Материалы диф.зачета по дисциплине "Русский язык и культура речи", 2018
материал

Ланграф Екатерина Николаевна

Контрольно-оценочные  средства (КОС) предназначены для итогового контроля учебных достижений обучающихся 1 курса по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kurs_dif.zachet_ad_rya_i_kr.docx83.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕПАРТАМЕНТА

 ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 6»

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ  СРЕДСТВА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ  ПРОМЕЖУТОЧНОЙ  АТТЕСТАЦИИ

по  учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

        форма проведения:  Дифференцированный зачет

специальность  31.02.02 Акушерское дело, базовая подготовка

очно-заочная форма обучения

Москва, 2018 г.

Составлены  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  поспециальности31.02.02 Акушерское дело (базовый уровень подготовки, очно-заочная форма обучения)  и  рабочей  программой  по дисциплине «Русский язык и культура речи».

ОДОБРЕНЫ

предметной (цикловой) комиссией

«ОУД, ОГСЭ, ЕН»

ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

Протокол № 4

от « 26 » января  2018 г

Председатель П(Ц)К

_________ /Е.Ю. Максименко/

 

РАССМОТРЕНЫ

на заседании методического совета

от «01»февраля 2018г.

протокол № 5

УТВЕРЖДЕНЫ

Директор  ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

_______________ /Г.Г. Савзян/

«01»  февраля 2018г.

Составитель:  Ланграф Е.Н., преподаватель русского языка  первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №6».


СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКТА КОС

1. СПЕЦИФИКАЦИЯ

2. ПАСПОРТ

3. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

4. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

5.ПЕРЕЧЕНЬ  ВОПРОСОВ  ДЛЯ  ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

6. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ

7. ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К  ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ


СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольно  - оценочных  средств

для проведения дифференцированного зачета

ОГСЭ.01  РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

для студентов 1 курса

по специальности 31.02.02 Акушерское дело, базовая подготовка

очно-заочная форма обучения

 

  1. Назначение контрольно-  оценочных  средств:

Контрольно-оценочные  средства (КОС) предназначены для итогового контроля учебных достижений обучающихся 1 курса по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи», который проводится в рамках промежуточной аттестации во 2-ом семестре обучения, согласно учебному плану ОО.

  1. Документы, определяющие содержание КОС.

Содержание КОС определяется на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. и 31.12.2015 г.

  1. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КОС.

Структура КОС отражает необходимость проверки результатов освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». В структуру КОС включены задания, проверяющие умения, отражающие основные виды учебной деятельности студентов, с учетом общекультурной и мировоззренческой значимости в подготовке обучающихся.

  1. Структура и содержание контрольно -  оценочных  средств.

Контрольно-оценочные  средства   представлены 4 равнозначными вариантами письменной проверочной работы в форме теста.

Каждый вариант содержит 30 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В работе представлены задания базового уровня сложности: часть 1; задания повышенного уровня сложности- часть 2.

Таблица 1. Распределение заданий по основным содержательным разделам ОГСЭ.01  «Русский язык и культура речи»

Разделы курса русского языка

Часть 1

Часть 2

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

5

Морфология и орфография

4

Синтаксис и пунктуация

8

Лексикология

6

2

Стилистика

7

1

Итого

30

3

Распределение заданий тестового характера по видам проверяемых умений и способам действий представлено в таблице 2.

Таблица 2. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и

способы действий.

Часть 1

Часть 2

Знание правил

орфоэпии

1

морфемики

1

морфологии

1

орфографии

7

лексикологии

3

2

синтаксиса

4

пунктуации

5

         стилистики

3

1

Итого

33


  1. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Верное выполнение заданий базового уровня сложности оценивается в 1 балл.

Оценивание заданий повышенного уровня сложности оценивается в 2 балла. Максимальная оценка за выполнение заданий составляет 36 баллов.

За неправильный ответ – 0 баллов.

Оценивание проводится путем сравнения с эталоном.

  1. Время выполнения работы

Примерное время для выполнения работы составляет:

45 минут.

  1. Условия выполнения работы

Ответы на задания работы записываются в ЛИСТ ОТВЕТА. В инструкции к каждому тестовому заданию описываются правила выполнения задания.

  1. Дополнительные материалы и оборудование.

Не требуются.

ПАСПОРТ

Контрольно-оценочных средств дифференцированного зачета

ОГСЭ.01  РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

специальность  31.02.02 Акушерское дело, базовая подготовка

очно-заочная форма обучения

Вид контроля: итоговый контроль по учебной дисциплине

Таблица 3. Распределение заданий

Типы заданий

Макс.

балл

Часть 1

Часть 2

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

30

Тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов

1

Тестовые задания на установление

соответствия

1

Тестовые задания «открытого» типа с кратким ответом

1

ИТОГО

33

Количество вариантов: 4

Ограничение по времени:           45 минут.

Возврат к предыдущему:                     разрешен

                                                

Последовательность заданий:                по порядку        

                                                        

Оценка (критерии):

Часть 1 представляют собой тестовые задания с выбором одного правильного ответа и оцениваются по одному баллу за каждый правильный ответ.

Критерии оценивания тестовых заданий Части 1 и 2 осуществляются по следующей шкале:

Количество баллов

Оценка

36-32

отлично

31-29

хорошо

28-19

удовлетворительно

Менее 19

неудовлетворительно

Максимальное количество баллов за тестовые задания:36

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ЛИСТ ОТВЕТА  

специальность  31.02.02 Акушерское дело, базовая подготовка

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи»

Студент Ф.И.О. ______________________  

Группа ____      Вариант: ______

Впишите один правильный ответ

Часть 1                                                        

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Часть 2.

