Мотивация учебной деятельности в образовательном процессе
статья

Лисина Марина Владимировна

Мотивация учебной деятельности в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_motivatsiya_uch._deyatelnosti.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности в образовательном процессе

                     Лисина М. В., преподаватель  

английского языка

         Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

          Почему так важна мотивация? Мотивация помогает работать более продуктивно, повышает самооценку и уверенность в своих силах. Помогает преодолевать трудности и препятствия на пути к достижению целей. Мотивация играет важную роль в психологии человека. Она может быть внутренней и внешней. Внутренняя мотивация основана на собственных интересах, ценностях и потребностях, а внешняя связана с внешними стимулами, такими как похвала, вознаграждение  или даже наказание. Оба типа мотивации играют важную роль в жизни человека и дополняют  друг друга. Важной составляющей мотивации является цель. Цель является стимулом, который помогает нам ориентироваться и принимать решения в нашей жизни. Когда у человека есть четко сформулированная цель, то ему легче понять какие действия нужно предпринять для достижения этой цели. И цель становится источником этой мотивации.              

         Каждый преподаватель хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желание получали знания, В этом заинтересованы и родители.

Вопрос мотивации в процессе обучения очень часто выходит на первое место. И мотивация и обучение  -  параметры характерные для жизни любого человека. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как развивается? Какие педагогические средства, формы и методы можно использовать для формирования и поддержания мотивации к получению знаний?

         Педагоги понимают, что нельзя успешно учить человека, если он этого не хочет, равнодушно относится к получению знаний и не осознает потребность к ним. Поэтому перед педагогом стоит задача по формированию положительной  мотивации к учебной деятельности. С поиском новых подходов к мотивации студентов сталкиваются педагоги разных дисциплин с различным профессиональным и жизненным опытом. Причина кроется в том, что постоянно изменяются условия жизни, и ускоряется ее темп. И возникает такое противоречие: мы должны научить ребят жить в мире, которого не знаем сами. То есть в мире будущего. Сейчас поколение, родившееся в 2000-х годах, называют «миллениалы». Им приходится обрабатывать в одну единицу времени огромное количество информации. Они не имеют возможности распыляться на то, что, по их мнению, интересно, но не полезно. Отсюда возникает второе противоречие: Образование должно быть узкоспециальным,  ибо «нельзя объять необъятное». Но узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных связях. Ему тяжело найти общий язык со специалистами других направлений при решении общей задачи.

Поэтому перед преподавателем ставится задача, как объяснить гуманитариям, зачем им в жизни пригодятся логарифмы и зачем физикам учить наизусть стихи, зачем изучать иностранные языки и  как расширить кругозор.

         Планируя задействовать различные техники и приемы мотивации в образовательном процессе, необходимо помнить, что они столь же универсальны, сколь многообразны сами мотивы к обучению у студентов.

Поэтому в первую очередь стоит определить истинные мотивы студента. Какими они могут быть?

Потребность в общении и желание получить новые знакомства.

  • Желание получить хорошее образования.
  • Необходимость выполнить долг перед родителями, не разочаровать родственников и друзей.
  • Любопытство, интерес, желание узнать что-то новое.
  • Получить узкоспециальные знания и навыки, необходимые для уже определенного профессионального пути.
  • Получить отсрочку от армии и так далее.

         Разумеется, это не единственные важные мотивы, но одни из многих. Эти ориентиры определяют сам факт поступления в учебное заведение. Далее, руководствуясь своим отношением к конкретному предмету, своей заинтересованностью и мотивированностью, студент расставляет приоритетность разных предметов в учебном курсе. На этот показатель преподаватель уже может повлиять. Итак, на что делать упор, как вести себя и какими приемами воспользоваться, чтобы мотивировать студентов на уважение к своему предмету и погружение в тонкости своей предметной области? 

