Методические рекомендации по написанию и оформлению выпускной квалификационной (дипломной) работы для студентов специальности 43.02.10 Туризм
методическая разработка на тему

Методические рекомендации по написанию и оформлению выпускной квалификационной (дипломной) работы для студентов  специальности 43.02.10 Туризм  

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_k_vkv_turizm.docx67.61 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение  города Москвы

«Московский образовательный комплекс

имени Виктора Талалихина»

Согласовано

Председатель

Государственной

аттестационной комиссии

__________.

«____» __________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАОУ СПО ТК № 28

____________ Снопко Н.М.

«____» __________ 20___ г.

Методические рекомендации

 по написанию и оформлению

выпускной квалификационной
(дипломной) работы

для студентов  специальности

43.02.10 Туризм  

Москва

2014

Оглавление

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ                                                                     3

2. ЭТАПЫ  ВЫПОЛНЕНИЯ  ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ                                                   5

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ                                      6

4. СТРУКТУРА, ОБЪЕМ  И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 12    

                               
5. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ                                                                      14

                                                                     


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

Организация выполнения и защиты дипломных работ в Технологическом  колледже №28 осуществляется в соответствии с Рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (Приложение к письму Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10.07.1998 № 12-52-111 ин/12-23) и Программой итоговой государственной аттестации Технологического колледжа №28.

Методические рекомендации предназначены для подготовки студентов, обучающихся по специальности 43.02.10  Туризм    к выполнению выпускной квалификационной работы [1]* в форме дипломной работы. Дипломная работа служит формой итогового контроля подготовленности студента к профессиональной деятельности по образовательным программам как базового, так и повышенного уровней. Цель дипломной работы – систематизация и закрепление теоретических знаний студента по специальности при решении практических задач исследовательского и аналитического характера, а также выявление его способности к самостоятельной работе. Этим обуславливается необходимость творческого, а не формального подхода к выбору тематики, выполнению содержательной части работы, написанию и оформлению дипломной работы.

На выбор темы дипломной работы должна влиять тематика предшествующих курсовых работ по ПМ 03 «Технология и организация туроператорской деятельности» и ПМ 05 Предоставление экскурсионных услуг

 Дипломная работа — это комплексная самостоятельная исследовательская работа, в ходе которой студент решает конкретные практические задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования, развивает практические навыки в реальных условиях в период прохождения преддипломной практики. Дипломная работа должна соответствовать следующим требованиям:

  • рассматривать проблему, не получившую достаточного освещения в литературе, либо новую постановку известной проблемы;
  • содержать элементы научного исследования актуальной темы;
  • иметь четкое построение и логическую последовательность в изложении материала;
  • выполняться с использованием экономико-математических методов
    и информационных технологий  при проведении расчетов;
  • содержать убедительную аргументацию, достаточный иллюстративный материал;
  • завершаться доказательными выводами и обоснованными рекомендациями.

В дипломной работе студент должен показать умение работать с нормативными документами, инструктивным материалом, литературой и другими информационными источниками по гостиничному сервису, организации обслуживанию туристов в гостиницах.

По содержанию дипломной работы и в процессе ее защиты устанавливаются:

  • уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по специальности;
  • умение изучать, анализировать, обобщать информационные источники
    в соответствующей области знаний;
  • способность самостоятельно проводить научные исследования, систематизировать и обобщать фактический материал;
  • умение самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам дипломного исследования.

Дипломная работа оценивается по пятибалльной системе.

Оценка «отлично» выставляется в случаях, когда дипломная работа:

  • носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенные теоретические положения, глубокий финансовый анализ, критический разбор практического опыта по исследуемой проблеме, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;
  • имеет положительные отзывы руководителя дипломной работы ;
  • при защите работы студент показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, во время доклада использует иллюстративный (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется в случаях, когда дипломная работа:

  • носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенные теоретические положения, подробный финансовый анализ, критический разбор практического опыта по исследуемой проблеме, характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, но не вполне обоснованными предложениями;
  • имеет положительные отзывы руководителя дипломной работы и рецензента;
  • при защите работы студент показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, во время доклада использует иллюстративный (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в случаях, когда дипломная работа:

  • носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенные теоретические положения, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом практического опыта по исследуемой проблеме, характеризуется непоследовательным изложением материала и необоснованными предложениями;
  • в отзывах руководителя дипломной работы  имеются замечания по содержанию работы и методам исследования;
  • при защите работы студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы, иллюстративный материал подготовлен некачественно.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случаях, когда дипломная работа:

  • не носит исследовательского характера, не содержит анализа практического опыта по исследуемой проблеме, характеризуется непоследовательным изложением материала, не имеет выводов либо они носят декларативный характер;
  • в отзывах руководителя дипломной работы  имеются критические замечания;
  • при защите работы студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки, иллюстративный материал к защите не подготовлен.

2. ЭТАПЫ  ВЫПОЛНЕНИЯ  ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Процесс подготовки и выполнения дипломной работы включает несколько основных этапов:

ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

№ п/п

Срок

Этап выполнения работы

1

5 февраля

Выбор и утверждение темы работы. Получение дипломного задания.

