Методическая разработка открытого урока на тему: "Яблоня"
методическая разработка

Голикова Анна Владимировна

Методическая разработка открытого урока на тему: "Яблоня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yablonya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня                        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока

                                                     ТЕМА: « ЯБЛОНЯ»

                                                 

2022 год

Тема урока:

« Яблоня »

Цель: познакомить обучающихся с особенностями плодового дерева яблони, ее строением, сортами.

Задачи:

 

образовательные:

  1. Познакомить обучающихся с  особенностями плодового дерева яблони, ее строением, сортами.
  2. Закрепить знания по теме: «Строение плодового дерева»

 

коррекционно – развивающие:

  1. Способствовать развитию логического мышления и памяти обучающихся.
  2. Корригировать восприятие, мышление.
  3. Способствовать развитию абстрактного мышления

 воспитательные:

  1. Развивать у учащихся понимание важности  сельскохозяйственного труда для самостоятельной жизни.
  2. Прививать учащимся навыки самоконтроля.
  3. Воспитывать у учащихся любовь к садовым растениям

Наглядность: фотографии плодовых деревьев таблица : «Строение плодового дерева» натуральные образцы плодов яблони

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки

 План урока:

                   1.Организация начала урока.                 1 мин.

                   2.Проверка домашнего задания.            10 мин.

                   3.Подготовка обучающихся к усвоению нового материала.  1 мин.

                   

                   4.Сообщение нового материала.            15 мин.

                   5. Закрепление полученных знаний.      10 мин.

                   6. Подведение итогов.                              3 мин.

                   

Ход урока:

1.Организация начала урока.

Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

Преподаватель:

-Ребята,

Встаньте, подравняйтесь,  

Мило улыбнитесь,

А теперь за парты

Правильно садитесь.  

     

  а) Рапорт дежурного, определение отсутствующих.

  б) Проверка готовности  обучающихся  к уроку.

  в) Настрой обучающихся на работу на уроке.

Преподаватель:  

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны,

Прилежны и старательны.

- Скажите, какой  сейчас  урок?

-  Какой он по счету?

2.Проверка домашнего задания                  

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания.

Преподаватель:

-Ребята, на этом уроке мы будем изучать тему «Яблоня». Сегодня  вам предстоит познакомиться с  особенностями этого плодового дерева. Но прежде чем  приступить  к изучению нового материала, скажите, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Преподаватель:

- Чтобы  вы вспомнили названия плодовых деревьев, я загадаю вам несколько загадок. Ваша задача их разгадать.

1.Загадки.

Плод все лето

Зеленого цвета,
А  ранней осенью –

Красный, с просинью.

                          (СЛИВА)

Весной повисло –

Все лето кисло;

А сладким стало –

На землю упало.

                           (ЯБЛОКО)

Весной висят качаются

Беленькие венчики,

А летом превращаются

В красные бубенчики.

                            (ВИШНЯ)

Есть в саду плод,

Сладок, как мед,

Вкусен, пригож,

С лампочкой схож.

                            (ГРУША)

Вишни ягода – подруга,

Только я расту на юг.

Я  вкусна, красива внешне,

А зовут меня………

                            (ЧЕРЕШНЯ)

Плод со вкусом кисло – сладким,

В Новый год кладут в подарки,

Очень дружен  с апельсином,

Называюсь …….

                             (МАНДАРИНОМ)

Просто всем на удивленье

Каждый  плод мой загляденье.

Бархатный ношу наряд,

Абрикосу старший брат.

                              (ПЕРСИК)

Преподаватель:

-Молодцы, ребята. А какие из этих растений распространены в нашей местности ?

Преподаватель:

 -Ребята, сейчас предлагаю вам игру  «Самый внимательный» 

2.Игра «Самый внимательный»

Каждому  из учащихся  раздается набор слов.  

Необходимо подчеркнуть только названия частей плодового дерева . На выполнение этого задания у вас есть 1 минута .

2 уровень 

Ветки

Корень

Ствол

Стебель

Почки  

Листья  

Цветки  

Плоды

Ягоды

3 уровень 

Корень

Ягоды    

Стебель    

Листья

Почки  

Цветки  

Плоды

3.Игра  «Почта»

Преподаватель:

-А теперь я предлагаю вам игру «Почта»

Представьте, что я ваш друг по переписке.  Я  не знаю ответов на некоторые интересующие меня вопросы. Эти вопросы я и задам вам  в своих письмах . Ваша задача  мне помочь .

 

 Письмо  1  ( 2 уровень)

 

Здравствуй!

Пожалуйста, помоги мне выполнить следующее задание  

Задание:

Вставь пропущенные слова в тексте.

Продолжение ствола от нижних ветвей до верхушки называется ……….…….       …………………….           Ветви плодового дерева бывают разной толщины. Крупные ветви называются………………………… менее крупные …………., а самые мелкие - …………… Стеблевые приросты с молодыми листьями  называются ……………………..

