Методические указания для проведения практических занятий
методическая разработка на тему

Томашонок Ирина Викторовна

Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине "Маркетинг" для специальности 080108 "Банковское дело"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pz_b3_marketing.docx95.07 КБ

Предварительный просмотр:

F:\ОБОИ\logo.png                                  ГБОУ СПО МКУНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ  ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине   «Маркетинг»

Специальность 080108 «Банковское дело»

МОСКВА

ОДОБРЕНЫ  

предметной цикловой комиссией

№ 8«Экономика и банковское дело»

Составлена в соответствии

с Государственными требованиями

к минимуму содержания

и уровню подготовки выпускника

по специальности 080108

«Банковское дело»

Протокол № ___

от "___" _______________ 20__ г.

Председатель ПЦК

 

________________  (М.В. Фролова)

 

Утверждена Методическим Советом ГБОУ СПО МКУНТ

Протокол № _____

от "___" _________________ 20__ г.

Председатель Методического Совета

_________________    (М.А. Шамина )

Автор:  

 Томашонок И.В.,

преподаватель

экономических дисциплин

ГБОУ СПО МКУНТ

 

Рецензент:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

2

СОДЕРЖАНИЕ

№ темы

Тематика занятий

Пояснительная записка

1.2

Виды спроса и маркетинговые действия

2.2

Определение ориентации организации на конкретный целевой рынок

2.4

Проведение сегментирования рынка для одного из продуктов, предлагаемых на рынке условной организацией

2.5

Оценка конкурентоспособности продукта

2.7

Элементы системы продвижения в маркетинге

2.11

Оценка спроса (расчет показателей - характеристик спроса)

2.12

Оценка предложения (расчет показателей - характеристик предложения)

2.15

Элементы системы продвижения в маркетинге

2.16

Анализ эффективности рекламных объявлений

2.18

Методы сбора и анализа информации

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Методические указания для проведения практических занятий по учебной дисциплине «Маркетинг» предназначены для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080108 «Банковское дело» и является единой для всех форм обучения. Методические указания являются одним из основных документов комплексного методического обеспечения по дисциплине.

     Целью практических занятий по данной дисциплине является закрепление и систематизация теоретических знаний.

    В результате изучения данной дисциплины студент должен:

    - понимать значение современных методов предпринимательства для по-вышении эффективности производства;

    - иметь представление о проблемах предпринимательства в условиях рынка;

     - знать принципы организации маркетинговых исследований, состав, функции и возможности использования информационных технологий для решения задач эффективного предпринимательства.    

    -  уметь принимать решения по вопросам совершенствования организации маркетинговых исследований.    Изучение программного материала способствует формированию у студентов навыков исчисления прямых и косвенных налоговых платежей, по заполнению налоговых деклараций.

    Успешное овладение данной дисциплиной позволит применить полученные знания на практике, облегчит усвоение следующих специальных дисциплин:

 «Экономика организации (предприятия)», «Менеджмент», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» и др.

    Изучение программного материала способствует формированию у студентов нового экономического мышления и современных методов хозяйствования.

    Освоение дисциплины «Маркетинг» должно подготовить студентов спе-циальности 080108 «Банковское дело» к их будущей работе в организациях.

    Приведенные в методических указаниях тесты и задачи могут быть использованы для разработки заданий на контрольные работы при промежуточной оценке знаний студентов по налоговым учебным дисциплинам.

4

     При выполнении практических работ в обязательном порядке записываются в отдельной тетради номер и наименование выполняемой работы, ответы на контрольные вопросы, выводы или заключения.

    Записи должны вестись четко, аккуратно и только ручкой.

    При выполнении практической работы студенты могут пользоваться необходимыми нормативно-правовыми актами, учебными пособиями и т.п.

5

Практическое занятие № 1

Тема: Виды спроса и маркетинговые действия

    Содержание учебного материала:

        - виды рынков;

        - факторы, определяющие спрос;

        - типы спроса.