2

20 марта

Составление плана работы

3

7 апреля

Подбор теоретического материала и представление руководителю

4

1 июня

Подбор практического материала и представление руководителю

5

8 июня

Систематизация теоретического и практического материала

6

10 июня

Оформление работы и представление ее руководителю и рецензенту

7

16 июня

Допуск к защите

8

22.06-26.06

Защита работы

Конкретные сроки выполнения отдельных этапов устанавливаются Технологическим колледжем №28 и указываются в календарном графике. Календарные графики выполнения дипломных работ составляются для каждой учебной группы на основе действующего  графика учебного процесса. При этом должны соблюдаться следующие основные требования:

  • индивидуальные задания студентам на дипломные работы выдаются руководителями не позднее чем за две недели до начала преддипломной практики;
  • по завершении студентом дипломной работы руководитель не позднее чем за неделю до защиты передает работу в учебную часть на рецензирование вместе с заданием и своим письменным отзывом;
  • рецензент должен вернуть работу с рецензией в учебную часть не позднее чем за два дня до защиты.

Содержание рецензии доводится до сведения дипломника не позднее чем
за день до защиты дипломной работы. Внесение изменений в дипломную работу после получения рецензии не допускается.


3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

3.1. Последовательность выполнения дипломной работы

Последовательность выполнения дипломной работы студентом включает следующие этапы:

  • выбор и обоснование темы совместно с руководителем дипломной
    работы;
  • получение задания на дипломную работу;
  • выбор методики исследования и работы над информационными источниками;
  • составление библиографического списка по теме и разработка плана дипломной работы;
  • составление совместно с руководителем дипломной работы календарного графика с указанием срока завершения отдельных этапов;
  • подбор материалов в соответствии с намеченным планом;
  • изучение и систематизация собранных материалов;
  • уточнение отдельных вопросов у консультанта и руководителя дипломной работы;
  • получение зачета по преддипломной практике;
  • представление текста работы на проверку руководителю по мере написания отдельных разделов;
  • письменное изложение результатов исследования и формулировка
    выводов;
  • внесение исправлений и дополнений в работу по замечаниям руководителя;
  • оформление и брошюровка работы;
  • представление законченной работы на отзыв руководителю дипломной
    работы;
  • представление работы на рецензию;
  • подготовка к защите дипломной работы: написание текста выступления, отбор и оформление графического (иллюстративного) материала, выносимого
    на защиту;
  • защита дипломной работы.

3.2. Выбор темы

Выбор темы дипломной работы является наиболее важным и ответственным моментом, предопределяющим успех всей работы. Основными требованиями, предъявляемыми к тематике дипломных работ, являются:  актуальность, новизна, отражение реальной банковской практики с учетом прогрессивных банковских технологий, возможность применения результатов исследования в практической деятельности банка.

Примерная тематика дипломных работ разрабатывается  преподавателями специальных дисциплин цикловой методической комиссии «  Сфера услуг и торгового дела»

совместно со специалистами  туристских предприятий г. Москвы и подлежит ежегодному уточнению.

Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы из установленного перечня. В отдельных случаях тема может быть предложена студентом при условии обоснования целесообразности ее разработки.

Основными критериями при выборе темы дипломной работы служит ее научная и практическая значимость, личная заинтересованность студента. При этом немаловажно учесть место прохождения преддипломной практики, так как в турфирме , в которой будет проходить практика, имеется возможность наиболее полно собрать необходимый материал для дипломной работы.

Кроме того, туристское предприятие, в которой проводится преддипломная практика, с учетом своих потребностей может сделать заказ колледжу на разработку студентами определенных тем в дипломных работах, ориентированных на конкретные вопросы практической деятельности средства размещения. Определение тематики дипломных работ в этом случае осуществляется заинтересованными представителями гостиницы.

3.3. Задание на дипломную работу

В задании указывается тема дипломной работы, исходные данные к ее выполнению, перечень подлежащих разработке вопросов (обычно в виде перечня разделов работы), сроки выполнения. Объемы разделов указываются в процентах. Здесь же приводится  перечень основных расчетов, таблиц, графиков, необходимых для выполнения дипломной работы. Задание подписывают руководитель дипломной работы, заместитель директора и студент.

Индивидуальное задание определяет весь процесс дальнейшей самостоятельной работы студента по теме дипломной работы. На основе задания студент по согласованию с руководителем составляет календарный график выполнения дипломной работы.

3.4. Преддипломная практика

Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и организуется после прохождения теоретического курса и сдачи студентами всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных учебным планом по специальности.

Целью проведения преддипломной практики является систематизация знаний и совершенствование умений студентов по специальности, оценка готовности к самостоятельной работе и возможностей адаптации на будущем рабочем месте, а также сбор материалов для выполнения дипломной работы.

Программа преддипломной практики разрабатывается колледжем совместно с заинтересованными руководителями средств размещения, предоставляющими  студентам рабочие места для прохождения практики.

Программа утверждается директором колледжа.

