МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА: «Взаимосвязь предмета товароведение и производственного обучения»
методическая разработка по теме

Комарова Марина Ивановна

Данная методика способствует пониманию учащимися необходимости теоретического обучения по предмету и взаимосвязи теории (предмет «Товароведение») с практикой (производственное обучение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА:

«Взаимосвязь предмета товароведение и производственного

обучения»

СОГЛАСОВАНО

на заседании

методической комиссии

РАЗРАБОТЧИКИ:

мастер производственного обучения                                 Комарова М.И.

преподаватель СПТ                                                                   Невярдовская Г.П.

методист ИППЛ                                                                Вилкова И.Э.

Санкт-Петербург, 2009

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Комаровой Марины Ивановны

И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ТОВАРОВЕДЕНИЕ»

Невярдовской Галины Павловны

Сценарий бинарного урока по предмету «Товароведение продовольственных товаров» и производственного обучения.

Группа 121.

ПРОФЕССИЯ: продавец продовольственных товаров, контролёр-кассир.

ТЕМА УРОКА:

1. хлебобулочные изделия;

2. обслуживание покупателей.

ТИП УРОКА: урок проверки уровня теоретических знаний и профессиональных умений.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Образовательная цель.

Обобщение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков при обслуживании покупателей и реализации хлебобулочных изделий.

2. Воспитательная цель.

Формирование ценностного отношения к профессии, умения обслуживания покупателей, повышение уровня общепрофессиональных знаний и умений.

3. Развивающая цель.

Формирование и развитие организаторских, коммуникативных способностей, самостоятельности в поиске новой информации, оперативности мышления, умение решать практические задачи.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

Вербальные средства обучения:

Учебно-методическая литература:

  1. И.В.Муравина «Основы товароведения», М.АСАДЕМА, 2007 г.
  2. Е.Ю.Райкова «Теория товароведения», М.АСАДЕМА, 2006 г.
  3. С.А.Прокофьева «Товароведение и организация торговли продовольственными товарами»,М.ПрофОбрИздат, 2001 г.
  4. З.П.Матюхина, Э.П. Королькова «Товароведение пищевых продуктов», М.АСАДЕМА, 1998 г.
  5. Учебное пособие «Товароведение продовольственных товаров», М.Изд.центр «Академия»-2005 г.
  6. Н.С.Никифорова, С.А.Прокофьева «Товароведение продовольственных товаров», Рабочая тетрадь,  М.АСАДЕМА, 2002 г.

Изобразительные средства:

  1. Кроссворды – 2 шт.
  2. Плакат на тему «Роль предмета «Товароведение» в профессии».
  3. Плакаты на тему «Хлебобулочные изделия».
  4. Загадки.
  5. Раздаточный материал

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Диалогический метод.
  2. Побуждающе-поисковый бинарный метод.
  3. Дискуссионный метод.
  4. Ролевая игра – производственная ситуация
  5. Метод контроля.
  6. Самостоятельная работа обучающихся в разгадывании кроссвордов, головоломок и загадок

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:

Бинарный урок

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. Групповая.
  2. Индивидуальная.

ХОД УРОКА:

  1. Организационная часть: проверка наличия учащихся, ознакомление учащихся с темой и целью урока.
  2. Рассказ преподавателя (Приложение №1).
  3. Дополнение обучающихся к выступлению преподавателя

 (Приложение №2).

  1. Выступление мастера производственного обучения.
  2. Ролевая игра.
  3. Самостоятельная работа обучающихся.
  4. Подведение итогов: обобщение, выводы(Приложение № 3)
  5. Выдача задания на дом: написать реферат на тему «Хлебобулочные изделия».

Обучающиеся высказывают свое мнение о том, где они могут применять знания по товароведению в своей работе.

  1. При обслуживании любого контингента покупателей.
  2. В оказании помощи при выборе товара.
  3. При отсутствии в продаже нужного покупателю товара предложить аналогичный по своим свойствам товар.
  4. В умении предложить, показать и продать товар покупателю
  5. При оформлении витрин и выкладке товаров в торговом зале.
  6. При организации правильного хранения товара
  7. В умении отличить качественный товар от некачественного,

в знании допустимых и недопустимых дефектов и причинах их возникновения

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Данная методика способствует пониманию учащимися необходимости теоретического обучения по предмету и взаимосвязи теории (предмет «Товароведение») с практикой (производственное обучение).

Приложение № 2

Где можно применять знания предмета «Товароведение» в профессии «продавец продовольственных товаров», «контролер-кассир»?

  1. В формировании ассортимента товаров в магазине, т.е. при заказе поставщикам товаров, которые нужны покупателю.

