РУП Рекреационные ресурсы ОП.08 угл. 4 курс Туризм
рабочая программа по теме

Демидова Анастасия Александровна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной профессиональной программы ГАПОУ МОК им. В.Талалихина и введена за счет часов вариативной части  по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100401 «Туризм» (углубленная подготовка) и является единой для всех форм обучения. Специальность  100401 входит в укрупненную группу специальностей СПО 100000 Сфера обслуживания.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании профессиональной подготовке специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

РАССМОТРЕНО

Педагогический совет

Протокол № 3 от 28.04.2016г.

СОГЛАСОВАНО

Совет Учреждения

Протокол № 5 от 05.05.2016г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Общепрофессиональной учебной дисциплины

Рекреационные ресурсы

код, специальность: 100401 «Туризм» (углубленная подготовка)

Москва

2016

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией сферы услуг и торгового дела

 

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  по специальности:

100401  «Туризм» (углубленная подготовка)

                   

Составители (автор): Демидова А.А., преподаватель дисциплин профессионального

                                         цикла ГАПОУ МОК им. В. Талалихина______________

                                                               Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекреационные ресурсы

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной профессиональной программы ГАПОУ МОК им. В.Талалихина и введена за счет часов вариативной части  по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100401 «Туризм» (углубленная подготовка) и является единой для всех форм обучения. Специальность  100401 входит в укрупненную группу специальностей СПО 100000 Сфера обслуживания.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании профессиональной подготовке специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма.

Уровень образования - основное общее, среднее (полное) общее.

Тип предприятия – турагентская или туроператорская фирма, экскурсионное бюро; должность-специалист по туризму.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть ОПОП и в цикл общепрофессиональных дисциплин (ОП) профессионального цикла: ОП.08 Рекреационные ресурсы.

Рабочая программа направлена на формирование общих и профессиональных компетенций:

Код

Наименование результата обучения

OK 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышен ие квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

OK 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

ПК 1.1.

Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации

ПК 1.2.

Информировать потребителя о туристских продуктах

ПК 2.2.

Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте

ПК 2.4.

Обеспечивать безопасность туристов на маршруте

ПК 2.5.

Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной

ПК 3.1.

Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта

ПК 3.2.

Формировать туристский продукт

ПК 3.4.

Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.

ПК 3.5.

Организовывать продвижение туристского продукта на рынке туристских услуг

ПК 4.1.

Планировать деятельность подразделения

ПК 5.5.

Взаимодействовать со сторонними организациями (музеями, объектами общественного питания, транспортными компаниями) по формированию и реализации экскурсионных программ

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

  • классификацию рекреационных ресурсов различных территорий;
  • основные понятия рекреационного ресурсоведения, регионального природопользования и курортологии;
  • биоклиматический потенциал и зонирование территорий,
  • современные методы оценки состояния и использования природных и бальнеологических лечебных ресурсов, их качественные и количественные параметры;
  • систему государственного регулирования курортного дела и охрану природных курортных факторов;
  • географию, классификацию и современные тенденции в развитии российских и зарубежных курортов;
  • состояние инфраструктуры и  перспективы развития санаторно-курортной отрасли России;
  • принципы и параметры организации санаторно-курортного лечения в условиях рекреационных учреждений;
  • разновидности лечебных и рекреационных услуг, предлагаемых в санаторно-курортной практике;

уметь:

  • выявлять и оценивать рекреационные ресурсы различных территорий;
  • анализировать курортологический потенциал регионов и степень его использования;
  • характеризовать природные лечебные факторы различных курортных регионов России и зарубежных стран;
  • предоставлять рекомендации по  использованию рекреационных ресурсов в туристской деятельности;
  • формировать турпродукт с учетом туристско-рекреационного потенциала территории и новых оздоровительных технологий;
  • подбирать лечебно-оздоровительные учреждения в зависимости от диагноза и туристско-рекреационных потребностей клиента;
  • анализировать проблемы использования, пути преодоления дефицита рекреационных ресурсов дестинации;
  • систематизировать туристские ресурсы региона, составлять баз данных туристско-рекреационного потенциала территории;
  • определять функциональности территорий на основе комплексной оценки туристских ресурсов.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 108 часов,

включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа;

  в том числе практические занятия – 22 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 36 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

     теоретические занятия

50

     практические занятия

22

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

     Подготовка докладов, рефератов

4

     Подготовка презентаций

22

     Аналитическая деятельность

6

     Изучение нового материала

-

     Подготовка проектов

4

Итоговая аттестация в форме экзамена

7 семестр

                                                                                                                                                                                 


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Рекреационные ресурсы

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

(проект) (если предусмотрены)

Объём

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Природные рекреационные ресурсы

Содержание учебного материала

3

Введение в предмет, его цели и задачи. Рельеф. Оценка рельефа для лечебно-оздоровительного отдыха и спортивного туризма. Водные объекты. Оценка водных объектов для рекреационного туризма. Почвенно-растительный покров. Понятие антропогенной нагрузки. Ландшафтно-рекреационный потенциал. Пешеходный, конный, велосипедный виды туризма.

10

Практическая работа

2

1

Методика проведения эстетической оценки ландшафта

Самостоятельная работа

6

1

Презентация-доклад «Оценка территории для организации горнолыжного туризма»

2

Презентация «Акватории и водные объекты для спортивных и водных развлечений»

Тема 2.

Территории регламентированного рекреационного пользования

Содержание учебного материала

3

Особо охраняемые природные территории ООПТ. Ресурсы грибных, ягодных угодий и угодий с лекарственными растениями Охотничьи и рыболовные угодья. Биоклиматический потенциал рекреационной территории. Города-курорты, курортные территории, города-музеи, центр отдыха и развлечений.

10

Практическая работа

4

2

Заповедники, национальные парки, заказники: обзор деятельности

3

Анализ территории рекреационного использования

Самостоятельная работа

6

3

Презентация «Заповедники. Национальные парки. Заказники»

4

Презентация «Турпродукты охотничьего и рыболовного видов туризма»

5

Презентация «Популярные курортные территории, города-курорты»

Тема 3.  Гидроминеральные и уникальные природные лечебные ресурсы

Содержание учебного материала

3

Минеральные воды: виды, типы, география источников, состав и минерализация. Лечебные грязи - уникальные природные лечебные ресурсы. Свойства, типы, пелоидотерапия. Бальнеотерапия. Бальнеология. Рекомендации и показания по применению минеральных вод, лечебных грязей.

8

Практическая работа

4

4

Анализ бальнеологических курортов и использование бальнеологических ресурсов

Самостоятельная работа

4

6

Презентация «Гидроминеральные ресурсы по лечению и профилактике определенного заболевания»

Тема 4.

Рекреационная инфраструктура

Содержание учебного материала

3

Курортология. Лечебно-оздоровительный и медицинский виды туризма. Классификация лечебных процедур и виды лечебных программ, SPA. Стандартизация и специфика санаторно-курортного лечения в учреждениях лечебно-оздоровительного профиля России

6

Практическая работа

6

5

Подбор лечебных процедур и программ в учреждениях лечебно-оздоровительного отдыха по запросу клиента

6

Нормативно-правовые акты в отношении несовершеннолетних, организованных детских групп

Самостоятельная работа

6

7

Анализ «Страны-лидеры и турпродукты по медицинскому туризму»

8

Презентация «Лечебные услуги лечебно-оздоровительного учреждения»

9

Презентация «Детские оздоровительные лагеря РФ и мира»

Тема 5.

Историко-культурный потенциал

Содержание учебного материала

3

Ресурсы познавательного туризма – древние города, памятники истории и культуры, дворцово-парковые ансамбли, музеи-заповедники. Ресурсы религиозного и паломнического туризма - памятники культовой архитектуры, монастыри и приходы. Ресурсы этнографического туризма - народные промыслы, традиции, быт, творчество. Ресурсы новых видов туризма – эзотерического, научного, арктического, космического

8

Практическая работа

4

7

Подбор и разработка турпродукта определенного вида туризма  по запросу

Самостоятельная работа

8

10

Презентация «Мероприятия по охране памятников истории и культуры»

11

Презентация «Культовые сооружения мировых религий»

12

Проект «Турмаршрут по национальной республики РФ»

Тема 6.

