Статья - использование технологий и методик личностно-ориентированного обучения.
статья

Голованова Валентина Леонидовна

В настоящее время актуальна проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных, стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность.

     Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучающегося, ее самобытность, самоценность. Образовательный процесс должен не только учитывать способности и возможности студентов, но и опираясь на них максимально способствовать развитию личности. Личностно-ориентированное обучение ориентируется на ранее приобретенный опыт, особенности психического склада личности, особенности характера.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

Использование технологий и методик

личностно-ориентированного обучения

 на уроках учебной практики по профессии

 «Повар, кондитер»

(в лаборатории учебного заведения)

Подготовила мастер производственного обучения

По профессии «Повар, кондитер»

                                                                                                                               Голованова В.Л.

Согласовано назаседании Методической комиссии

профессионального цикла

Председатель МК ______________/ Кугаро И.В./                                  

    Использование технологий и методик личностно-ориентированного обучения.

      В настоящее время актуальна проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных, стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность.

     Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучающегося, ее самобытность, самоценность. Образовательный процесс должен не только учитывать способности и возможности студентов, но и опираясь на них максимально способствовать развитию личности. Личностно-ориентированное обучение ориентируется на ранее приобретенный опыт, особенности психического склада личности, особенности характера.

В своей работе я использую технологию и методики личностно-ориентированного обучения, что выражается в следующих действиях :

- на учебном занятии происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности;

- деятельность студентов ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, самоконтроль, самооценка);

- создаются условия для повышения степени самостоятельности в учебной деятельности;

- внимание уделяется развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями;

- применяются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности;

- создаётся атмосфера заинтересованности у каждого студента, в результатах своей работы;

- большое внимание уделяется проблеме активизации познавательной, мыслительной, профессиональной деятельности;

- используется дидактический материал, позволяющий студентам выбирать виды и формы учебного материала;

В учебной деятельности я. реализует избирательную активность студентов, что проявляется в выборе:

  • Содержания, видов и форм предметного материала;
  • Рациональных приёмов выполнения учебных действий и гибким их использованием.

Это обеспечивает быстроту, лёгкость, прочность, продуктивность усвоения, формирует у студентов ответственность, потребность в поиске смысла творчества, в личностно значимой деятельности.

В процессе занятий я предоставляю обучающимся свободу творческой направленности в решении поставленных задач. Предоставление свободы выбора способствует:

  • Формированию профессиональной готовности владеть системой знаний и умений, творчески их использовать в профессиональной деятельности и самообразовании;
  • Квалифицированно и независимо решать профессиональные задачи;
  • Самостоятельно формулировать проблему, выбирать способы и средства для её решения;
  • Самостоятельно строить и корректировать свою профессиональную деятельность;
  • Ориентироваться в многообразии источников деятельности и выбирать наиболее эффективные.

     Дополнительная дифференцированная работа с различными категориями, обучающихся :

     В своей работе со студентами я стараюсь организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

    Основная задача: увидеть индивидуальность студента и сохранить ее, помочь поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

    На мой взгляд, необходимо создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех студентов, максимально учитывая индивидуальные особенности.

Каждый студент должен получать задания с учетом его возможностей, то есть необходимо дифференцировать студентов по уровню их подготовки, стимулировать их, которым хорошо даются уроки спец дисциплин, поддерживать тех, у кого возникают трудности. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение».

     Для достижения цели: Использование личностного подхода в работе со студентами, обеспечение положительного эмоционального состояния обучающихся , в учебном процессе.

    Уровневую дифференциацию можно организовать на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении, при контроле

3 уровень - обучающиеся с высоким темпом в обучении, которые могут самостоятельно находить решение типовых или усложнённых задач, способов решения.

2 уровень - обучающиеся со средним темпом в обучении, которые могут находить решения, опираясь на указания преподавателя.

1 уровень - обучающиеся с низким темпом в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях.

     Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития студентов и способствует более качественному их обучению, росту успеваемости группы в целом и каждого студента в отдельности.

     Благодаря многообразию заданий, стимулирующих познавательную деятельность, я добиваюсь повышения активности учащихся в учебном процессе.

    Студенты получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.

    Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития студентов и способствует более качественному их обучению.

   Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока производственного обучения.

  Сопровождая уроки различными формами, методами и способами подачи материала мы тем самым повышаем его привлекательность.

Внедренные элементы дифференцированного и индивидуального подхода активизируют стремление к знаниям. Студенты чувствуют себя ответственными, приучаются к самоорганизации учебного труда. Самое главное - вызвать у студента интерес к предмету и пробудить желание заниматься в дальнейшем.

  Обучаемые мной студенты обладают высокой активностью и уровнем познавательной мотивации, проявляют интерес к содержанию обучения; имеют положительную самооценку, что подтверждается их активным участием в учебно-воспитательных мероприятиях - в проектной творческой деятельности, в культурных мероприятиях и в олимпиадах, в региональных, областных конкурсах .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Образовательные технологии.Основы Дальтон-технологии как личностно-ориентированной. Реализация технологии в моей практике."

В этой статье сформулированы основные положения Дальтон-технологии, показаны примеры использования её элементов на уроках русского языка и литературы...

Практическое использование личностно-ориентированного подхода в обучении

В данной статье рассматривается один из самых действенных подходов в обучении студентов английскому языку – личностно-ориентированный, а практическая составляющая данной работы позволяет наглядно убед...

Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе

Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...

Личностно-ориентированные технологии обучения Обучение в сотрудничестве

На занятиях физической культуре, тренировках, особенно в условиях соревновательной деятельности учащиеся переносят больше моральные и физические нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, преодоления соп...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ТЕХНИКУМЕ

Интерактивное обучение - это, прежде всего, активное диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Однако, в современном образовательном процессе преобладает пассивная форма обуч...

Методика проведения обобщающего урока с использованием личностно-ориентированного подхода к обучению

Задачи урока:          Научиться распознавать фразеологические обороты в текстах.Закрепить навык самостоятельной поисковой деятельности.Отрабатывать ...