В ходе преддипломной практики студент ведет дневник практики, в котором фиксирует краткое содержание выполненных им работ и операций в соответствии с индивидуальным календарно-тематическим планом (графиком) практики. В дневник также заносится оценка работы студента непосредственными руководителями практики. Кроме того, студент во время практики собирает материалы к дипломной работе и выполняет черновой вариант работы. Редактирование и оформление работы осуществляется после окончания практики.

По окончании преддипломной практики студент составляет отчет о практике, который должен содержать характеристику подразделения, где проходила практика (структура, задачи, виды выполняемых сотрудниками операций, оснащение рабочих мест и т.д.), и приложение, состоящее из дневника и материалов для выполнения дипломной работы.

По результатам преддипломной практики руководитель составляет заключения-характеристики на студентов, в которых отмечаются:

  • приобретенные навыки и умения, степень освоения студентом работ и операций (качество и быстрота профессиональных действий при выполнении работы, степень самостоятельности);
  • деловая активность, инициативность, исполнительность, коммуникабельность и другие личные качества студента;
  • рекомендации о возможной работе студента на конкретных должностях.

Заключения-характеристики подписываются руководителем гостиницы  и общим руководителем практики.

Итогом преддипломной практики является зачет и оценка, которые выставляются руководителем практики от колледжа на основе представленных студентом отчета и заключения-характеристики.

Студенты, не выполнившие программу преддипломной практики или получившие отрицательную оценку, к защите дипломной работы не допускаются и отчисляются из образовательного учреждения как имеющие академическую задолженность. При наличии уважительной причины студенты направляются на практику вторично.

3.5. Работа с литературными источниками

Успешное выполнение дипломной работы предполагает обстоятельное
и творческое изучение литературных источников, в том числе нормативных документов, по теме дипломного исследования. За время преддипломной практики студент должен собрать необходимую информацию и одновременно изучить научную и специальную литературу, зарубежный опыт организации гостиничного сервиса.

При подборе литературных источников следует обращаться к алфавитным и предметным каталогам библиотек, специальным библиографическим справочникам, тематическим сборникам литературы, указателям журнальных статей, подборкам газет, использовать ссылки на опубликованные работы, имеющиеся в монографиях, брошюрах, статьях. Желательно обращаться к изданиям последних лет, так как в них  наиболее полно освещена теория и практика исследуемой темы. Список литературы должен быть согласован с руководителем дипломной работы.

Работу над литературными источниками следует начинать с изучения правовых актов и нормативных документов, учебников, учебных пособий, монографий, справочников. Затем изучаются статьи в журналах и газетах, материалы статистических сборников и бюллетеней. Рекомендуются для изучения журналы: «Вокруг Света», «Geo», «Тур Инфо», «Деловой мир. Туризм и отдых», «Турбизнес» и т.д. В связи с постоянным обновлением нормативно-правовой базы следует использовать справочно-информационные системы «Консультант Плюс», «Туры ру».

Изучение литературных источников сопровождается выписками и конспектированием.

Конспектировать следует, в основном, те источники, которые по содержанию дипломной работы могут быть широко использованы, в остальных случаях достаточно ограничиться выписками.

При этом целесообразно фиксировать, из какого источника взят материал
и в какой части дипломной работы его следует использовать. Дословные тексты оформляются как цитаты (в кавычках) с указанием фамилии автора, его инициалов, полного названия книги или статьи, издательства, места и года издания, номера журнала, страницы и т.д. Это в последующем облегчит обработку материала и составление библиографического списка.

Конспектируемый материал и выписки рекомендуется группировать по разделам и подразделам работы и систематизировать по существу излагаемой информации. Это необходимо для того, чтобы в процессе последующей работы над темой исследования было легко анализировать и сопоставлять различные точки зрения авторов по дискуссионным вопросам и формировать свое отношение к ним.

3.6. Работа с фактическим материалом

Важным этапом самостоятельной работы по выполнению дипломного исследования является сбор, обработка, систематизация и анализ фактического материала. Сбор фактического материала проводится студентами во время преддипломной практики.

Прежде чем начать сбор фактического материала, необходимо совместно
с руководителем дипломной работы заранее продумать и определить, какие банковские операции и технологии, учетные документы и отчетность надо подвергать изучению, за какой период и в каком объеме собирать и анализировать статистическую информацию и т.д.

Собранный фактический материал оценивается с точки зрения его достоверности, надежности и точности, систематизируется и оформляется в виде финансовых расчетов, заполненных бланков учетных документов, таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.п.

3.7. Использование Web-ресурсов сети Интернет

При сборе информации для дипломного исследования не следует забывать о возможностях сети Интернет. И если главным источником фундаментальной теоретической и аналитической информации служат библиотечные фонды, то
в работе с фактической, новостной и статистической информацией большую помощь может оказать компьютер. В отличие от печатной информации данные, опубликованные в Интернете, постоянно обновляются, что позволяет оперативно получать информацию по интересующей тематике.

При этом следует учитывать, что ни одна из баз данных Интернета не является всеобъемлющей, и качество предоставляемой информации нуждается
в критической оценке. Исключение составляют официальные сайты государственных и крупных корпоративных структур, правовые базы, содержащие законодательные и нормативные акты.

