организации развивающей предметно-пространственной среды для обучения в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности в учреждениях дополнительного образования. Задачи исследования: 1. Исследовать теоретические подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды для обучения детей в учреждениях дополнительного образования. 2. Изучить требования, предъявляемые к организации развивающей предметно-пространственной среды для обучения детей изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования. 3. Выявить возможности и условия эффективного сотрудничества педагога с детьми в предметно-пространственной среде кабинета изобразительной деятельности Отделения дополнительного образования в общеобразовательной школе. 4. Составить практические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды для обучения детей в учреждениях дополнительного образования.

Слайд 4

Теоретическая глава Для достижения поставленной цели исследованы: понятие развивающей предметно-пространственной среды, принципы и основные критерии её формирования в учреждении дополнительного образования; различные понятия и формулировки обучающей среды, четыре ее модели и понятие среды как многокомпонентного явления; развивающая среда помещений детских центров дополнительного образования с учетом их функциональной зонированности и назначения; требования и принципы к их организации; требования и принципы создания комфортной образовательной среды в сфере дополнительного образования для помещения школьного кабинета изобразительной деятельности. Основные нормативные источники: СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей Положение об учебном кабинете изобразительной деятельности в условиях введения ФГОС НОО (в ред. 29.12.2017)

Слайд 5

Выводы по теоретической главе Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС НОО – основа для создания предметно-пространственной развивающей среды школьного кабинета. Предметно-развивающая среда в сфере дополнительного образования - это основа для прохождения вариативных образовательных программ, построенных на осознанном использовании психологических особенностей развития обучающихся и новых методах педагогической работы. Предметно-развивающая среда помещения должна обеспечивать условия комфортности для обучающихся в нескольких направлениях: психологическом, творческом, физическом. Предметная среда кабинета искусства – это учебно-развивающий центр, который активно формирует эстетическую потребность общения учащихся с искусством и взаимодействия их с личностью педагога высокопрофессионального уровня.

Слайд 6

Практическая глава Основная идея проведенного исследования: переоборудовать помещение школьного кабинета; организовать в нем развивающую предметно-пространственную среду для обучения детей в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства; задействовать прилегающую к кабинету территорию рекреации 4 этажа для проведения выставок детских работ. Целевые ориентиры исследования: учебный кабинет ИЗО в школе №438 должен быть многофункциональным (кружок «Мастерская чудес», внеурочные занятия по программе «Волшебная кисть», уроки в 5 – 8 классах по ИЗО в соответствии ФГОС ОО); учитывать возрастные особенности обучающихся, а также их личностные аспекты (психологию, интересы, уровень развития).

Слайд 7

Исследование возможностей и условий эффективного сотрудничества педагога с детьми в организации предметно-пространственной среды учебного кабинета отделения дополнительного образования средней школы №438 привело к необходимости разработки «Положения о проекте эстетического оформления кабинета ИЗО и ДПИ (художественное оформление стен, накопительного материала и интерьерное решение кабинета)». Учитывая эффективность сотрудничества и совместной деятельности с детьми был разработан и утвержден совместный Школьный проект по теме: «Эстетическое оформление кабинета ИЗО», целью которого стало развитие художественно-эстетических качеств учащихся. Участники проекта: авторы – Жарова М.Л., Захаров О.В.; обучающиеся кружка «Мастерская чудес»; ученики 8, 9 классов, их классные руководители, учитель физики Шаронова С.М., руководитель кружка «Рисунок» Воинова Н.И., учителя начальных классов вместе с учениками. Суть исследования

