Рабочая программа ОПД.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
рабочая программа по теме

Кисельникова Ирина Николаевна

Рабочая программа ОПД.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ является частью ОПОП в соответсвии с ФГОС по профессии НПО 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traktoristy_-_kopiya.docx46.57 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Стародубский индустриально-технологический техникум имени Героя

России А. С. Зайцева»

СОГЛАСОВАНО:                                                          УТВЕРЖДАЮ:

________________                                                          _____________

№ и дата протокола                                                            Дата

Председатель м/о                                                           Зам. директора по УПР

______________                                                             Кожухов С.В.

______________                                                         _____________

                                                                                 

     

                                                                                                         

                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОПД.02  Основы материаловедения и технология

общеслесарных  работ

по профессии 110800.02 « Тракторист-машинист с/х производства»

                                                                               

                                                                         2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО)  110800.02 «Тракторист-машинист с/х производства»

Разработчики:

Левдик Василий Игнатьевич, преподаватель спецдисциплин ГБОУ СПО «Стародубский индустриально-технологический техникум имени Героя России А. С. Зайцева»

Кисельникова Ирина Николаевна, преподаватель спецдисциплин ГБОУ СПО «Стародубский индустриально-технологический техникум имени Героя России А. С. Зайцева»


 

                                              СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и РАБОЧЕЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО110800.02 «Тракторист-машинист с/х производства»

Рабочая программа учебной дисциплины может использоваться в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области агроинженерии.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;

- выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла,  сверление, зенкование, и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;

- подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;

- основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов, о технологии их производства;

- особенности строения металлов и сплавов;

- виды обработки металлов и сплавов;

- основные виды слесарных работ;

- правила выбора и применения инструментов;

- последовательность слесарных операций;

- приемы выполнения общеслесарных работ;

- требования к качеству обработки деталей;

- виды износа деталей и узлов;

- свойства смазочных материалов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося - 51 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 34 часов;

- самостоятельной работы обучающегося - 17 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

        практические занятия

18

        контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:

поиск и изучение информации

индивидуальное проектное задание

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы материаловедение

18

Тема 1.1. Введение

Содержание учебного материала.

2

1

Роль материалов в современной технике

           2

2

Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов: прочность

упругость, ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность,

вязкость ,порог хладноломкости и др.

3

Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.

Тема 1.2. Металлы

Содержание учебного материала.

2

1

Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Прокат.

2

2

Углеродистые и легированные стали. Производство сплавов цветных металлов:

алюминия, меди, магния, никеля, титана, цинка, свинца, олова и др. Припои.

3

Твердые сплавы. Маркировка сплавов. Основные материалы для сельскохозяйственной

техники.

Тема 1.3. Сплавы

Содержание учебного материала.

1

1

Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка давлением и

резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка,

пайка и др.

2

2

Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные

процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий.  

3

Свойства покрытий. Области применения.

Тема 1.4.Свойства металлов и сплавов.

Содержание учебного материала.

1

1

Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры и свойств

металла при пластическом деформировании.

2

2

Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла.

3

Много- и малоцикловая, термическая и коррозионная усталость. Окисление.

4

Коррозия. Виды износа. Способы предохранения.

Практические работы

Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов

Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали

Ознакомление со структурой и свойствами цветных металлов и сплавов

6

Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов

Изучение основных видов разрушения и повреждения деталей  машин в процессе эксплуатации.  

Способы  предупреждения разрушения деталей

Самостоятельная работа  обучающихся

Изучение основных видов разрушения и повреждения деталей  машин в процессе эксплуатации.

 Способы  предупреждения разрушения деталей

6

Тема 1.5. Неметаллические материалы

Содержание учебного материала.

5

1

Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов

2

2

Особенности их структуры и технологических свойств..

3

Строение и назначение стекла и керамических материалов.

4

Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства.

5

Строение и назначение композиционных материалов.

6

Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их назначение.

7

Особенности применения.

8

Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент.

Практические работы

Влияние температуры нагрева на механические свойства

пластмасса.

