МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
методическая разработка

Груздева Анна Анатольевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 курса специальности: 38.02.04 Коммерция (по отраслям)/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.ukazaniya_po_russkomu_yazyku.docx50.32 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1 курса

специальности:

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

2014 г.


ПЕРЕЧЕНЬ

практических занятий

по  учебной дисциплине

ОДБ.01 Русский язык

п/п

Название лабораторной работы/практического занятия

(из рабочей программы (РП))

Количество

часов

1.

Правописание приставок.

2

2.

Правописание не с разными частями речи.

2

3.

Правописание сложных слов и наречий.

2

4.

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных.

2

5.

Официально-деловой стиль. Создание документов.

2

6.

Анализ художественного текста.

2

Преподаватель

(А.А. Груздева)

(подпись)

(имя, отчество, фамилия)

« ______ » ___________________  201     г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические указания по дисциплине ОДБ.01 Русский язык составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Практические задания предназначены для организации работы, подтверждающей практическое овладение нормами современного русского языка, ориентированы на аналитическую и практическую работу с текстом, совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повышение общей речевой культуры, формирование учебных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки по освоению ППССЗ и формированию общих компетенций (ОК):

ОК1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК2: организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем;

ОК3: анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы;

ОК4: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК5: использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК6 : работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК7: готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние;

ОК8: исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Выполненная работа должна быть представлена в виде упражнений по заданной теме.

Результат выполнения практических заданий оценивается по пятибалльной системе.

Критериями оценки служат:

  • правильность выполнения;

  • наличие необходимых графических обозначений;

  • наличие орфографических и пунктуационных ошибок;

  • объем выполненной работы;

  • аккуратность оформления работы, наличие исправлений.

  • данных методических указаниях приведено 6 практических занятий.

Каждое практическое занятие содержит цель, методическое руководство к выполнению, перечень оснащения работы, содержание работы, задания для студентов.


ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Подготовка к практическим занятиям заключатся в самостоятельном изучении студентом теории по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой.

Выполнение заданий производится индивидуально в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к практическим занятиям.

Отчет по практическому занятию каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по его оформлению. Отчет выполняется в отдельной тетради, сдается преподавателю по окончании занятия.

Защита проводится путем выполнения зачетного задания. Практическая работа считается выполненной, если она соответствует критериям, указанным в пояснительной записке данных методических рекомендаций.

Если студент имеет пропуски практических занятий по уважительной или неуважительной причине, то выполняет их во время консультаций, отведенных группе по данной дисциплине.

ОПИСАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА СТУДЕНТА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ:

  • тетрадь для практических работ;

  • учебник русского языка;

  • необходимые схемы, таблицы;

  • задания для выполнения.

5


Практическая работа № 1

Тема: Правописание приставок

Цель работы: совершенствовать орфографическую грамотность студентов, формировать практическое умение правильно писать приставки на –з/-с и приставки пре-/при-.

Ход работы

  1. Повторение правил правописания приставок:

  • в приставках на -з/-с согласная з пишется перед звонкой согласной корня, согласная с –

 перед глухой согласной корня;

  • приставка пре- может быть близка по значению приставке пере- или слову «очень»,

приставка при-  может обозначать приближение, присоединение, близость, неполноту

действия.

  1. Составление алгоритма действий.

  1. Правописание приставок на -з/-с. - Выделите приставку;

- определите, звонкая или глухая согласная стоит в начале корня слова;

- допишите согласную в приставке; - обозначьте приставку графически.

  1. Правописание приставок пре-/при-.

-Определите значение приставки;

  • допишите гласную в приставке;

  • обозначьте приставку графически. 3. Выполнение упражнений.

Греков В.Ф. Русский язык 10-11 классы.

  1. Упр. 167,165, стр.118.

  1. Упр. 171, 174, 176, стр. 120-123.


Практическая работа №2

Тема: Правописание не с разными частями речи

Цель работы: совершенствовать орфографическую грамотность студентов, формировать практическое умение правильно писать не и ни с разными частями речи.

Ход работы

  1. Работа с таблицей, повторение правил.