Поиск информации в Интернете предлагается проводить с учетом следующих рекомендаций:

  • желательно избегать прямолинейного поиска по одному слову, лучше задавать поисковой системе группу ключевых слов или фразу;
  • для поиска по группе слов или по ключевой фразе рекомендуется использовать не любую поисковую систему, а ту, которая наиболее знакома, так как в разных системах используются разные правила для записи группы слов (правила нужно знать);
  • при поиске по одному слову целесообразно применять как можно больше разных поисковых систем.

3.8. Подготовка к защите дипломной работы

Вопрос о допуске дипломной работы к защите решается заместителем директора по учебной работе после ознакомления с отзывом руководителя дипломной работы и рецензией.

К защите студенту необходимо тщательно готовиться, консультируясь
с руководителем дипломной работы.

Подготовка к защите дипломной работы включает подготовку собственно выступления и оформление презентации, для использования её в качестве иллюстраций во время защиты.

Графический материал  

Графический материал может быть представлен в виде плакатов либо слайдов (в том числе на дискетах и CD-дисках) для демонстрации с помощью средств презентации. Могут быть подготовлены специальные материалы для раздачи членам ГАК.

Структура выступления

Доклад студента на защите строится в последовательности:

  • обоснование актуальности темы и ее практической значимости;
  • краткая характеристика объекта исследования;
  • теоретические и методологические положения, на которых базируется дипломная работа;
  • результаты практического исследования и анализа по изучаемой проблеме;
  • выводы, предложения, рекомендации по решению поставленной в дипломной работе проблемы, оценка возможности их реализации и эффективности.

Подготовка текста выступления предполагает:

  • разработку и написание плана выступления;
  • разработку и написание основного текста выступления и краткого конспекта;
  • заучивание и пробное оглашение текста выступления.

План выступления

При разработке плана выступления студенту следует учесть ряд существенных моментов:

  • необходимо оценить запас знаний, имеющийся по заданной теме, подобрать цитаты, дополнительную информацию (например, из периодической
    печати);
  • следует продумать, какие могут возникнуть вопросы у членов ГАК по ходу изложения;
  • при составлении общего плана изложения обязательно включить в него обращение к аудитории, вступление и заключение;
  • каждый раздел выступления рекомендуется подытожить одним-тремя выводами;
  • следует выделить в плане ключевые моменты речи, на которых предполагается остановиться, проверить наличие логической связи между всеми пунктами плана выступления.

После составления основного текста выступления необходимо составить его краткий конспект, которым можно будет пользоваться во время выступления. Конспект необходим для того, чтобы в процессе защиты не нарушить логику изложения, не потерять важную информацию и контролировать время выступления.

3.9. Защита дипломной работы

Защита дипломной работы проводится на открытом заседании ГАК.
На защиту одной дипломной работы отводится до 45 минут.

На защите студент должен кратко (в течение 10–15 минут) изложить основное содержание работы и выводы (не прибегая к чтению текста).

После доклада студенту предлагается ответить на вопросы членов ГАК. Вопросы должны быть из области знаний, соответствующей профилю специальности100401 Туризм    и разработанной в дипломе теме. Полнота и глубина ответа студента в значительной мере влияют на оценку дипломной работы. Затем мнение о работе высказывает руководитель дипломной работы .

После обсуждения всех дипломных работ проводится закрытое обсуждение, в котором могут участвовать, кроме членов ГАК, руководители дипломных работ. Решение ГАК об оценке дипломной работы основывается на отзыве руководителя дипломной работы. Принимается во внимание теоретический уровень и практическое значение работы, а также умение студента защищать свою работу. Результаты защиты дипломной работы оцениваются членами ГАК по пятибалльной системе.

Решение об оценке дипломной работы ГАК принимает открытым голосованием большинством голосов. Если голоса присутствующих членов ГАК разделились поровну, решающим является голос Председателя ГАК.

Если студенту выставлена неудовлетворительная оценка, то он получает право повторной защиты той же дипломной работы, либо ГАК выносит решение о выдаче ему нового задания на дипломную работу со сроком повторной защиты не ранее чем через год.

Оценки по результатам защиты дипломных работ объявляются в день защиты дипломных работ после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии. Тема дипломной работы и оценка указываются в приложении к диплому.

После защиты выполненные студентами дипломные работы хранятся
в колледже не менее пяти лет.


4. СТРУКТУРА, ОБЪЕМ  И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

4.1. Структура и объем

Рекомендуется следующая структура дипломной работы с удельным весом каждого раздела в общем объеме работы:

1. Введение (до 10%).

2. Теоретический раздел (45–50%).

3. Практический раздел (25–30%).

4. Заключение (5–10%).

5. Приложения.

6. Список источников.

Объем дипломной работы — 40–60 односторонних листов.

4.2. Содержание разделов

Введение  

Главное назначение Введения состоит в том, чтобы дать краткое обоснование исследуемой проблемы, целей, задач, методов и направлений разработки темы дипломной работы. Поэтому во Введении должны раскрываться следующие вопросы:

  • цель выполнения работы;
  • обоснование актуальности выбранной темы;
  • ее практическое значение;
  • определение задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели;
  • обоснование выбора объекта исследования;
  • краткое описание структуры дипломной работы;
  • общая характеристика теоретической и информационной базы исследования;
  • характеристика средства размещения , на материале которого строится дипломная работа.