    Студент должен:

        - понимать зависимость маркетинговой деятельности от типа рынка и спроса;

        - уметь обосновать роль маркетинга в  обеспечении конкурентных пре-имуществ организации (предприятия).

Вопросы по теме

1. В чем заключается один из основополагающих принципов маркетинга?

2. Какие причины вызвали выделение маркетинга в самостоятельную дисциплину?

3. Объясните, почему в различных определениях маркетинга подчеркивается необходимость удовлетворения нужд и потребностей людей, а не извлечение прибыли?

4. Какие этапы прошёл в своем развитии маркетинг, и какие им присущи характерные особенности?

5. Как вы считаете, используется ли фирмами в нашей стране концепция социально-этического маркетинга? Если да, приведите те примеры, если нет - объясните почему.

6. Что представляет собой инфраструктура маркетинга?

7. В чем основные различия между целями фирмы и целями маркетинга?

8. Назовите основные цели маркетинга в зависимости от состояний спроса.

9. В чем проявляется комплексная системная деятельность маркетинга?

Тесты

    1. К побудительным факторам маркетинга относятся:

        а) социально-экономические и научно-технические факторы;

        б) товар, его цена, методы распространения и стимулирования сбыта товара;

        в) образ жизни и экономическое положение покупателя.

6

    2. Маркетолог, изучая психологию потребителя, прежде всего, должен обратить внимание:

        а) на семейное положение потребителя;

        б) на факторы оказывающие влияние на поведение потребителя;

        в) на то, как потребитель принимает решение о покупке.

    3. Человек обычно удовлетворяет свои потребности в следующей последовательности:

        а) самоутверждение в обществе – карьерные устремления – физиологические потребности;

        б) стремление к духовной близости и любви - повышение материального благополучия – потребность в самосохранении;

        в) физиологические потребности – потребность в самосохранении – самоутверждение в обществе.

    4. Наиболее сильно на поведение покупателя на рынке престижных потребительских товаров влияют:

        а) семейные отношения;

        б) референтные группы;

        в) принадлежность к определённой общественной группе.

    5. Более высокий приоритет из условий закупок на рынке товаров промышленного назначения имеет:

        а) стабильное количество товаров;

        б) цена поставляемых товаров;

        в) доступность товаров.

7

Практическое занятие № 2

Тема: Определение ориентации организации на конкретный целевой рынок.  

    Содержание учебного материала:

        - потенциальный спрос и ресурсы организации;

        - типы стратегической ориентации.

    Студент должен:

        - иметь представление о типах стратегической ориентации организаций в зависимости от целевых рынков;

        - знать сущность понятия целевого рынка и основные факторы, определя-ющие выбор организацией целевых рынков;

        - уметь выделять и анализировать целевые рынки для конкретной органи-зации;

        - понимать значение целевого рынка для комплекса маркетинга и стратегии организации.

 

Вопросы по теме

1. Назовите основные отличительные признаки рынка.

2. Какие основные типы рынков образуют современное рыночное хозяйство?

3. Чем отличаются секторы и сегменты?

4. По каким основным направлениям проводится анализ рынка?

5. Объясните понятие «конъюнктуры рынка» и назовите основные конъюктурообразующие факторы.

6. Какие показатели относятся к показателям конъюнктуры рынка

7. Какие методы обычно используются при разработке конъюнктурных прогнозов?

Тесты

1. Рынком покупателя является:

    а) рынок, на котором спрос на товар при фиксированной цене превышает предложение товара;

    б) рынок, на котором предложении товара при фиксированной цене превышает спрос на него;

8

     в) рынок, которой представляет совокупность существующих и потенциальных покупателей.

 2. К субъектам рынка относятся:

     а) домохозяйства;

     б) предприниматели, индивидуальные и коллективные потребители продукции, государственные и общественные организации как участники сделок на рынке;

     в) политические партии.