      Начиная курс любого предмета необходимо донести до студентов значимость предмета, показать свою компетентность в знании предмета, увлечь своим предметом, а главное создать каждому ситуацию успеха. Для этого необходимо выстроить доверительные и уважительные отношения со студентами. Использовать различные оценочные обращения: замечание, отрицание, согласие, одобрение. Хвалить и подбадривать, не отказывать в помощи и совете. Важно поддерживать инициативность студентов, их начинания, стимулировать задавание вопросов. Применять прием апперцепции, то есть связывать изучаемую дисциплину и рассматриваемые на паре вопросы с личным опытом студентов, их интересами и потребностями.  Встраивать новый материал в уже имеющуюся систему знаний по предмету и другим дисциплинам и показывать их взаимосвязь и важность отдельного элемента в цельной парадигме. Акцентировать внимание на актуальности и новизне учебного материала. Важно делать акцент на раскрытии практической и научной значимости знания. Педагогу обязательно указывать на профессиональную направленность учебного материала, показывать, где и как студенты воспользуются полученными знаниями. У каждого педагога есть свои техники и приемы формирования мотивации. Хочу остановиться на принципах педагогической техники ТРИЗ (Теория развития изобретательских задач).  Ежедневно перед нами возникает множество задач и различных проблем, которые мы научились решать автоматически. Но иногда возникают проблемы, для которых у нас нет стандартного способа решения. Проблема нестандартная, нетипичная, изобретательская. Мы пытаемся ее решить методом «проб и ошибок». Тратим на это много сил и времени. Можно ли поступить иначе? Именно для этого существует ТРИЗ – технология, по сути, созданная  советским гением Г. С. Альтшуллером, ставшая очень популярной на Западе и активно применяемая многими известными и крупнейшими компаниями (Samsung, Intel, LG, Phillips). В 60 годах Альтшуллер путем анализа 40 тысяч патентов и изобретений выявил 40, а потом еще 10 основных приемов решения технических противоречий. Он описал эти приемы,  и они легли в основу ТРИЗ – технологии. Основной идеей этой технологии является то, что различные системы (компании, организации, технологии, технические и программные продукты) возникают и развиваются по определенным законам, которые можно использовать. Таким образом,  применение данной технологии для каждой нестандартной проблемы позволит не тратить время для «проб и ошибок», а идти точным курсом для достижения идеального конечного результата.

 Позже появились приемы педагогической техники ТРИЗ (Гин А.А.), которые в своей основе содержат следующие принципы:

Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно предоставлять право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Принцип открытости – не только давать знания, но еще и показывать их границы. Сталкивать  с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Принцип деятельности – освоение знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.

Принцип обратной связи – регулярно контролировать процесс обучения с помощью приемов обратной связи.

Принцип идеальности – максимально использовать возможности,  знания и интересы самих обучающихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

         Идеальность – одно из ключевых понятий этой теории. Экономисты знакомы с принципом рентабельности, инженеры  с принципом повышения КПД. Суть этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени  и т. д. Идеальность действия тем выше, чем  больше польза и чем меньше затраты. Чем больше активность и самоорганизация обучающихся, тем выше  идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно подберем и согласуем содержание и формы обучения с интересами студентов, то они сами будут стремиться к знаниям. Согласуем темп, ритм и сложность заданий с возможностями обучающихся  - и тогда они сами почувствуют свою успешность и захотят ее подкрепить. Еще этот принцип предполагает активное вовлечение обучающихся в управление своим коллективом, и тогда они сами обучают друг друга.

           На основе данных принципов разработчиками ТРИЗ – технологии были описаны разнообразные приемы данной педтехники, полезные ритуалы педагогического общения. Был создан конструктор урока, с помощью которого можно разнообразить формы и способы проведения уроков.

Вот несколько примеров использования приемов:

Вход в урок. Это могут быть диалоги-приветствия, интеллектуальная разминка, «Удивляй», задание «Лови ошибку», «Фантастическая добавка», задание odd out (исключи по принципу). Обязательно должен быть положительный настрой и высокий темп урока. Высокий темп  и разнообразие заданий указывают на высокий профессионализм преподавания.