Теоретическая   часть

Раздел должен быть посвящен рассмотрению теоретических основ того или иного направления  туристской индустрии в соответствии с темой дипломной работы.

В этом разделе раскрывается сущность изучаемой проблемы, подчеркивается необходимость ее углубленного анализа в современных условиях, дается краткая характеристика степени разработанности отдельных теоретических положений в источниках, анализируется соответствующий опыт стран с развитыми рыночными отношениями.

В разделе дается характеристика нормативных документов по исследуемому виду услуг или виду туристской деятельности.

Практическая часть

Этот раздел  по значимости является центральным. Он представляет собой аналитическую часть работы и выполняется по материалам, собранным во время преддипломной практики. В разделе описывается технология осуществления и учет операций в области исследуемого направления туристской деятельности. При этом в зависимости от темы в работу могут включаться аналитические, финансово-расчетные, маркетинговые вопросы.

Заключение

Заключение завершает изложение дипломной работы. Оно пишется на основе положений, содержащихся в дипломной работе, обобщения опыта работы гостиниц  по исследуемому направлению и использования литературных источников.

В Заключении подводятся итоги выполненного исследования в виде обобщения основных результатов применительно к изучаемому  средству размещению.

Выводы должны быть краткими, ясно и четко сформулированными, отражать суть выполненной работы. Этот раздел должен содержать предложения по повышению эффективности, совершенствованию данного вида  деятельности, выводы о целесообразности практического внедрения предложений в гостиничную сферу.

Приложения

В приложениях к дипломной работе рекомендуется помещать иллюстрирующие материалы: таблицы, диаграммы, схемы, графики, образцы  документации, экономические расчеты , фотографии и т.д. (Оно не входит в Объём ВКР и страницы в нём не нумеруются).

Список источников

При составлении библиографического списка издания следует приводить
в последовательности:

1. Документы Российской Федерации

2. Международные договоры

3. Стандарты

4. Источники статистических данных

5. Книги

6. Статьи

Список интернет источников

Законодательные и нормативные документы приводятся в хронологическом порядке, остальные издания — в алфавитном порядке.

Не рекомендуется включать в библиографический указатель те работы, на которые нет ссылок в дипломной работе и которые фактически не были использованы при ее написании.


5. ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

5.1. Общие требования

5.1.1. Дипломную работу следует оформлять на белой бумаге формата  А4 (210х297 мм) на одной стороне листа на компьютере через 1,5 интервала.

Текст дипломной работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое —  не менее 30 мм, правое — не менее 10 мм, верхнее — не менее 15 мм, нижнее — не менее 20 мм в соответствии с приведенными ниже требованиями.

Вне зависимости от способа выполнения дипломной работы качество напечатанного текста и оформление иллюстраций (таблиц, графиков и т.п.) должно удовлетворять требованиям удобочитаемости: равномерная плотность, контрастность и четкость букв, цифр, знаков и изображения по всей работе.

Вписывать в текст работы отдельные буквы, слова, формулы, знаки допускается только черной пастой или черными чернилами, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного текста.

Опечатки, описки и графические неточности рекомендуется исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения.

5.1.2. Каждая глава начинается с новой страницы и имеет номер (арабскими цифрами) и заголовок 16 размером шрифта. Разделы внутри глав следует нумеровать с учетом номера главы, например, глава 1, раздел 1.1., подраздел 1.1.1, 1.1.2. и т. д. Наименования разделов и подразделов должны соответствовать наименованиям, приведенным в содержании.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Заголовки разделов следует располагать посередине строки, печатать прописными буквами без точки в конце.

Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа
и печатать с прописной буквы без точки в конце.

Интервал между заголовками разделов и текстом должно быть не менее
6 пунктов.

Пункты и подпункты основной части следует писать с абзацного отступа.

5.1.3. По окончании работы необходимо тщательно отредактировать рукопись, поскольку наличие орфографических, стилистических, оформительских ошибок может отрицательно сказаться на оценке дипломной работы.

5.1.4. При наборе текста необходимо соблюдать следующие требования:

  • абзацы следует начинать печатать от 4–5 символа;
  • абзацы отделяются друг от друга одним маркером конца абзаца (применение этого символа в других целях не допускается);
  • все слова внутри абзаца разделяются только одним пробелом, так как в противном случае будут создаваться слишком большие интервалы, особенно при использовании режима выравнивания по ширине;
  • кавычки. Всего существует четыре типа кавычек: «французские» («елочки»), ,,немецкие“ (,,лапки“), “английские обычные, или двойные,” и ‘английские одинарные’. В русском языке применяются французские «елочки», а для «кавычек ,,внутри“ кавычек» — немецкие ,,лапки“. В английском языке пользуются  “английскими двойными” для кавычек первого уровня и ‘английскими одинарными’ для “кавычек ‘внутри’ кавычек”.