  3. Рынок изучается с целью:

     а) удачного вступления в конкурентную борьбу;

     б) использования благоприятно складывающейся конъюнктуры;

     в) разработки тактики поведения фирмы, снижения рисков путем выбора таких рынков, которые будут способствовать достижению коммерческого успеха.

   4. Под конъюнктурой рынка понимается:

     а) сложившиеся на рынке традиции купли-продажи товаров;

     б) современное состояние экономики в целом, отдельной отрасли или конкретного товарного рынка;

     в) определение емкости рынка.

5. К постоянно действующим конъюктурообразующим факторам относятся:

     а) демографическая ситуация;

     б) научно-технический прогресс;

     в) социальные конфликты.

6. К показателям конъюнктуры рынка относятся:

     а) маркетинговая стратегия выхода фирмы на новые рынки;

     б) показатели материального производства;

     в) конкуренты и их стратегии.

7. Часто используемым на практике методом краткосрочного прогнозирования рынков (в первую очередь биржевых, для которых характерны резкие перепады цен) является:

     а) прогноз экспертов;

     б) экономико-математический метод;

     в) механистический-«чартизм».

9

Практическое занятие № 3

Тема:    Проведение сегментирования рынка для одного из продуктов,

предлагаемых на рынке условной организацией.

    Содержание учебного материала:

        - основные факторы сегментации рынка по группам потребителей;

        - особенности применения основных методов сегментации.

    Студент должен:

        - понять значение сегментации рынка и позиционирования продукции для успешной маркетинговой деятельности организации;

        - знать критерии, принципы и технологию сегментирования рынка;

        - уметь проводить сегментацию рынка конкретного типа продукции.

Вопросы по теме

1. Что такие «сегментация рынка» и «сегмент риска»?

2. По каким основным критериям проводят сегментацию потребительского рынка?

3. Каковы основные критерии сегментации рынка товаров промышленного назначения?

4. Назовите основные разновидности поведенческих параметров, используемых при формировании сегментов рынка.

5 Какие подходы используются для определения и удовлетворения выбранного сегмента рынка?

Тесты

1.Сегментациуй рынка называется:

   а) метод оценки потенциала фирмы с точки зрения рынка;

   б) разбивка покупателей или рынка на совокупности лиц со схожими потребностями в отношении товара или услуги, достаточными ресурсами, готовностью и возможностью покупать;

    в) выделение товарных групп, пользующихся наиболее высоким спросом на рынке.

10

2. Наиболее важными критериями для сегментации рынков потребительских товаров являются:

    а) уровень платежеспособного спроса;

    б) географические демографические, психографические и поведенческие критерии;

    в) сложившиеся традиции в потреблении.

3. Под географическим критерием сегментации понимается:

    а) сегментация, построенная по региональному принципу;

    б) разбивка рынка по регионам исходя из климатических различий;

    в) разбивка рынка на разные географические единицы.

4. Наиболее важными критериями для сегментации рынка товаров промышленного назначения являются:

     а )географический критерий, личность руководителя;

     б) величина фирмы-покупателя, уровень развития технологии производства, платежеспособность, деловая репутация, личностные характеристики руководителя;

     в) требования к качеству и техническому уровню выпускаемой продукции.

5. Массовый маркетинг представляет собой:

     а) сбыт товаров массовому потребителю;

     б) массовое производство и сбыт товаров;

     в) массовое производство, массовое распределение и массовое стимулирование сбыта одного и того же товара для всех покупателей сразу.

6. Целевым маркетингом называют:

     а) проведение разграничения между сегментами рынка и разработка для каждого из них комплекса маркетинга;

     б) выбор одного из нескольких сегментов, производство для него соответствующей продукции и разработка комплекса маркетинга в расчете именно на этот сегмент;

     в) договоренность между продавцами о разделе рынка на отдельные сегменты.

7. Дифференцированный маркетинг- это маркетинг, ориентированный:

     а) на производство множества товаров разного качества;

11

     б) на производство разнообразных товаров с разными свойствами, которые привлекательны для двух или более сегментов;

     в) на производство товаров с разными свойствами, в разном оформлении, которые призваны понравиться всем сегментам рынка.

