ПРОГРАММА тренинговых занятий "Психология личности и профессиональное самоопределение"
материал

Строкова Ксения Сергеевна

Тренинг «Психология личности и профессиональное самоопределение» предназначен для обучающихся 1 курса, для которых вопросы личного и профессионального становления являются наиболее актуальными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Процесс формирования профессионального самоопределения обучающихся с умственной отсталостью, может быть затруднен в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний и представлений о своей личности, психологических особенностях и возможностях, бедностью интересов, неадекватностью самооценки. Сложность для таких обучающихся представляется в соотнесении предпочтений со своими возможностями. В основе успешного профессионального обучения, а также эмоционального благополучия обучающихся VIII вида лежит осознание своих индивидуальных особенностей и качеств личности, необходимых для освоения выбранной профессии.

В нашем образовательном учреждении ежегодно с обучающимися первого курса проводится анкетирование «Мотивы выбора профессии», результаты которого показывают, что большинство обучающихся выбирают профессию неосознанно, под влиянием внешних факторов (педагогов, родителей, друзей, доступности учреждения), следовательно задача педагогического коллектива, способствовать развитию устойчивой мотивации к выбранной профессии, формированию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Все это во многом является составляющим профессионального успеха.

С целью помощи обучающимся в вопросах профессионального самоопределения и осознания своих личностных особенностей и возможностей необходимых для успешного освоения выбранной профессии разработан тренинг «Психология личности и профессиональное самоопределение». Тренинг является наиболее результативным методом передачи психологических знаний, развития определенных умений и навыков, а также создания условий для самораскрытия, самоисследования и самопонимания участников.

Тренинг «Психология личности и профессиональное самоопределение» предназначен для обучающихся 1 курса, для которых вопросы личного и профессионального становления являются наиболее актуальными. Организация межличностного взаимодействия в тренинговой группе основывается на системе психологических принципов.

Программа тренинга состоит из десяти занятий:

  1. Тренинг «Личность»;
  2. Тренинг «Индивидуальность»;
  3. Тренинг «Личностный профиль»;
  4. Тренинг «Самопрезентация;
  5. Тренинг «Целеполагание»;
  6. Тренинг «Стратегия будущего»;
  7. Тренинг «Стратегия будущего» (продолжение 6 занятия);
  8. Тренинг «Профессиональное самоопределение»;
  9. Тренинг «Профессиональное самоопределение» (продолжение 8 занятия);
  10. Тренинг «Препятствия и ресурсы в профессиональном развитии».
  1. Прогнозируемый (ожидаемый) результат:
  2. Знают: определение понятия «личность», «индивидуальность», «индивид», этапы целеполагания и пути достижения профессиональных целей
  3. Умеют: планировать свою деятельность, принимать решения и быть ответственными за свой выбор преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения и решать их конструктивным путем
  4. Навыки: владеют инструментом самосознания и самодиагностики могут распознавать и анализировать свои личностные качества.

Цель программы: создание условий для личностного роста, осознание своей индивидуальности, личностных особенностей и возможностей необходимых для успешного освоения выбранной профессии. Формирование готовности к осознанному и самостоятельному планированию, достижению поставленных целей и построению жизненной перспективы.

Задачи программы:

  1. Обучать участников находить в себе индивидуальные черты, определять свои личностные особенности, особенности других людей;
  2. Обучать навыкам самопрезентации
  3. Обучать целеполаганию, навыкам планирования и достижения поставленных целей, построению жизненной перспективы;
  4. Обучать навыкам профессионального самоопределения
  5. Развивать интерес к своему внутреннему миру;
  6. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения
  7. Развивать способность принимать решения и быть ответственным за свой выбор;
  8. Воспитывать самостоятельность, навыки самообразования и самоопределения.

Принципы проведения: доверие, искренность в общении; активность обучающегося; творческая позиция; диалогичность; осознанность поведения.

Формы: групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа.

Общий состав группы 12-15 человек. Периодичность занятий – 1-2 раза в неделю по 1-1,5 часа. Общее время реализации программы – 1,5-2 месяца, в зависимости от периодичности занятий.