Выберите несколько правильных ответов

31

Установите соответствие

32

Впишите ответ словами

33

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

« МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 6»

ОДОБРЕН

Предметной (цикловой) комиссией «ОУД, ОГСЭ, ЕН»

ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

от « 26 » января 2018 г

Протокол № 4

председатель П(Ц)К

_______/Е.Ю. Максименко/

ВАРИАНТ№ 1

для проведения дифференцированного зачета

по ОГСЭ Русский язык и культура речи

Специальность:

31.02.02 Акушерское дело, базовая подготовка

очно-заочная форма

обучения

УТВЕРЖДЕН

на заседании методического совета

от «01» февраля 2018г.

Протокол № 5

Директор  ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

_______________ /Г.Г. Савзян/

«01»  февраля  2018 г.

Из предложенных вариантов выберите один правильный ответ.

1.  Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

1) вклЮчим

2) зАсветло

3) пАртер

4) принЯл

2. Укажите предложение, в котором вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ:

1) На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.

2) Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.

3) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.

4) ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

3.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) около пятиста фотографий

2) поезжайте в город

3) пара носков

4) наиболее уместный

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Играя в шахматы,

1) у меня заболела голова.

2) мы развиваем логическое мышление.

3) незаметно пролетел вечер.

4) воспитывается воля и наблюдательность.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):

1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.

4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

6. Выберите предложение, в котором придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом:

1) Лет сто тому назад на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание, на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н.П. Левашкевича».

2) Борис Шергин — «писатель души, сердца», который раскрыл идеи братства, красоты, взаимовыручки.

3) Интересно оригинальное расположение лёгких ажурных балконов башни, которые создают «воздушный переход» из одной части дома в другую.

4) В открытии выставки участвовал внук известного кондитера О.В. Левитский, который стал

архитектором.

Прочитайте текст и выполните задания 7—12.

(1)... (2)Плазма — это смесь электрически заряженных частиц, в которой суммарный

отрицательный заряд равен суммарному положительному заряду. (3)Так что в целом

плазма является электрически нейтральной средой, хорошо проводящей электрический

ток. (4)Конечно, в какой-то момент времени может оказаться, что в небольшом объёме

плазмы общий положительный заряд не равен общему отрицательному. (5)Тогда в

плазме возникают очень сильные электрические поля, препятствующие дальнейшему

разделению зарядов и вызывающие такие их перемещения, которые восстанавливают

электрическую нейтральность этого объёма плазмы. (6)... восстанавливают среду, в

которой концентрация электронов почти не отличается от концентрации заряженных

частиц.

7. Укажите предложение, которое должно быть первым в этом тексте:

1) А есть ли плазма в окружающей нас природе?

2) Впервые слово «плазма» было произнесено физиологами в середине XIX века.

3) Различают сильно и слабо ионизированную плазму.

4) Так что же физики называют плазмой?

8. Из приведённых ниже слов или сочетаний слов выберите то, которое должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста:

1) Вопреки этому

2) Другими словами

3) А

4) Несмотря на это

9. Укажите сочетание слов, которое является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста:

1) плазма — смесь, заряд (предложение 2)

2) плазма является (предложение 3)

3) возникают сильные электрические поля (предложение 5)

4) которые восстанавливают (предложение 5)

10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста:

1) сложносочинённое

2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями

3) простое осложнённое

4) сложноподчинённое

11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАВЕН

(предложение 2):

1) краткое причастие

2) краткое прилагательное

3) деепричастие

4) глагол

12. Укажите значение слова СРЕДА (предложение 3):

1) третий день недели

2) социально-бытовая обстановка

3) совокупность природных или социальных условий, в которых протекает

жизнедеятельность организма

4) вещество, заполняющее какое-либо пространство

13. Выберите вариант, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:

Когда художники увидели присла(1)ую из Ялты картину Фёдора Васильева «Мокрый луг», они были потрясе(2)ы: чистая зелень травы, невида(3)ый свет, лёгкий ветерок говорили о необыкнове(4)ом таланте автора.

1) 1, 4

2) 2, 3

3) 1

4) 1, 3, 4

14. Выберите ряд слов, где во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня:

1) заг..рать, обл..котиться, прив..легия

2) хор..ографический, п..лезный, бл..стательный

3) р..жим, зам..рать (от восторга), г..пноз

4) изв..щение, г..стиная, изд..лека

15. Выберите ряд слов, где во всех словах пропущена одна и та же буква:

1) под..двинуть, перен..ладить, об..злённый

2) об..ездить, интерв..юировать, кон..юнктура

3) пр..cмирев, правопр..емник, пр..лежный

4) бе..шовный, ра..щедрился, и..царапать

16. Выберите ряд слов, где на месте пропуска пишется буква Е:

1) заден... т, надломл... нный

2) проклина... шь, рассе... нный

3) не повер... шь, развива... мый

4) наден... шь, довер... вшийся

17. Выберите вариант ответа где указаны все слова, в которых пропущена буква Е

А. претерп..вать

Б. привередл..вый

В. алюмини..вый

Г. успока..ваться

1) А, Б, Г

2) А, Б, В

3) В, Г

4) А, В

18. Укажите предложение, где НЕ со словом пишется раздельно:

1) (Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

2) Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

3) Глаза его горели (не)укротимой страстью.

