Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета Профессий"
рабочая программа

       В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка должны совпадать с требованиями профессии. К сожалению, у большинства современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность, как она формируется, представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии. Профессиональный выбор приходится на старший подростковый возраст – период становления нового уровня развития самосознания, выработки собственного мировоззрения, определения позиции в жизни. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии. В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, склонности), что он есть (интеллект, личностные и физические свойства), что он может (возможности и способности), что от него хочет общество, и что он ждет от общества. Учитывая возрастные особенности подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработана краткосрочная программа “Планета Профессий”, которая предлагает учащимся помочь правильно решить проблему профессионального выбора, сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему дальнейшего выбора.

Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они выберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией. Таким образом, профориентационная работа с детьми школьного возраста — это также вклад в решение острых социальных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профориентационная помощь детям472.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка:

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Планета Профессий» имеет естественнонаучную направленность, составлена в соответствии с приказом о создании структурного подразделения центра «Точка роста» естественно-научной и технологической направленностей на базе МОУ-СОШ №1 г. Красный Кут от 31.08.2022 г. Приказ № 103/1 и положения о создании программ дополнительного образования МОУ-СОШ № 1.

Программа рассчитана 9 часов по 3 часа в неделю.

       В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка должны совпадать с требованиями профессии. К сожалению, у большинства современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность, как она формируется, представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии. Профессиональный выбор приходится на старший подростковый возраст – период становления нового уровня развития самосознания, выработки собственного мировоззрения, определения позиции в жизни. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии. В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, склонности), что он есть (интеллект, личностные и физические свойства), что он может (возможности и способности), что от него хочет общество, и что он ждет от общества. Учитывая возрастные особенности подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработана краткосрочная программа “Планета Профессий”, которая предлагает учащимся помочь правильно решить проблему профессионального выбора, сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему дальнейшего выбора.

Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они выберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией. Таким образом, профориентационная работа с детьми школьного возраста — это также вклад в решение острых социальных проблем.

Цель:

Актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессий.

Задачи:

- ознакомить со спецификой профессий, новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- повысить уровень психологической компетенции обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

- обобщить у обучающихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

- развивать представление о народном хозяйстве и потребности к трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

Планируемые результаты освоения курса.

Обучащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Обучащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Обучащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Изучение курса предполагает активное участие обучающихся в подготовке и проведении занятий. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, ребята соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения: ознакомиться с группой профессий, содержанием, характером и условиями труда. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии. Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах: трудовое задание, творческие задания исследовательского характера (проект, реферат).

                                                  Содержание курса:

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

Внутренний мир человека и возможности его познания.

1

2

3

2.

Многообразие мира профессий 

1

2

3

3.

Моя профессиональная карьера 

1

2

3

Итого:

3

6

9

  1. Вводное занятие.

        Внутренний мир человека и возможности его познания.

Цели и задачи программы. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Технология. Твоя профессиональная карьера».

Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.

Методы изучения личности.

Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.

  1. Многообразие мира профессий.

Труд в жизни человека и общества.

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Анализ профессий. Основные признаки профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».

Практическая работа: Конкурс «Угадай профессию».

  1. Моя профессиональная карьера.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».

Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.

Тест «Я и моя профессия» (Резапкиной Г.В.)

Ты учишься в выпускном классе. Самое время задуматься о своём будущем. Если ты уже выбрал профессию, у тебя есть возможность проверить свой выбор.

Прочитай эти вопросы и выбери не больше двух вариантов ответа. Рядом с каждым ответом стоит его «балл». Подсчитай количество своих баллов.

  1. Выбрал (а) ли ты свою профессию?

А) да (+2)

Б) нет (-2)

2. Почему именно эту профессию?