Программа основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего. Благодаря этому подросток постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для продуктивного общения. В процессе тренинга развиваются техники самопознания: анализ, обратная связь, рефлексия.

Основными формами работы в предоставленном тренинге выступают ролевые (демонстрирующие) игры и групповая дискуссия. Ролевые игры позволяют участникам прожить определенную ситуацию, а групповая дискуссия дает возможность разобраться с моделями поведения, которые участники демонстрировали по ходу выполнения упражнения. Акцент делался на выявление конструктивных и неконструктивных стратегий поведения участников.

В программу тренинга включены упражнения, направленные на сплочение группы и установления доверительной обстановки, что очень важно при работе с подростками. Сплочение группы усиливает групповую динамику, возникающая в результате доверительная обстановка способствует большему самораскрытию участников, что позволяет не только проработать навыки, но и раскрыть способности человека.

Каждое занятие, кроме первого, начинается с рефлексии, во время которой ведущий узнает у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем ведущий объявляет тему и цели данной встречи и переходит к основным процедурам. Почти во всех занятиях их предложено больше, чем реально можно выполнить. Это сделано с той целью, чтобы ведущий имел возможность строить занятие с учетом готовности группы к выполнению того или иного задания.

При проведении занятий, кроме основных процедур предлагается разминка, но описанные в ней игры могут проводиться в начале, середине или конце занятия с целью снятия усталости, напряжения или включения в работу.

В конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса работы (отношение к происходящему, свой вклад в работу, кто поддерживал, кто мешал в работе и т. д.). Затем проводится экспресс-диагностика состояния, участников, понимания ими происходящего и т.п.


Название упражнения

Цель

Краткая инструкция

Необходимый материал

время

Занятие 1: Личность

Вступительное слово

Упражнение «Календарь настроений»

Правила тренинга

Знакомство участников с понятием «личность», «индивидуальность»; показать неповторимость, уникальность личности; дать представление о путях формирования личности. Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. Формирование представления о тренинге и правилах участия в нем

Приветствие участников группы, раскрытие целей и задач тренинга.

Слова педагога-психолога о формировании личности, ее уникальности и неповторимости.

Разминка: участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о своем эмоциональном состоянии на данный момент.

Пояснение и принятие правил тренинга.

Флипчарт

Карточки настроения

15-20 мин

Мозговой штурм «Личность»

Раскрыть качества личности

На флипчарте участники видят слово «ЛИЧНОСТЬ», на каждую букву слова нужно подобрать качества, которые необходимо иметь человеку, чтобы быть личностью. Л-любознательность, И-искренность, Ч-честность, Н-надежность, О-ответственность, отважность, отзывчивость, С-смелость, сила, Т-твердость терпимость. Обсуждение, добавление других качеств.

Флипчарт

10 мин

Упражнение: «Индивидуальность личности»

Осознание своей индивидуальности

Участники, передавая по кругу игрушку, произносят свое имя и называют качества, присущие им, которые начинаются с букв, имеющихся в имени.

Игрушка

7 мин

Ритуал завершения занятия

Повторение упражнения «Календарь настроений»

Рефлексия

Участникам предлагаются карточки настроения, каждый участник рассказывает о том, как изменилось их эмоциональное состояние к концу занятия.

Карточки настроения

5-10 мин

Занятие 2: Индивидуальность

Приветствие

Повторение правил тренинга

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Расширить представление участников о понятии индивидуальность

Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

Участники сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), говорит: поменяйтесь местами те, кто (любой вариант): любит болтать по телефону; любит красный цвет; любит мороженое; у кого есть дома собака (кошка); любит петь; любит танцевать; кому сколько лет; кто первый раз участвует в тренинге

Флипчарт

7-10 мин

Упражнение «Снежинка»

Информационный блок: раскрываются понятия «Индивид», «Индивидуальность», «Личность»

Познакомить участников с понятием индивидуальность

Каждый участник получает салфетку. Дается задание оторвать от салфетки 4 кусочка в любом месте и любого размера. Сложить салфетку пополам, снова оторвать 4 кусочка, повторить еще 2 раза. Развернуть салфетку.