4) Был тихий (не)жаркий июньский день.

19. Укажите предложение, где оба выделенных слова пишутся раздельно:

1) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ рождественских каникул наша так называемая детская ТО(ЖЕ)была очень нарядной.

2) Художник твёрдо решил посвятить себя гравюре, которая ТАК(ЖЕ), как книга, может прийти в любой дом, ЧТО(БЫ) рассказать каждому о мыслях и чувствах мастера, создавшего её.

3) Я думал, ЧТО(БЫ) я сам стал делать, если б мне (В)ТЕЧЕНИЕ месяца не звонили родители.

4) От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь весь отпуск в засаде, а так и не попробуешь необыкновенной дичи.

20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

По ночам земля быстро выхолаживалась ( ) и к рассвету степь покрывалась налётом

недолговечного инея.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

21. Выберите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые:

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью

золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по

нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

1) 1, 2, 4

2) 1, 2, 3

3) 2, 3, 4

4) 1, 3, 4

22. Выберите вариант  ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые:

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но

потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле

самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

1) 3, 4

2) 1, 3

3) 1, 2

4) 1, 2, 3, 4

23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены):

1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

2) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.

3) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

24. Объясните постановку двоеточия в данном предложении:

Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали

дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание

первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём

говорится во второй части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём

говорится в первой части.

25. Выберите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

Аппаратура для точных измерений (1) на приобретение (2) которой (3) фирма выделила

столь внушительные средства (4) является совершенно необходимой для дальнейшей

работы над проектом.

1) 1, 3

2) 2, 4

3) 1, 3, 4

4) 1, 4

26. Выберите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли

заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким

должно быть начало.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3

3) 1, 3, 4

4) 2, 4

27. Выберите из приведённых ниже предложений то, в котором  верно передана главная информация, содержащаяся в тексте:

 Бурный рост экономики в XX веке вызвал грандиозные и во многом необратимые изменения в биосфере, хотя начало им положила вся предыдущая история освоения планеты. Такое массированное воздействие на биосферу долго не осознавалось обществом как губительное для всего человечества, и, более того, человек долго ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение», «совершенствование», «управление». Но, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение к природе.

1) Начало грандиозных и во многом необратимых изменений в биосфере было положено всей предшествующей XX веку историей освоения планеты.

2) В течение всего времени своего существования человек ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение», «совершенствование», «управление».

3) Массированно воздействуя на биосферу, можно остановить грандиозные и во многом необратимые изменения, происходящие в ней вследствие бурного роста экономики в XX веке.

4) Чтобы остановить вызванные ростом экономики в XX веке необратимые изменения в биосфере, ведущие к гибели человечества, люди должны радикально пересмотреть своё отношение к природе.

28. Для того чтобы возникла речь, необходим(-а, -о)…

1) умение красиво говорить

2) большой лексический запас

3) наличие большой аудитории

4) потребность сказать

29.Основоположником русского литературного языка считается…

1) А.С. Грибоедов

2) И.А. Крылов

3) А.С. Пушкин

4) Н.М. Карамзин

30. Употребление слова в несвойственном ему значении – это нарушение _______ нормы.

1) словообразовательной

2) лексической

3) стилистической

4) орфографической

Часть 2

Инструкция

 При выполнении задания выберите несколько правильных ответов.

31.Выберите из перечисленных слов архаизмы:

А) Сей

Б) Вече

В) Боярин

Г) Зело

Д) Одр

Е) Стрельцы

Ж) Брокер

Инструкция

Установите соответствие:

32. Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго столбика:

1. Апелляция                а) Внушение

2. Дегенерация        б) Обжалование

3. Номинация                в) Усовершенствование

4. Инспирация        г) Представление

5. Модернизация        д) Вырождение

6. Презентация        е) Называние

Инструкция

33. Определите стиль данного текста и впишите его название:

Василий Шукшин! При этом имени что-то всякий раз с такой силой вздрагивает в нас и обмирает, чего мы, кажется, в себе и не знаем. Сознание наше, когда мы обращаемся к нему за разъяснениями, отсылает нас к чувству, чувство робеет: нет, это не у меня, это где-то дальше. И, пожалуй, самое близкое, с чем может быть поставлено ряд это ощущение, какая-то невольная и незатухающая вина перед Шукшиным, стыд, сравнимый, разве что со стыдом за несдержанное обещание. Что-то мы не сделали после Шукшина, что-то необходимое и важное, в чем-то, за что он бился, мы его не поддержали.

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

 «Медицинский колледж № 6»

ОДОБРЕН

Предметной (цикловой) комиссией «ОУД, ОГСЭ, ЕН»

ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

от « 26 » января 2018 г

Протокол № 4

председатель П(Ц)К

_______/Е.Ю. Максименко/

ВАРИАНТ№ 2

для проведения дифференцированного зачета

по ОГСЭ Русский язык и культура речи

Специальность:

31.02.02 Акушерское дело, базовая подготовка

очно-заочная форма

обучения

УТВЕРЖДЕН

на заседании методического совета

от «01» февраля 2018г.

Протокол № 5

Директор  ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

_______________ /Г.Г. Савзян/

«01»  февраля  2018 г.

 Из предложенных вариантов выберите один правильный ответ.

1.  Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

1) красИвее
2) Агент
3) нАчав
4) тортЫ

2. Выберите предложение, в котором  вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ:

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.

