Формирование коммуникативной компетенции является важным направлением профессиональной подготовки
статья на тему

Коноплева Татьяна Дмитриевна

Новое общество , в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики , предъявляет новые требования и к профессиональной школе .Технологии будущего требуют людей , которые могут принимать критические решения , находить свой путь в новом окружении , быстро устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. Такой тип организации труда требует умения работать в команде, зачастую разнородной, коммуникабельности, толерантности, навыков самоорганизации , умения самостоятельно ставить цели и достигать их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.Д.Коноплева

( «Промышленно-технологический колледж», г. Мичуринск

Тамбовской области)

Формирование коммуникативной компетенции является важным направлением профессиональной подготовки  

Образовательная политика России отражает общенациональные интересы в сфере образования . учитывая вместе с тем общие тенденции мирового развития ,обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования. Именно образованию в новом постиндустриальном обществе принадлежит ключевая роль.

Новое общество , в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики , предъявляет новые требования и к профессиональной школе .Технологии будущего требуют людей , которые могут принимать критические решения , находить свой путь в новом окружении , быстро устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. Такой тип организации труда требует умения работать в команде, зачастую разнородной, коммуникабельности, толерантности, навыков самоорганизации , умения самостоятельно ставить цели и достигать их.

Переход к постиндустриальному,  информационному обществу обусловливает формирование личности современного специалиста , способного общаться , учиться , анализировать , проектировать, выбирать и творить. Процесс включения учащегося в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный ,нередко противоречивый . Прежде всего необходимо отметить , что он глубоко индивидуален. Учащиеся , как члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья , внешностью, чертами характера , степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по- разному входят в систему коллективных отношений , вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей , оказывают обратное влияние на коллектив. В учебном процессе подростку необходимо умение находить общий язык с людьми различных взглядов и убеждений . Талант и желание находить точки соприкосновения по различным вопросам и на их основе вырабатывать компромисс – значимое качество современного специалиста. Формирование коммуникативной компетенции у специалистов общественного питания является одним из важных направлений их  профессиональной подготовки.

Возникает необходимость формирования коммуникативной компетенции личности , способной организовывать свою профессиональную деятельность в постоянно изменяющихся социокультурных условиях. Достичь указанной цели можно лишь на основе специальных технологий , которые должны отвечать учебным , развивающим, воспитательным и познавательным целям ; развивать необходимые профессиональные качества ; отражать специфику профессиональных видов деятельности, характерных для специалиста общественного питания ; давать возможность приобретать профессиональный опыт. Технологии, направленные на формирование коммуникативной компетенции, должны осуществляться по схеме, отражающей реальную деятельность. Ведущими технологиями должны стать метод проектов,  профессионально направленные игры , дискуссии , а также телекоммуникационные технологии. Используя телекоммуникационные технологии студенты приобретают навыки получения и передачи информации, ее поиска и обработки, а также коллективного взаимодействия , участия в совместных проектах, что способствует формированию их коммуникативной компетенции. К эффективным методам формирования коммуникативной компетенции относится дискуссия .Дискуссионная форма общения учит коммуникантов вести свою линию целенаправленно, конкретно, аргументировано и , что важно, не только убеждать , но и отказываться от собственных  ошибочных суждений , уважать чужие точки зрения. Игра помогает справиться с языковыми и психологическими трудностями общения , установить непринужденную, дружескую атмосферу на занятиях. Игра позволяет включить интеллект, эмоции и волю. Особое место отводится профессионально  направленным играм , которые позволяют организовать спонтанное поведение , прогнозирование, тренировать скорость реакции.  Организация учебных проектов в процессе подготовки  специалистов общественного питания предполагает развитие исследовательских , прогностических умений в процессе поиска решений коммуникативных задач, ассоциативного, логического мышления , инициативности, самостоятельности, а также к моделированию самых разнообразных ситуаций , в которых предстоит действовать.

Высокий уровень развития коммуникабельности дает ученику освобождения от комплексов и замкнутости, независимость от обстоятельств , открывает путь к достижению успеха , дарит радость от общения с разными людьми, а также позволяет ему свободно высказывать свою точку зрения , проявлять толерантность( терпимость)к мнению других людей , побуждает публично выражать свое мнение перед аудиторией .

Вид коммуникативной компетенции направлен  на стимуляцию активной познавательной деятельности студентов, развивает у них креативность , творческий потенциал, включает студентов в интерактивную коммуникацию.

Литература

1.Мухина В.С.Возрастная психология :феноменология развития , детство, отрочество: учеб. для студентов вузов.6-е изд. .4 стер. М.:Академия,2000

2. Модульно- компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании: монография /под общ.ред.А.А.Скамницкого.М.;2006

3. Самохвалова А.Г.Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция : учеб.-метод. пособие СПб.: Речь, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"

В статье  приведен опыт работы учителя по формированию коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"...

Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.

В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...

"Формирование коммуникативной компетенции у студентов медиков"- выступление на ЦМК

Анализ исследования по коммуникативным компетенциям среди студентов медиков первых и четвертых курсов....

Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.

Статья о формировании коммуникативной компетенции при профессионально - ориентированном  обучении иностранному языку....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы над школьным журналом «Вехи истории»

Формирование коммуникативной компетенции учащихсяв процессе работы над школьным журналом «Вехи истории» Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn.BenjaminFrankli...

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование коммуникативной компетенции у студентов при освоении основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС

  На современном этапе актуальным является вопрос подготовки  высококвалифицированных специалистов-воспитателей. Кардинальные изменения, происходящие в политической, экономическо...