Слайд 8

ЭТАПЫ ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КТО ВЫПОЛНЯЕТ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Организация интерьерного пространства кабинета Жарова М.Л., Захаров О.В., Зам. по АХЧ., уч. 9 кл . Оказана п омощь Захарова О.В. и учеников 9 кл . в перестановке мебели и крепеже стендов 2 Оборудование полифункционального рабочего места учителя, Жарова М.Л., системный администратор Рабочая зона учителя полностью оборудована, она полифункциональная 3 Создание эскизов декоративного панно Захаров О.В . Эскизирование, выбор материалов и анализ аналогов, утвердили у зав. кабинетом 4 Выполнение оформления панно и росписи стены Жарова М.Л., Захаров О.В., уч . 8 – 9 кл . Панно в ыполнили Захаров О.В. и мальчики 8 кл . Росписи – 9кл. девоч . (запланированы на февраль 2023). 5 Накопление, создание наглядного фонда Жарова М.Л., Захаров О.В. Создание фонда - зав. кабинетом, объекты по народным промыслам изготовил Захаров О.В. ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С АНАЛИЗОМ РЕЗУЛЬТАТОВ

Слайд 9

ЭТАПЫ ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КТО ВЫПОЛНЯЕТ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 Изготовление наглядных пособий по декоративно-прикладному искусству Жарова М.Л., Захаров О.В., ученики 6 – 9 кл . Отобраны лучшие работы учащихся 6-7 кл ., выполненные на занятиях в кружке 7 Создание творческих выставочных работ Ученики 7 – 8 – 9 кл . Отобраны лучшие работы для кабинета 8 Проведение систематизации наглядных, дидактических и методических материалов Жарова М.Л. Жарова М.Л. – заведующая кабинетом постоянно работает над этим 9 Накопление резервных расходных материалов для художественных работ Жарова М.Л. Захаров О.В. Оформление заявок на материалы 10 Оформление рекреации в холле 4 этажа Жарова М.Л. Повесили временно 2 пробковых стенда. Запланировали работы на лето 11 Создание творческих выставочных работ Ученики 7 – 9 кл . На уроках и на кружке ИЗО и ДПИ все учащиеся, отобрали лучшие для кабинета ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С АНАЛИЗОМ РЕЗУЛЬТАТОВ

Слайд 10

Практическое применение результатов исследования 1. Совместная деятельность над интерьерным решением кабинета Групповая форма работы - эффективный прием, который используется для воспитания учебной самостоятельности и сознательной дисциплины учащихся (работа с информацией): эскизирование и подбор основных современных направлений графического дизайна стендов, подбор аналогов композиции и анализ цветовых приемов гармонизации композиции, подбор доступных и удовлетворяющих «Требованиям СанПин» материалов. - Пробковые стенды – основа информационной зоны - Шкафы с демонстрационными материалами (накопительная зона) - Справа у окна зеленая зона отдыха

Слайд 11

2. Художественное оформление стен Работа над проектом эстетического оформления кабинета изобразительной деятельности - это коллективное творческое дело учеников 8 – 9 кл . (КТД). В основе технологии КТД лежат два организационных принципа: социально-полезная направленность; сотрудничество детей со взрослыми с выходом на конкретный продукт ( в данном случае – помощь школе в оформлении кабинета ). Предварительный примерный эскиз панно Практическое применение результатов исследования

Слайд 12

3.Изготовление художественных демонстрационных объектов с использованием рецептивного метода преподавания: передача информации теоретического плана по технологии выполнения различных учебных заданий, разъяснения при показе методических образцов, теоретические объяснения технологий традиционных и современных методов изобразительного искусства. Демонстрационные пособия реализуют принцип наглядности обучения , активизируют мыслительную деятельность в процессе сравнивания объектов. Педагог сам создает предметы народного творчества, воспитывает на собственном примере Практическое применение результатов исследования

Слайд 13

4. Выставочная деятельность - неотъемлемая часть педагогической работы учителя ИЗО. Формы участия детей в итоговых мероприятиях: ученические выставки в конце каждого занятия с целью оценивания рисунков на основе сравнения участие в школьной выставке выступление с докладом на вечере искусства право написать объявление о предстоящем конкурсе на лучший рисунок Практическое применение результатов исследования

