ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА»
проект

В современных условиях, когда экономика находится под воздействием постоянно ужесточающихся санкционных ограничений, эффективность реформирования системы среднего профессионального образования целесообразно оценивать с позиций того, насколько образовательная деятельность учебных заведений будет соответствовать запросам общества в целом и предприятий промышленного комплекса Республики в части подготовки квалифицированных специалистов.

При этом основная задача заключается не только в том, чтобы сделать образование доступным для широкого круга будущих специалистов, но и удовлетворить спрос на подготовку квалифицированных профессионалов, производственная деятельность которых часто имеет выраженный междисциплинарный характер. Учитывая данное обстоятельство, при реформировании системы образования, а также в рамках систем переподготовки и повышения профессиональной квалификации необходимо уделять самое пристальное внимание формированию у специалистов совокупности профессиональных компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ И КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА»

Цикловая комиссия общепрофессионального и профессионального циклов

ДОКЛАД

«ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА»

Подготовила:

преподаватель учебных дисциплин

общепрофессионального и

профессионального циклов

Тодавчич Валентина Николаевна

Луганск

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                      3

1. Роль и значение подготовки высококвалифицированных специалистов в современных условиях                                     3

2. Особенности применения модульных технологий обучения для подготовки квалифицированных специалистов на разных уровнях организации образовательного процесса                   7

Заключение                                                                                11

Список использованных источников                                       12


Введение

В современных условиях, когда экономика находится под воздействием постоянно ужесточающихся санкционных ограничений, эффективность реформирования системы среднего профессионального образования целесообразно оценивать с позиций того, насколько образовательная деятельность учебных заведений будет соответствовать запросам общества в целом и предприятий промышленного комплекса Республики в части подготовки квалифицированных специалистов.

При этом основная задача заключается не только в том, чтобы сделать образование доступным для широкого круга будущих специалистов, но и удовлетворить спрос на подготовку квалифицированных профессионалов, производственная деятельность которых часто имеет выраженный междисциплинарный характер. Учитывая данное обстоятельство, при реформировании системы образования, а также в рамках систем переподготовки и повышения профессиональной квалификации необходимо уделять самое пристальное внимание формированию у специалистов совокупности профессиональных компетенций.

Важность этого подхода особенно возрастает в настоящее время, поскольку оба вида организации обучения направлены на подготовку квалифицированных специалистов к ведению производственной деятельности в постоянно изменяющихся условиях. Это значит, что у них должен быть выработан необходимый комплекс способностей и умений для смены вида своей профессиональной деятельности в зависимости от текущих запросов и потребностей предприятий промышленного комплекса.

  1. Роль и значение подготовки высококвалифицированных специалистов в современных условиях

Во все времена успешное развитие любого производства определялось наличием достаточного количества компетентных специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной квалификации. Задача подготовки такого рода специалистов в современных условиях стала одной из приоритетных не только для образовательной системы страны, но и самих специалистов, поскольку бурное развитие экономики знаний и высокотехнологичных производств, в большинстве развитых стран привели к формированию устойчивой тенденции снижения потребности в специалистах с низким уровнем профессиональной квалификации.

Другими словами малоквалифицированная работа с применением монотонного физического труда становится все менее востребованной. Престижность работы со значительными физическими нагрузками стремительно падает. Для ее выполнения стремятся использовать различные разновидности роботизированной техники или оборудования. При этом возникает потребность в подготовке все большего числа специалистов, обладающих широким спектром профессиональных компетенций по нескольким специальностям.

Особенности развития современных производств таковы, что их успешное развитие во всем мире основывается на внедрении новейших технологий инновационного характера. В результате этого многие еще вчера бывшие привычными профессии сегодня исчезают или претерпевают кардинальные изменения. Именно поэтому современный специалист должен обладать не только высокой квалификацией в своей профессии, но и быть готовым к успешному овладению новыми высокотехнологичными профессиями.