 

Письмо 2   (2 уровень)

 

Здравствуй!

Пожалуйста, помоги мне выполнить следующее задание  

Задание:

Вставь пропущенные слова в тексте.

Побеги плодовых деревьев различаются по длине и по назначению. Удлиненные побеги – это побеги …………., увеличивающие длину центрального проводника  и ветвей, короткие побеги - ………………… Зачаточный, не развернувшийся побег называется ……………… Из ростовых почек образуются  ростовые побеги, а из цветковых почек -…………………………………………

Письмо  (3 уровень)

Здравствуй!

Пожалуйста, помоги мне выполнить следующее задание  

Задание:

Вставь пропущенные слова в тексте.

Корневая система плодового дерева состоит из…………………..……………, …………………….    и   ………………. корней. Мелкие обрастающие корни   образуют ……………….     …………… . Часть корней плодового дерева , которая растет вниз называется ………………….. корнями , а корни растущие  в стороны ……………………..  корнями.

Письмо  4  ( 3 уровень)

Здравствуй!

Пожалуйста, помоги мне выполнить следующее задание  

Задание :

Выбери из скобок правильный ответ, подчеркни его.

Наиболее развитая, утолщенная основная часть стебля называется (веткой, стволом). Нижняя часть ствола между корневой шейкой и нижними ветвями дерева – это (штамб, крона. Все ветви дерева  образуют его (крон , обрастающие ветви ) .

Преподаватель:

-Молодцы  ребята, я поняла, что  вы усвоили материал по  теме : «Строение плодового дерева».  

3.Подготовка обучающихся к усвоению нового материала.          

 Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся.

Преподаватель:

- Тема нашего урока: «Яблоня». Сегодня вам предстоит познакомиться с особенностями плодового дерева яблони , строением и сортами .

4.Сообщение нового материала.                            

Цель: дать обучающимся конкретное представление о строении плодового дерева яблони.

Преподаватель:

Яблоня – древнейшее из плодовых растений. Родиной дикой яблони является вся средняя Европа . Упоминания об этом плодовом дереве были найдены в сочинениях древнегреческих писателей  еще за 4 века до нашей эры. В России яблоня прижилась настолько , что стала одной из самых распространенных культур .  Трудно встретить сад в нашей местности, в котором не росли бы  яблони  .

 В настоящее время в нашей стране насчитывается более 3000 сортов этого плодового  дерева. Яблоня живет долго , до 70 лет и более . Начинает плодоносить на 7-8 год своей жизни .   Хорошие урожаи дает в течение 30-40 лет . Яблони отличаются периодичностью плодоношения – высокие урожаи они дают через год .

Деревья яблони бывают высокие, средней высоты   и  низкие. Ствол покрыт трещиноватой  корой серого цвета.  

 

1.Работа с учебником.

Преподаватель:

-Ребята, откройте учебник на странице  47, рассмотрим рисунок 39 . Обратите внимание на то, что  штамб яблони невысокий. Скелетные ветви отходят от центрального проводника в стороны почти горизонтально . Форма кроны может быть конической (б), но чаще -  округлой (а) .  

На доску вывешивается плакат «Плодовые деревья»

Теперь рассмотрим рисунок 40 . Здесь изображены листья и цветки  яблони . Листья округлые , слегка опушенные, расположены на ветви поочередно , цветки бело-розовые .

- Ребята, скажите, как называется плод яблони?

- Какого цвета яблоки вам приходилось видеть?

(Показ натуральных образцов яблок, макетов, фотографий).

Преподаватель:

- Мякоть яблока также может быть различной окраски белой, зеленоватой, желтой, розовой, красноватой .

Форма плодов может быть округлой, яйцевидной, конической  и др . В нижней части плода расположена плодоножка , которой яблоко прикрепляется к ветви .

Яблоки являются очень ценным продуктом питания. В их состав  входит большое количество железа и витамина С .

На прошлом уроке вы узнали, что плодовые деревья делятся на косточковые и семечковые.

Как вы думаете, к какой  из них относится яблоня ?

Преподаватель:

-Чем можно это доказать?

Преподаватель:

- Сорта яблони различаются по срокам созревания. Существуют летние, осенние  и зимние сорта. Яблоки летних сортов  созревают летом , долго не хранятся . Осенние и зимние сорта убирают осенью .  Зимние сорта более жесткие и дозревают во время хранения .

- Ребята, а кто из вас знает, в каком виде человек потребляет  плоды яблони?

 (Показ фотографий консервированных яблок)

Преподаватель:

-Ребята, скажите, какое сегодня число?

Преподаватель:

 - Ребята, разгадайте загадку.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем  Новый год.

                        (ДЕКАБРЬ)

-Какой сейчас идет месяц?

-Какой этот месяц по счету в году?

-Какой сейчас год?

2.Работа в тетрадях.

Запись числа и темы урока.