Слайд 14

Предметную среду кабинета ИЗО необходимо понимать как многофункциональный учебно-развивающий центр, который активно формирует эстетическую потребность общения учащихся с искусством и желание взаимодействовать с личностью педагога высокопрофессионального уровня. Достигнуты цели исследования: выявлены эффективные педагогические условия организации развивающей предметно-пространственной среды для обучения в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности в учреждениях дополнительного образования; даны практические рекомендации по проектированию и организации среды на основе сотрудничества с обучающимися. Основные результаты исследования

Слайд 15

3. Решены практические задачи по реализации Проекта по эстетическому оформлению кабинета изобразительной деятельности отделения дополнительного образования средней школы №438 поселка Лисий Нос Приморского района Санкт-Петербурга: при условии общей деятельностной позиции педагогов и обучающихся; на основе совместного поиска путей организации; использовании методики сотрудничества и сотворчества; при рациональной организации всех рабочих зон кабинета; превращения обычного учебного кабинета в многофункциональный. Все задачи были решены на основе использования педагогических технологий – групповых, коллективной творческой деятельности (КТД), информационно-коммуникативных, поисковых, информационно-аналитических и групповой и индивидуальной творческо-практической деятельности. Основные результаты исследования

Слайд 16

Педагогу, работающему над созданием предметно-развивающей среды кабинета, необходимо: использовать совместный с учащимися поиск путей организации и совершенствования предметно-пространственной среды использовать методику сотрудничества и сотворчества , которая основывается на общей деятельностной позиции как учителей школы так и обучающихся организовывать рациональную деятельность рабочих зон кабинета (рабочей зоны учителя и учащихся, экспозиционно-демонстрационной зоны, санитарно-технической зоны, зоны хранения дидактических материалов и средств обучения) реализовывать принцип многофункциональности кабинета: - учебно-развивающий центр по искусству для всех участников образовательного процесса - комфортная образовательная среда для индивидуального и инклюзивного обучения - видеозал, библиотека, хранилище достижений воспитанников, дидактических материалов - педагогическая мастерская и методический центр для учителей Рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности

Слайд 17

Таким образом: В ходе написания работы определены практические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды для обучения детей изобразительному и декоративно-прикладному искусству в отделении дополнительного образования в общеобразовательной школе. Выявлены возможности и условия эффективного сотрудничества педагога с детьми в предметно-пространственной среде отделения дополнительного образования. Содержащиеся в работе практические материалы могут быть использованы педагогами в проектировании и организации развивающей предметно-пространственной среды для обучения в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности в отделениях дополнительного образования общеобразовательных школ. Теоретические и практические задачи, поставленные в работе, решены Выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно - пространственная среды.

Основной целью моей работы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования личности, подготовки ребёнка к жизни в современном обществе. Д...

Развивающая предметно-пространственная среда в первой младшей группе.

В данной статье хочу показать, как в первой младшей группе оборудована предметно - пространственная среда....

Презентация к лекции "Развивающая предметно-пространственная среда"

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении - это часть образовательной среды, оснащенная оборудованием и материалами, для развития детей дошкольного...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе

   Создание центров  различной направленности в группе реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Благодаря разнообразию тематических центров выполняется принцип...

Scrum-подход как инновационная технология в проектой деятельности учреждений дополнительного образования детей на примере Центра инженерных компетенций (ЦИК) СПбГЦДТТ Методическая разработка

В методической разработке показана возможность внедрения Scrum-подхода в дополнительное образование детей при выполнении полномасштабных учебных проектов на примере инновационной практики Центра инжен...

Организация развивающей предметно-пространственной среды для обучения в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности в учреждениях дополнительного образования

Выпускная квалификационная работа по теме "Организация развивающей предметно-пространственной среды для обучения в области изобразительной и декоративно - прикладной деятельности" содержит м...

Бумажная лоза – один из видов декоративно – прикладного творчества ,используемого в дополнительном образовании

      Государственное казенное учреждение социального обслуживания              Московской  области Семейный...