Рекреационное районирование РФ

Содержание учебного материала

3

Основные принципы рекреационного освоения природного и исторического наследия. География рекреационных районов (РР) и Туристско-рекреационных зон (ТРЗ).

8

Круглый стол «Дискуссия о влиянии глобальных и насущных проблем мира на использования рекреационных ресурсов»

Заключение. Семинар «Значение туристско-рекреационных ресурсов на развитие туризма»

Практическая работа

2

8

Анализ использования туристского потенциала туристско-рекреационных зон России

Самостоятельная работа

6

13

Доклад «Рекреационный реестр и принципы его составления»

14

Анализ «Глобальные и насущные проблемы мира»

Всего:

в том числе аудиторная учебная нагрузка:

в том числе самостоятельная работа:

108

72

36


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Организации туристской деятельности», «Предоставление турагентских услуг», «Предоставление туроператорских услуг».

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методической документации;
  • сборники законов, нормативно-правовых актов;
  • периодические издания туристской тематики;
  • каталоги, путеводители, буклеты о странах;
  • учебные и документальные фильмы по определенным разделам дисциплины;
  • шкаф для хранения учебно-методической документации;
  • учебные стенды.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;
  • мультимедиа комплекс;
  • интерактивный экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

       Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Нормативные документы

  1. Федеральный закон РФ от 24.11.96 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Федеральный Закон от 5.02.07г. № 2-ФЗ «О Внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» // СПС «КонсультантПлюс»
  3. Федеральный закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // СПС «КонсультантПлюс»
  4. Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» // СПС «КонсультантПлюс»
  5. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (ред. от 08.09.2012)) // СПС «КонсультантПлюс»

Основные источники

  1. Колотова Е.В., Рекреационное ресурсоведение,  М.: Аспект пресс, 2005
  2. Пономаренко Г. Н., Курортология. Энциклопедический словарь, СПб.: Человек, 2008
  3. Ветитнев А.М., Войнова Я.А., Организация санаторно-курортной деятельности. Учебное пособие, М.: Федеральное агентство по туризму, 2014
  4. Киприна Е.Н., Туристское ресурсоведение. Учебное пособие, Изд-во ТГУ Тюмень, 2014
  5. Никитина О.А., Индустрия СПА на международном рынке услуг, СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2016

Дополнительные источники

  1. Криворучко В.И., Нелюбин В.В., Справочник по курортной медицине и спортивно-оздоровительному туризму в Российской Федерации, М.: Советский спорт, 2013
  2. Антоненков А.И., Основы курортной медицины и диетотерапия, Изд-во БГЭУ Минск, 2015
  3. Барчуков И.В., Санаторно-курортное дело Учебное пособие, ЮНИТИ-ДАНА, 2012
  4. Курникова М.В., Уникальные курорты Российской Федерации (история развития и природные лечебные факторы). Учебное пособие, Н. Новгород: Изд-во Пламя, 2011
  5. Трухачев А.В., Курортное дело с основами курортологии, Ставрополь: СтГАУ, 2011
  6. Федотченко А.А., Холмогоров Н.А., Переход к санаторно-курортному рынку - трудный поиск решений, Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2012
  7. Журавлева Л.Б. Курортное дело с основами курортологии, Сочи.: изд-во СГУТ и КД, 2008

Электронные и Интернет ресурсы

  • www.russiatourism.ru Федерального агентства по туризму
  • www.tonkosti.ru Электронная туристическая энциклопедия
  • www.turprofi.ru Портал для турагента
  • www.strana.ru Портал видеоматериалов по регионам России
  • www.tourlib.ru Туристская библиотека
  • www.ostranah.ru  Всё о туризме
  • www.rostur.ru Портал о Российском туризме
  • www.sankurtur.ru Информационный портал по курортам
  • Вебинары и семинары туроператоров, рекламные видеоролики объектов размещения