2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.

3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.

4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

3.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) в шкафу

2) пять полотенец

3) шестисот семи человек

4) ихние дела

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Обработав статистические данные,


1) учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
2) была выявлена интересная закономерность развития языка.
3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.
4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

6. Выберите предложение, в котором придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом:

1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.
2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.
3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.
4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.

Прочитайте текст и выполните задания 7—12.

(1)… (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (4)При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свёртывание. (5)Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6)… компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.

7. Укажите предложение, которое должно быть первым в этом тексте:

 1) Фрагменты, содержащие второстепенную информацию, не должны перегружать текст реферата.
2) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой для написания реферата.
3) Часто при работе с текстом приходится удалять или заменять не отдельные предложения, а целые фрагменты текста.
4) Различные главы реферата несут различный объём информации.

8. Из приведённых ниже слов или сочетаний слов выберите то, которое должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста:

1) И только
2) Ещё
3) С другой стороны
4) Таким образом

9. Укажите сочетание слов, которое является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста:

1) понимается (предложение 5)
2) фрагменты должны войти (предложение 2)
3) их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)
4) исключение является (предложение 6)

10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста:

1) сложное бессоюзное
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) простое осложнённое

11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в предложении 2:

1) частица 

2) местоимение 

3) союз

4) наречие

12.Укажите значение слова РЕФЕРАТ во втором (2) предложении текста:
1) часть художественного или научного произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания
2) творческая работа, заключающаяся в устном или письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста
3) письменный доклад по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников
4) данные, факты независимо от формы их представления, которые несут в себе смысловую нагрузку

13. Выберите вариант, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:

Драгоце(1)ым камнем, огранё(2)ым великим мастером – Временем, можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой ещё в полной мере не осозна(3)ы.
1) 1    

2) 1, 2    

3) 2, 3    

4) 1, 2, 3

14. Выберите ряд слов, где во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня:

1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный
2) вл..стелин, пок..рать, укр..титель
3) пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать
4) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

15. Выберите ряд слов, где во всех словах пропущена одна и та же буква:

1) пред..явитель, неот..емлемый, трёх..язычный
2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний
3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный
4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

16. Выберите ряд слов, где в словах на месте пропуска пишется буква Е:

1) дыш..шь, обид..вший
2) эконом..шь, замасл..нный
3) дремл..шь, приемл..мый
4) реж..шь, прикле..вший

17. Выберите вариант ответа где указаны все слова, в которых пропущена буква И:

А. фасол..вый
Б. отрасл..вой
В. настойч..вость
Г. догадл..вый

1) А, Б
2) А, Б, В
3) А, В, Г
4) В, Г

 18. Укажите предложение, где НЕ (НИ) со словом пишется раздельно:

1) Эпитет – образное, (не)обычное определение.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
4) (Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в Сокольниках.

19. Укажите предложение, где оба выделенных слова пишутся слитно:

1) Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.
2) Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету, постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.
3) (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
4) Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Язык – это основа национальной памяти ( ) и его надо беречь.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

21. Выберите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые:

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».
1) 1, 2, 3, 4
2) 2
3) 3, 4
4) 4

22. Выберите вариант  ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые:

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3
3) 1, 2
4) 3, 4

23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены):

1) Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение.
2) Сама жизнь диктует художнику и сюжет и композицию картины и выбор красок.
3) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
4) Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.

24. Объясните постановку двоеточия в данном предложении:

В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

25. Выберите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.
1) 1, 4   

2) 2    

3) 1, 3    

4) 2, 4

26. Выберите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

1) 1, 2, 3, 4
2) 2, 3
3) 1, 4
4) 2, 4

27. Выберите из приведённых ниже предложений то, в котором  верно передана главная информация, содержащаяся в тексте:

Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов – одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

1) Изготовленные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.
2) Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.
3) Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.
4) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

28. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечёт ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Стиль данного текста – …

1) официально-деловой

2) разговорный

3) публицистический

4) художественный

29. Для публицистического стиля характерно сочетание слов…

1) атмосферное давление

2) двигатель внутреннего сгорания

3) теневая экономика

4) вестибулярный аппарат

30. Слова практичный - практический являются…

1) синонимами

2) омонимами

3) паронимами

4) антонимами

Часть 2

Инструкция

 При выполнении задания выберите несколько правильных ответов.

31.Выберите из перечисленных слов неологизмы:

А) Стрельцы

Б) Компьютер

В) Очи

Г) Зело

Д) Менеджер

Е) Вече

Ж) Бурмистр

32. Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго столбика:

1. Нотация                        а) Разветвление

2. Пенитенциарий                    б) Приём

3. Презумпция                в) Наставление

4. Организация                г) Учреждение

5. Бифуркация                д) Тюрьма

6. Аудиенция                            е) Предположение

Инструкция

33. Определите стиль данного текста и впишите его название:

Биологически активные вещества выделены из осадочных пород в лаборатории углеводородов нефти Российской академии наук. На основе этих биологически активных веществ создан ценный лекарственный препарат под названием «Эплир».

Обладая защитными свойствами против гепатита он во многом аналогичен зарубежному препарату «Эссенциале» и ничуть не уступает ему по эффективности. Кроме того, «Эплир» лечит воспалительные процессы и даже поражение органов, связанные с радиационным излучением.

