МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ . ТЕМПЕРАМЕНТ. ХАРАКТЕР.
методическая разработка на тему

Нонна Михайловна Соколова

В предлагаемом материале содержатся методические разработки, которые помогут  сформировать у учащихся систему практических знаний о природе и закономерностях функционирования психических процессов, узнать об основных способах и методах  сбора психологической информации. повысить психологическую культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

                 ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

                           ПРЕДМЕТ ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА

                          ТЕМА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ

                     ТЕМПЕРАМЕНТ. ХАРАКТЕР.

   

                                           

 

 

                                 

                                   Пояснительная записка

 Чтобы рабочая деятельность была эффективнее, надо знать много разных секретов, приемов, чтобы с их помощью постепенно становиться профессионалом. Работая в сфере обслуживания (парикмахер, стилист, дизайнер одежды и т.д.), не лишним будут знания о темпераменте и характере человека, чтобы можно было в ходе своей работы определить тип клиента, сориентироваться, как себя вести с тем или иным клиентом. Да и о себе узнать много нового.

Цели и задачи

  -  сформировать у учащихся систему практических знаний о природе и закономерностях функционирования психических процессов, свойствах, состояниях и поведении человека  

 - знать о  основных способах и методах сбора психологической информации.

 -  дать необходимые знания о личности человека, особенностях деятельности.

 -  повысить психологическую культуру, столь необходимую в работе с клиентами в сфере обслуживания.

Содержание:

 Представленные задания помогут определить свой темперамент и характер, знать и различать рабочие типы клиентов, чтобы в дальнейшем использовать в своей профессиональной деятельности      

  1. Тест на определения темперамента
  2.  Тест на определение характера
  3.  Рабочие типы клиентов
  4. Проверочные задания  

Для определения вашего темперамента проведем тест.  Начертите таблицу, как на образце и пронумеруйте клеточки слева на право.

1

2

3

4

5

6

7

8

 9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Я называю вам какое-либо качество человека, вы оцениваете это применимо к себе, и рядом с номером качества ставите себе оценку от 0 до 5. Постарайтесь отвечать искренно, долго не раздумывайте.  

 1.обидчивость   2.раздражительность 3. общительность   4.пассивность 5.тревожность  6.суетливость 7.открытость 8.старательность 9.уступчивость 10.агрессивность 11.разговорчивость 12.вдумчивость 13.впечатлительность 14.возбудимость 15.контактность 16.миролюбие 17.пессемизм 18.эмоциональность 19.подвижность 20.целеустремленность 21.осторожность 22.резкость 23.беззаботность 24.надежность 25.замкнутость 26.оптимизм 27.любовь к удобствам 28.размеренность 29.плаксивость 30.активность 31.инициативность 32.невозмутимость

Оценивайте себя правильно, например, насколько сильно вы обидчивы, чем сильнее, тем выше оценка. Помните, нет плохих и хороших ответов. После того, как все оценки будут выставлены, проверьте себя по шкале искренности. Для этого сложите ваши ответы 4 и 30, в сумме не должно быть выше 5, если у вас выше, корректируйте, либо 4 на меньший результат, либо 30, так как одновременно быть пассивной и активной вы не можете. Так же откорректируйте ответы 7 и 25, 17 и 26. А теперь посчитайте, складывая свои ответы, сначала в первой колонке (сверху вниз), запишите, затем во 2, 3 и 4. Когда все подсчитаете, посмотрите в какой колонке самый большой результат. Если в 1 – вы меланхолик, если во 2 –холерик, если в 3- сангвиник, если в 4-флегматик.

Чтобы определить какой у вас характер, пройдите тест. В таблице, рядом с номером вопроса, ставите оценку от 0 до 5. Например, легко ли вас рассердить,  чем легче, тем выше ваша оценка и т.д. Старайтесь отвечать искренно, и долго не думать над вопросом.