А) не будет проблем с трудоустройством (+2)

Б)  высокая зарплата (-2)

В)  престижно (-2)

Г) мне это интересно (+2)

3.Если не выбрал(а), то почему?                                                                                                    А) плохо знаю мир профессий (-2)                                                                                                   Б) плохо знаю свои возможности (-2)

  В) не могу выбрать из нескольких вариантов (0)

  Г) не знаю, как выбирать профессию (-2)

  1. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

  А) предмет, содержание, условия труда (+2)

  Б) профессионально важные качества (+2)

  В) где можно получить эту профессию (+2)

  Г) спрос на эту профессию (+2)

  Д) ничего (-2)

Если у тебя получилось 8-10 баллов, ты имеешь четкое представление о своей будущей профессиональной карьере. Если тебе и нужна помощь профконсультанта, то лишь для того, чтобы подтвердить свой выбор. От 4 до 6 баллов - выбор профессии для тебя -вполне решаемая задача. И решить ее помогут знания о себе и о мире профессий. В случае сомнений лучше обратиться к профконсультанту.

От -2 до +2 - ты испытываешь затруднения в выборе профессии. Возможно, в настоящий момент это не самая главная для тебя проблема. Но решить ее лучше сейчас, пока еще есть время. 

Меньше -2 баллов - без комментариев.

Анкета для обучающихся (проводится по завершению программы) 

     1.  Выбрал ли ты профиль обучения? Если «да», то какой?

  1. Назови предметы, необходимые тебе для углубленного изучения по этому профилю
  2. Какой профессии хочешь обучаться после школы?
  3. Твои планы после окончания школы (куда поступать: название учебного заведения, факультет)
  4. Полезны ли для тебя были занятия программы «Планета Профессий»?

     6. Твои предложения, пожелания педагогу ведущему занятия.

                           

                                               Форма аттестации:

Время проведения

Форма проведения

Формы мониторинга

                                    Начальная и входная диагностика

По факту зачисления в объединение

Стартовая психологическая

диагностика для выявления

индивидуально-психологических

особенностей учащихся, их

знаний и направленности

личности

Беседа, опрос,

тестирование,

наблюдение.

                                                     Текущий контроль

В течение всего периода обучения

Определение степени

эффективности коррекционных

мероприятий. Повышение

ответственности и

заинтересованности в обучении.

Педагогическое

наблюдение, опрос.

                                                     Итоговый контроль

В конце периода обучения

Определение степени

эффективности проведенных

коррекционных тренингов и

консультаций

Педагогическое

наблюдение, опрос,

анкетирование.

Список литературы для педагогов:

  1. Г.В. Резапкина «Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов». М.: Генезис, 2004. – 48 с.
  2. Е.М. Старобина «Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2003. – 120 с.
  3. Игры – обучение, тренинг, досуг... (под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая школа/1994.- 368 с.
  4. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
  5. Пилюгина, Е. И. Актуальность профориентационной работы в

образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова.

—// Молодой ученый. — 2017 — № 15 (149). — С. 619-623. —

URL: https://moluch.ru/archive/149/42233

  1. Марченко, Л.М. Профессиональная ориентация – новые точки

роста и развития / Л.М. Марченко // Образование Ямала. – 2019

- № 19 – URL: https://yamal-obr.ru/articles/professionalnaya-

orientatsiya-novie-toch/

  1. Цыкина, А.А. «Точка роста» как ресурс формирования уобучающихся современных технологических навыков / А.А. Цыкина Первое сентября.

      – 2020 – URL: https://urok.1sept.ru/articles/682740/

Список литературы для детей:

  1. М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко «Дорога в будущее» самоучитель для начинающих.
  2. Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН, 2002 год. – 16 с.
  3. Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.
  4. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 1990.
  5. Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. сш. – М., 1991 г.
  6. Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. – М., 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»

Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА»

Предмет робототехники  это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.Возникнув на основе кибернетики и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Поваренок» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-культурной направленности «Поваренок»

Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению- учебно-познавательная, по форме реализации- кр...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"

Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности

Особенностью предложенного материала программ является то, что все объекты природы представлены в ней как ценность, а гуманное отношение к живому - принцип поведения каждого воспитанного человека....

Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Город мастеров» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ по компетенции «Технологии моды»

Рабочая программа по компетенции «Технологии моды»  является учебно-познавательной; по форме организации –групповой; по времени реализации – краткосрочной. Основывается на...

Рабочая программа практического курса занятий по компетенции «Управление железнодорожным транспортом». Приложение 3 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Профориентационная смена «Город мастеров»

Рабочая программа по компетенции «Управление железнодорожнымтранспортом» (далее – программа) является учебно-познавательной; по формеорганизации – групповой; по времени реализа...