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

 «Медицинский колледж № 6»

ОДОБРЕН

Предметной (цикловой) комиссией «ОУД, ОГСЭ, ЕН»

ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

от « 26 » января 2018 г

Протокол № 4

председатель П(Ц)К

_______/Е.Ю. Максименко/

ВАРИАНТ№ 3

для проведения дифференцированного зачета

по ОГСЭ Русский язык и культура речи

Специальность:

31.02.02 Акушерское дело, базовая подготовка

очно-заочная форма

обучения

УТВЕРЖДЕН

на заседании методического совета

от «01» февраля 2018г.

Протокол № 5

Директор  ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

_______________ /Г.Г. Савзян/

«01»  февраля  2018 г.

Из предложенных вариантов выберите один правильный ответ.

1.  Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

1) позвОним

2) бантЫ

3) завИдно

4) рвАла

2. Укажите слово, значение которого определено неверно:

1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ — осуществляемый группой лиц

2) ПРЕСЛОВУТЫЙ — широко известный, заслуживающий положительной оценки

3) РЕЗЮМИРОВАТЬ — кратко обобщить

4) КОМФОРТ — бытовые удобства; то, что создаёт удобства

3.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) повеселее

2) ряд критериев

3) не пророняя слов

4) обоих студентов

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Высказав мысль о необходимости разностороннего образования,

1) она очень слабо аргументирована.

2) учёный не счёл нужным комментировать её.

3) её аргументация практически отсутствует.

4) в статье поднимается очень актуальный вопрос.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):

1) Одним из самостоятельных видов искусства, существующих с конца XV века, является

графика.

2) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

3) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.

4) О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

6. Выберите предложение, в котором придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом:

1) Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистической традиции.

2) Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, который уходит своими корнями в глубокую древность.

3) Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.

4) Художественный мир Мастера характеризуется рядом предметных деталей, которые приобретают символическое значение.

Прочитайте текст и выполните задания 7—12.

(1)... (2) Но ведь произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в

письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению

только в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и

лёгкому общению.

(3) Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают

языковому общению, как и неграмотное письмо. (4) Это объясняется тем, что при

восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на её звуковой стороне, а

непосредственно воспринимаем смысл. (5) Между тем неправильности в произношении

отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю,

звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения. (6)...

единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо.

7. Укажите предложение, которое должно быть первым в этом тексте:

1) Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой стороной литературного языка.

2) Задачи орфоэпии и орфографии заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

3) Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого.

4) В современном русском языке сформировалась единая произносительная норма, заимствовавшая часть черт старого московского произношения и часть черт старого петербургского.

8. Из приведённых ниже слов выберите то, которое должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста:

1) Хотя

2) Поэтому

3) Лишь

4) Например

9. Укажите сочетание слов, которое является грамматической основой в одной из частей второго (2) предложения текста:

1) произвол так же недопустим

2) язык как средство общения будет

3) все будут способствовать

4) элементы будут способствовать

10. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста:

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) простое осложнённое

4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СЛУШАЮЩЕГО из пятого (5) предложения текста:

1) имя прилагательное

2) причастие

3) деепричастие

4) имя существительное

12. Укажите значение слова ЛЁГКИЙ в предложении 2:

1) покладистый, уживчивый

2) беззаботный, беспечный

3) понятный, не представляющий трудности

4) легкомысленный

13. Выберите вариант, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н:

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не

глаже(4)ые штаны.

1) 1, 3

2) 3, 4

3) 2, 4

4) 2, 3

14. Выберите ряд слов, где во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня:

1) р..сток, пол..гаться, т..ропливый

2) укр..щать, пон..мание, г..сударственный

3) ок..лдовать, разб..раться, зап..тевать

4) в..жатый, отт..ргать, напр..гаясь

15. Выберите ряд слов, где пропущена одна и та же буква:

1) пр..остановить, пр..готовить, беспр..кословно

2) без..скусный, без..нициативный, супер..гра

3) не..хваченный, пр..молчать, р..зместить

4) ро..черк, не..гибаемый, и..подтишка

16. Выберите ряд слов, где в обоих словах на месте пропуска пишется букваЕ:

1) выгляд..шь, перекормл..нный

2) прос..шь, всклокоч..нный

3) сфотографиру..шься, предвид..вший

4) задерж..шься, атаку..мый

17. Выберите вариант ответа где указаны все слова, в которых пропущена буква Е:

А. ноч…вать

Б. надоедл…вый

В. продл…вать

Г. обманч…вый

1) А, Б, В

2) А, Г

3) Б, В, Г

4) А, В

18. Укажите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется раздельно:

1) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.

2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.

3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.

4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

19. Укажите предложение, где оба выделенных слова пишутся раздельно:

1) Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

2) (ПО)НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (В)ПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству.

3) (ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.

4) Лес спит молча, неподвижно, (КАК)БУДТО всматривается КУДА(ТО) своими верхушками.

20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде ( ) и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

21. Выберите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые:

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью

золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по

нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

1) 1, 2, 4

2) 1, 2, 3

3) 2, 3, 4

4) 1, 3, 4

22. Выберите вариант  ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые:

По моему (1) растерянному взгляду было несложно догадаться о случившемся. Зима

(2) по-моему (3) лучшее время года.

1) 1, 2

2) 2, 3

3) 1, 2, 3

4) 1, 3

23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены):

1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

4) В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

24. Объясните постановку двоеточия в данном предложении:

Уже в своих ранних произведениях Франц Шуберт использовал звукоизобразительныевозможности фортепиано: иногда в его музыке слышны вращение прялки, жужжание

пчелы, порхание бабочек.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

25. Выберите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают

прекрасные дела.