1

10

19

28

2

11

20

29

3

12

21

30

4

13

22

31

5

14

23

32

6

15

24

33

7

16

25

34

8

17

26

35

9

18

27

36

  1. Как часто у вас бывает хорошее настроение?
  2. Вы человек обычно молчаливый?
  3. Часто ли у вас бывают перепады  от веселого настроения к грустному?
  4. Легко ли вас рассердить?
  5. Долго ли вы переживаете после конфликтов и неприятностей?
  6. Проверяете ли вы, уходя из дома, заперта ли дверь, выключена плита и т.п.?
  7. Насколько сильно вы в детстве боялись темноты, цыган, собак и т.д.?
  8. Может ли грустный фильм взволновать вас до слез?
  9. Как сильно стремились вы к тому, чтобы вас любили все ваши друзья и знакомые?
  10. Вы очень активны в своих делах, знакомствах, развлечениях?
  11. Как часто у вас бывает плохое настроение?
  12. Часто ли бывают перепады от грустного настроения к веселому?
  13. Можете ли рассердившись пустить кулаки в ход?
  14. Продолжаете ли вы упорно добиваться своего, если на пути встречается множество препятствий?
  15. Случалось ли вам с полдороги вернуться назад, чтобы проверить выключили вы свет, утюг и т.д.?
  16. В детстве вы были такими же смелыми, как ваши сверстники?
  17. Долго ли вы переживаете чужое горе?
  18. Насколько легко вы можете завладеть вниманием большой компании?
  19. Считаете ли вы, что к своей неудаче нужно относиться с юмором?
  20. Способны ли вы погрустить несколько дней подряд без видимой причины?
  21. Насколько веселее вы становитесь в веселой компании?
  22. Часто ли у вас бывают вспышки гнева?
  23. Долго ли вы переживаете свои неудачи?
  24. Раздражают ли вас неаккуратно стоящие на полках книги, немытая посуда и т.д.?
  25. Насколько неприятно вам входить в темную комнату, спускаться в темный погреб, входить в темную подворотню?
  26. Насколько трудно вам заговорить с незнакомым человеком?  (чем труднее, тем выше балл)
  27. Часто ли бывая в кругу друзей, можете присочинить, приврать, пофантазировать?
  28. Насколько вам доступно стать душой большой компании?
  29. Насколько вам неприятно бывать в обществе?
  30. Часто ли ваше настроение хуже утром, чем вечером?
  31. Часто ли вы срываетесь и обижаете своих близких и друзей?
  32. Упорно ли вы отстаиваете свои интересы, если, по вашему мнению, с вами поступили несправедливо?
  33. Могли ли вы в детстве (1-2класс), без принуждения, по собственному желанию, переписать страницу или две, если  сделали ошибки, допустили грязь?
  34. Часто ли вам снятся страшные сны?
  35. Насколько легко вас выводят из себя разные мелкие неприятности?
  36. Насколько легко вам выступить перед большой аудиторией?

После того, как вы ответили на все вопросы, подсчитайте результат. Для этого сложите свои ответы построчно слева направо, запишите ответ, затем следующую строку, запишите ответ и т.д.Когда все ответы будут записаны, посмотрите, в какой строке результат наиболее высокий. Если в 1 – вы имеете гипертимный тип характера, если во 2 – меланхолический, в 3 – циклоидный, в 4 – возбудимый, в 5 – ригидный, в 6 – педантичный, в 7 – тревожный, в 8 – сенситивный, в 9 – демонстративный.

 Рабочие типы клиентов

В своей работе мастера сферы обслуживания, прежде чем приступить к работе спрашивают клиента, о том, чтобы он хотел получить в результате. Некоторые клиенты  любят поговорить, а есть молчуны. Предлагаемая классификация поможет определить тип клиента , чтобы знать, как себя вести с теми, кто может стать в будущем вашим постоянным клиентом.

Агрессивный тип клиента.

 Часто раздражается, несдержанный. Не терпит споров и хочет, чтобы было так, как он сказал. Критику в свой адрес не воспринимает. С такими клиентами сложно работать, но работать  все-таки надо. Если вы позволите ему выговориться, то дальше можно рассчитывать на более спокойный разговор.