Обсуждение: какие получились снежинки? Почему у всех получились разные снежинки? Вывод: Каждый человек индивидуален.

Салфетки по количеству участников

10-12 мин

Упражнение «Кто я? Какой я?»

Заглянуть в свою индивидуальность, дать себе характеристику

Ведущий раздает листочки, которые разделены на две половины. Каждая половина содержит вопрос, на который ниже нужно будет написать по 8 ответов. Кто я? Какой я? (например: высокий, сильный, добрый, чуткий, активный). Пример можно написать на флипчарте (зависит от группы). По завершению задания участники делятся на пары (можно рассчитаться на первый-второй по порядку) и прочитайте друг другу, какие качества вам удалось у себя обнаружить. Обсуждение. Вывод: «Теперь мы можем сказать, что индивидуальность — это своеобразие человека, то, что делает его непохожим на окружающих, это оригинальность его личности»

Флипчарт

15 мин

Упражнение «Похвала друг другу»

Подчеркнуть индивидуальность каждого участника

Участники передают по кругу мяч и говорят, что именно нравится в том человеке, которому дает мяч, что привлекает в нем.

Мяч

5-7 мин

Обратная связь, подведение итогов

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было… (выразив чувство)».

3-5мин

Занятие 3: Личностный профиль

Приветствие

Создание условий для личностного роста, осознание своей индивидуальности

Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

Каждый участник по кругу в качестве приветствия должен сказать своему соседу какой-нибудь комплимент

3-5 мин

Упражнение «Взаимные презентации»

Осознание участниками тренинга собственной идентичности

Участники разбиваются на пары. Дается десять минут на то, чтобы каждый участник рассказал другому о себе как можно подробнее. Нужно получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Отразить в самопрезентации следующие самые важные вопросы:  что я ценю в самом себе;  предмет моей гордости;  что я умею делать лучше всего. Далее каждый участник представляет партнера группе в течение 1 мин. (один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера). По истечению времени другие участники и ведущий могут задавать вопросы

20 мин

Упражнение для разминки «Социометрия»

Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: «Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз», «те, у кого день рождение летом», «те в чьем имени 5 букв» и т.д.

3-5 мин

Упражнение «Видение других»

Осознание индивидуальных особенностей

Один участник садится спиной к остальным участникам. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих – детали костюма, причёски, обуви и тд. Количество участвующих – 2-3 человека.

Обсуждение: сложно ли вам было описывать человека, которого вам предложили?

10 мин

Обратная связь, подведение итогов

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было… (выразив чувство)»

3-5мин

Занятие 4: Самопрезентация

Приветствие

Обучение навыком самопрезентации

Снятие страха друг перед другом, посредством установления тактильного контакта

Участники тренинга встают и здороваются друг с другом за руку, никого не пропуская

3 мин

Упражнение «Самореклама»

Обучение навыкам самопрезентации

Инструкция участникам: Всем членам группы дается 20-25 минут, чтобы написать работодателю письмо с предложением своих услуг и описанием своих психологических особенностей, способностей, склонностей, успехов. Автор подписывает письмо и сдает его ведущему. Ведущий собирает все письма, а затем, не называя автора, читает письма вслух. Проводится обсуждение писем в круге. Участники круга пытаются угадать автора.

Обсуждение

35 мин

Обратная связь, подведение итогов

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было… (выразив чувство)»

3-5мин

Занятие 5: Целеполагание

Приветствие

Осознание собственной системы ценностей, обучение целеполаганию, навыкам планирования и достижения поставленных целей, построению жизненной перспективы

Группа вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий «держит» в руках воображаемый мяч; демонстрируя его вес и размеры, перебрасывает кому-то из участников, приветствуя его и называя по имени: «Привет, Таня, поймай мой мяч!». Поймав мяч, Таня бросает его товарищу: «Привет, Миша, лови мой мяч», а тот передает дальше.