1) 1, 3

2) 2

3) 3

4) 2, 4

26. Выберите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

1) 1, 4

2) 1, 2, 3

3) 1, 2, 3, 4

4) 2, 3, 4

27. Выберите из приведённых ниже предложений то, в котором  верно передана главная информация, содержащаяся в тексте:

В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на его территории месторождения полезных ископаемых, особенно металлов. Именно богатые запасы «металлических» руд нередко становились причиной, по которой целые народы переселялись на новые земли. Древние греки, например, испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди, железе. Поэтому они начали колонизацию черноморского побережья. Ведь на Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, а в реках Кавказа – золотой песок.

1) Месторождения полезных ископаемых были так важны для государства в античности, что стремление обладать ими могло стать причиной колонизации.

2) Черноморское побережье привлекло древних греков прежде всего запасами железной руды.

3) Древним грекам необходимо было железо, не хватало им также олова, меди и драгоценных металлов.

4) В античную эпоху целые народы переселялись на новые земли, и причины такого переселения были различны.

28. Слова практичный - практический являются…

1) синонимами

2) омонимами

3) паронимами

3) антонимами

29.  Орфоэпическим называется словарь, …

1) содержащий слова с объяснением их происхождения

2) показывающий словообразовательную структуру слова

3) содержащий слова в их нормативном написании

4) содержащий слова в их нормативном литературном произношении

30. На месте скобок ставится двоеточие в предложении…

1) Делу время ( ) потехе час.

2) Я знаю( ) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

3) Совесть потеряешь ( ) другой не купишь.

4) Чернеет дорога приморского сада ( ) желты и свежи фонари

Часть 2

Инструкция

 При выполнении задания выберите несколько правильных ответов.

31.Выберите из перечисленных слов историзмы:

А)Боярин

Б)Ланиты

В)Опричник

Г)Брокер

Д)Армяк

Е)Брадобрей

Ж)Стрельцы

Инструкция

Установите соответствие.

32. Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго столбика:

1) Позиция                                а) Противоборство

2) Аргументация                        б) Листовка

3) Конфронтация                        в) Деловитость

4) Прокламация                        г) Изучение

5) Радиация                                    д) Положение

6) Практицизм                        е) Доказательство

Инструкция

33.Определите стиль данного текста и впишите его название:

Терапевтическая ценность огромного числа лекарственных растений поистине признана научной медициной. Информация об этих растениях необходима не только специалистам-фармацевтам, фармакогностам, врачам, ботаникам. Целебные свойства лекарственных растений обусловлены действующими или фармакологически активными веществами: алкалоидами, танинами, ферментами, витаминами, фитонцидами. Эти вещества помогают больному организму справиться с недугом.

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»

ОДОБРЕН

Предметной (цикловой) комиссией «ОУД, ОГСЭ, ЕН»

ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

от « 26 » января 2018 г

Протокол № 4

председатель П(Ц)К

_______/Е.Ю. Максименко/

ВАРИАНТ№ 4

для проведения дифференцированного зачета

по ОГСЭ Русский язык и культура речи

Специальность:

31.02.02 Акушерское дело, базовая подготовка

очно-заочная форма

обучения

УТВЕРЖДЕН

на заседании методического совета

от «01» февраля 2018г.

Протокол № 5

Директор  ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

_______________ /Г.Г. Савзян/

«01»  февраля  2018 г.

Из предложенных вариантов выберите один правильный ответ.

1.  Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

1) упрочЕние

2) пломбИровать

3) красИвее

4) нАчавший

2. Выберите предложение, в котором  выделенное слово употреблено неверно:

1) В предстоящем чемпионате Второго дивизиона зону «Восток» ПОПОЛНИТ команда из

Якутска.

2) На книжном фестивале всем желающим будет ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность

встретиться с любимыми современными писателями и задать им вопросы.

3) В НЕПРОГЛЯДНОЙ тьме невозможно было различить даже очертания домов.

4) Юные футболисты ОДЕЛИ спортивную форму и под ободряющие возгласы

болельщиков выбежали на поле.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) с тремястами новобранцами

2) жареные тетерева

3) ихние друзья

4) лягте на кушетку

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Разбивая виноградники,

1) крестьяне учитывали рельеф местности.

2) большое значение имеют географические факторы.

3) учитывается состав почвы.

4) торговцами определялись потребности в винограде.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):

1) На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.

3) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

6. Выберите предложение, в котором придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом:

1) В древнерусском языке слово дом, которое обозначало и хозяйство, и семью, и домочадцев, было очень важным.

2) В 1882 году Виктор Михайлович Васнецов встречается с художниками из славной плеяды передвижников: Репиным, Поленовым, Суриковым, которые оказали большое влияние на творчество художника.

3) Гравёр Пожалостин — один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции, в Англии.

4) Предложения, которые в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств, образуют самостоятельное, целостное и законченное сообщение.

Прочитайте текст и выполните задания 7—12.

(1)... (2)Осенние ночные заморозки — это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло». (6)... оно препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

7. Укажите предложение, которое должно быть первым в этом тексте:

1) Что такое конвекция?

2) Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по

саду кучи влажного мусора?

3) Когда наступают осенние заморозки?

4) Осень — пора сбора урожая и окончания сельскохозяйственных работ.

