Опыт организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО
статья

Сычева Ольга Витальевна

В статье описан опыт организации самостоятельной работы обучающихся (аудиторной и внеаудиторной) в условиях реализации ФГОС СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

Опыт организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС  СПО.

Я, Сычева Ольга Витальевна, работаю в СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж» преподавателем биологии.

Приоритетным направлением своей педагогической  работы  считаю - организацию самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования ФГОС СПО на уроках биологии и во внеурочное  время на  основе компетентностно - ориентированного  подхода.

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж» реализует ФГОС СПО по профессии: 35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства.

В связи с введением ФГОС СПО значение организации самостоятельной работы существенно возросло. Возрастает  роль компетенстностного подхода в подготовке квалифицированных рабочих кадров, который предусматривает переход от «знаниевой» парадигмы к системно-деятельной.

В условиях роста значимости организации самостоятельной работы наполняется новым содержанием деятельность обучающегося и преподавателя. Обучающийся выступает в роли субьекта деятельности. Это главное условие формирования опыта самостоятельной деятельности обучающимся и на его основе – овладения компетенциями. Роль преподавателя заключается в систематической организации самостоятельной работы (планировании, организации, контроле), позволяющей сформировать у обучающегося навыки самостоятельности, саморазвития, самосовершенствования и самореализации, обеспечивающей возможность непрерывного личностного и профессионального роста.

Целью организации самостоятельной работы на основе компетентностного подхода является: формирование самостоятельной, творческой, профессионально – подготовленной, социально – активной личности. Основной результат - развитие личности обучающегося  на основе организации самостоятельной учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих самостоятельную работу, саморазвитие и самореализацию обучающегося. Самостоятельную работу можно определить  как  деятельность обучающихся по освоению содержания основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования ОПОП СПО, планируемую в рамках учебного плана.

Необходимыми условиями для организации самостоятельной работы учащихся являются:

- наличие и доступность учебно-методических, справочных и информационно-коммуникативных материалов;

- система слежения и оценки;

- консультационная помощь преподавателя;

-готовность самих обучающихся.

Материально-техническое и информационное обеспечение самостоятельной работы обучающихся включает в себя :

- библиотеку с читальным залом;

- учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий;

- компьютерный класс с возможностью работы в Интернет;

- базы учебных и производственных  практик;

- аудитории (учебные кабинеты) для консультационной деятельности;

- учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, и иные методические материалы.

Задачи организации самостоятельной работы состоят в том, чтобы:

- повысить ответственность обучающихся за своё обучение;

- способствовать развитию компетенций;

- способствовать развитию творческого подхода к решению учебных и профессиональных задач;

- способствовать систематизации, закреплению, углублению полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

- способствует развитию навыков формирования собственной позиции, её оценки и аргументированию;

- способствует формированию самостоятельности мышления, самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации личности обучающихся;

- способствовать формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

-способствовать развитию исследовательских умений обучающихся.

Основными задачами преподавателя при организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине являются:

- ознакомление обучающихся с целями, содержанием, средствами, объёмом, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы;

- оказания обучающимся необходимой индивидуальной, групповой консультативной помощи;

 - осуществление контроля за качеством выполнения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа осуществляется индивидуально и группами обучающихся, в зависимости от цели, объёма, уровня сложности, уровня умений обучающихся. Для выбора видов заданий для самостоятельной работы использую дифференцированный подход к обучению.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся являются:

- уровень освоения обучающимися теоретического материала;

- умение обучающимися применять теоретические знания при выполнении практических задач;

- обоснованность и чёткость изложенных ответов;

- сформированность компетенций.

Выполняемая обучающимися самостоятельная работа представлена различными видами , объединёнными в группы:

- по дидактической цели (познавательная, практическая, обобщающая);

- по характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач (исследовательская, творческая, познавательная);

-по уровню проблемности (репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская);

- по характеру коммуникативного взаимодействия обучающихся (фронтальная, групповая, индивидуальная);

- по месту выполнения (классная и домашняя).

В учебно – воспитательном процессе я использую две формы самостоятельной работы: аудиторную самостоятельную работу и внеаудиторную.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя, по его заданию (работа на лекции, на практичеком занятии, деловые игры, тестовые задания, карточки, ситуационные задачи). Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется без непосредственного участия преподавателя (выполнение письменных домашних заданий, подготовка к разбору ранее прослушанной лекции, выполнение схем, рисунков, заполнение словаря терминов, подготовка краткого выступления, выполнение индивидуального проекта).

Объемы времени, отводимые на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся, находят отражение: в учебном плане, а также в рабочих программах учебных дисциплин. 

Сущность моей педагогической деятельности заключается в сочетании традиционных форм и методов обучения с использованием элементов современных педагогических технологий, в формировании нового взгляда  на  обучающегося как субъекта педагогического процесса.

Передо мной  стоит задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся  личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Ведущая идея заключается в системном применении  компетентностного подхода к обучению.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь  принципом компетентностно - ориентированного подхода на уроках и во внеурочной деятельности, использую принципы здоровьесбережения. Использую методы обучения: исследовательский, проблемно – поисковый. Осуществляю развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода, применяю информационно-коммуникативные технологии.

Использую  разнообразные формы организации самостоятельной деятельности обучающихся:  учебные проекты, работа поисковых групп по исследовательской деятельности, уроки творчества,  а также разнообразные виды самостоятельной работы обучающихся: работа с учебником,  рисунком,  графиком, поиск ответа на вопрос, конспектирование, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, решение задач,  выполнение практических занятий,  проверочных,  подготовка докладов, рефератов, проектов,  выполнение  индивидуальных и групповых заданий  при наблюдениях и экскурсиях.

Провожу экскурсии, в том числе и на предприятия сельского хозяйства -  социальных партнеров: ЗАО «Тропарево», СПК «Дружба».

Формируя у обучающихся навыки работы с учебником, огромное значение придаю дополнительной литературе. Привлекаю  внимание обучающихся к научно-популярным журналам.

Эффективность моей методической системы подтверждают следующие показатели:

- повышается способность к развитию творческого подхода к решению учебных и профессиональных задач;

- повышается качество знаний обучающихся;

- повышается способность к формированию и развитию общих компетенций;

-повышается способность обучающихся к формированию самостоятельности мышления, самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации.

В группах, где чаще организовывалась самостоятельная работа  успеваемость 100 %  и хороших оценок больше, чем в группах, где самостоятельных работ проводилось меньше,

 повысилась успеваемость по учебной дисциплине, увеличилось количество обучающихся, участвующих во внеурочной деятельности, увеличилось количество обучающихся, принимающих участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня.

 «Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения» К.Д. Ушинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационные технологии в самостоятельной работе обучающегося как условие обеспечения подготовки компетентного специалиста»

Современный этап развития образования связан с широким использованием информационно-коммуникационных технологий  и Интернет-ресурсов.    Использование ИКТ позволяет более эффективн...

презентация: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

презентация к статье о формах и методах организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Самостоятельная работа является средством формирования активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей, на формирование у них познавательных способностей. В этой ...

"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"

Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...

Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Анатомия и физиология человека»

Статья представляет собой обобщение опыта по организации самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине «Анатомия и физиология человека». В статье определены необх...

Организация эффективной самостоятельной работы обучающихся как условие качественного усвоения знаний

Методический доклад на тему: Организация самостоятельной работы обучающихся...