Проблемное изложение или проблемные вопросы. При знакомстве  с новым материалом или при опросе задавать не те вопросы, которые требуют определенных знаний  (например: Кто изобрел…?  В каком году…?), а вопросы,  которые требуют анализа, сопоставления,  более глубокого понимания материала. Умения задавать такие вопросы – это навык, которому нужно учиться. Например: Что случится, если…? На что похоже…? Как влияет на…? В чем сильные и слабые стороны…? Какой  является лучше и почему…? И т. д. Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, то приходит понимание истинного назначения учения – научиться думать, «добывать» самостоятельно знания, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

Открытая проблема.  Хороший учитель не только дает прочные знания – он еще и показывает их границы. « Вот это мы изучили, это и это осталось за пределами нашей программы, а вот этого пока не знает никто. Есть идеи?» Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний.

Своя опора. Самый непродуктивный, утомительный и – увы! – распространенный способ повторения – традиционно-репродуктивный. Дословное повторение за учителем или книгой. Есть другой способ повторения -  активный и развивающий. Принцип такого  повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученных знаний. Обучающийся составляет собственный опорный конспект. Некоторые разработчики ТРИЗ-методик советуют опоры переименовать в шпаргалки. И провести урок « Виды шпаргалок и приемы их составления» и  таким образом рассказать,  как использовать опорные конспекты.  Чем лучше составлен конспект, тем лучше будет ответ.

Задание массивом. Например, из 50 заданий решить минимум 10, остальные по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из этих задач. Чем больше решил, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы.

Составление собственных мини-тестов. Например, тесты на запоминание лексики, формул, понятий и т. д. Ребята составляют тесты, ключи к ним и обмениваются ими. Выполняют определенное количество времени  как можно больше таких тренировочных тестов с подсказкой.  Затем выполняют самостоятельно один из случайно выбранных на оценку. Проверяют эти тесты студенты по своим ключам. Заранее оговариваются критерии оценивания.

Задание на блиц 5-ку! Дать быстрый ответ на вопрос: Почему…? Вопрос может быть любой – правописание, правило, решение задачи. Главное, чтобы ответ был быстрый, полный и правильный.  

Да-нетка. Загадывается число, предмет, литературный герой и др. Участники игры пытаются найти ответ, задавая вопросы. Но на эти вопросы можно ответить только словами «да» или «нет». После игры необходимо обсудить,  какие вопросы были сильными, а какие слабыми. Так как мы  стараемся научить вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.

         Приемов существует много.  Главная задача педагога состоит в том, чтобы подобрать те приемы, которые будут давать хороший результат и создавать ситуацию успеха каждому студенту. Человек хочет что-то делать, если верит, что он может это делать.

В ТРИЗе существуют такие понятия  как «Идеальная дидактика» и «Идеальное управление»

«Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.

Идеальное управление – когда управления нет, а функции его выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам». [4]

                                                                                                       

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.

 2. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

3. Галкина, Е.Н. Мастер-класс как метод проведения занятия, способствующий формированию коммуникативной культуры специалистов сферы обслуживания / Е.Н. Галкина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5831

4.Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь: Пособие для учителя.3-е изд., М.:Вита, 2017.-88 с.

5. Крылова, М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов ВУЗа / М.Н. Крылова // Перспективы науки и образования, 2013. - №3. - С. 86-95.

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Способы и приёмы развития мотивации учебной деятельности"

Что более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке, как вызвать интерес к предмету. Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников....

Мотивация учебной деятельности при изучении биологии

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определят успешность учебной деятельности. Она является показателем качественности профессионального становления будущег...

Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа

Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)&r...

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования...

«Мотивация учебной деятельности школьников»

Мотивация ученика – основное условие успешного обучения.Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы.Деятель...