8. Позиционированием товара называют

    а) сравнение и сопоставление на рынке товаров одного вида и определение их позиций на рынке;

    б) действия по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке и разработка соответствующего комплекса маркетинга;

    в) конкурентоспособность товара и степень его внедрения на рынок.

12

Практическое занятие № 4

Тема: Оценка конкурентоспособности продукта.

    Содержание учебного материала:

        - сущность понятия «продукт» в маркетинге;  

        - основные составляющие комплекса «продукт»;

        - методика анализа конкурентоспособности конкретного продукта.

    Студент должен:

        - понять сущность продукта как средства удовлетворения определенной потребности потребителя;

        - знать виды и основные потребительские свойства продукта;

        - уметь анализировать и оценивать конкурентоспособность конкретного продукта.

   

Вопросы по теме

1. Назовите существующие виды конкуренции с позиции маркетинга.

2. В чём заключаются различия между  ценовой и неценовой конкуренцией?

3. В чём заключаются ключевые факторы успеха стратегии конкурентов?

4. В чём заключается моделирование конкурентоспособности?

5. Как проводится оценка нормативных параметров выпускаемой продукции?

6. Как рассчитываются технические и экономические показатели создаваемого изделия и интегральный показатель уровня конкурентоспособности?

Тесты

1. Минимальная  конкуренция для выхода на рынок новой фирмы возможна в условиях:

    а) олигополии;

    б) монополистической конкуренции;

    в) совершенной конкуренции;

2. Конкурентоспособность товара – это:

    а) сравнение товаров, чётко привязанное к рынку и времени продаж;

    б) способность товара превосходить другие товары

    в) возможность сбыта товара на данном рынке.

13

3. Основная особенность  неценовой конкурентоспособности состоит;

    а) в повышении научно-технического уровня производства и расширении возможностей фирмы;

    б) в минимизации сроков поставки товаров;

    в) в улучшении потребительских свойств товара.

4. Ценой потребления является;

    а) цена рынка, по которой покупатель готов приобрести товар;

    б) цена рынка плюс эксплуатационные расходы в период использования;

    в) цена рынка плюс стоимость доставки товара потребителю.

5. Системы управления конкурентоспособностью внедряются:

    а) для улучшения качества продукции;

    б) для достижения минимально возможных издержек производства;

    в) для достижения оптимального соотношения между качеством изделия и его издержками, а также повышения экономичности и оперативности послепродажного обслуживания.

6. Стандарты качества определяются:

    а) только конечным потребителем;

    б) самим производителем;

    в) международными и национальными организациями, частными фирмами, покупателями.

14

Практическое занятие № 5

Тема: Элементы системы продвижения в маркетинге.

    Содержание учебного материала:

        - сущность понятия «продвижение» в маркетинге;

        - цели и содержание деятельности по продвижению продукции;

        - виды продвижения продукции.

    Студент должен:

        - понять различия между видами продвижения;

        - знать основные элементы системы продвижения продукции и виды про-движения;

        - уметь выделять виды продвижения продукции в маркетинговой деятель-ности конкретной организации.  

   

Вопросы по теме

1) Какие задачи решает система маркетинговых коммуникаций?

2) Какие притягательные мотивы используются при разработке рекламного обращения?

3) Какие методы используют фирмы при установлении бюджета на продвижение и в чем их основные особенности?

4) Изложите основные и отрицательные стороны рекламы.

5) Назовите основные методы и средства  стимулирования сбыта.

6) Что представляет собой личная продажа?

7) По каким принципам организуется работа торгового персонала при осуществлении личной продажи?

8) Как осуществляется контроль и оценка эффективности торговых агентов?

9) Какие основные задачи решают специалисты по ПР?

Тесты

1) Продвижение товаров и услуг на рынке представляет собой:

    а) создание запасов изделий и продвижение их от места производства до места назначения;

    б) средство, стимулирующее избыток товаров в сфере торговли;

15

    в) любую форму сообщений, с помощью в которых фирма информирует или убеждает людей, а также напоминает или о своих товаров, услугах, идеях, общественной деятельности, или о влиянии на общества.