8. Из приведённых ниже слов или сочетаний слов выберите то, которое должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста:

1) Именно

2) Кроме того

3) Наоборот

4) Также

9. Укажите сочетание слов, которое является одной из грамматических основ в 3 предложении текста:

1) день теряет

2) корни могут промёрзнуть

3) тепло теряет

4) они не укрыты снегом

10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста:

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

11. Укажите верную морфологическую характеристику слова УКРЫТЫ

(предложение 3):

1) деепричастие

2) глагол в форме прошедшего времени

3) краткое прилагательное

4) краткое причастие

12. Укажите значение слова ЗЕМЛЯ в предложении 4:

1) планета

2) почва

3) суша

4) страна

13. Выберите вариант, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н:

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.

1) 1,3

2) 2

3) 3

4) 2,4

14. Выберите ряд слов, где во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня:

1) подв..ргать, к..личество, фр..гментарный

2) н..вация, озн..комиться, зам..рли

3) ист..рический, перефр..зировать, оп..cание

4) инф..рмационный, c..стема, ж..лать

15. Выберите ряд слов, где во всех трёх словах пропущена одна и та же буква:

1) пр..брежный, пр..интересный, пр..свистнуть

2) раз..граться, меж..нститутский, небез..звестный

3) и..пользовать, бе..доказательный, ни..вергнуть

4) по..сказать, пре..начертанный, на..кусить

16. Выберите ряд слов, где в словах на месте пропуска пишется буква Е:

1) рокоч..шь, немысл..мый

2) тревож..шься, законч..нный

3) наточ..шь, отлаж..нный

4) движ..шься, разреша..мый

17. Выберите вариант ответа, где указаны все слова, в которых пропущена буква И:

А. вышаг..вать

Б. насмешл..вый

В. фасол..вый

Г. выдерж..вать

1) Б, В, Г

2) А, Б, Г

3) А, В, Г

4) Б, В

18. Укажите предложение, где НЕ со словом пишется слитно:

1) Райский считал себя отнюдь (не)отсталым человеком.

2) В мечтах он открывал ещё (не)исследованные земли.

3) Старая усадьба стояла на (не)высоком холме.

4) Некоторые упражнения (не)выполнены.

19. Укажите предложение, где оба выделенных слова пишутся слитно:

1) В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.

2) (В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

3) (В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

4) Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Зимним утром слетаются на берёзы тетерева ( ) и клюют бурые серёжки.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

21. Выберите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые:

Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет

едва уловимый (4) запах жасмина.

1) 1, 2, 3

2) 1, 3

3) 1, 3, 4

4) 2, 4

22. Выберите вариант  ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые:

В прошлом многим был (1) конечно (2) известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме душой и телом от житейских дрязг и треволнений.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 2

3) 3, 4

4) 1, 3

23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены):

1) В саду было множество красивых и редких цветов и несколько плодовых деревьев.

2) Василий считался не только опытным но и весьма перспективным сотрудником.

3) В воскресенье мы опять пойдём гулять в парк или отправимся в музей или посмотрим

новый фильм в кинотеатре.

4) Во дворе дети увидели только собаку на цепи да десяток кур.

24. Объясните постановку двоеточия в данном предложении:

На полотнах А. Г. Венецианова обрели долгую жизнь многие юные жители села Сафонкова: девочка с телёнком и девочка с кошкой, уснувший на пригорке пастушок и мальчики, мастерящие воздушного змея.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения

того, о чём говорится во второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

25. Выберите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4)

считались рыбами.

1) 1, 3

2) 2, 4

3) 2, 3

4) 1, 4

26. Выберите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

Для археологии важны вещественные источники (1) и (2) даже если они спрятаны в земле (3) они всё равно составляют основной разряд памятников (4) исследованием которых занимается эта наука.

1) 1, 2, 4

2) 1, 2, 3, 4

3) 2, 3, 4

4) 1, 3

27. Выберите из приведённых ниже предложений то, в котором  верно передана главная информация, содержащаяся в тексте:

В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, и может создаться впечатление, что современный человек не зависит от природы, но это глубокое заблуждение. Человек по-прежнему является частью природы. Как и любое другое живое существо, человек нуждается в незагрязнённом воздухе для дыхания, в чистой воде для питья, в экологически чистых продуктах сельскохозяйственного производства, для выращивания которых требуются плодородные почвы и богатые пастбища.

1) Глубоким заблуждением является представление о том, что человек, проживающий сегодня в городе, по-прежнему является такой же частью природы, как и любое другое живое существо.

2) Современный человек — по-прежнему часть природы, он нуждается в чистом воздухе, воде и экологически чистых сельскохозяйственных продуктах.

3) Сельскохозяйственные продукты, необходимые человеку, нужно выращивать на плодородных почвах.

4) В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, поэтому можно утверждать, что современный человек не зависит от природы.

28. Морфологические нормы прилагательного нарушены в предложении…

1) Ночь стала ещё более гуще, чернее и теплее.

2) Величайший художественный гений, Пушкин был и великим тружеником.

3) Когда хотел, Савка был прекраснейшим охотником и рыболовом.

4) Я не помню утра более голубого и свежего

29. Способом согласования образовано словосочетание…

1) среднее образование

2) получить образование

3) его образование

4) получение образования

30. Нормы управления нарушены в словосочетании…

1) характеристика студента

2) вернулся с Москвы

3) возмущаться опозданием

4) уделять внимание студентам

Часть 2

Инструкция

 При выполнении задания выберите несколько правильных ответов

31.Выберите из перечисленных слов архаизмы:

А) Чело

Б) Брокер

В) Клен

Г) Лик

Д) Внимание

Е) Перст

Ж) Добродетель

Инструкция

Установите соответствие.