Не  пишется

слитно

раздельно

Если слово не употребляется без не: нельзя, необходимый, ненавидеть.

С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями: не читал, не зная, не выполнен.

С существительными, прилагательными, наречиями на  -о, если слово можно заменить синонимом без не: неправда (ложь), неплохой (хороший), недалеко (близко).

С существительными, прилагательными, наречиями на  -о, если есть противопоставление с союзом а: не друг, а враг; не большой, а маленький; не громко, а тихо.

С неопределенными местоимениями и с отрицательными без предлога: несколько, нечто, некого.

С местоимениями, в том числе  отрицательными при наличии у них предлога: не ты, не тот, не у кого, не с кем.

С отрицательными наречиями: негде, некуда.

С существительными, прилагательными, наречиями на  -о, если есть слова далеко, вовсе, отнюдь, нисколько: далеко не единственный, вовсе не обязательно.

С полными причастиями без зависимых слов: непрочитанное письмо, нераспустившийся цветок.

С полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов: не прочитанная, а лишь просмотренная книга; не прочитанная мною книга.

С прилагательными, причастиями, наречиями на –о, если к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества: совсем непродуманное (безрассудное) решение, поступить крайне неосторожно (опрометчиво).

С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме: не рад, не должен;  со словами категории состояния: не надо, не нужно.

В существительных и глаголах с приставкой недо-, обозначающей, что действие совершилось ниже положенной нормы: недоедание, недовыполнить.

Со сравнительной степенью: не старше, не глубже; с числительными: не пять, не первый.

  1. Вписать в таблицу примеры на каждое правило правописания не с разными частями речи.

  1. вариант

Невзрачный, невинный, неизбежный, неустанный, небрежно.

Недоверие (подозрительность), неволя (плен), независимость (самостоятельность), недостаток (изъян).

Он совершил не хороший, а плохой поступок. Идти в гору было не легко, а тяжело.

Мне нисколько не страшно. Ему отнюдь не весело. Это вовсе не нужные сведения.

Не торопясь, не глядя. Не покрашена, не освещен. Не рассказывать, не хотел бы.

Некоторый, некому.

Некогда, незачем.

Недосмотреть, недосолить.

Не они, не в чем.

Не написанное другу письмо; не выученное, а забытое стихотворение.

Неразорвавшийся снаряд, нерастворяющийся осадок.

Совсем непрочитанная книга, вести себя чрезвычайно невоспитанно.

Не нужно просить, не надо забывать.

Не сорок лет, не сотый посетитель; говорить не громче, выглядеть не старше.

  1. вариант

Неряха, невольник, неистово, ненависть, нелепость.

Неприятель (враг), нездоровье (болезнь), невежливость (грубость), невнимательность (рассеянность), несчастье (беда).

Это не правда, а ложь. Комната не большая, а маленькая.

Это далеко не лучший выход. Ничуть не интересная книга. Он мне вовсе не друг.

Не зная, не читая. Не сделано, не прочитан. Не пришел, не годится.

Нечему, нечто.

Негде, некогда.

Недоплатить, недосыпать.

Не те, не о ком.

Не законченная нами работа; не распустившийся, а засохший цветок.

Нескошенная трава, незамерзающая река.

Совершенно неправильное решение, написать крайне неграмотно, Не нужно учить, не надо сердиться.

Не два человека, не третий урок; не крепче моего, не веселее брата.

  1. вариант

Нелепо, невмоготу, нестерпимо, неуклюже, неряшливо.

Невеселый (грустный), неумный (глупый), неплохо (хорошо), немедленно (тотчас), неприветливо (грубо), неправильно (ошибочно).

Здесь нужна не опытность, а знания. Он живет не далеко, а близко.

Это отнюдь не полные данные. Он поступил далеко не скромно. Учиться вовсе не поздно.

Не проверив, не заметив. Не решено, не принят. Не разговаривай, не спать.

Некто, некоторый.

Незачем, негде.

Недорабатывать, недовесить.

Не у кого, не сам.

Не сжатая вовремя рожь; не законченная, а только начатая работа.

