"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма
учебно-методический материал

Зубова Ирина Евгеньевна

Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

 

Функциональная грамотность включает в себя: общую грамотность, информационную и коммуникативную.

 

Общая грамотность: написание сочинений, рефератов, ответы на вопросы; построение фраз без затруднений; написание заявлений, заполнение каких-либо анкет.

 

Информационная грамотность: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов.

 

Коммуникативная грамотность: работа в паре, в группе.

 

Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания и др. как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текстэто основа наших предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_na_mo.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма

Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Функциональная грамотность включает в себя: общую грамотность, информационную и коммуникативную.

Общая грамотность: написание сочинений, рефератов, ответы на вопросы; построение фраз без затруднений; написание заявлений, заполнение каких-либо анкет.

Информационная грамотность: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов.

Коммуникативная грамотность: работа в паре, в группе.

Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания и др. как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текстэто основа наших предметов.

Мотивация учения

Приём «Верите ли вы …»

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 40 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

  • Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока. связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

1. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

В 10-11 классах при изучении темы « Стили речи» обучающимся предлагается с помощью маркера выделить в сплошной записи тексты научного, художественного, публицистического стилей.

С веток сорвался снег, зашуршал. Потапов оглянулся. К беседке вела расчищенная в снегу дорожка. Потапов прошел в беседку, положил руки на старенькие перила. Вдали, за лесом, мутно розовело небо - должно быть, за облаками подымалась луна. СНЕГ, вид атмосферных ОСАДКОВ, состоящий из замерзших водяных паров, образующих ледяные кристаллы.

Объединившись, эти кристаллы образуют снежинку, которая в конце концов падает на Землю. Потапов снял фуражку, провел рукой по волосам. Было очень тихо, только внизу, под горой, бренчали пустыми ведрами женщины - шли к проруби за водой. В этом году зима пришла к нам довольно рано, однако город живёт полной жизнью, мороз и снегопад, увеличившие объём работы коммунальным службам, тем не менее не смогли помешать движению транспорта. А детям они только в радость. Все площадки украшены снеговиками, начались уроки по лыжной подготовке в школах, залили каток. Планируется множество мероприятий, не пропустите их!

Потапов облокотился о перила, тихо сказал:
- Как же это так?
Кто-то осторожно тронул Потапова за плечо. Он' оглянулся. Позади него стояла молодая женщина с бледным строгим лицом, в накинутом на голову теплом платке. Она молча смотрела на Потапова темными внимательными глазами. На ее ресницах и щеках таял снег, осыпавшийся, должно быть, с веток.

Разделить запись на 3 текста. Желтым маркером раскрасить текст художественного текста, голубым маркером – научного, зеленым – публицистического.

Приём «Лови ошибку»

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.

Задание № 1.

Определите, верно или неверно утверждение.

Да

Нет

Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь большую силу воли.

+

Чтобы не потерять человеческое достоинство, нужно уметь отказать человеку в помощи.

+

Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от равнодушия.

+

Цель каждого человека – увеличить добро в мире.

+

Добро слагается из малого.

+

Задание № 2.

Найдите в тексте ответ на вопрос.

В чем заключается самая большая цель жизни?

Как бы вы ответили на поставленный вопрос?

Задание № 3.

На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.

Читательское умение: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста (Такое задание можно предложить и коллегам в зале. )

Проблемная ситуация

Какую букву напишем после шипящей? По правилам русского языка у сущ. после шипящих под ударением пишем О. Но существительное сгущенка образовано от глагольной формы сгустить — сгущённый. Будем писать «ё».

Причастие, как глагольная форма, правильно пишется с буквой «ё» после шипящего.

В суффиксах слов, образованных от глаголов, после шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» пишется буква «ё».

Эта тема привела нас к этикеткам, которые мы видим в магазине и это нужно в использовании в повседневной жизни.

В итоге мы выясняем, что «сгущёнка» и «сгущённое молоко» — разные продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных жиров.

А сгущённое молоко, которое сделано по ГОСТу имеет в составе только молоко и сахар. Так на простом примере обучающиеся понимают, что нужно читать то, что написано на этикетках.

«Кластер»

Описание приёма:

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Цель приёма:

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Как применяется на уроке:

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .

Имя прилагательное — знаменательная часть речи, обозначающая ------------------------------------ отвечающая
на вопросы ----------------------------------------------------------------------------

Имена прилагательные изменяются по ------------------------------------------------------

Имена прилагательные в предложении могут выполнять функцию ----------------------------------, В поэтической речи краткие прилагательные могут употребляться в качестве ---------------------------

По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда: ----------------------------------------------------

Слепая схема

Метод ассоциаций. (словарные слова)

Рефлексия. Обратимся к листочкам, на которых вы отмечали свои ответы на вопросы «Верите ли Вы? Захотелось ли Вам по-другому ответить на этот вопрос?