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  

    ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды

формируемых ПК и ОК

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • выявлять и оценивать рекреационные ресурсы различных территорий;
  • анализировать курортологический потенциал регионов и степень его использования;
  • характеризовать природные лечебные факторы различных курортных регионов России и зарубежных стран;
  • предоставлять рекомендации по  использованию рекреационных ресурсов в туристской деятельности;
  • формировать турпродукт с учетом туристско-рекреационного потенциала территории и новых оздоровительных технологий;
  • подбирать лечебно-оздоровительные учреждения в зависимости от диагноза и туристско-рекреационных потребностей клиента;
  • анализировать проблемы использования, пути преодоления дефицита рекреационных ресурсов дестинации;
  • систематизировать туристские ресурсы региона, составлять баз данных туристско-рекреационного потенциала территории;
  • определять функциональности территорий на основе комплексной оценки туристских ресурсов.

ОК 1-9

ПК 1.1.

ПК 1.2.

ПК 2.2

ПК 2.4.

ПК 2.5.

ПК 3.1.

ПК 3.2.

ПК 3.4.

ПК 4.1.

ПК 5.5.

Формы:

  • опрос-собеседование
  • контрольные тесты
  • внеаудиторные самостоятельные работы
  • создание презентаций
  • практические занятия

Методы:

  • индивидуальная работа
  • защита самостоятельных работ
  • исследования
  • семинар
  • круглый стол

Оценка:  обоснованно,   грамотно и профессионально выявляет, оценивает, анализирует и характеризует рекреационные ресурсы, их применение, самостоятельно формирует турпродукт с учетом туристско-рекреационного потенциала территории, эффективно подбирает  лечебно-оздоровительные учреждения в зависимости от диагноза и туристско-рекреационных потребностей клиента

Знания:

  • классификации рекреационных ресурсов различных территорий;
  • основных понятий рекреационного ресурсоведения, регионального природопользования и курортологии;
  • биоклиматический потенциал и зонирование территорий,
  • современные методы оценки состояния и использования природных и бальнеологических лечебных ресурсов, их качественные и количественные параметры;
  • систему государственного регулирования курортного дела и охрану природных курортных факторов;
  • географию, классификацию и современные тенденции в развитии российских и зарубежных курортов;
  • состояние инфраструктуры и  перспективы развития санаторно-курортной отрасли России;
  • принципы и параметры организации санаторно-курортного лечения в условиях рекреационных учреждений;
  • разновидности лечебных и рекреационных услуг, предлагаемых в санаторно-курортной практике

ОК 1-9

ПК 1.1.

ПК 1.2.

ПК 2.2

ПК 2.4.

ПК 2.5.

ПК 3.1.

ПК 3.2.

ПК 3.4.

ПК 4.1.

ПК 5.5.

Формы:

  • опрос-собеседование
  • контрольные тесты
  • внеаудиторные самостоятельные работы
  • создание презентаций
  • практические занятия

Методы:

  • индивидуальная работа
  • защита самостоятельных работ
  • семинар
  • круглый стол

Оценка:  безошибочно, обоснованно,   грамотно определяет классификацию рекреационных ресурсов и курортов, основные понятия рекреационного ресурсоведения, регионального природопользования и курортологии,  систему государственного регулирования курортного дела и охрану природных курортных факторов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО МДК 03.02 «МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ» для студентов обучающихся по специальности 43.02.10 «Туризм»

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО  МДК 03.02 «МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ» для студентов обучающихся по специальности 43.02.10 «Туризм»...

РУП Законодательная база ОП.05 угл. 4 курс Туризм (углублённая подготовка)

РУП Законодательная база ОП.05 угл. 4 курс Туризм (углублённая подготовка)...

Цифровые Образовательные ресурсы (ЦОР). Презентация. Тема 1.1.Понятие, цели, функции рекламы. МДК 07.01. Выполнение работ по профессии Агент рекламный (специальность 43.02.10. Туризм, 2 курс)

Данная презентация является мультимедийным сопровождением лекционного материала по Теме 1.1. Понятие, цели, функции рекламы...

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор"  Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиде...

Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)...

Курс Туризм

Лекции, презентации, тесты...