2) Реклама – это:

    ) текст в газете о товаре;

    б) форма сбыта товара через объявление средствах массовой информации;

    в) любая оплаченная форма продвижения людей, товаров и услуг определенным рекламодателям.

3) Способность рекламы броско, эффективно представить фирму и ее товар – это:

    а) способность к увещеванию;

    б) экспрессивность;

    в) обезличенность.

4) Бюджет на продвижение методом « исходя из целей и задач» формируется исходя:

    а) из объема текущих продаж;

    б) из затрат конкурентов;

    в) из задач, которые предстоит решить для достижения сформулированных целей.

5) Решающим фактором успеха сбытовой организации является:

    а) стимулирование работы персонала;

    б) высокий профессионализм персонала;

    в) интенсивный сбыт.

6) Торговая фирма непрерывно использует скидки, купоны, удешевленные распродажи своих товаров. Подобные действия могут привести к тому, что образ фирмы:

    а) улучшится;

    б) ухудшится;

    в) не изменится.

16

7) Фирма желает увеличить объем продаж своих товаров в магазине за счет стимулирования импульсивно принимаемых посетителями решение о покупке. Для этого необходимо:

    а) выдавать товар бесплатно каждому 1000-му покупателю;

    б) выдавать купоны на свои товары;

    в) создать привлекательную витрину магазина.

8) Фирма желает обеспечить себе благожелательную известность.

Для этого ей необходимо использовать:

    а) рекламу;

    б) пропаганду;

    в) стимулирование сбыта.

9) Специалист по пропаганде в фирме:

    а) проводит работу с различными контактными аудиториями;

    б) содействует решению задач товарного маркетинга;

    в) привлекает к работе торговых агентов.

17

Практическое занятие № 6

Тема: Оценка спроса (расчет показателей - характеристик спроса).

    Содержание учебного материала:

        -  модель анализа поведения потребителей на рынке;

        -  основные показатели спроса;

        - методы прогнозирования запросов и предпочтений потребителей.

    Студент должен:

        - знать методы анализа и оценки запросов и предпочтений потребителей;

        - уметь прогнозировать будущие нужды и запросы потребителей.

   

Вопросы по теме

1. Чем отличаются друг от друга рынок товаров потребительского спроса и рынок товаров промышленного назначения?

2. Какие факторы постоянно воздействуют на поведение покупателей?

3. Какие факторы относятся к многочисленным характеристикам покупателя и как они влияют на его поведение?

4. Перечислите основные этапы процесса принятия решения о покупке?

5. Какие источники информации использует потенциальный покупатель?

6. Что понимается под кривой спроса?

Тесты

1. К побудительным факторам маркетинга относятся:

    а) социально-экономические и научно-технические факторы;

    б) товар, его цена, методы распространения и стимулирования сбыта товара;

    в) образ жизни и экономическое положение покупателя.

2. Маркетолог, изучая психологию потребителя, прежде всего, должен обратить внимание:

    а) на семейное положение потребителя;

    б) на факторы оказывающие влияние на поведение потребителя;

    в) на то, как потребитель принимает решение о покупке.

18

3. Человек обычно удовлетворяет свои потребности в следующей последовательности:

    а) самоутверждение в обществе – карьерные устремления – физиологические потребности;

    б) стремление к духовной близости и любви - повышение материального благополучия – потребность в самосохранении;

    в) физиологические потребности – потребность в самосохранении – самоутверждение в обществе.

4. Наиболее сильно на поведение покупателя на рынке престижных потребительских товаров влияют:

    а) семейные отношения;

    б) референтные группы;

    в) принадлежность к определённой общественной группе.

5. Более высокий приоритет из условий закупок на рынке товаров промышленного назначения имеет:

    а) стабильное количество товаров;

    б) цена поставляемых товаров;

    в) доступность товаров.