Прием «Пятёрочка»

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

  • Большой – «Для меня важно и интересно…»
  • Указательный – «Мне было трудно…»
  • Средний – «Для меня недостаточно…»
  • Безымянный – «Мне понравилось…»
  • Мизинец – «Мои предложения» (слайд №7)

Свой мастер – класс хотелось бы закончить словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая практическая значимость функциональной грамотности, одной из составных частей которой и является читательская грамотность.

Приложение 1.

Задание 1. Прочитайте текст.

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву)

Задание № 1.

Определите, верно или неверно утверждение.

Да

Нет

Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь большую силу воли.

Чтобы не потерять человеческое достоинство, нужно уметь отказать человеку в помощи.

Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от равнодушия.

Цель каждого человека – увеличить добро в мире.

Добро слагается из многого.

Задание № 2.

Найдите в тексте ответ на вопрос.

В чем заключается самая большая цель жизни?

Как бы вы ответили на поставленный вопрос?

Задание № 3.

На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.

1.

2.

3.

Приложение 2.

Задание 2. Разделите запись на 3 текста. Желтым цветом выделите текст художественного текста, голубым – научного, зеленым – публицистического.
Обоснуйте свой выбор, указав на признаки стилей.

С веток сорвался снег, зашуршал. Потапов оглянулся. К беседке вела расчищенная в снегу дорожка. Потапов прошел в беседку, положил руки на старенькие перила. Вдали, за лесом, мутно розовело небо - должно быть, за облаками подымалась луна. Снег - вид атмосферных осадков, состоящий из замерзших водяных паров, образующих ледяные кристаллы.

Объединившись, эти кристаллы образуют снежинку, которая в конце концов падает на землю. Потапов снял фуражку, провел рукой по волосам. Было очень тихо, только внизу, под горой, бренчали пустыми ведрами женщины - шли к проруби за водой. В этом году зима пришла к нам довольно рано, однако город живёт полной жизнью, мороз и снегопад, увеличившие объём работы коммунальным службам, тем не менее не смогли помешать движению транспорта. А детям они только в радость. Все площадки украшены снеговиками, начались уроки по лыжной подготовке в школах, залили каток. Планируется множество мероприятий, не пропустите их!

Потапов облокотился о перила, тихо сказал:
- Как же это так?
Кто-то осторожно тронул Потапова за плечо. Он оглянулся. Позади него стояла молодая женщина с бледным строгим лицом, в накинутом на голову теплом платке. Она молча смотрела на Потапова темными внимательными глазами. На ее ресницах и щеках таял снег, осыпавшийся, должно быть, с веток.

Приложение 3.

Задание 4.

1)«Отреставрируйте» текст, вставив пропущенные слова.

Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая___________, отвечающая на вопросы________________________.

Имена прилагательные изменяются по _____________________________________.

Имена прилагательные в предложении могут выполнять функцию _______________________________________. В поэтической речи краткие прилагательные могут употребляться в качестве ________________________________.

По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда: ___________________________________.

2)Заполните окна «слепой» схемы.

Приложение 4.

Задание 3. Составьте кластер. Ключевое слово – ТЕКСТ.

Основные признаки текста

Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уроке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложения темой и основной мыслью в единое целое, или в текст.

Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

Текст может быть представлен в устной или письменной форме. Непроизнесённого, ненаписанного, ненапечатанного текста быть не может.

Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец.

Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль.

Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.

Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то.

Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на абзацы. Каждый абзац начинается с красной строки.

Приложение 5.

Подберите ассоциативные «проверочные» слова.

Примеры: На балконе балка, дивный диван, на майку капнул майонез.

Конфета

Костюм

Лиловый

Фиолетовый

Шоколад

Велосипед

здоровье

Подберите ассоциативные «проверочные» слова.

Примеры: На балконе балка, дивный диван, на майку капнул майонез.

Конфета

Костюм

Лиловый

Фиолетовый

Шоколад

Велосипед

здоровье

Подберите ассоциативные «проверочные» слова.

Примеры: На балконе балка, дивный диван, на майку капнул майонез.

Конфета

Костюм

Лиловый

Фиолетовый

Шоколад

Велосипед

здоровье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Наше время-это время информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников оказ...

Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Исследование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность п...

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в...