При наборе текста НЕ ОТБИВАТЬ:

  • от предшествующего текста — точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, закрывающую скобку, закрывающие кавычки, восклицательный и вопросительный знаки;
  • от последующего текста — открывающую скобку, открывающие кавычки;
  • знаки +, −, о от цифры (от +5 до −10,5; 6о);
  • дефис при переносе и между словами (научно-методический, 10-й);
  • буквы в сокращениях типа «и т.д.», «т.п.»;
  • тире между цифрами (5−6 дней);
  • индексы А1;
  • многоточие (…) от текста в середине и в конце фразы и от последующего слова в начале фразы.

При наборе ОТБИВАТЬ:

  • последующий текст от знаков препинания;
  • тире между словами — длинное тире (в английском языке длинное тире
    не окружается пробелами);
  • знаки в математических выражениях (33 − 16 = 17); 5 х 5 = 25;
  • знак №, §, %  от цифры (№ 16,  § 7, 5 %);
  • единицы измерения от цифр (5 руб., 10 мин);
  • год (1995 г.);
  • ряд чисел, разделенных запятыми (5, 6, 7);
  • тире при словесной форме чисел (прописью) (длиной пять − десять метров);
  • знак сноски (пробел *).

ТЕКСТОВЫЕ ВЫДЕЛЕНИЯ

Кавычки должны быть того же начертания, что и заключенный в них текст.

Скобки, окружающие выделенный фрагмент, должны соответствовать начертанию основного текста, а в месте стыка прямого и курсива скобки всегда остаются прямыми.

Знаки препинания, следующие за выделенным фрагментом, должны быть набраны основным начертанием (запятая после курсива (полужирного) шрифта набирается прямым (светлым) шрифтом).

Длина подчеркивающей линейки должна быть равна длине выделенного текста без пробелов, отделяющих выделенную часть от остальной (подчеркивание в качестве выделений не рекомендуется).

Для увеличения межсловных пробелов, имитации разрядки и абзацных отступов, так как их ширина пропорциональна текущему кеглю шрифта, удобно пользоваться неразрывным пробелом.

5.2. Титульный лист и нумерация страниц

5.2.1. Титульный лист оформляется на стандартном бланке по образцу.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

5.2.2. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту документа. Номер страницы проставлять внизу страницы в средней ее части без точки в конце и не заключая в дефисы. Номер страницы не должен сливаться с текстом.

5.2.3. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, компьютерные распечатки, приложения включают в общую нумерацию страниц документа.

5.2.4. Иллюстрации, таблицы и компьютерные распечатки на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

5.3. Нумерация разделов, подразделов, пунктов и подпунктов

5.3.1. Главы, подразделы, пункты, подпункты дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами с точкой.

5.3.2. Подразделы нумеруются в пределах раздела. Номер состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой.

5.3.3. Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

5.4. Таблицы

5.4.1. Таблицу следует располагать в работе как можно ближе к абзацам, содержащим первую ссылку на нее и оформлять с соответствии со схемой:

5.4.2. Основные требования к содержанию и оформлению таблиц — существенность, полнота показателей, характеризирующих процесс, предмет или явление, четкость и ясность представления, экономичность, единообразие.

5.4.3. Таблицы нумеруются арабскими цифрами двумя способами:

  • сквозная нумерация;
  • в пределах разделов работы.

Во втором случае номер состоит из двух цифр: первая обозначает раздел, а вторая — порядковый номер таблицы в пределах данного раздела.

Например:

Таблица 1

— при сквозной нумерации таблиц

Таблица 2.1

— при привязке таблицы к разделу

Если в документе одна таблица, то она не нумеруется и нумерационный заголовок не указывается.

5.4.4. Тематический заголовок может быть опущен, если таблица нужна только по ходу чтения, то есть в таблицах вспомогательного значения. Не требуется тематический заголовок, когда таблица целиком составляет содержание раздела: в этом случае заголовок раздела (подраздела) заменяет тематический заголовок таблицы.

Тематический заголовок следует помещать по центру над таблицей.

5.4.5. Тематические заголовки, заголовки и подзаголовки граф таблиц должны быть в единственном числе, без произвольного сокращения. Множественное число употребляется только тогда, когда среди текстовых показателей графы есть показатели, стоящие во множительном числе.

В конце заголовка точка не ставится, внутри текста — знаки препинания по правилам пунктуации.

5.4.6. При двух- и многоярусном подлежащем заголовки верхнего яруса пишутся с прописной буквы, заголовки последующих ярусов — с прописной буквы, если они грамматически не подчинены стоящему над ними заголовку верхнего яруса, и со строчной, если они грамматически подчинены стоящему над ними заголовку.

5.4.7. Начальные слова приводимого в графах таблицы текстового материала всегда писать с прописной буквы. В конце текста в графах точку не ставить.

5.4.8. Записи, размещаемые в графах справа, следует начинать печатать на уровне последней строки текста в основной графе, если эти записи размещаются на одной строке, и на уровне верхней строки, если записи размещаются на двух и более строках.

При отсутствии данных в графе ставится прочерк, если отсутствуют сведения об их размере — многоточие.

Повторяющийся в графе текст, если он состоит из одного слова, допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его следует заменить словами «То же», а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, математических знаков и химических символов не допускается.