3-5 мин

Упражнение «Достижение целей»

Выработка умения грамотно формулировать свои цели

Информационный блок.

После вводной части, участникам предлагается представить какую-то свою цель и шаги, которые необходимо сделать, чтобы ее достичь. Каждый из участников имеет бланк, в котором необходимо заполнить графы:  Что делать (цель).  Когда (сроки).  Что нужно (средства, действия).  Кто может вам помочь в достижении цели.  Какие возможны препятствия, и как их надо преодолевать. Например, получить хорошую работу в будущем. Помогут образование, контакты с биржей труда, знакомыми, реальный опыт работы.

Обсуждение

Готовые бланки

15-20 мин

Упражнение «Снятие внутренних ограничений»

Осознание своих внутренних ограничителей; овладение инструментом пошагового снятия внутренних ограничений.

Инструкция участникам: Главное в проведении этого упражнения – последовательность, неспешность и деликатность. Выполним следующие действия: 1. «На пути достижения целей нам встречаются различные препятствия. Их можно условно поделить на внешние и внутренние. Многие считают, что с внутренними препятствиями (ограничителями) справиться бывает порой сложнее, чем с внешними. Как мы говорим о внутренних ограничителях? Обычно мы начинаем со слов: «Я не могу…». Сейчас мы попробуем по шагам преодолеть некоторые наши внутренние ограничения. Возьмите чистый лист и пять раз напишите фразу «Я не могу…», оставляя свободное место, чтобы ее закончить». 2. «Завершите незаконченные предложения, т.е. продолжите фразу и напишите, что вы НЕ можете делать (сделать). У всех готово? Кто может прочитать некоторые свои фразы вслух для всех?» 3. «Теперь во всех свои фразах зачеркните слово «могу», а вместо этого напишите сверху слово «ХОЧУ». Что у вас получилось? Прочитайте все фразы с новыми словами. Я хочу попросить тех же участников снова прочитать вслух уже исправленные фразы». 4. «Следующий шаг. Везде зачеркните частицу «НЕ». Прочитайте, что у вас получилось. Сейчас вы должны задать себе очень важный вопрос: «Вы действительно этого хотите?» Прочитайте еще раз свои фразы и сделайте ударение на слове «хочу». 5. «И наконец завершающий шаг. Допишите после слова «хочу» словосочетание «И ЛЕГКО МОГУ». «Я хочу и легко могу…» - и далее по вашему тексту. Теперь давайте произнесем наши новые фразы вслух. Я хочу снова попросить сделать это первыми тех, кто уже говорил»

Листы по количеству участников

15 мин

Обратная связь, подведение итогов

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было... (выразив чувство)»

3-5 мин

Занятие 6: Стратегия будущего

Приветствие

Осознание участниками своих жизненных перспектив и возможностей влияния личностных особенностей на свой жизненный путь

Приветствие начинается с фразы: «Здравствуй, ты представляешь…». Каждый по очереди обращается с ней к своему соседу, описывая какой-нибудь связанный с учебой занимательный и забавный эпизод.

5 мин

Упражнение «Жизненные цели»

Выработка собственных жизненных целей

Приложение 1

Листы бумаги, ручки по количеству участников

20 мин

Разминка Австралийский дождь

Психологическая разгрузка участников

Приложение 2

5-7 мин

Упражнение «События моей жизни»

Сформировать структурное видение своей жизни через значимые события; помочь осознать связи (отношения) событий с окружающими людьми и определить характер этих связей

Инструкция участникам: «Представьте себе всю свою жизнь: и прошлое, и настоящее, и возможное, ожидаемое будущее. Попробуйте найти пять-семь самых важных событий своей жизни. Это могут быть любые перемены:  в природе и обществе;  в ваших мыслях и чувствах;  в семейной; учебной; деловой; личной жизни. Обязательно учитывайте не только прошлые события, но и те, которые могут произойти в будущем. Итак, выпишите на отдельном листе бумаги:  событие А;  событие Б;  событие В;  событие Г;  событие Д. Теперь по каждому событию попробуйте ответить на некоторые вопросы, относящиеся к этим событиям (на те вопросы, которые, по вашему мнению, не имеют ответа, можете не отвечать):  кто больше других помогал (или поможет) нам в этом?  кто больше других мешал (или помешает)?  кого вы этим сильнее всего порадовали (или порадуете)?  кого вы этим сильнее всего огорчили (огорчите)? Подсчитайте, как часто в своих ответах вы упоминали имя того или иного человека? Это могут быть:  родственники;  друзья;  соседи;  коллеги по учебе и работе;  герои художественных произведений;  исторические личности;  представители предшествующих и последующих поколений»