Реализация такого подхода к подготовке квалифицированных специалистов сегодня становится важнейшей задачей, как для системы среднего профессионального образования, так и для предприятий промышленного комплекса республики.

Естественно, что основополагающая система знаний при подготовке квалифицированных специалистов для предприятий промышленного комплекса страны закладывается в учебных заведениях среднего профессионального образования. Вместе с тем внедрение государственных образовательных стандартов (ГОС) нового поколения и информационных образовательных технологий привело к переосмыслению существующих и расширению практики применения инновационных подходов к подготовке квалифицированных специалистов.

Для современного этапа развития системы образования все более характерной становится практика организации процесса обучения на основе применения информационных образовательных технологий. В качестве их инновационных составляющих сегодня многими специалистами с полным основанием признаются модульные технологии обучения.

Однако, не смотря на все происходящие изменения в организации процесса обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования, практика показывает, что конечным результатом их деятельности становится выпуск дипломированных специалистов, обладающих определенным набором квалификационных компетенций применительно к одной профессии. С другой стороны, за период обучения востребованность специалистов этой профессии на производстве может, как возрасти, так и резко сократиться под влиянием стремительного развития экономики знаний и высоких технологий производства тех или иных видов продукции. Безусловно, в случае совпадения повышения спроса с выпуском специалистов конкретной профессиональной квалификации, потребности промышленного комплекса страны будут удовлетворены. В противном случае, результат будет, скорее всего, не удовлетворительным, поскольку потратив определенное время и средства на подготовку квалифицированных специалистов, государство может не обеспечить в полной мере потребности промышленного комплекса. Причем в качестве не удовлетворенных сторон будут выступать не только само государство и предприятия его промышленного комплекса, но и определенное число невостребованных на рынке труда квалифицированных специалистов.

Выход из такой ситуации видится, с одной стороны, в организации в учебных заведениях среднего профессионального образования постоянного мониторинга спроса на квалифицированных специалистов на рынке труда. Это позволит еще в процессе обучения сориентировать будущих специалистов в обоснованном выборе своей профессиональной ориентации в том случае, если на рынке труда имеется устойчивый или растущий спрос на специалистов конкретной профессии. С другой стороны, если по результатам такого мониторинга в учебных заведениях будет выявлено падение спроса на рынке труда на специалистов конкретной профессии, то будущим специалистам целесообразно предоставлять возможность выбора другой профессии еще в процессе их обучения.

Не должны оставаться в стороне от этого процесса и предприятия промышленного комплекса нашей страны. Им следует активно возрождать несправедливо забытые системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Поскольку предприятия промышленного комплекса находятся на переднем крае внедрения инновационных технологий в производство, то они, с одной стороны, могут формировать спрос на квалифицированных специалистов конкретных профессий для учебных заведений среднего профессионального образования. С другой стороны, предприятия промышленного комплекса могут сами выступать в качестве инициаторов удовлетворения этого спроса через систему краткосрочных курсов обучения, наставничества, кураторства и т.д.

Таким образом, значение уровня подготовки квалифицированных специалистов в современных условиях во многом определяется организацией совместных усилий учебных заведений среднего профессионального образования и систем повышения квалификации и переподготовки кадров на предприятиях промышленного комплекса нашей страны.


  1. Особенности применения модульных технологий обучения для подготовки квалифицированных специалистов на разных уровнях организации образовательного процесса

В решении этого вопроса ведущую роль должны сыграть модульные технологии обучения (МТО). Наличие в составе современных МТО в качестве системообразующих элементов обучающих модулей делает их незаменимым инновационным педагогическим инструментарием подготовки квалифицированных специалистов. Указанное обстоятельство определяется наличием целого ряда преимуществ, которыми обладают современные МТО, по сравнению с традиционными методами и подходами к обучению и подготовке квалифицированных специалистов. Раскроем кратко их содержание.