Нерешительный тип клиента

 Принять решение для него сплошная мука. Он не может определиться,  долго выбирает  что для него лучше . Здесь как никогда нужна ваша уверенность мастера. Заразите его своей уверенностью: «Вам это очень пойдет…!». Если у вас это не получится, то есть все шансы, что клиент к вам больше не придет. Есть еще один вариант работы с таким клиентом – предложить ему спросить мнение  у других клиентов , которые уже пользовались услугами мастеров этого салона.

Судья

Оценивает все с позиции «Виновен – невиновен». Чрезмерная склонность к критике и как следствие – нерешительность. Ему нужны доказательства вашей правоты. С такими клиентами можно постараться стать союзниками. Для этого можно поругать вместе мир, те условия, в которых мы живем и работаем, рост цен и т.д. И вы увидите, что он к вам потеплеет. Задавайте ему больше вопросов и избегайте желания с ним спорить.

«Я все знаю»

 Этот тип клиента знает все на 100 процентов. С ним вся ваша работа сводится к «я лучше знаю, что мне идет…».В этом случае начинайте разговор с фраз «ну вы же знаете…»,  «принимая во внимание вашу компетентность…». Или предложите сделать ему  выбор самостоятельно. Узнайте его мнение, спросите совета, задавайте вопросы.

Ретроград

 Этот тип клиента уверен, что и так все хорошо, и менять ничего не нужно, «сделайте также…». Боится всяческих изменений. В этом случае можно обратить его внимание на последние тенденции, предлагаемые известными стилистами, сказать ,что некоторые изменения позволят ему выглядеть  солидно, стильно, достойно.

Добродушный экстраверт

 Этот тип клиента приятный в общении, любит поговорить, выразить свое мнение, недолго послушать собеседника. Внешне он открыт, общителен, но его слова могут остаться только словами.  С таким клиентом постарайтесь конкретизировать разговор, задавайте открытые вопросы, расскажите, что конкретно вы можете ему предложить, и сколько это будет стоить. В этом случае есть риск увидеть превращение добродушного клиента в скупого на слова и на деньги.

Позитивно настроенный

С таким клиентом приятно иметь дело. Он говорит по- деловому, конкретно знает, что хочет, собран, аккуратен. С таким человеком надо быть, прежде всего, искренним и конкретным. Если вы чего-то не знаете, или не пробовали сделать  что-то аналогичное, прямо об этом скажите, добавив, «я могу попытаться , если хотите, или рассмотрим другой вариант». Будьте позитивным и конструктивным.  Возможно, когда вы будете работать, у вас появятся свои наблюдения, и вы можете пополнить данную типологию.  Удачи вам и успехов  в работе!

  Цель следующего задания, подумать и сформулировать свое мнение по данным высказываниям и афоризмам, возможно в ходе размышлений, вы откроете для себя что-то новое. Предлагаемое задание поможет вам взглянуть на себя, как бы со стороны, оценить свои сильные и слабые стороны, способность разбираться в людях.

 1.Раскройте смысл следующих высказываний:«Формула  «познай самого себя» очень емкая, она рассчитана на целую жизнь»,  «Копировать чужую судьбу – затея рискованная», « Педант имеет ложное, искаженное представление о жизни»,«Все или ничего!», « За педантизмом кроется страх»

2. Проведите самоанализ:

   * какую черту характера в себе вы цените больше всего?

   * какую черту характера вам могут простить окружающие?

   * какие черты вам не нравятся в окружающих?

   * какими чертами характера вы восхищаетесь?

3. Согласитесь, возразите или выразите сомнение (в зависимости от вашего отношения к следующим афоризмам педагога В.А.Сухомлинского):

«Самые прекрасные и в тоже время самые счастливые люди – те, кто прожили свою жизнь, заботясь о счастье других»;

«Думай, как твои поступки отражаются на душевных переживаниях другого человека»;

«Берегите неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека. Не причиняйте людям зла, обиды, боли, тревоги, беспокойства»;

«Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дремучий нравственный невежда»

«Большое зло – равнодушие. Равнодушный человек легко становится предателем».

 Следующие задание на повторение пройденного материала по теме «Личность и ее индивидуальные особенности».