Обсуждение

15-20 мин

Обратная связь, подведение итогов

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было… (выразив чувство)»

3-5 мин

Занятие 7: Стратегия будущего (продолжение 6 занятия)

Приветствие

Осознание участниками своих жизненных перспектив и возможностей влияния личностных особенностей на свой жизненный путь

Участники передают по кругу мяч и говорят, что именно нравится в том человеке, которому дает мяч, что привлекает в нем

Мяч

5 мин

Упражнение «Жизненные перспективы»

Отработка умений ставить цели и планировать их достижение, развитие способности принимать решения и быть ответственным за свой выбор

Приложение 3

Листы бумаги, ручки по количеству участников

35 мин

Обратная связь, подведение итогов

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было ….(вырази чувство)»

3-5 мин

Занятие 8: «Профессиональное самоопределение»

Приветствие

Обучение навыкам профессионального самоопределения

Каждый участник по очереди должен поздороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Остальные участники все вместе повторяют каждое предложенное приветствие. Далее, участники перебрасывают мяч, высказывая пожелания друг другу. Оно должно быть коротким.

5-7 мин

Упражнение «Мои потребности»

Выявление степени значимости профессиональной деятельности для участников тренинга

Инструкция. Упражнение выполняется в парах. Участникам следует договориться о сотрудничестве с теми людьми, к которым есть доверие и записать вопрос: «Без чего я не мыслю своей жизни?» Важно перечислить то, отсутствие чего в жизни сделает ее невыносимой (1, 2, 3...). После выполнения задания участникам предлагается поделиться своими откровениями в группе. В процессе группового обсуждения следует обратить внимание студентов на то, присутствует ли в их индивидуальных списках и какое место занимает профессиональная деятельность, насколько она для них важна

10-15 мин

Упражнение «Мой профессиональный выбор»

Осознание характера своего профессионального выбора

Инструкция: «Вспомните и расскажите, как вы выбирали свою профессию». Если группа состоит из 7-10 человек, каждый рассказывает о своем выборе в общем круге, если больше — лучше разделиться на тройки либо четверки и потом от группы дать информацию в общий круг. Вопросы для обсуждения: 1. Был ли этот выбор самостоятельным? Осознанным? 2. Если бы вы перенеслись назад, какую профессию вы бы выбрали?

10 мин

Разминка: «Молекулы»

Психологическая разгрузка участников

Инструкция: «Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).

В конце проводится обсуждение:

- Как вы себя чувствуете?

- Все ли соединились с теми, с кем хотели

5 мин

Упражнение «Состязание мотивов»

Понять особенности осознанного выбора профессии.

Инструкция: «Наша задача — выбрать наиболее значимый для каждого из вас мотив выбора профессии, т. е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. Для этого мы устроим состязание мотивов по олимпийской системе, чтобы в конце определить мотив-победителя. Возьмите бланк со списком мотивов (Приложение 4). Список мотивов включает 16 фраз. Итак, сначала выберем предпочтительный мотив в каждой паре и запишем номер «победителя» в колонке 1/8. Далее сведем в очном поединке мотивы-победители и получим четыре главных мотива выбора профессии. Затем устроим полуфинал и, наконец, финал. В заключение попробуйте теперь определить три первых места – три своих главных мотива выбора профессии».

Бланк со списком мотивов

20 мин

Обратная связь, подведение итогов

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было… (выразив чувство)»

3-5 мин

Занятие 9: «Профессиональное самоопределение»

(продолжение 8 занятия)

Приветствие

Обучить навыкам профессионального самоопределения

Участники должны образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

5 мин.