Неразобранные книги, непортящиеся продукты.

Весьма неплохой ответ, очень неразумный поступок.

Не нужно расстраиваться, не надо кричать.

Не первый раз, не пять минут; не лучше прежнего, не умнее друга.

  1. Выполнение упражнений. Греков В.Ф. Русский язык 10-11 классы: упражнение 366, 369, стр. 237, 239.


Практическая работа №3

Тема: Правописание сложных слов и наречий

Цель работы: совершенствовать навыки применения правила правописания сложных слов и наречий, порядок действий при решении орфографических задач.

Ход работы

  1. Повторение правил правописания сложных слов и наречий, используя материалы лекции.

  1. Составление алгоритма действий при выполнении упражнений:

  1. Определить, какой частью речи является слово.

  1. Определить способ образования слова.

  1. Вспомнить правило.

  1. Написать слово в соответствии с правилом.

  1. Выполнение упражнений.

Греков В.Ф. Русский язык 10-11 классы:

упр.223, 225, стр. 149, (имя существительное)

упр. 252, 253, стр. 165 (имя прилагательное)

упр. 335, 337, стр. 215 (наречие)

Практическая работа № 4

Тема: Сложноподчиненное предложение

Цель работы: обобщить знания по теме «Сложноподчиненное предложение», отработать умения определять вид придаточного предложения и расставлять знаки препинания в предложениях, части которых соединены подчинительной связью.

Ход работы

  1. Вспомнить особенности сложноподчиненного предложения, отразить их на схеме.

  1. Вспомнить виды придаточных предложений, способы присоединения их к главному предложению.
  2. Заполнить таблицу «Виды придаточных предложений» примерами из упражнений 459, 462 (Греков В.Ф. Русский язык 10-11 классы, стр. 212-213).


Виды придаточных предложений

Вид придаточного

Отвечает

на вопросы

Прикрепляется к главному

Примеры

Союзами

Союзными

словами

Изъяснительное

Косвенных падежей

Что, чтобы, как, как будто, ли

Что, когда, как, куда

Определительное

Какой?

Который, что, где, какой, чей

Обстоятельственные

Где? Как? Куда? Откуда? И т.д.

Придаточные обстоятельственные

Значение

Вопросы от главного

 к придаточному

Средства связи (союзы и союзные слова)

Примеры

Времени

Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго?

Когда, пока, едва, лишь, едва лишь, только лишь, как только, чуть только, раньше чем, прежде чем

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда

Образа

действия

и степени

Как? Каким образом? В какой мере и степени?  

На сколько, будто, что, сколько, чтобы и др.

Условия

При каком условии?

Причины

Почему? Отчего?

Следствия

Что из этого следует?

Так

Цели

Зачем? С какой целью?

Уступки

Несмотря на что?  

Несмотря на то что, хотя, сколько ни, как ни, где ни и др.

Сравнительные

Как?

Словно, как, точно, будто, как будто, подобно тому как, вроде того как, чем … тем и др.

  1. Выполнить задания на карточках.

Вариант 1

Спишите,  расставляя знаки препинания. Укажите        грамматическую основу каждого предложения, определите виды придаточных.

  1. Дорогою свободной иди куда влечет тебя свободный ум. (А. Пушкин) 2) Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлек внимания сторожей. (А. Пушкин)

З) В небольшой комнате которую занимал Нехлюдов стоял старый кожаный диван. (Л. Толстой) 4) Глупцы и люди ограниченные всему верят потому что не могут ничего исследовать. (В. Белинский) 5) Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть все. (М. Лермонтов) 6) Дедушка приказал не будить Танюшу пока сама не проснется. (С. Аксаков) 7) Она мечтала вслух о том какая это будет интересная жизнь. (А. Чехов) 8) Он так исхудал за одну ночь что остались только кожа и кости. (Л. Толстой)

Вариант 2

Спишите,  расставляя знаки препинания. Укажите        грамматическую основу каждого предложения, определите виды придаточных.

  1. Вот мы сидим сиротливо и не знаем куда поплывем. (Н. Гладков) 2) Звезды уже начали бледнеть когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (И.