  1. При обслуживании любого контингента покупателей: от детей до пожилых людей.

  1. В оказании помощи в выборе товара людям, имеющим проблемы со здоровьем (диабет, ожирение и т.д.) квалифицированным советом.

  1. При оформлении витрин торгового зала и выкладке товаров на рабочем месте продавца, зная классификацию товаров и выкладывая их по группам, видам и сортам.

  1. При организации правильного хранения товаров, с учетом оптимальных режимов хранения отдельных видов товаров и товарного соседства.

  1. В умении прочесть маркировку товаров на упаковке и консультации покупателей об интересующем его товаре: например, жирности, калорийности, сроках годности, стране-изготовителе.

  1. В знании дефектов товаров, причинах их происхождения и умении отличить качественные товары от некачественных.

  1. В умении предложить, показать и продать товар покупателю.

  1. При отсутствии в продаже нужного покупателю товара предложить аналогичный товар по своим свойствам, назначению. Например, вместо рыбы «трески» - «пикшу».

  1. Знания по «Товароведению» помогут продавцу удовлетворить запросы всех покупателей, тем самым повысить эффективность работы предприятия и заслужить добрую славу и покупателей.

Приложение № 1

Этапы становления товароведения как научной дисциплины.

        Название науки «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать» (знать) и означает «знание о товаре».

        Возникновение товара как предмета обмена обусловило необходимость его изучения и описания. Чтобы обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства товаров и затраты на их производство. Дальнейшее развитие производственных отношений повлекло за собой и развитие товароведения, которое можно разделить на 3 этапа:

- товароведно-описательный,

- товароведно-технологический,

- товароведно-формирующий.

Товароведно-описательный этап приходится на период возникновения и становления капитализма как общественной формации, т.е. с середины XVI до начала XVIII в. Совершенствование производства привело к расширению номенклатуры товаров, а развитие торговых связей – к расширению области их распространения.

        С возрастанием сферы товарного обращения возникает необходимость в квалифицированной информации о товарах, особенно редких, так называемых «заморских», которая знакомила бы покупателя с назначением и свойствами этих товаров.

        Задачи товароведения на этом этапе развития торговли сводились к составлению руководств с описанием назначения, свойств и методов потребления товаров. Среди первых отечественных книг, в которых имеется описание товаров, следует назвать «Торговую книгу», вышедшую в свет в 1575 году. В книге ставилась цель «како молодым людям торг вести и знати всему цену и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные».

        Как правило, товары описывались в алфавитном порядке без систематизации. Но были и попытки более углубленного изучения товаров. Так, в книге М.Себициуса (1630 г.) дано описание многих пряностей, способы приготовления хлеба, сыра, вин и других продуктов, а также способы увеличения сроков хранения фруктовых соков в результате нагревания.

        Товароведно-технологический этап развития товароведения длится с начала XVIII до середины XX в. Он совпал с периодом развитого промышленного производства и повышением потребностей, расширением функциональных свойств товаров и географией их производства.

        Произошел переход от описания товаров к исследованию влияния факторов, формирующих и сохраняющих качество товаров; разработка методов исследования показателей качества и т.д. На этом этапе товароведение приобрело характер научной дисциплины.

        В этот период товароведение использует и смежные науки: химию, физику, биологию, которые интенсивно развиваются. Большой вклад внесли работы многих ученых. Например, Д.И.Менделеева – о способах рафинизации этилового спирта; В.Левшина – о способах обработки и хранения растительных масел; Л.Пастера, который установил причины порчи пищевых продуктов и др.

        Одним из основоположников отечественного товароведения является профессор Казанского и Московского университетов М.Я.Киттары. В книге «Публичный курс товароведения» (1860 г.) он впервые изложил научные основы товароведения (предмет и содержание курса, классификация товаров, их свойства и др.).

        Учебный курс он разделил на 2 части: общую, где рассматривались общие теоретические вопросы и частную, где рассматривались отдельные группы товаров.

        Дальнейшее развитие товароведения связано с именами П.П.Петрова и М.Я.Никитинского. В 1906 году под их редакцией вышел фундаментальный учебник «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями их технологии» в 2-х томах:

том I – о промышленных товарах,

том II – о продовольственных.

        Этот учебник неоднократно переиздавался. Шестое и последующее издания называлось «Товароведение».

        Развитие товарного обращения вызвало необходимость в специалистах, знающих технологию производства и организацию торговли. Первое коммерческое училище было открыто в России в Москве в 1772 году.

        В 1810 году была открыта Московская практическая академия коммерческих наук, где был организован товарный кабинет и введены практические занятия по товароведению.

        В 1907 году был создан Московский коммерческий институт, позже преобразованный в Российскую экономическую академию им. Г.В.Плеханова.