32.Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго столбика:

1)        Провокация                        а) Несоразмерность

2)        Реанимация                        б) Восстановление

3)        Диспропорция                в) Претензия

4)        Рекламация                         г) Удовлетворение

5)        Сатисфакция                        д) Оживление

6)        Регенерация                        е) Подстрекательство

Инструкция

33. Определите стиль данного текста и впишите его название:

Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но этикеток здесь нет. Ядовитые растения могут выглядеть так же привлекательно, как и самые безобидные представители лекарственной флоры, поэтому обращаться за помощью к растениям следует только с рецептом врача. А ведь совсем недавно в сознании наших современников лекарственные растения ассоциировались с пережитком глубокой старины.

Эталоны ответов

Вариант 1

1

2

2

3

3

1

4

2

5

2

6

1

7

4

8

2

9

4

10

3

11

2

12

4

13

4

14

4

15

4

16

1

17

4

18

2

19

3

20

3

21

1

22

1

23

3

24

1

25

4

26

3

27

4

28

4

29

3

30

2

Часть 2

Выберите из перечисленных слов архаизмы

31

А

Г

Д

Установите соответствие

32

1-б
2-д
3-е
4-а
5-в
6-г

Впишите ответ словами

33

публицистический

Вариант 2

1

1

2

2

3

4

4

1

5

1

6

4

7

2

8

4

9

2

10

4

11

3

12

3

13

2

14

2

15

1

16

3

17

4

18

2

19

3

20

3

21

4

22

1

23

1

24

2

25

1

26

1

27

4

28

1

29

3

30

3

Часть 2

Выберите из перечисленных слов неологизмы

31

Б

Д

Установите соответствие

30

1-в
2-д
3-е
4-г
5-а
6-б

Впишите ответ словами

31

научный

Вопросы(вар.3)

Ответы

1

3

2

2

3

3

4

2

5

2

6

3

7

3

8

2

9

4

10

2

11

4

12

3

13

1

14

4

15

4

16

3

17

4

18

2

19

1

20

2

21

1

22

2

23

1

24

2

25

2

26

2

27

1

28

3

29

4

30

2

Часть 2

Выберите из перечисленных слов историзмы

31

А

В

Д

Ж

Установите соответствие

32

1-д
2-е
3-а
4-б
5-г
6-в

Впишите ответ словами

33

научный

Вопросы

Вариант 4

1

3

2

4

3

3

4

1

5

3

6

3

7

2

8

1

9

2

10

3

11

4

12

2

13

2

14

3

15

4

16

4

17

2

18

3

19

1

20

1

21

2

22

1

23

2

24

3

25

4

26

2

27

2

28

1

29

1

30

2

Часть 2

Выберите из перечисленных слов архаизмы

31

А

Г

Е

Установите соответствие

32

1-е
2-д
3-а
4-в
5-г
6-б

Впишите ответ словами

33

научно-популярный

Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачету.

  1. Язык и речь. Письменная и устная речь. Современное состояние русского языка.
  2. Понятие культуры речи. Экология языка.
  3. Фонетика. Фонетические единицы языка (фонемы).
  4. Орфоэпические нормы.
  5. Варианты русского литературного произношения.
  6. Лексика и фразеология. Слово и его лексическое значение.
  7. Активный и пассивный состав языка. Неологизмы, архаизмы, историзмы, иноязычные слова.
  8. Русская лексика с точки зрения происхождения.
  9. Русская лексика с точки зрения употребления.
  10. Фразеология. Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи. Использование крылатых выражений.
  11. Словари русского языка: толковый, орфографический, орфоэпический, фразеологический.
  12. Словообразование. Способы словообразования.
  13. Части речи. Самостоятельные части речи.
  14. Нормы употребления местоимений и числительных.
  15. Трудные случаи употребления форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий.
  16. Служебные части речи.
  17. Синтаксис. Словосочетания.
  18. Простое и осложненное предложение.
  19. Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложные предложения.
  20. Нормы русского правописания. Принципы русской орфографии.
  21. Принципы русской пунктуации.
  22. Прямая и косвенная речь.
  23. Текст. Стили речи. Текст и его структура.
  24. Функциональные стили литературного языка.
  25. Научный стиль речи.
  26. Публицистический стиль речи.
  27. Официально-деловой стиль речи.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

Основные источники:

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: Изд. 6-е,испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  2. Власенков А.И.,Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: - М.: Просвещение  , 2007 - 383 c .
  3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: «Лотос»,2005. – 344 с.

Дополнительные источники

  1. ВведенскаяЛ.А., Павлова Л.Г.,Кашаева Е.Ю.Русский язык и культура речи. Изд. 22-е,испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. Розенталь Д.Э. Русский язык: Учебное пособие.  М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2006- 384 с.
  3. Косумова М.Ю. Деловой русский язык.: Учебное пособие – М.:Гуманитар.Изд. Центр ВЛАДОС., 2011. – 122 c.
  4. Интернет-ресурсы: http://.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .

Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной  дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи  программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО базово...

Рабочая программа ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Календарно-тематическое планирование ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Календарно-тематическое планирование ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

ФОС ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

ФОС ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...

«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»

Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...