6. Закон спроса предполагает, что:

    а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;

    б) если доходы у потребителя растут, они обычно покупают больше товаров;

    в) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.

7. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо:

    а) потребность;

    б) спрос;

    в) необходимость.

8. Рыночный спрос не испытывает влияния:

    а) доходов потребителей;

    б) цен на взаимосвязанные товары;

    в) цен на ресурсы.

19

Задача

При увеличении цены товара с 5 до 7 спрос на него сократился с 50 до 40. Эластичен ли спрос при цене 5?

    Решение.

    1 способ. Средняя ценовая эластичность спроса равна

КЭ = [(40 - 50) / 50] / [(5 - 7) / 5] = (-0,2) / (-0,4) = 0,5

или

КЭ = [(50 - 40) / 50] / [(7 - 5) / 5] = 0,2 / 0,4 = 0,5 < 1.

    2 способ. Эластичность спроса по цене равна

КЭ = [(Р1 + Р2) × (Q2 - Q1)] / [(Q2 + Q1) × (P2 - P1)] =

= [(5 + 7) Х (40 - 50)] / [(40 + 50) Х (7 - 5)] = 0.67 < 1.

Cпрос неэластичен.

20

Практическое занятие № 7:

Тема:    Оценка предложения (расчет показателей - характеристик предложения).

    Содержание учебного материала:

    Студент должен:

        - знать ценовые и неценовые способы конкуренции;

        - уметь прогнозировать долю рынка.

 

Вопросы по теме

1. Что понимается под кривой предложения?

2. Какие факторы оказывают влияние на предложение?

3. Охарактеризуйте равновесные рыночные цены.

4. Эластичность предложения.

5. Основные показатели предложения.

6. Варианты действий предприятия в области маркетинга.

7. Структура предложения.

 

Задача

 Торговая фирма   закупает товар   по цене 170 руб.  за одно  изделие и продает в количестве 200 штук по цене  250 руб.

Маркетинговый отдел рекомендует понизить на одну неделю цену на 10%.

Рассчитайте, сколько  единиц товара нужно реализовать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне.

Решение

Валовая прибыль при прежних условиях составляет:

(250 - 170) × 200 шт.= 160000 руб.

Новая цена, предлагаемая маркетинговым отделом:

250 × (1- 0,1)=225 руб.

Необходимое к реализации количество единиц товара:

16000/ (225-170)=291 шт.

21

Практическое занятие № 8:

Тема: Элементы системы продвижения в маркетинге.

    Содержание учебного материала:

        - цели и содержание деятельности по продвижению продукции;

        - этапы управления продвижением продукции;

        - основные показатели эффективности продвижения.

    Студент должен:

        - иметь представление об основных показателях эффективности продвижения продукции;

        - знать цели и содержание деятельности по продвижению;

        - уметь  планировать основные действия в области продвижения для кон-кретной организации.

Вопросы по теме

1) Какими возможными путями может воспользоваться фирма при выборе канала распределения?

2) Что представляют собой горизонтальные маркетинговые системы распределения?        

3) Что представляет собой франшиз?

4) Что представляют собой многоканальные маркетинговые системы распределения?

5) Перечислите, из чего складываются основные издержки на товародвижении.

6) Назовите наиболее распространенную классификацию предприятия оптовой торговли.

7) К чему сводиться основные действия маркетологов, связанных с оптовой торговлей?

8) Назовите основные критерии, по которым осуществляют классификацию предприятий розничной торговли.

22

Тесты

1) Канал распределения товаров представляют собой:

    а) путь, по которому движутся товары от производителя к потребителю;

    б) такое перемещение товара от производителя к потребителю, при котором существенно сокращаются время и путь поставки;

    в) способы реализации товаров потребителям через различные оптово-посреднические организации и розничную сеть.

2) Уровень канала распределения определяется:

    а) любым посредником, который выполняет ту или иную работу по приближению товара, передаче права собственности на него, конечному потребителю;

    б)  наличием производителя, посредников и потребителей;

    в) количеством занятых в канале посредников.