Упражнение: «Мои профессиональные желания»

Осознание своих профессиональных желаний; установление связи своих профессиональных желаний с предполагаемыми местами работы; овладение инструментом самоосознания и самодиагностики

Инструкция: 1. В раздаточных листах приведено 21 незаконченное предложение (Приложение 5). Нужно выбрать из списка любые 5 и закончить предложения прямо сейчас. 2. Теперь обратите внимание на три дополнительных вопроса внизу страницы. Чтобы ответить на эти вопросы, у вас должны быть предполагаемые места работы. Если таковые отсутствуют (так получилось), то придумайте прямо сейчас хоть что-нибудь – сделайте это в учебных целях. 3. Объединитесь произвольно (как сами решите) в малые группы и обсудите со своими товарищами ответы на три вопроса. Попросите совета, если хотите. Дайте совет, если вас попросят. Если кто-то справиться со своей задачей раньше других, то предложите ему продолжить заполнение незаконченных предложений. Очень важно именно в этом предложении предоставить участникам полную свободу объединения в малые группы. Может даже так случиться, что они захотят обсуждать все, не делясь на группы.

Раздаточные листы по числу участников

25 мин

Разминка: «Прорвись в круг»

Стимуляция групповой сплоченности и снятие эмоционального напряжения

Участники берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по итогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т. е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник.

5 мин.

Упражнение: «Дорожная карта»

Осознание промежуточных этапов и возможных путей достижения своей профессиональной цели

Участникам раздаются готовые бланки «Дорожной карты» (Приложение 6). Выполните следующие действия: 1. Посмотрите на свои бланки «Дорожной карты». 2. Сформулируйте свою профессиональную цель. Например:  окончание учебного заведения и получение специальности;  устройство на конкретное место работы;  конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего. 3. Запишите сверху на листе свою профессиональную цель (конечную остановку вашего пути). 4. Продумайте и запишите в свою «Дорожную карту» промежуточные остановки. 5. Разделитесь на пары и расскажите партнеру о своем пути к профессиональной цели. Попробуйте совместно разработать альтернативный (другой) путь к той же самой цели. Отразите этот другой путь на своей карте.

Готовые бланки «Дорожной карты»

15-20 мин

Обратная связь, подведение итогов

Ритуал завершения занятия

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было… (выразив чувство)»

3-5 мин

Занятие 10: «Препятствия и ресурсы в профессиональном саморазвитии»

Приветствие

Осознать препятствия на пути профессионального саморазвития, выявить внутренние ресурсы участников для их преодоления.

Каждый участник по очереди должен поздороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Остальные участники все вместе повторяют каждое предложенное приветствие. Далее, участники перебрасывают мяч, высказывая пожелания друг другу. Оно должно быть коротким.

5-7 мин

Упражнение: «Психотехнология преодоления препятствий на пути профессионального саморазвития»

Осознание характера действий на пути к профессиональной цели

«Назовите что-то одно, что Вы могли бы сделать (а в настоящее время не делаете) и что, если это делать регулярно, привело бы к огромным позитивным результатам в Вашем профессиональном саморазвитии?» После того, как участники сформулируют для себя краткий ответ, целесообразно составить список других необходимых действий для достижения высокого уровня профессионального саморазвития. После этого список следует оценить по степени важности действий (как важные и не важные). Затем, аналогичным образом – по степени срочности.

Вопросы для обсуждения: 1. К каким квадратам вы отнесли действия, необходимые вам для достижения высокого профессионализма? 2. Хотели бы вы изменить приоритетность выделенных вами действий? Каких и как?