Прежде всего, дидактический контент в каждом обучающем модуле структурирован таким образом, что существенно расширяет возможности выбора обучаемыми индивидуальных траекторий получения новых объемов знаний по совокупности образовательных дисциплин в рамках конкретной специальности.

Использование современных МТО в процессе подготовке квалифицированных специалистов способствует качественному изменению функционального наполнения деятельности контингента обучаемых за счет перехода к активным методам усвоения дидактического контента, представленного в обучающем модуле.

Поскольку, в составе практически каждого обучающего модуля современных МТО, реализованы возможности промежуточного контроля уровня усвоения дидактического контента коллективом обучаемых, то по его результатам педагог может оперативно корректировать индивидуальные траектории обучения для каждого обучаемого по любой образовательной дисциплине или их совокупности применительно к конкретной профессии.

Дидактический контент каждого обучающего модуля структурирован в зависимости от содержания конкретной образовательной дисциплины, что в случае использования современных МТО в процессе подготовки квалифицированных специалистов позволяет обучаемым на качественно ином уровне усваивать новые объемы знаний посредством пошагового изучения каждого модуля.

В большинстве современных МТО в составе каждого модуля содержится набор требований в соответствии с будущей профессиональной специализацией обучаемых. Благодаря этому при подготовке будущих специалистов отпадает необходимость адаптации их знаний к конкретной профессиональной практике.

Процесс подготовки квалифицированных специалистов с использованием МТО способствует повышению уровня самостоятельного усвоения обучаемыми новых объемов знаний, в рамках выбранных ими индивидуальных траекторий обучения.

Таким образом, обучающий модуль современных МТО становится определяющим элементом всего процесса подготовки квалифицированных специалистов, поскольку он включает в себя структурированный в разрезе тематических единиц предметной области образовательной дисциплины дидактический контент, а также учебно-методическое сопровождение его изучения, которое используется будущими специалистами для достижения целей обучения, с учетом выбранных ими индивидуальных траекторий обучения.

Указанное обстоятельство предопределяет основное отличие модульного подхода к обучению от традиционного подхода, который преимущественно ориентирован на передачу знаний. Напротив, использование МТО нацелено на выработку комплекса профессиональных компетенций за счет стимулирования обучаемых к самостоятельной деятельности. Организация образовательного процесса на основе МТО способствует реализации главной цели обучения – подготовке квалифицированных специалистов, обладающих необходимым комплексом профессиональных компетенций.

При подготовке квалифицированных специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования МТО в соответствии с требованиями современных ГОС трансформируются в модульные технологии обучения, в которых для оценки уровня усвоения знаний используются балльные оценки. На основе этих оценок формируются текущие и итоговые (за определенный период обучения) рейтинги успеваемости будущих специалистов. По занимаемому в рейтинге месту, можно судить о качестве и уровне определенного комплекса профессиональных компетенций, которыми владеет конкретный обучаемый в конкретный момент времени.

В этом случае происходит объединение МТО с так называемыми зачетными образовательными единицами (ЗОЕ) в форме условных кредитов для измерения индивидуальной трудоемкости обучения. При этом присвоение каждому пункту учебно-методического комплекса определенного числа ЗОЕ определяется только объемом трудозатрат обучаемого и не зависит от его важности, занимаемого места в структуре обучения, «престижности». При использовании в организации обучения МТО присвоение значений ЗОЕ целесообразно проводить для каждого обучающего модуля на основе постоянного мониторинга реальных трудозатрат обучаемых, необходимых для его усвоения.

Организация обучения на основе использования модульных технологий открывает возможности для оперативной и адекватной корректировки программ обучения в соответствии с потребностями предприятий промышленного комплекса, создания новых программ обучения и их адаптацию к уровню квалификации будущих специалистов. Применение модульных технологий обучения обеспечивает наиболее эффективное усвоение знаний и формирование комплекса профессиональных компетенций у будущих специалистов. По этой причине использование МТО следует рассматривать как одно из перспективных направлений совершенствования образовательного процесса.