5.4.9. Примечания в виде отдельной графы целесообразны, если в них нуждается большая часть строк, то есть при условии заполнения данными значительной части графы, а также, если при этом в таблице не будут образовываться пустоты из-за неравенства по числу строк примечания и элементов таблицы, к которым примечание относится.

Примечания под таблицей целесообразны:

  • если они относятся лишь к незначительной части строк;
  • если они комментируют, поясняют, дополняют то или иное место таблицы, отдельные числа или текстовые элементы;
  • если они велики по объему и могут привести к образованию пустот внутри таблицы;
  • если они относятся ко всей таблице.

Примечания под таблицей связывают с таблицей с помощью знаков сноски. Желательно, чтобы знаки сноски к подтабличным примечаниям отличались от знаков сноски к подстрочным примечаниям или подстрочным библиографическим ссылкам.

5.4.10. На все таблицы в тексте должны быть ссылки, при этом слово «Таблица» в тексте писать полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно, если имеет номер. Например: см. таблицу, в табл. 1, см. табл. 7 и 8.

5.5. Иллюстрации

5.5.1. В качестве иллюстраций могут использоваться рисунки, графики, фотографии, схемы.

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста, то есть каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст — иллюстрации.

Иллюстрации следует размещать после ссылки на нее и как можно ближе
к ней. Иллюстрация не должна завершать текст раздела (подраздела).

5.5.2. Все иллюстрации, если их в документе более одной, следует пронумеровать в пределах раздела арабскими цифрами. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рис. 1.1, Рис. 1.2.

Допускается нумерация иллюстраций в пределах всего документа. Если иллюстрация в документе одна, то номер ей не присваивается и слово «рисунок» не пишется.

5.5.3. Каждая иллюстрация снабжается подрисуночной подписью. Оформление подрисуночных подписей должно быть единообразным по всему документу.

Подрисуночные подписи могут быть расположены под самим рисунком либо рядом с рисунком (зависит от способа расположения иллюстрации).

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

  • наименование графического сюжета, обозначаемое сокращенно словом «Рис.»;
  • порядковый номер иллюстрации арабскими цифрами без знака №;
  • тематический заголовок иллюстрации (после точки с прописной буквы);
  • экспликацию (расшифровку рисунка), которая поясняет рисунок. Перед ней ставится знак двоеточие, между элементами экспликации — точка с запятой.

5.5.4. На все иллюстрации в тексте должны быть приведены ссылки.

Ссылка на рисунок состоит:

  • из условного названия и порядкового номера с необходимым контекстом, оборотом речи. Например: «Как видно из рис. 3...»; «...представлен на рисун-
    ке 5.1». Можно делать ссылку в круглых скобках (рис. 5). При повторной ссылке на рисунок используется сокращение «см.».
    Например: (см. рис. 4);
  • из условного названия иллюстрации, порядкового номера и буквенного или словесного обозначения ее части. Например: (рис. 1, а; рис. 2, сверху и т.д.).
  • все рисунки должны быть подписаны с указанием источника, если же рисунок выполнен автором ставится подпись ( Составлено автором в программе…..)

5.6. Формулы

5.6.1. Формулы включаются в предложение как его равноправный элемент, поэтому в конце формулы и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.

5.6.2. Формулы рекомендуется набирать в редакторе формул.

Набор формул по всему документу должен быть единообразным по применению шрифтов и знаков; способу расположения формул, по применению индексов и т.п.

Формулы могут быть помещены внутри текстовых строк и (или) набраны отдельными строками.

Если формулы нумеруются, то нумерация должна быть сквозной по всему документу. Все нумерованные формулы следует располагать в отдельных строках, номер формулы писать арабскими цифрами и размещать в круглых скобках у правой границы строки. В многострочной формуле номер ставить на уровне последней строки. Многоточие (отточие) между формулой и номером не ставится.

Знаки препинания следует помещать непосредственно за формулами до их номера. Между идущими подряд формулами ставится точка с запятой. После таких громоздких математических выражений, как определители и матрицы, допускается знаки препинания не ставить.

5.7. Единицы измерений

5.7.1. Сокращенные обозначения единиц измерения следует применять только при цифрах. Исключение составляют обозначения в подлежащем таблиц, в формулах.

5.7.2. При нескольких величинах одной размерности, а также при указании пределов величин обозначения единиц измерения ставятся после последней величины. Например: 10, 15 и 40 руб., 20−30 шт.

5.8. Числа

5.8.1. Числа с размерностями следует писать только арабскими цифрами, предлог в или тире перед цифрами не ставится. Например: итоговая сумма
5 млн. руб.

5.8.2. Количественные и порядковые числительные до десяти без размерности рекомендуется писать словами. Например: один месяц.

5.8.3. Числа в цифровой форме рекомендуется делить пробелами на группы (по три цифры) справа налево. Например:  35 784, 5 825, 8 201 794. Не разбиваются на группы цифры в числах, обозначающих номер. Точка в пробелах между цифровыми группами не ставится.

Десятичные доли от целых чисел рекомендуется отделять запятой. Например: 0,5.

5.8.4. При указании пределов между величинами ставится короткое тире (без пробелов). Например: 10−15 шт.

