Внеаудиторная деятельность студентов как один из способов воспитания ценностного отношения к профессии и формирования общих компетенций
статья

Иевлева Ольга Дмитриевна

В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает все большее значение. Одним из корней данной проблемы является повышение ценности профессии у студентов. Современное общество предъявляет к выпускнику колледжа особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Одним из факторов является степень адекватности ценностно-смысловой сферы личности и ценностей получаемой студентом профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеаудиторная деятельность студентов как один из способов воспитания ценностного отношения к профессии и формирования общих компетенций

В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает все большее значение. Одним из корней данной проблемы является повышение ценности профессии у студентов. Современное общество предъявляет к выпускнику колледжа особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Одним из факторов является степень адекватности ценностно-смысловой сферы личности и ценностей получаемой студентом профессии.

На раннем этапе профессионального становления и выбора учащимися престижной профессии медицинского работника «главным ориентиром» выступала в основном общеобразовательная школа. Теперь эту функцию и с равной долей ответственности за качество подготовки специалистов среднего звена разделяет образовательная организация среднего профессионального обучения - медицинский колледж.

Несмотря на то, что студенты поступают в наш колледж, сделав свой выбор в пользу профессии медицинского работника по специальности «Сестринское дело» или «Лечебное дело», их профессиональные намерения и профессиональные ожидания очень неустойчивы и слабо отражают соответствие современных требований с их представлениями о профессии. Многие первокурсники имеют весьма приблизительные представления о будущей профессии, мотивированы на изучение лишь определённого круга предметов. Вот почему вопрос совершенствования профессиональной направленности студентов в процессе обучения остается чрезвычайно актуальным не только для самих студентов колледжа, но и для всего общества, оздоровлением которого квалифицированно должны будут заниматься выпускники-медики.

Приоритетная роль в обеспечении качества подготовки студентов нашего колледжа отводится формированию у будущих медицинских работников ценностного отношения к получаемой профессии. В процессе воспитания и обучения в медицинском колледже каждый студент должен получить представление о выбранном пути, необходимые базовые знания, умения и навыки, найти свое место в профессии, обществе, и только тогда можно говорить, что избранная им дорога оказалась правильной.

Центральное место при воспитании у студентов ценностного отношения к профессии и специальности занимает мотивация к получению профессии и дальнейшему профессиональному совершенствованию. Сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Заинтересованность в своем труде - это важное условие для развития профессиональных способностей.

Для того, чтобы вызвать интерес к преподаваемому предмету использую определенные формы работы: это беседы о профессии, встречи со специалистами выбранного профиля, выпускниками колледжа, просмотр учебных видеофильмов, участие в студенческих научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, демонстрации творческих работ, выполненных студентами, посещение лечебно-профилактических учреждений и т.д.

Требования Федеральных государственных образовательных стандартов диктуют необходимость развития у будущих медицинских работников творческой инициативы, воспитания потребности в самообразовании, стремлении к повышению уровня теоретической подготовки, совершенствованию умений самообразовательной деятельности. Достигнуть этих целей можно в ходе правильно организованной внеаудиторной работы обучающихся.

Внеаудиторная работа в колледже ведется с учетом специфики будущей профессии и дает прекрасную возможность для воспитания у студентов ценностного отношения к профессии и формирования общих компетенций.

Успешность формирования социально - ценностного отношения студентов к профессии в значительной мере обусловлена качеством организации самостоятельной работы как неотъемлемой составной части целостного образовательного процесса. В ходе выполнения таких заданий самостоятельной внеаудиторной работы, как чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) и составление конспекта, работа со словарями и справочниками, с нормативными документами, работа с электронно-информационными ресурсами и ресурсами сети Интернет, составление таблиц, кроссвордов, глоссария, подготовка рефератов, докладов, решение и составление ситуационных профессиональных  задач, написание учебной истории болезни, составление санбюллетеней, памяток, буклетов для пациентов, подготовка курсовых и дипломных работ (проектов) и др. формируются общие и профессиональные компетенции, личностные и профессиональные качества, необходимые специалисту - медику для реализации своей профессиональной деятельности.

Внеаудиторную деятельность осуществляю по следующим направлениям: конкурсы творческих работ, недели педиатрии, кружок по педиатрии «Малютка», музыкально-творческая студия «В ритме пульса», волонтерская, проектно-исследовательская деятельность по педиатрии, конференции, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Участие студентов в конкурсах творческих работ по педиатрии (буклетов, памяток для родителей, санбюллетений, кроссвордов, презентаций), Неделях педиатрии определяет готовность студентов на практике применять полученные знания, способствует развитию творческой активности, повышению качества учебно-познавательной деятельности студентов по предмету, интереса к будущей профессии, формированию общих и профессиональных компетенций.