Изучение свойств органических стекол.

Изучение структуры композиционных материалов.

Влияние различных условий на свойства смазочных материалов

6

Самостоятельная работа обучающихся

 Выполнение домашних заданий по разделу 1.

Применение основных свойств металлов и сплавов в сельскохозяйственной технике.

Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству. 

Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.

6

Раздел 2. Слесарное дело

16

Тема 2.1. Организация слесарных работ

Содержание учебного материала.

2

1

Правила  безопасности труда  при слесарных работах

2

2

Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака,

параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента,

защитного экрана. Правила освещения рабочего места.

3

Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ.

Заточка инструмента.

Тема 2.2. Общеслесарные работы

Содержание учебного материала.

2

1

Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла,

опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание

отверстий, обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в

т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание.

2

2

Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками

применяемых материалов и требуемой формой изделия.

3

Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам)

4

Требования к качеству обработки деталей

Практические занятия

Разметка плоских поверхностей

Рубка металла

Правка металла

Гибка металла

Резка металла

Опиливание металла

Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий

Нарезание внешней резьбы

Нарезание внутренней резьбы

Клепка

Пайка и лужение

Склеивание

Шабрение

6

Самостоятельная работа обучающихся

 Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла»

5

Контрольная работа

1

Всего

51


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в кабинете «Основы материаловедения» и слесарной мастерской.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Оборудование мастерской:

по количеству обучающихся:

- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;

- параллельные поворотные тиски;

- комплект рабочих инструментов;

- измерительный и разметочный инструмент;

на мастерскую:

- сверлильные станки;

- стационарные роликовые гибочные станки;

- заточные станки;

- электроточила;

- рычажные и стуловые ножницы;

- вытяжная и приточная вентиляция.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2009. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
  2. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. – М.: 1982. – 2008 с.
  3. Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2008 – 80 с.
  4. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.

Дополнительные источники:

  1. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия».
  2. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
  3. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 272 с.
  4. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:  

выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;

Выполнение практических  работ

выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла,  сверление, зенкование, и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;

Выполнение практических  работ

подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов.

Выполнение практических  работ

Знания: 

основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;

Выполнение тестовых заданий

основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов, о технологии их производства;

Выполнение тестовых заданий

особенности строения металлов и сплавов;

Выполнение тестовых заданий

виды обработки металлов и сплавов;

Выполнение тестовых заданий

основные виды слесарных работ;

Выполнение тестовых заданий

правила выбора и применения инструментов;

Выполнение тестовых заданий

последовательность слесарных операций;

Выполнение тестовых заданий

приемы выполнения общеслесарных работ;

Выполнение тестовых заданий

требования к качеству обработки деталей;

Выполнение тестовых заданий

виды износа деталей и узлов;

Выполнение тестовых заданий

свойства смазочных материалов.

Выполнение тестовых заданий

Итоговый контроль в форме зачета

Оценка результативности работы обучающегося при выполнении заданий на учебных занятиях и самостоятельной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОП.02 «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ» и КОС

Программа профессионального модуляразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования(СПО)35.01.13....

Методическая разработка по предмету "Основы материаловедения и технология общеслесарных работ" по теме: "Нарезание крепежных резьб метчиками и плашками"

ПЛАН УРОКА   Группа № Профессия Станочник широкого профиляМастер производственного обучения Боталова Я.В.Тема программы: «Обработка деталей на токарно-винторезных станках»Те...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 02. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

рабочая  программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110800.02. Тракторист-машинист с/х производства...

Рабочая программа дисциплины ОП 03. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО среднего профессионального образования п программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по професии 3 5.01....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СЛЕСАРНЫХ РАБОТ для профессии СПО 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве"

СОДЕРЖАНИЕ. 31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ». 41.1. Область применения программы.. 41.2. Место учебной дисциплины в струк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СЛЕСАРНЫХ РАБОТ для профессии СПО 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве"

СОДЕРЖАНИЕ. 31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ». 41.1. Область применения программы.. 41.2. Место учебной дисциплины в струк...