Использование МТО в системах переподготовки и повышения квалификации специалистов на предприятиях промышленного комплекса несколько отличается их использования в системе среднего профессионального образования. Определяющим обстоятельством этого отличия является как сама организация обучения, так и более конкретная ориентация на профессиональные компетенции, которыми должен владеть специалист после окончания обучения.

Организация обучения чаще всего происходит одним из двух наиболее распространенных способов – либо учебные занятия проводятся на территории предприятия с выездом педагогов, либо на территории учебного заведения дополнительного профессионального образования. Реже учебные заведения среднего профессионального образования организуют в своем составе специализированные кадры для переподготовки и повышения квалификации специалистов конкретных предприятий.

Ориентация на конкретные профессиональные компетенции проявляется в том, что при переподготовке и повышении квалификации специалистов обычно используется не все модули учебно-методического комплекса, а лишь самые необходимые из них. Такой подход позволяет существенно экономить затраты времени и финансовые затраты, а также провести за определенный период времени качественную переподготовку или повышение квалификации большего числа специалистов конкретного предприятия по требуемой совокупности профессий.


Заключение

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что использование МТО при организации образовательного процесса в  учебных заведениях СПО позволяет по-новому решать проблему удовлетворения потребностей предприятий отечественных предприятий в необходимом количестве квалифицированных специалистов востребованных специальностей и профессий. Используя обучающий модуль в качестве составного элемента МТО можно вариативно решать данную проблему как за счет привлечения учебных заведений системы СПО, так и в рамках систем переподготовки и повышения квалификации на отечественных предприятиях.


Список использованных источников

  1. Шафиев Р. Экономика под санкциями. Негативные последствия и позитивные возможности / Р. Шафиев // Стратегия России. – 2015. – № 8. – С. 15-24.
  2. Иванова С., Болдогоев Д., Борчанинова Э. и др. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 280 с.
  3. Филиппова Г. Л. Теоретические основы разработки модели профессионально компетентного специалиста / Г. Л. Филиппова // Среднее профессиональное образование. Приложение. – 2010. – №2. – С. 35-43.
  4. Никитин В. Я. Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: Монография / В. Я. Никитин // Санкт-Петербург: ИПК СПО, 2012. – 184 с.
  5. Худолей Г. С., Стебеняева Т. В. Модульные технологии обучения как инновационные составляющие современных педагогических технологий /Г. С. Худолей, Т. В. Стебеняева // Международный научно-исследовательский журнал. – № 2(44). – Ч. 4, Февраль. – 2016. – С. 53-56.
  6. Королева В. В. Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста / В. В. Королева // Молодой ученый. – 2015. – № 3. – С. 787-790.
  7. Чибаков А. С. Проблемно-модульная технология в профессиональном обучении высокотехнологичным профессиям и специальностям / А. С. Чибаков // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Том 4. – № 2 [Электронный ресурс]. URL – http://mir-nauki.com/PDF/ 10PDMN216.pdf (дата обращения 19.12.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Проведение педагогических конкурсов в системе СПО для повышения эффективности образовательной деятельности

Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обуче...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Роль студенческих олимпиад, профессиональных конкурсов в подготовке специалиста. Обмен опытом

Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышл...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Внедрение технологий системно-деятельностного обучения, как основа реализации ГОС СПО

Образование сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. Современному обществу нужны образованные, нравст...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов На тему: «Формирование ИКТ- компетентности преподавателей профессиональных дисциплин»

Проведенный нами анализ сущности тенденций развития современного образования показал, что одной из них на современном этапе по-прежнему является информатизация.В настоящее время в образовании проявлен...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ХХI-й век – век высоких информационных и компьютерных технологий. Только человек, грамотно владеющий способами работы с информацией и техникой в различных сферах деятельности, востребован сейчас...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: "ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ"

Современные тенденции развития среднего профессионального образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса. Введение системы многоуровневого образования, ...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов.Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать воз...