3) Вертикальная маркетинговая система – это:

    а) система, состоящая из производителя, оптовика и розничных торговцев;

    б) производитель, розничный торговец и потребитель;

    в) система, в которой один из ее членов является владельцем всех ее кланов или определяет их тесное сотрудничество.

4) Планирование товародвижения - это:

    а) определение основных функций товародвижение, осуществляемых через каналы распределения;

    б) планирование способов физического перемещения товара к местам продажи в точно определенное время и с максимально важным уровнем обслуживания потребителя;

    в) планирование деятельности  всех людей, связанных с перемещением и обменом товаров и услуг и являющихся участниками канала распределение.

5) Наиболее значимые факторы влияющие на выбор каналов товародвижения:

    а) фирма (цели, уровень контроля, объемы сбыта и прибыли);

    б) ресурсы фирмы, гибкость их использования, потребности в сервисе;

    в) потребности (их количество, концентрации, размер средней покупки, потребности часы работы магазинов, ассортимент и помощь торгового  персонала, условия кредита).

23

6) Оптовая торговля это

    а) обобщенный посредник;

    б) деятельность по покупке товаров или услуг с целью их перепродажи или профессионального использования ;

    в) форма связи с производителем, ноне с конечным потребителем.

7) Роль агентов и брокеров в товародвижении:

    а) выполняют функции по обслуживанию товародвижения, но не берут на себя права собственности на товар;

    б) позволяют производителю увеличить сбыт, несмотря на ограниченные ресурсы;

    в) позволяют, не располагая правом собственности на реализуемые товары, увеличивать сбыт, экономить затраты на товародвижение, поскольку обладают подготовленным персоналом.

8) Различие между оптово и розничной торговлей:

    а) оптовик заключает сделки с профессиональным клиентами, а не с конечными потребителями;

    б) объемы оптовых сделок крупнее розничных, а торговля зон больше;

    в) оптовая торговля отличается от розничной  разнообразием выполняемых функций, а также различиями в правовом уложении взимание налогов.

9) Основная функция магазина сниженных цен:

    а) торговля стандартными товарами по более низким ценам;

    б) торговля товарами по сниженным ценам за счет снижения нормы прибыли и увеличения объема сбыта;

    в) временное использование цен со скидкой.

10) Универсам является:

    а) сравнительно крупным торговым предприятием самообслуживания;

    б) торговым предприятием с низким уровне издержек;

    в) сравнительно крупным предприятием самообслуживания с низким уровнем издержек, невысокой степенью удельной доходности и большим объемом продаж, рассчитанным на полное удовлетворение нужд потребителей в продуктах питания, стиральномоющих средствах.

24

Практическое занятие № 9

Тема: Анализ эффективности рекламных объявлений.

Содержание учебного материала:

    - методы анализа эффективности продвижения продукции;

    - способы формирования бюджетов по продвижению;

    - концепция и структура продвижения.

Студент должен:

    - иметь представление о методах анализа эффективности продвижения;

    - знать принципы и методы рекламы и стимулирования сбыта;

    - уметь  разрабатывать медиа-план и план мероприятий по стимулированию сбыта.

Вопросы по теме

1. Что такое реклама?

2. Основные понятия рекламной деятельности.

3. Классификация и формы рекламы.

4. Ответственность за недобросовестную рекламу.

5. Действующее законодательство о рекламе.

6. Принципы и методы рекламы и стимулирования сбыта.

7. План рекламной кампании.

Задача

Рассчитать затраты на рекламу при трехкратной публикации статьи в одном журнале.

Исходные данные:

1. Стоимость одной полосы в журнале – 6 000 $.

2. Затраты на написание рекламной статьи размером ¼ полосы – 200 $.

3. Стоимость размещения такой статьи в одном номере журнала – 1 500 $.

Решение:   1 500 × 3 + 200 = 4 700 $.