        Началом товароведно-формирующего этапа развития товароведения следует считать 30-е г.г. XX века, когда произошло разделение товароведения и материаловедения в самостоятельные науки.

        Товароведение перестает детально изучать спрос и технологию производства товаров, а занимается изучением потребительских свойств товаров с целью оптимизации процессов управления качеством и ассортиментом товаров.

        В 1933 году в СССР выходит учебник «Основы товароведения», где особое внимание уделяется вопросам качества. С 1968-1988 г.г. были созданы многотомные «Справочники товароведа продовольственных и непродовольственных товаров», а также учебники по товароведению отдельных групп товаров.

        Товароведение как наука получила распространение в мировой практике. Человек, изучающий эту науку, называется товароведом.

        Товароведы работают не только в сфере торговли, но и в таких областях деятельности, как производство товаров, таможенное дело, сертификация, стандартизация, экспертная и внешнеэкономическая деятельность и др.

Приложение № 3

Покупатель: «Здравствуйте! Какой у вас богатый выбор хлебобулочных изделий! Я хочу купить для своих детей что-нибудь вкусненькое».

Продавец: «Пожалуйста, могу предложить свежую сдобу: слойки, плюшки, ватрушки, крендель, булочки с маком и с вареньем».

Покупатель: «Ну, а нам с мужем и бабушкой надо помнить о правильном питании. Что у вас из профилактического и лечебного ассортимента хлебобулочных изделий?»

Продавец: «Пожалуйста, у нас есть:

хлебец докторский – с отрубями, он богат витаминами и минеральными веществами – для пожилых людей;

хлеб здоровье – с дробленым зерном, при ожирении, для лучшей работы кишечника;

белково-пшеничный – содержит 75% сырой клейковины, необходим при диабете;

хлеб прибрежный – с морской капустой для всех людей, проживающих в районах с неблагополучной экологией, в том числе и в крупных городах».

Покупатель: «Спасибо большое за полную и квалифицированную информацию и внимательное обслуживание. Дайте, пожалуйста, по одному каждого хлеба и по две штуки сдобных изделий».

Продавец: «До свидания. Будьте здоровы».

1

2

1

3

2

3

4

5

6

По горизонтали:

  1. Хлебобулочные изделия, приготовленные только из основного сырья.
  2. Батон с продольными прорезями.
  3. Национальный армянский хлеб.
  4. Сдобное изделие с творогом.
  5. Всё разнообразие видов одного наименования товара.
  6. Булки без одной или двух боковых корочек.

По вертикали:

  1. Батон, у которого вес корки больше, чем мякиша.
  2. Изделие с высоким содержанием жира, сахара, яиц, молока.
  3. Часто встречающаяся болезнь хлеба.

1Ф

2С

1П

Р

О

С

Т

Ы

Е

Д

А

3П

2П

О

Д

М

О

С

К

О

В

Н

Ы

Й

3Л

А

В

А

Ш

Б

Ц

Е

Н

4В

А

Т

Р

У

Ш

К

А

С

Ы

З

Е

Е

5А

С

С

О

Р

Т

И

М

Е

Н

Т

К

Ь

И

6С

А

Й

К

И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с

      Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...

методическая разработка открытого бинарного урока( с/х машины и тракторы) по теме "Вал отбора мощности трактора МТЗ-80 и косилка КРН-2.1"

В данной разработке изучается назначение, устройство, принцип действия, привод вала отбора мощности трактора МТЗ-80 и устройство назначение, регулировки и принцип работы косилки КРН-2.1. Даны тестовае...

Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения на тему «Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского»

Методическая разработка представляет собой план-конспект бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения,  активных форм и методов обучения, элемента технолог...

Методическая разработка открытого бинарного урока Тема: Оценка качества и продвижение молока на рынке сбыта города Улан- Удэ

Методическая разработка открытого бинарного урокаТема: Оценка качества и продвижение молока на рынке сбыта города Улан- Удэ Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Такой урок, п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА-ЭКСКУРСИИ Тема: Сборка металлоконструкций сваркой

Бинарный урок-экскурсия по теме Сборка металлоконструкций сваркой позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку студентов.Цель бинарного урока – создать усло...

Методическая разработка открытого бинарного урока "Анатомия головного мозга. Мозговая организация психических процессов".

В методической разработке представлено бинарное занятие - одна из современных форм реализации метапредметных связей, а, именно, ОП.01 Анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого бинарного урока по истории и литературе, посвященного Великой Отечественной войне, по теме: «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»

Цели урокаобучающие:  повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о Великой Отечественной войне; познакомить их с произведениями разных жанров на тему ВОВ и отметить роль литератур...