  1. Какие определения по смыслу соответствуют: а) эмоциям; б) настроению; в) страсти; г) аффекту;
  1. сильное, кратковременное эмоциональное состояние, возникающее внезапно;
  2. яркое, сильное, возможно длительное эмоциональное состояние, направленное на удовлетворение потребностей;
  3. длительное эмоциональное состояние, окрашивающее действия, мысли и поведение человека;
  4. явления, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе
  1. Эмоции, при которых у человека «все горит в руках», «готов свернуть горы»;

а) астенические б) стенические

      3.  Что означают выражения: «Смотреть сквозь розовые очки», «Видеть все в темном цвете»?

      4.  Опишите наиболее яркие эмоции холерика, флегматика, сангвиника, меланхолика.

      5. Для какого типа темперамента характерно устойчивое и жизнерадостное настроение: а) холерик; б) сангвиник; в) флегматик; г) меланхолик

      6. Проявление эмоций зависит от:  а) воспитания б) темперамента в) привычек г) принятых правил приличия и норм поведения  д) все ответы верны е) все ответы неверны

      7. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу соответствуют: а) темпераменту б) экстраверсии в) интроверсии

         1. ориентация на свои ощущения, впечатления и мысли, внешнее спокойствие, небольшой круг знакомых, погружение в воспоминания

        2. динамическая характеристика психической  деятельности

        3. ориентация на происходящее вокруг, на внешние впечатления, легкость вступления в контакт, любовь к риску и действиям

      8.  Укажите особенности, которые характеризуют флегматика:

          а) повышенная активность б) длительная работоспособность в) энергичность г) сосредоточенность внимания д) вспыльчивость е) молчаливость ж) терпеливость з)общительность и) стойкие формы поведения к) непоседливость л) быстрая переключаемость м) бедность движений

     9. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу соответствуют понятиям: а) холерик б) флегматик в) сангвиник г) меланхолик

       1) склонность к переживанию, неэнергетичность, застенчивость и робость при общении с незнакомыми людьми, быстрая утомляемость, сдержанность речи и движений

      2) энергичность, порывистость движений, неуравновешенность, быстрота смены настроения, работоспособность, склонность к лидерству

     3) медлительность, сосредоточенность внимания, терпеливость, слабость внешних проявлений, уравновешенность, пассивность, хорошая работоспособность, вдумчивость

     4) жизнерадостность, уравновешенность, общительность, богатство и выразительность мимики, часто меняющиеся привязанности, легкость переживания неудач

    10. Укажите особенности, которые характеризуют холерика:

          а) энергичность б) выдержанность в)переменчивость настроения г)сосредоточенность внимания д)общительность е) подвижность ж) порывистость в движениях з)ровное и спокойное настроение и)возбужденное состояние к) невыразительность речи л) быстрая приспосабливаемость к новой обстановке м) громкая речь

   11. Основой характера человека является: а) воля б)эмоции в)темперамент г)способности

Критерии оценок:

 За выполнение заданий на 80-100% оценка – 5, за выполнение на 70-80% оценка – 4,за выполнение заданий 50-60% - удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты личности

Психологические аспекты  личности. Темперамент. Характер....

Методическая разработка для выполнения практического задания по теме "Обработка накладного кармана на подкладке"

Методическая разработка для выполнения практического задания по теме "Обработка накладного кармана на подкладке" содержит пояснительную записку и инструкционную карту....

Методическая разработка занятия "Психологические особенности личности. Темперамент"

Представленная методическая разработка  предназначена для проведения теоретического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений медицинского п...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРЕДМЕТ - ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА ТЕМА: КОНФЛИКТ

В данном материале представлены методические рекомедации для проведения тестовых работ по теме "Конфликты"...

Лекция по дисциплине: "Психология управления", на тему: "Психологические аспекты человеческого общения"

Лекция по дисциплине: "Психология управления", на тему: "Психологические аспекты человеческого общения"...

Психологические аспекты личности: темперамент, характер

Чтобы рабочая деятельность была эффективнее, надо знать много разных секретов, приемов, чтобы с их помощью постепенно становиться профессионалом. Работая в сфере обслуживания (парикмахер, стилист, диз...

Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Психологические аспекты делового общения". Тестовые задания.

Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Психологические аспекты делового общения". Тестовые задания....