25

   

Практическое занятие № 10

Тема: Методы сбора и анализа информации.

Содержание учебного материала:

    - структура и содержание маркетинговой информации;

    - источники маркетинговой информации;

    - методы сбора и анализа информации.

Студент должен:

    - иметь представление о принципах отбора информации, необходимой и достаточной для эффективного управления маркетингом;

    - знать состав, виды и источники информации в системе управления маркетингом;

    - уметь спланировать и организовать сбор и анализ маркетинговой информации для конкретной организации.  

 

Вопросы по теме

1. Что такое «система маркетинговой информации» и для каких целей она используется?

2. Назовите основные элементы системы маркетинговой информации

3. Что такое «система внутрифирменной информации» и ее основное назначение?

4 . Что такое «система внешней текущей информации» и ее основные источники?

5. Что такое «система маркетинговых исследований» и основные этапы исследований?

Тесты

1. Маркетинговые исследования представляют собой:

    а) постановку проблемы исследований, сбор и анализ текущей информации

    б) изучение вторичной информации, анализ поведения потребителей, обобщение полученных результатов

     в) выявление проблем и формулирование целей исследования, отбор источников информации, сбор информации, анализ собранной информации, представление полученных результатов.

26

2. Вторичная информация представляет собой:

     а) публикацию в общественно-политических и специализированных журналах

     б) внутрифирменную информацию

     в) информацию, собранную ранее для других целей, но которая может оказаться полезной для решения данной проблемы

3. Первичная информация представляет собой:

     а) изучение специализированных журналов, отчетов и проспектов различных организаций, поведение опросов клиентов фирмы

     б) анализ отчетов торговых агентов и сотрудников структур сбыта продукции

     в) непосредственное наблюдение за покупателями и посетителями в местах продажи, проведение экспериментов, создание фокус- групп для обсуждения вопросов, относящихся к предмету исследований, проведение опросов о знаниях, убеждениях, предпочтениях лиц, степени их удовлетворенности предлагаемыми товарами.

4. Открытые вопросы при анкетировании:

     а) включают в себя возможные варианты ответов или подсказок

     б) включают в себя шкалы оценок

     в) не содержат никаких подсказок и позволяют отвечать своими словами.

27

Перечень рекомендуемой литературы.

пп

Наименование

Автор

Издательство

1

Маркетинг: Конспект лекций

Михалева Е.П.

М.: Изд. Юрайт

2010. - 222 с.

2

Маркетинговые исследования рынка:

учебник

Лебедева О.А.,

Лыгина Н.И.

М.: ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М.

 2011.-192 с.

3

Основы маркетинга

Котлер Ф. и др.

М.: Прогресс

2003.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по проведению практических занятий ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

...Методические указания для практических занятий по ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружен...

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине "Обществознание".

Данные методические указания предназначены для проведения практических работ студентами среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В работе содержатся тематическое планир...

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине "Право".

Данные методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий студентами среднего професионального образования социально - экономического профиля. В работе содержатся тем...

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине "Экономика".

Данные методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий студентами среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В методической разработк...

Методические указания по проведению практических занятий для специальности 230111 Компьютерные сети (по программе углубленной подготовки) по МДК 01.02. Математический аппарат для построения компьютерных сетей

Методические указания по проведению практических занятий для специальности 230111 Компьютерные сети (по программе углубленной подготовки) по МДК 01.02. Математический аппарат для построения компьютерн...

Методические указания по проведению практических занятий для дисциплины ОП. 05. Базы данных специальность 10.02.01 Организация и технология защиты информации

Методические указания по проведению практических занятий для дисциплины ОП. 05. Базы данных специальность 10.02.01  Организация и технология защиты информации...

Методические указания по проведению практических занятий по ОП. 05. Основы программирования и баз данных для специальности: 230111 Компьютерные сети

Методические указания по проведению практических занятий по ОП. 05. Основы программирования и баз данных для специальности:  230111 Компьютерные  сети...