Деловая игра – способ активизации познавательной деятельности учащихся
статья на тему

Коноплева Татьяна Дмитриевна

Деловые игры способствуют формированию профессионального творческого мышления . Как известно, деловая игра представляет собой моделирование реальной ( реже условной , воображаемой )  ситуации , в которой будущие специалисты должны не только продемонстрировать свои знания , но и проявить разнообразные компетенции , связанные с их профессиональной деятельностью ( коммуникабельность , инициативность, умение находить нестандартные решения). Деловая игра обязательно предполагает коллективную работу ( то есть группу более двух человек, например : метрдотель, официант, посетитель ) взаимодействие участников , умение распределять роли. Сама природа игры в то же время позволяет обучающимся раскрепоститься , раскрыть ранее не проявлявшиеся творческие способности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.Д.Коноплева

( «Промышленно-технологический колледж», г. Мичуринск

Тамбовской области)

Деловая игра –  способ активизации познавательной деятельности учащихся

Проблема активности личности в обучении как ведущего фактора достижения целей обучения , общего развития личности , ее профессиональной подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения ( содержания, форм, методов)

Включение в образовательный процесс активных форм обучения  (практические занятия по специально разработанным программам , деловые и ролевые игры , рассмотрение практических ситуаций , составление и решение кроссвордов , проведение видеоконференций ) создает положительный настрой к учению и готовность к активной мыслительной деятельности. Это служит первым шагом на пути развития профессионально-познавательной активности студентов.

В настоящее время поиск эффективных путей и способов обучения происходит в  двух основных направлениях : предпринимаются попытки  активизации традиционных методов обучения , изобретаются и апробируются новые методы обучения .Ведущими в работе с учебным материалом являются активные методы обучения . Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В зависимости от направленности они делятся на неимитационные и имитационные , которые предполагают , как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам  и связаны с моделированием профессиональной деятельности . В свою очередь  , имитационные методы бывают неигровыми ( анализ конкретных ситуаций , решение ситуационных задач , упражнения , выполнение индивидуальных задач  и игровыми -разыгрывание ролей) .

Общие тенденции развития методов обучения в настоящее время тяготеют к игровым методам как к наиболее эффективным и гуманным . Игра активизирует практику применения речевых клише , помогает снять напряжение . она призвана способствовать процессу обучения , делать его более продуктивным , а также формировать и далее развивать мотивацию учения . Учебная игра – это особым образом организованная обучающая деятельность ( имеющая чаще всего развлекательную форму , предполагающая наличие проблемы и возможные пути ее разрешения . таким образом , сутью учебно-ролевой игры является игровая познавательная деятельность на основе развивающейся ситуации профессиональной направленности .Следует при этом отметить , что предметом данного вида игры является не просто профессиональная ситуация , а каскад ситуаций , объединенных в сценарий . Одним из важнейших средств всестороннего развития личности являются ролевые игры . в этих играх развиваются и совершенствуются психические процессы , формируются различные качества личности.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают представление о целях , задачах , методике проведения таких занятий Наиболее распространенные из них мы включаем в практику при проведении уроков теоретического и производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» Это уроки- деловые игры , уроки –консультации, уроки – соревнования , уроки – экскурсии , межпредметные уроки, уроки с применением ИКТ, уроки взаимоообучения , уроки- конкурсы , уроки – обобщения , уроки – творческие отчеты.  

Мы используем на уроках игровые формы , методы и приемы обучения. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры , тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры. Деловые игры способствуют формированию профессионального творческого мышления . Как известно, деловая игра представляет собой моделирование реальной ( реже условной , воображаемой )  ситуации , в которой будущие специалисты должны не только продемонстрировать свои знания , но и проявить разнообразные компетенции , связанные с их профессиональной деятельностью ( коммуникабельность , инициативность, умение находить нестандартные решения). Деловая игра обязательно предполагает коллективную работу ( то есть группу более двух человек, например : метрдотель, официант, посетитель ) взаимодействие участников , умение распределять роли. Сама природа игры в то же время позволяет обучающимся раскрепоститься , раскрыть ранее не проявлявшиеся творческие способности.

Опыт использования деловых и ролевых игр показывает , что их применение способствует реализации компетентностного подхода в обучении, особенно при формировании личностно – ценностных качеств обучающихся .  

Литература

1.Александрова Н.М.Деятельность и компетенции педагога: теоретические положения и сравнительные результаты эксперимента // Педегогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практики.СПб.: Учреждение РАОИПО, 2009.

2.Иванов А.И., Куликова С.А. Деловая игра как оценочное средство реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании // Среднее профессиональное образование .2012.№ 7

3.Криворучко Н.А. Развитие профессионально- познавательной активности студентов колледжа – актуальная психолого- педагогическая проблема // Педагогическая наука и образование6 темат. Сб.науч. тр.Челябинск , 2009.Вып.9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях- как один из способов активизации познавательной деятельности

Результаты и выводы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения и воспитания обучающихся в образовательных учреждениях.....

Проектная работа по вариативному модулю «Педагогическая мастерская преподавателя специальных дисциплин» ТЕМА ПРОЕКТА: Способы активизации познавательной деятельности учащихся по дисциплине «Документационное обеспечение управления».

ТЕМА ПРОЕКТА:Способы активизации познавательной деятельности учащихся по дисциплине«Документационное обеспечение управления».Обоснование собственного опыта.Информационные компьютерные технологии...

Статья Кейс-метод как способ активизации познавательной деятельности обучающихся

Ивенкова Н.М.преподаватель высшей квалификационной категорииСОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»Кейс-метод как способ активизации познавательной деятельности обучающихсяСо...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

В статье рассмотрены основные принципы применения интерактивных технологий обучения в преподавании клинических дисциплин как способа активизации познавательной деятельности обучающихся и основа развит...