С 1998 года являюсь руководителем кружка по педиатрии «Малютка». На протяжении последних лет студенты в кружке работали над такими темами, как: «Профилактика ОРВИ  у детей первого года жизни», «Профилактика гипогалактии», «Здоровый образ жизни - наш выбор», «Профилактика подросткового алкоголизма», «Оценка образа жизни школьников», «Профилактика гриппа». Члены кружка принимают участие в Неделе педиатрии, волонтерской деятельности. Организация исследовательской работы в кружке помогает решить целый комплекс учебных и воспитательных задач: формирование у студентов ключевых и профессиональных компетенций, интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, воспитание личностных качеств, повышение учебной мотивации, развитие практических умений и навыков, формирование чувство ответственности, способствует дальнейшему профессиональному совершенствованию, что в конечном итоге дает студентам возможность стать востребованными специалистами, способными самостоятельно решать возникающие перед ним задачи.

Являюсь руководителем музыкально-творческой студии «В ритме пульса», которая способствует раскрытию и развитию индивидуальных творческих способностей студентов становлению и совершенствованию культуры речи, артистической, сценической культуры, качеств организационной работы, организации их досуга во внеучебное время. Студенты участвуют не только в культурно-массовых мероприятиях и концертных программах, посвященных Дню медицинского работника, Международному дню медицинской сестры, посвящению в профессию, но и в мероприятиях по формированию здорового образа жизни среди студентов   нашего колледжа, пациентов Ухтинской детской больницы, учащихся школ, детей детских дошкольных учреждений. Созданы условия для раскрытия и развития индивидуальных творческих способностей студентов. Участие в общегородских, в колледжных культурно-массовых мероприятиях способствует нравственному, эстетическому воспитанию, даёт возможность приобщиться студентам к системе культурных ценностей, к культуре общения. А это так важно для будущих медиков.

Одним из способов формирования профессиональной, социальной, творческой личности студентов является научно-исследовательская и проектная деятельность. Именно данный вид деятельности позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, креативность, умение работать в коллективе, стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов.

В своей работе использую проекты различной типологии: исследовательские, информационные, поисковые, творческие (по характеру доминирующей деятельности обучающихся); индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников). В процессе работы над этими проектами студенты проявляют большую заинтересованность и приобретают умения излагать свои мысли, делать выводы, выступать перед аудиторией. Выполнение этих работ способствует успешному усвоению учебного материала, развитию познавательной активности, расширению кругозора студентов, усилению интереса к выбранной профессии, формированию общих и профессиональных компетенций.

Неотъемлемой частью подготовки будущего специалиста-медика является волонтерская деятельность. Милосердие, сострадание, умение проводить эффективную профилактику социально значимых заболеваний и санитарно-гигиеническое просвещение населения - это важная составляющая профессии медицинского работника.

С 2015 года в колледже реализую социально-значимый проект по педиатрии «Мы за здоровый образ жизни», для работы над которым была организована группа волонтеров из числа студентов кружка «Малютка», музыкально-творческой студии «В ритме пульса» и других заинтересованных студентов.

Студенты-волонтеры участвуют в мероприятиях, направленных на пропаганду здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья среди студентов   нашего колледжа, пациентов детской больницы, школьников и детей детских дошкольных учреждений: проводят лекции, конкурсы, беседы, акции, тематические музыкальные выступления по правильному питанию, личной гигиене, профилактике ВИЧ-инфекции, наркомании и других заболеваний, создают презентации, распространяют листовки, буклеты. Принимая участие в волонтерской работе, студенты овладевают ценностями профессиональной деятельности медработника по сохранению здоровья и жизни людей, приобретают навыки общественно значимой деятельности, совершенствуют практические умения и навыки, расширяют и углубляют клинические знания, что способствует освоению жизненного и профессионального опыта, необходимого для становления личности будущего медработника в дальнейшей профессиональной деятельности. Волонтерская работа позволяет развить и закрепить такие необходимые качества, как доброта, милосердие, сострадание, умение общаться с людьми. У студентов-волонтеров формируется чувство сопричастности и гордости за выбранную профессию.

Все проводимые мероприятия по внеурочной деятельности (конкурсы творческих работ, недели педиатрии, кружок по педиатрии «Малютка», музыкально-творческая студия «В ритме пульса», проектно-исследовательская деятельность по педиатрии помогают для достижения целей проекта «Мы за здоровый образ жизни» и его реализации. Каждое из этих направлений даёт возможность заинтересовать студентов, раскрыть их творческий потенциал, добиться более высокого уровня качества теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, повысить мотивацию к изучению педиатрии, развить навыки исследовательской деятельности, более эффективно освоить общие и профессиональные компетенции.

Одним из наиболее эффективных путей, способствующих достижению высоких образовательных результатов, выявлению одаренных студентов и повышению общего интереса к выбранной специальности, являются студенческие мероприятия, носящие состязательный характер, такие как викторины, КВН, конкурсы профессионального мастерства, различные студенческие олимпиады и другие подобные формы внеаудиторной работы.

Занятие в виде КВН - это один из активных методов учебно-воспитательной работы во внеаудиторное время. Так, например, проводимый мною КВН по ПМ.01. МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение. Раздел: «Сохранение здоровья детей и подростков» - это не только возможность расширить знания студентов по модулю, но и хорошая возможность для организации межличностных отношений в группах, между студентами и преподавателем. В процессе такой работы развиваются общекультурные интересы студентов, решаются задачи нравственного воспитания.  Конкурсные задания, разработанные для внеаудиторного занятия-КВН, ориентированы на будущую практическую профессиональную деятельность будущего медика. позволяют продемонстрировать студентам приобретенный ими опыт во время обучения, необходимый для консультирования семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в различные периоды детского возраста. Такая форма занятия способствует развитию мышления, развивает сообразительность, находчивость, умение ориентироваться в конкретной ситуации, вызывает интерес к изучаемому материалу, профессии, повышает мотивацию к обучению.

