Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития речи младших школьников»
методическая разработка

Кашапова Рамуза Раисовна

Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». 

Развивая артикуляционный аппарат ребенка, играя с ним в разные игры с использованием потешек и стишков, играя с пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, мы не только будем развивать своего ребенка, но и сможем быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии нашего малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_dlya_roditeley.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Сургутская школа – детский сад»

Семинар-практикум для родителей на тему:

 «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

как средство развития речи младших школьников»

Подготовила:                                                                                              учитель-логопед высшей квалификационной категории Кашапова Р. Р.

Сургут

2023

 

- Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше мероприятие.

Тема моего выступления: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития   речи младших школьников»

      Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

       Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Слайд 2 

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Слайд 3

Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

       Артикуляционная гимнастика помогает выработать движения органов артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.

Слайд 4

         Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

        При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Слайд 5

Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

        Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

     Слайд 6

    Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9*12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Слайд 7        Работа организуется следующим образом:

 Прежде чем  приступить  к  выполнению  артикуляционных упражнений,  вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Показывает его выполнение.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

         Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

         Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

        В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Описания артикуляционных упражнений, которые вы будете выполнять с ребенком дома, можно взять у учителей-логопедов, занимающихся с вашими детьми. А сейчас мы с вами попробуем их выполнить.

Слайды 8-24

         У детей младшего школьного возраста необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук.

Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной, костной.

        Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

        Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

         Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

        Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Слайд 1

Я хочу познакомить Вас с некоторыми  методами и приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста.

Слайд 2

• Пальчиковая гимнастика:

Пальчиковая гимнастика  должна быть разнообразной, эмоционально-приятной, неутомительной, динамичной.

Слайд 3

        Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, упражнения с массажным мячиком.

Слайд 4 упражнения на массажном коврике.

Слайд 5 Работа с раскрасками, штриховка

  • раскрашивание картинок;
  • обведение плоских фигур;
  • обведение трафаретов;
  • рисование различных линий: прямых, фигурных;
  • рисование по контуру, по клеточкам, по точкам;
  • выполнение штриховок;
  • графический диктант.

Особое внимание при выполнении данных упражнений нужно обратить на следующее:

• правильная посадка за столом - ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола, оба плеча должны быть на одной высоте, голова слегка наклонена;

• правильность удержания карандаша - карандаш держим тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и указательный удерживают карандаш, а средний поддерживает снизу.

Обязательное условие: ребенок должен работать простым карандашом, а раскрашивать цветными карандашами;

• расположение листа бумаги на столе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок ни в коем случае не поворачивал лист во время выполнения заданий;

Очень важно познакомить ребенка с правилами раскрашивания, а потом следить за тем, чтобы он их соблюдал:

• раскрашивать аккуратно в одном направлении;

• равномерно наносить один цвет, чтобы не было пробелов;

• не выходить за контур изображенного предмета.

Следующий прием - дидактические игры. Они способствуют развитию зрительно-двигательной координации, формированию ловкости пальцев рук, умению выполнять задания с более мелкими предметами, готовят руку к письму.

Слайд 6

Дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики: шнуровки

Слайд 7    счетные палочки

Слайд 8    ходилки.

Слайд 9-10     Игры с конструктором, мозаикой

Слайд 11   А также занятия изобразительной деятельностью (лепка из пластилина, аппликация)

и ручным трудом изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.

Слайд 12 Оригами

 Складывание из бумаги способствует развитию мелкой моторики руки, развивает пространственное воображение, глазомер, активизирует мыслительные процессы, снимает напряжение, вырабатывает усидчивость.

Слайд 13. Кукольный театр

Можно дома своими руками изготовить для пальчикового театра героев сказки, и поиграть вместе с ребенком в ходе игры повторяя движения взрослых, активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость умение управлять своими движениями Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития воображения, мышления и речи.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговки, бусинки, крупа и т. д.

Несколько идей, как занять ребенка:

Слайд 14   Тестопластика  это лепка из соленого теста. Из теста можно создавать фигурки животных или цветы, всё что угодно. Но главное – это тренировка мелкой моторики кистей рук при лепке поделок.

Слайд 15  Игры с различными крупами

Слайд 16   Рисование на муке или крупе

Слайд 17    Бусы из макарон

Слайд  18   Игры с прищепками

Слайд 19   Упражнения с пуговицами

Слайд 20   Работа с ножницами

Слайд 21  Пазлы

Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». 

Ув. родители, помните, что, развивая артикуляционный аппарат ребенка, играя с ним в разные игры с использованием потешек и стишков, играя с пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, Вы не только будете развивать своего ребенка, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии Вашего малыша.

Уважаемые родители, а в память о нашем мероприятии я предлагаю вам буклеты "Развитие мелкой моторики   и артикуляционного аппарата младших школьников"

Благодарю за внимание.

Список используемой литературы  

1.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.-М.:АСТ, 2000.-48с.

2.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика.-СПб.:Детство-Пресс,2006.-64с.

3.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.-М.:ГНОМ и Д, 2001.-16с.

4.Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение.-СПб: Литера, 2007.-96 с.

5.Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев.-М.:АСТ,2006.-93с.

6.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-СПб.:Лань, 1997.-32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации развивающей среды как средства развития речи дошкольников

Статья поможет воспитателям и будущим педагогам правильно и грамотно, с пользой для детей, организовать правильную развивающую среду для развития речевой деятельности детей: это книжный уголок,...

«Прикладная гимнастика с элементами туризма для младших школьников»

        Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Н...

Развитие индивидуальности младшего школьника на занятиях в группе продлённого дня

Одним из основных смыслов детства является поиск «самости» при выборе своего социокультурного образца. Созидая самих себя, дети в процессе общения создают ценности, культуру будущего взрослого обществ...

Пальчиковые игры – как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

презентация: Пальчиковые игры-как средство развития детей младшего школьного возраста...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

Развитие речи младших школьников на логопедических занятиях

Речевому развитию детей способствуют, в частности, логопедические занятия. Но, в основном, эта работа не требует особого времени, поскольку может проводиться на всех уроках, так как речь — это н...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВКР

Важность развития речи у детей старшего дошкольного возраста связана с тем, что речь обеспечивает необходимое общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами по...