(Обратить внимание на осанку обучающихся во время письма; на аккуратность  письма; на соблюдение единого орфографического режима.)

 

3.Работа с учебником.

 

-Ребята, откройте учебник на странице 48, давайте прочитаем  материал «Сорта яблони» (читает хорошо читающий обучающийся ) и рассмотрим    изображения этих сортов на  форзаце учебника.

На доску вывешиваются названия сортов яблонь и проговариваются хором .

КОРИЧНОЕ

АНТОНОВКА

ШТРЕЙФЛИНГ

СЛАВЯНКА

ПАПИРОВКА

 

4.Работа в тетрадях:

Запись в тетради   кратких сведений о яблоне.

(В это время звучит песня «Яблони в цвету» в исполнении  Е.Мартынова)

Форма кроны – чаще округлая  

Кора -   серая

Штамб  -  невысокий

Скелетные ветви отходят

от центрального проводника – горизонтально

Листья -  округлые , опушенные

Цветки - бело-розовые

Плоды - яблоки

Продолжительность жизни – 70 лет

Начинает плодоносить – на 7-8 год

Хорошие урожаи дает – 30-40 лет

Морозостойкость – высокая

 (Обратить внимание на осанку обучающихся во время письма ; на аккуратность  письма.)

5.Закрепление полученных знаний.                        

Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы обучающихся по новому материалу.

  1. Фронтальный опрос.

  1. Какую форму кроны имеет яблоня ?   ( 2 ур.)

      2.Какого цвета кора яблони ?                   ( 2 ур.)

Преподаватель:

 - Молодцы. Сейчас я прочитаю вам  отрывок из стихотворения  «Яблонька» И. Токмаковой

Маленькая яблонька у меня в саду.

Белая - пребелая вся стоит в цвету …..

       3. Какую неточность допустил автор?

Яблоню упоминали в стихах, песнях, а также  в некоторых русских народных сказках. Например, в сказке «Гуси - лебеди» дети прячутся  под кроной яблони.

ВОПРОС (2 уровень)

Пользуясь краткими сведениями в тетради,  назовите две причины, по которым в этом сюжете  было выбрано именно это дерево , а   не какое – то другое  ?

Преподаватель:

-А теперь, вспомните, сказку «Хаврошечка». Я вам сейчас зачитаю несколько предложений  из нее, а вы поможете мне ответить на некоторые возникающие вопросы.

 1. Косточки коровушкины  она в землю зарыла и каждый день в саду поливала.

ВОПРОС   (2 уровень)

Что на самом деле должно было попасть в землю, чтобы выросла яблонька?

2. Много ли времени прошло, мало ли,  выросла из них яблонька , а на ней яблоки румяные.

ВОПРОС   (2 уровень)

Сколько же примерно прошло времени с момента посева  до плодоношения этой яблони?

ВОПРОС  ( 3 уровень)

Скажите сколько лет, примерно, еще осталось жить яблоне?

ВОПРОС  (2 уровень)

Сколько еще лет она будет давать хорошие урожаи?

3.Яблочки на ней висят наливные, листья шумят  золотые,  веточки гнуться от тяжести.

 

ВОПРОС  ( 3 уровень)

Как вы думаете , в какое время года происходят события ? Почему?

 ВОПРОС  (2 уровень)

Как вы думаете, как выглядели листья этой яблони летом?

ВОПРОС   (3 уровень)

Как вы думаете, каким был сорт этой яблони по срокам созревания. Почему

ВОПРОС  (3 уровень)

Как вы думаете, даст ли эта яблоня на следующий год такой же большой урожай?

Преподаватель:

-Молодцы  ребята, правильно ответили  на вопросы. Предлагаю вам следующее задание:

2.Игра «Растеряшки».

- На доске записаны  сорта яблонь , но к сожалению  в них   «потерялись » буквы.

Необходимо   добавить   эти  буквы  и   назвать   эти сорта .

 

К

О

Р

 

Е

Ш

 Т

 

 

 Й

Ф

 

 

Н

Г

А

Н

О

В

А

С

А

В

Я

А

П

П

И

А

6. Подведение итогов.                          

       Цель: сделать вывод и подвести итог, как класс работал на уроке.

  1. Домашнее задание.

К следующему уроку прочитайте в учебнике материал «Яблоня»  на странице 47-49 .

  1. Подведение итогов урока.

Преподаватель: К концу подходит наш урок. Давайте подведем итог.

-Ребята,  что нового вы узнали на уроке?

 

- Скажите, когда вы станете  взрослыми  и  у вас будет свой сад, разведете ли вы в нем   яблони? Какие это будут сорта?

 Обучающиеся отвечают.

  1. Обсуждение и выставление оценок.

Преподаватель:

-  Встаньте, ребята.  

Потрудились вы на славу,

Вас оценками хвалю.

За активную работу

Я вас всех благодарю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...

Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»

Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения  по программе  «Технология штукатурных работ »,  составлена для мастеров производственного обучения...