Листы по количеству участников

мин

Упражнение: «Барьер»

Осознание барьеров на пути к профессиональной цели и стратегии их преодоления

Инструкция: «Каждый из участников представляет то, что является барьером (препятствием) на пути достижения ближайшей профессиональной цели. Этот барьер представляется в виде членов группы, которые, сжав в кольцо участника, мешают выбраться ему из круга. Каждый из членов группы является одним из препятствий: ленью, отсутствием времени, низким уровнем знаний и т.п. «Препятствия» могут не соглашаться, требовать гарантий, переубеждать (Например, лень может сказать: «Не понимаю, зачем тебе со мной расставаться. Твоя жизнь станет сплошным круговоротом, полным напряжения. Нам так хорошо вместе. Я вообще тебе необходима, я охраняю тебя от излишней и ненужной активности...» и т.п.). Прорыв означает преодоление препятствия. Участник может выйти из круга, уговорив, убедив хотя бы одного из препятствующих».

Вопросы для обсуждения: 1. Удалось ли вам вырваться из круга? 2. Какое именно препятствие оказалось наиболее легким для преодоления? 3. Какие действия вам пришлось совершить чтобы преодолеть препятствия? Как полученный нами опыт соотносится с реальной жизнью?

мин

Этюд: «Сбор чемодана»

Создать положительную обратную связь участникам тренинга по завершении работы

Каждому участнику занятий вся группа говорит, что положить в свой «чемодан», отмечая, что уже есть у хозяина, а что надо сформировать

7 мин

«Обратная связь»

Всем участникам предлагается обобщить их впечатления, полученные в процессе занятий, и обменяться мнениями в следующем порядке:

- общее впечатление от участия;

- на занятиях я научился…

- открытия в самом себе;

-пожелания;

10 мин

Ритуал завершения занятия

«Аплодисменты»

Список литературы

  1. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/авт.-сост. Е.Д, Шваб.-Изд.3-у.-Волгоград: Учитель.-167 с.
  2. Семья и школа: грани сотрудничества: программа работы, разработки мероприятий/авт.-сост. Т.А. Мирошниченко.-Волгоград: Учитель, 2009.-155 с.
  3. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/авт.-сост. Ю.А.Голубева [и др.]. -Изд.2-у, испр.-Волгоград: Учитель – 196 с.
  4. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, М.: Генезис, 2000.
  5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия») / Л.Д. Столяренко.— 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с. – (Серия «Учебники и учебные пособия»).
  6. Тюшев, Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков/ Ю.В. Тюшев. — СПб.: Питер, 2009. – 160 с: ил. — (Серия «Практическая психология»).

Приложение 1

Упражнение «Жизненные цели»

Цель: выработка жизненных целей.

Инструкция участникам: задание выполняется в 5 этапов.

Этап 1. Инструкция: «Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 10 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь».

Этап 2. Инструкция: «Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах».

Этап 3. Инструкция: «Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку». 12

Этап 4. Инструкция: «Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель – приобретение нового ресурса».

Этап 5. Инструкция: «Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете».

Вопросы для обсуждения: 1. Как вы себя ощущаете после упражнения? 2. Какие интересные выводы вы для себя сделали? 3. Что было неожиданным для вас? 4.Что было труднее всего? Почему? 5. Кто из участников составил реалистичный план и готов ему следовать?


Приложение 2

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Время проведения: 5 мин.

Ход упражнения

Участники встают в круг.

Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

Легко ли вам было выполнять это упражнение?

Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

Ваши впечатления по проведенному упражнению?


Приложение 3

Упражнение «Жизненные перспективы»

Цель: отработка умений ставить цели и планировать их достижение, развитие способности принимать решения и быть ответственным за свой выбор.

Инструкция участникам: «В нашей жизни зачастую, чтобы получить желаемое необходимо ставить цели, уметь их упорядочить, оценить степень их важности, спланировать нужные действия и понять, какие личностные ресурсы для этого понадобятся. Возьмите листок бумаги, разбейте его на 4 колонки и озаглавьте их «Мои цели», «Их важность для меня», «Мои действия», «Мои ресурсы».

Последовательно заполните колонки, начните с первой и запишите, чего вы хотите именно сейчас, в течение недели, месяца, полугода, года. Наметьте и более далекие цели, например, чего бы вы хотели достичь через 5, 10 лет.