Одной из действенных форм внеурочной работы в колледже в целях повышения уровня профессиональной подготовки выпускников и совершенствования их профессиональной компетентности являются конкурсы профессионального мастерства «Лучший по специальности». Конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере. 

Студенческие мероприятия, носящие состязательный характер, такие как викторины, КВН, конкурсы профессионального мастерства, различные студенческие олимпиады и другие подобные формы внеаудиторной работы способствует тому, что студенты стараются проявить себя с привлечением знаний и умений профессионального характера, профессиональных приемов и способов действий, отражающих их ответственность за качество своей работы, за результат работы всей команды. У студентов есть возможность самореализоваться, почувствовать свою значимость, проверить уровень своей профессиональной подготовки, способность и готовность осуществлять будущую профессиональную деятельность. Повышается интерес к изучаемой дисциплине, мотивация к обучению и более эффективно осваиваются общие и профессиональные компетенции.

Таким образом, профессионально ориентированные внеаудиторные мероприятия позволяют студентам более ясно осознавать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, стимулируют к творческому поиску, воспитывают в каждом обучающемся высокопрофессиональную, высоконравственную, социально активную личность. Данные мероприятия способствуют формированию общих и профессиональных компетенций в интересной для студентов форме.

Включение студентов в различные виды деятельности более полно реализует связь теории с практикой, способствует совершенствованию процесса обучения, формирования личности медицинского работника в целом, воспитанию у студентов ценностного отношения к профессии и специальности, формированию таких общих компетенций (ОК), как:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Развитие общих компетенций - это системный эффект, который не может быть обеспечен отдельным мероприятием, а только при выполнении совокупности условий в процессе образовательной деятельности по учебной дисциплине или профессиональному модулю, в процессе осуществления самостоятельной внеаудиторной работы и системной воспитательной деятельности, то есть образовательной средой в целом. В результате такого взаимодействия развиваются личностные способности, появляются возможности своевременной коррекции и совершенствования их применительно к будущей профессиональной деятельности.

Список использованных источников

  1. Бойченко, Е. В. Внеаудиторная воспитательная работа как один из методов подготовки конкурентоспособных специалистов / Е. В. Бойченко, Н. А. Токарева. // Образование и воспитание - 2018. - № 4 (19). - С. 43-47- [Электронный ресурс] // Режим доступа:

 https://moluch.ru/th/4/archive/101/3511/

  1. Лайпанова Л. Х. Формирование ценностного отношения к профессии у будущих филологов. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике - [Электронный ресурс] // Режим доступаhttp://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-formirovanie-tsennostnogo-otnosheniya-k-professii-u-buduschih-filologov#ixzz6n7m10OyA
  2. Панфилова Т. Б. Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм формирования общих компетенций // Молодой ученый. - 2016. - №17.1. - С. 37-46. -  [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://moluch.ru/archive/121/33515/
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 514 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело»
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 502 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело»
  5. Сергеева О. С. Формирование социально-ценностного отношения к профессии у студентов медицинских училищ в процессе самостоятельной учебной работы. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике - [Электронный ресурс] // Режим доступаhttp://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-sotsialno-tsennostnogo-otnosheniya-k-professii-u-studentov-meditsinskih-uchilisch-v-protsesse-samostoyatelno#ixzz6n86go8cG
  6. Смирнова Т. А. Формирование профессиональной направленности студентов медицинского колледжа средствами внеаудиторной работы - [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2016/05/04/formirovanie-professionalnoy-napravlennosti
  7. Шабалина С. М. Факторы влияния на формирование у студентов интереса к будущей профессии и их трудоустройство // Известия ВГПУ. 2017. № 7 - [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyaniya-na-formirovanie-u-studentov-interesa-k-buduschey-professii-i-ih-trudoustroystvo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО

Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний...

Образовательная технология "Метод проектов" как один из способов формирования общих компетенций

В данной работе, прежде всего, выполнено сопоставление и анализ трех направлений деятельности: 1) выполнееия проектов в области образовательной технологии "Метод проектов", 2) процесса проек...

Формирование общих компетенций студентов на уроках физики через проектную деятельность

В статье аргументируется необходимость использования проектно-исследовательской деятельности студентов для формирования не только общих, но и профессиональных компетенций, приведен алгоритм деятельнос...

Учебно – методическое пособие Использование ИКТ и видеоматериалов на учебных занятиях как способ формирования общих компетенций обучающихся

Учебно - методическое пособие поможет преподавателям истории и обществознания более эффективно использовать ИКТ и видеоматериалы на учебных занятиях с целью формирования общих компетенций студентов...

Использование информационных технологий и средств электронного образования при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношении СПО

. Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знан...