5.9. Даты

5.9.1. В датах (годы и числа месяца) падежное окончание не ставится.
Например:

20 марта 1980 г. (или года).

В 1994–1995 гг. или в 1990–1995 годах.

В 1994/95 учебном году, в 1980–1990-е годы.

В мае 1997 г., 1 Мая, 8 Марта.

5.9.2. Если слово «год» или название месяца опущено или поставлено перед числом, падежное окончание рекомендуется наращивать. Например: в мае, числа 20-го; 20-го числа; год 1920-й; с 15 мая по 20-е.

Требуется опускать слово «год» при его цифровом обозначении на титульном листе, на обложке, в библиографическом описании, при цифровом обозначении при датах в круглых скобках: даты рождения рядом с именем какого-либо лица, даты события или издания произведения после его названия и т.п.

5.9.3. В документах дату следует писать по образцу:

Срок введения установлен с 01.01.1995, от 10.08.2000 (без полного или сокращенного слова год).

5.10. Сокращения

5.10.1. Однотипные слова и словосочетания должны одинаково сокращаться или не сокращаться по всему тексту.

5.10.2. Для всех грамматических форм одного и того же слова следует применять одно и то же сокращение, независимо от рода, числа, падежа и времени.

5.10.3. Необходимо ставить точку:

  • когда слово, сокращенное отсечением конечной части, при чтении произносится полностью, а не в сокращенной форме. Например, сокращение г. читается как год, а не как гэ;

5.10.4. Точка не ставится:

  • в середине удвоенного однобуквенного сокращения, например: гг., пп.

5.10.5. Дефис ставится, когда выбрасывается срединная часть слова (дефис ее заменяет), но сохраняется начальная и конечная его части. Например: изд-во, кол-во.

5.10.6. Буквенные аббревиатуры, читаемые по слогам:

  • склоняются, если род ведущего слова совпадает с родовой формой самой аббревиатуры, например: ГОСТа (аббревиатура не склоняется в сочетании с цифрами — ГОСТ Р 6.30-2003);

5.11. Приложения

5.15.1. Приложение оформляется как продолжение данного документа на последующих листах.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу первого листа слова ПРИЛОЖЕНИЕ (прописными буквами). Заголовок приложения писать симметрично тексту также прописными буквами.

Текст каждого приложения можно разделять на разделы, подразделы
и пункты, нумеруемые отдельно по каждому приложению.

Нумерация листов документа и приложений должна быть сквозной. Иллюстрации и таблицы нумеруют в пределах каждого приложения.

При наличии в документе более одного приложения их нумеруют арабскими цифрами. Например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

На все приложения в основном тексте документа должны быть сделаны ссылки, а в содержании перечислены все приложения с указанием их номера и заголовка.

5.15.2. Если в качестве приложения в дипломной работе используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформленный согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в дипломную работу без изменений в оригинале. На титульном листе печатают слово ПРИЛОЖЕНИЕ и проставляют его номер, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц документа.

5.12. Библиографический список

5.12.1. При оформлении библиографического списка обратите внимание:

  • Сведения, относящиеся к заглавию, приводят после основного заглавия
    и перед каждыми сведениями ставят пробел и двоеточие.
  • Фамилия автора приводится в начале заголовка и, как правило, отделяется от имени, имени и отчества или инициалов запятой. Перед инициалами запятую можно опустить.
  • Наименование издательства или издающей организации приводят в именительном падеже, без кавычек. При этом слова, обозначающие форму собственности, и само слово «издательство» опускают.
  • При наличии двух мест издания приводят оба названия и отделяют их друг от друга пробелом и точкой с запятой. При наличии трех и более мест издания приводят название, выделенное полиграфическими средствами, а при отсутствии этого признака — одно любое, заменяя остальные названия словами «и др.».

Допускается:

  • заменять условный разделительный знак «точку и тире» точкой;
  • если все издания, указанные в библиографическом списке, выполнены в печатном виде, то обозначение материала [Текст] можно опустить;
  • не указывать количество страниц в издании.

5.12.2. Законодательные материалы.

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. — М.: Маркетинг, 2001.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР: [принят третьей сес. Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г.] : офиц. текст /
М-во юстиции Рос. Федерации. — М.: Маркетинг, 2001.

Андерсон Т. Статистический анализ временных рядов: пер. с англ. / Т. Андерсон. — М.: Мир, 1983.

Сущинский, И.И. Право и коммерция: учеб. пособие / И.И. Сущинский. — М.: ГИС, 1998.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (дипломной работы) работы для студентов всех форм обучения специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

В методических указаниях даются рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы; сформулированы требования к структуре и содержанию; разработаны примерная...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»...

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите, выполнению дипломной работы  разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего...

методические указания по выполнению выпускной квалификационной (дипломной работы) для специальности "Экономика и бухгалтерский учёт"

Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной раюоты (дипломной работы ) разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессиональ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПМ. 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

   Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании методического Совета колледжа (Протокол №10, от 17 июня 2015г.)     Составитель: Л.А.Елизарова    Методи...

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг...

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Менеджмент

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Менеджмент...