Тургенев) 3) Солнце зашло за горы хотя было еще светло. (М. Лермонтов) 4) Он читал книгу и останавливался чтобы слушать Агафью Матвеевну. (Л. Толстой) 5) У костра остался проводник который приготовил ужин. (Л. Толстой) 6) Если я вернусь рано мы успеем съездить за город. 7) Он был раздражителен потому что чувствовал себя больным. 8) К концу охоты утки стали подниматься целыми стаями как будто они хотели попрощаться. (Л. Толстой)

Вариант 3

Спишите,        расставляя        знаки        препинания.        Укажите        грамматическую        основу каждого предложения, определите виды придаточных.

  1. Когда восходит луна ночь становится бледной и темной. (А. Чехов) 2) Широкие тени ходят по равнине как ходят облачка по небу. (А. Чехов) 3) В непонятной дали если долго всматриваться в нее высятся и громоздятся туманные причудливые образы.

(А. Чехов) 4) Душа дает отклик прекрасной суровой родине так что хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. (А. Чехов) 5) Вечером мы были на туристической базе которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка. 6) Недавно я узнал что Печорин умер возвращаясь из Персии. (М. Лермонтов) 7) Путешественники шли вперед хотя сильно устали. 8) Куда пошла река, там и русло будет. (Посл.)

Вариант 4

Спишите,        расставляя        знаки        препинания.        Укажите        грамматическую        основу каждого предложения, определите виды придаточных.

  1. Если прислушаться хорошенько непременно услышишь приход весны. 2) В гранитных берегах озер стоит налитая до краев белая вода будто огромные куски фольги впаяны в камень. (К. Паустовский) 3) Земля набухала от дождевой влаги и млела под ярким солнцем когда ветер раздвигал облака. (М. Шолохов) 4) Игру которой мы увлеклись пришлось закончить из-за наступления темноты. 5) Морозный воздух так обжигал что трудно было дышать. (Н. Никитин) 6) Быстро чтобы орлы не проведали об укрытом олене я поспешил к Лувену. (М. Пришвин) 7) Затем она стала расспрашивать меня где я теперь работаю. (А. Чехов) 8) Он сейчас же уснул так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.


Практическая работа № 5

Тема: Официально-деловой стиль. Создание текстов официально-делового

характера

Цель работы: совершенствовать умения создавать тексты официально-делового характера в соответствии с требованиями к оформлению документов.

Ход работы

  1. Повторение особенностей официально-делового стиля, определение функции и назначения текстов официально-делового характера.

  1. Составление плана, отражающего общие стилевые черты.

  1. Знакомство с образцами документов, выявление в них признаков официально-делового стиля.
  2. Самостоятельное создание вариантов заявления, автобиографии.

Образцы документов.

Заявление.

Директору ГОУ СПО ЯО

И.И. Петрову

студента группы ТР-2

Иванова И.П.

заявление.

Прошу освободить меня от учебных занятий 20 марта 4015 г. по семейным обстоятельствам.

18.03.2014 г.        Иванов

Расписка.

Я, Петрова Мария Ивановна, 20.05.1972 года рождения, проживающая по адресу: г. Ярославль, ул. Лисицына, д.2, кв.5, получила от Ивановой Ирины Сергеевны, 3.02.1980 года рождения, проживающей по адресу: г. Тутаев, ул. Некрасова, д.1, деньги в сумме 50000 (пятьдесят тысяч) рублей в счет уплаты долга.

20.02.2012 г.        Петрова

Автобиография.

Я, Ковалева Ольга Борисовна, родилась 14 марта 1968 года в г. Москве, в семье служащих.

Отец, Ковалев Борис Семенович, - бухгалтер завода «Спецстанок».

Мать, Ковалева Мария Васильевна, - инженер завода «Спецстанок».

В 1975 году поступила в среднюю школу № 238 Кировского района

г. Москвы. В 1985 г. окончила эту школу с серебряной медалью. В этом же году поступила в МОПИ им. Н.К. Крупской на факультет дошкольного образования. В 1990 г. окончила институт и получила распределение на работу в ясли-сад № 415 г. Москвы, где работаю по настоящее время в должности методиста дошкольного воспитания.