Во второй колонке оцените список ваших целей по степени важности их для вас, используя шкалу от 10 (наиболее значимые) до 1 (наименее значимые).

В третьей колонке обозначьте те действия, которые необходимо выполнить для реализации каждой цели.

В четвертую колонку необходимо записать ваши личностные качества, способности, те ресурсы, которые вам необходимы для достижения намеченного».

Далее организуется работа в парах, где участники группы помогают друг другу осознать и принять самую важную цель. Итогом работы должно стать формулирование утверждения о самой важной цели. Утверждение – это краткое заявление о том, чего хочет человек. Чтобы быть эффективным, утверждение должно быть: - конкретным; - кратким; - сформулированным позитивно; - включать собственные действия, собственные качества, необходимые изменения в вас самих, а не в других людях; - написано в настоящем времени, как реально существующее. Затем в кругу каждый рассказывает о своей самой важной цели


Приложение 4

Упражнение «Состязание мотивов»

1/8

1/4

1/2

Финал

1.Возможность получить известность, прославиться

2.Возможность продолжать семейные традиции

3.Возможность продолжить учебу со своими товарищами

4.Возможность служить людям

5.Заработок

6.Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии

7.Легкость поступления на работу

8.Переспективность работы

9.Позволяет проявить свои способности

10.Позволяет общаться с людьми

11.Обогощает знания

12.Разнообразная по содержанию работа

13.Романтичность, благородство профессии

14.Творческий характер труда, возможность делать что-то новое

15.Трудная, сложная профессия

16.Чстая, легкая, спокойная профессия


Приложение 5

МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖЕЛАНИЯ

 Я собираюсь…

 Я вижу свою профессиональную цель в том, что…

 Я стремлюсь…

 Я могу достичь успеха в…

 У меня подходящий возраст для…

 Я абсолютно убежден, что я хочу…

 Мой успех связан…

 У меня есть то, что требуется для…

 Я знаю, что я буду…

 Я совершенно уверен…

 Мне хорошо иметь…

 Мне хорошо быть…

 В работе я удовлетворю свое желание…

 У меня есть естественное стремление…

 Моя учеба или работа позволяет мне…

 Для меня удобно и выгодно…

 У меня есть способности для…

 Я мечтаю…

 Мой профессиональный интерес направлен…

 У меня достаточно сил и желания…

 Мое сегодняшнее положение позволяет…

Три вопроса:

1. Связаны ли мои профессиональные желания с предполагаемыми местами работы или учебы?

2. Существуют ли иные возможности профессиональной карьеры, иные места работы и учебы, которые более полно удовлетворяют мои желания?

3. Достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетворяться мои желания в тех местах работы, которые я себе предварительно наметил.


Приложение 6

«ДОРОЖНАЯ КАРТА МОИХ ЦЕЛЕЙ»

Остановка 5.

Чтобы попасть сюда мне надо

Остановка 4.

Чтобы попасть сюда мне надо

Остановка 3.

Чтобы попасть сюда мне надо

Остановка 2.

Чтобы попасть сюда мне надо

Остановка 1.

Чтобы попасть сюда мне надо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа адаптационной учебной дисциплины - Психология личности и профессиональное самоопределение

Адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин, перечень дисциплин адаптационного учебного плана определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей континг...

Календарно-тематическое планирование по дисциплине ОГСЭ.05 Психология личности и профессиональное самоопределение

Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы дисциплины ОГСЭ.05 Психология личности и профессиональное самоопределение разработана на основе Федерального государственного обра...

Контрольно- оценочные средства по ОП.15 Психология личности и профессиональное самоопределение

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу ОП.15 Психология личности и профессиональное самоопределение. КОС вк...

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПЦ.08 "Психология личности и профессиональное самоопределение"

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПЦ.08 "Психология личности и профессиональное самоопределение" включает в себя программу учебной дисциплины, календарно-тематическое планирование,...

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06. Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Представлена рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение, разработанная для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Програм...

Методические рекомендации для практических занятий по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Методические рекомендации для практических работ по ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программированиеразработаны на ос...