12 июня 2001 г.        О.Б. Ковалев

Доверенность.

Я, Смирнова Мария Дмитриевна, доверяю получить причитающуюся мне заработную плату за сентябрь 2000 г. в размере 2500 (две тысячи пятьсот) рублей инженеру-лаборанту Петрову Дмитрию Сергеевичу.

Секретарь        М.И. Антипина.


Практическая работа № 6

Тема: Анализ художественного текста

Цель работы: совершенствовать навыки анализа художественного текста, умение определять роль языковых средств в раскрытии темы, идеи, основных особенностей текста художественного произведения.

Ход работы

  1. Определить назначение и функцию художественного стиля.

  1. Записать в виде плана основные особенности данного стиля.

  1. Проанализировать художественный текст в соответствии с предложенным планом.

План комплексного анализа текста художественного произведения

  1. Определите тему, основную мысль текста.

  1. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия.

  1. Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение.

  1. Укажите средства художественной изобразительности.

  1. Определите, к какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится текст.
  2. Определите,   какую   связь   между  предложениями   использует   автор   (цепную,

параллельную, их сочетание).

  1. Найдите в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение.
  2. Найдите стилистически окрашенные слова. Какова их роль в тексте?

  1. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы,

фразеологизмы. Объясните их значение.

  1. Проанализируйте эмоциональную окраску предложений.

  1. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.

  1. Выделите ключевые слова (словосочетания), составьте план.

Текст

  • Береги-и! – завопил кто-то отчаянным голосом на весь лес. «А, береги!» - мелькнёт в голове опьяняющая мысль.

Гикнешь на лошадь и, как сорвавшийся с цепи, помчишься по лесу, уже ничего не разбирая по пути. Только деревья мелькают перед глазами да лепит в лицо грязью из-под копыт лошади. Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пёструю, растянувшуюся по землестаю собак и ещё сильнее наддашь «киргиза» наперерез зверю – по зеленям, взмётам и жнивьям, пока, наконец, не перевалишься в другой остров и не скроется из глаз стая вместе со своим бешеным лаем и стоном. Тогда, весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь вспенённую, хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. Вдали замирают крики охотников и лай собак, а вокруг тебя – мёртвая тишина. Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажется, что ты попал в какие-то заповедные чертоги. Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою. И сырость от оврагов становится всё ощутимее, в лесу холоднеет и темнеет… пора на ночёвку. Но собрать собак после охоты трудно. Долго и безнадёжно-тоскливо звенят рога в лесу, долго слышатся крики, брань и визг собак…. Наконец, уже совсем в темноте, вваливается ватага охотников в усадьбу какого-нибудь почти незнакомого холостяка-помещика.

(И. Бунин «Антоновские яблоки».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим работам по русскому языку и литературе

В методических указаниях чётко сформулирована тема, порядок выполлнения, представлены задания, рекомнедуемые для контроля знаний после проведения практической работы. Целью данного методического пособ...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи

Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ дисциплины Русский язык для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Методические указания для студентов по выполнению практических занятий дисциплины Русский язык для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений являются частью основной проф...

Методическая разработка мероприятия Факультативное занятие по русскому языку (раздел «Историческая грамматика») с презентацией по теме «Употребление старославянизмов в современном русском языке»

Данное факультативное занятие познакомит ребят с истоками и возникновением русского языка. Занятие позволит расширить знания учащихся о древнерусском языке, реформах азбуки, позволит понятт, как старо...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи для специальности 38.02.02 Страховое дело (имущественное)

Данная разработка содержит материал для проведения практических работ по русскому языку и культуре речи: инструкционные карты, перечень тем практических работ, пояснительную записку....

Методические указания для практических занятий по учебной дисциплине "Русский язык"

Указания содержат задания для самостоятельного выполнения обучающимися на практических занятиях.Данные методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык» ор...

Методические рекомендации по выполнению практических заданий по русскому языку

Методические рекомендации по выполнению практических заданий по русскогму языку...